ЧАО “Киевводоканал” не удалось с первой попытки закупиться топливом сразу на три года вперед. 12 апреля отменить соответствующий тендер на 400 млн гривен пришлось по требованию АМКУ. Причиной послужила досадная ошибка, которую в “Киевводоканале” не заметили: один из участников торгов показал свое ценовое предложение до того, как все участники прошли этап преквалификации. Анекдотичности ситуации добавляет то, что именно этот участник, наиболее вероятно, должен был победить в тендере. 18 апреля 2018 года “Киевводоканал” объявил повторный тендер на закупку топлива с аналогичным техзаданием. Вероятно, за куш поборются дети украинских миллионеров (Виталий Пащенко и Антон Ивахив) и владелец сети АЗС “ОККО” Виталий Антонов.
Как KV стало известно из объявления электронной системы публичных закупок Prozorro, 12 апреля 2018 года ЧАО “АК “Киевводоканал” (*) отменило закупку жидкого топлива по смарт картам на сумму 401,8 млн гривен. Причиной отмены тендера стало решение постоянно действующей административной коллегии Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) от 5 апреля 2018 года.
Согласно этому решению, закупку отменили из-за невозможности устранения обнаруженных нарушений законодательства. Речь идет о том, что, вопреки требованиям Закона “О публичных закупках” (ст. 27 и ст. 28), один из участников торгов – ЧП “ОККО Контракт” (**) – подал в составе тендерного предложения свою цену.
Согласно ст. 10 указанного закона, при условии, если стоимость закупки товара превышает или равна 133 тыс. евро (около 4,25 млн гривен), раскрытие ценовых предложений участников происходит автоматически только в день проведения аукциона. А до торгов идет этап “преквалификации” – когда заказчик должен рассмотреть предложения участников только на соответствие квалификационным требованиям, определив тех, кого можно допустить к аукциону. На этом этапе ни заказчик, ни участники торгов ценовые предложения не должны видеть.
Следовательно, раскрытие цены ЧП “ОККО Контракт” на этапе преквалификации является нарушением установленной процедуры. Более того, если ценовое предложение открыто на этапе преквалификации, система Prozorro автоматически допускает участника к аукциону, независимо от того, соответствует ли он квалификационным требованиям.
В своем решении АМКУ подчеркнуло, что, обнаружив вышеуказанное нарушение, ЧАО “АК “Киевводоканал” должно было отменить тендер, не дожидаясь решения регулятора. Но в тендерном комитете “Киевводоканала” этого делать не стали.
Читайте: Нацполиция расследует мошенничество и взяточничество в “Киевводоканале”
Жалобу на неправомерные действия заказчика в АМКУ подал один из участников закупки – ООО “Нефтерейд ресурс” (***), чье тендерное предложение отклонили из-за “несоответствия квалификационным требованиям”.
Всего заявки на участие в тендере подали три компании: ООО “Нефтетрейд ресурс” (сеть АЗС “WOG”), ЧП “ОККО Контракт” (сеть АЗС “ОККО”) и ООО “Техойл НК” (****) (“Техойл нефтепродукт”). К аукциону допустили только двух последних.
Отметим, что особенности техзадания указанного тендера прочили в победители именно ЧП “ОККО Контракт”. Ведь, согласно техзаданию (ТЗ), среди других видов топлива, подрядчик должен обеспечить выдачу заказчика бензина “PULLS-95” (или эквивалент) и арктического дизтоплива “ДТ-Арк-ЕВРО-5 В0”. Торговое название “PULLS-95” официально принадлежит сети автозаправочных станций ПАО “Концерн Галнафтогаз” (сеть АЗС “ОККО”). Собственно, эта же сеть занимается реализацией и заявленного в тендере дизтоплива “ДТ-Арк-ЕВРО-5 В0”.
Кроме того, одним из обязательных требований “Киевводоканала” является наличие у подрядчика не менее 27 АЗС на территории Киева. При чем, все они должны находиться в радиусе 8 километров от основных пунктов дислокации транспортных средств “Киевводоканала”. Также, необходимым условием является наличие четырех заправок в восьмикилометровой доступности от Печерского района и Харьковского массива, а также – в районах Оболони и Троещины.
KV уже сообщала, что в Украине совсем немного компаний, которые хотя бы частично могли соответствовать таким требованиям. Это “Концерн Галнафтогаз” (сеть АЗС “ОККО”) – 31 АЗС на территории Киева; компания “Континент Нафто Трейд” (сеть “WOG”) – 36 АЗС в Киев; и ФПГ “Приват” (сети АЗС “Укрнафта”, “Укртатнафта”, “Авиас”, “Авиас плюс”, ANP, “Мавекс”, “Мавекс плюс”, Sentosa Oil) – 35 автозаправок в Киеве.
Однако, список участников тендера “Киевводоканала” на закупку топлива показал, что тендер вполне мог быть “прописан” и под ООО “Техойл НК”, которое входит в состав группы “Техойл нефтепродукт”. Согласно данным из открытых источников, группа “Техойл” не имеет собственной сети АЗС, а лишь занимается реализацией нефтепродуктов мелким оптом и по безналичному расчету через партнерские АЗС.
И в своем предложении по тендеру “Киевводоканала” ООО “Техойл НК” предоставило список сети АЗС “Аmic”, с которой у него подписаны партнерские договора. Оказалось, что у “Аmic” в Киеве аккурат 27 АЗС, как того требует ТЗ. При этом, представитель сети АЗС “Аmic” при подготовке предыдущего материала KV по указанному тендеру “Киевводоканала” заявил, что у них в Киеве есть только 24 автозаправки.
Читайте: Киевбензоканал. Столичный монополист хочет купить топлива у АЗС “ОККО” на 402 млн гривен
По данным аналитической системы Youcontrol, компания ООО “Техойл НК” зарегистрирована совсем недавно – 28 июля 2017 года. Ее юридический адрес: Киев, ул. Ярославов Вал. 5. Уставной капитал компании составляет 10 тыс. гривен. Ее руководитель – Александр Сергеенко. Он же значится конечным бенефициаром предприятия.
По этому же юридическому адресу в Киеве числятся компании: “Техойл Трейд”, “Техойл ТМ” и “Техойл ТК”, которые входят в группу “Техойл”. В этой же группе ООО “Техойл ЛТД” и ООО “Техойл Ритейл” (последнее – как минимум, входило в группу до конца марта 2018 года).
Собственником или руководителем большинства этих компаний значится Виталий Пащенко – сын украинского миллионера Владимира Пащенко (на фото первый слева). Что касается ООО “Техойл Ритейл”, то Пащенко там был директором и учредителем до 27 марта 2018 года. Пащенко младший также является другом и партнером по бизнесу в проекте “Электротакси” Антона Ивахива (на фото третий слева) – сына украинского олигарха и народного депутата Украины Степана Ивахива (беспартийный). Последний, к слову, является совладельцем сети АЗС WOG.
Кстати, компании из группы “Техойл” за все время своего существования выиграли государственных тендеров на сумму свыше 3 млрд гривен:
-
ООО “Техойл ТК” – 264 тендера на 637,1 млн гривен;
-
ООО “Техойл НК” – 47 тендеров на 122,6 млн гривен;
-
ООО “Техойл Ритейл” – 675 тендеров на 2,3 млрд гривен.
Тендеры с участием этих компаний неоднократно проходили с очевидными нарушениями. К примеру, в 2015 году “Техойл Ритейл” засветилось в скандальной закупке Департамента благоустройства Киевской горгосадминистрации (КГГА). Тогда департамент приобрел у ООО “Техойл Ритейл” талоны на 32500 литров дизтоплива и 32500 литров бензина А-95 на 1,23 млн. гривен.
Но проверкой Департамента внутреннего финансового контроля и аудита КГГА было выявлено, что подрядчик поставил талонов гораздо меньше, чем было предусмотрено в договоре: недоставало талонов примерно на 14 тыс. литров дизтоплива и 3 тыс. литров бензина. Более того, при проведении указанного тендера конкурсная комиссия Департамента благоустройства КГГА грубо нарушила порядок проведения закупок и собственные квалификационные требования. Ведь, у победителя не было финансовых возможностей (уставный фонд – 1 тыс. гривен), материально-технической базы и запасов топлива, отсутствовал опыт выполнения аналогичных договоров и прочее.
По данным аналитической системы Youcontrol, компания ЧП “ОККО Контракт” зарегистрирована 18 ноября 2008 года. Уставной капитал составляет 5 млн гривен. Руководителем компании является Сергей Стоянский. Учредителем предприятия значится ПАО “Концерн Галнефтегаз”, а конечным бенефициаром – Виталий Антонов (на фото второй слева).
По данным сайта Zакупівлі, за время своей работы ЧП “ОККО Контракт” выиграло 1746 государственных тендеров на общую сумму 1,5 млрд гривен. Больше всего денег компания получила от Министерства обороны Украины – 433,2 млн гривен.
Отметим, что 18 апреля 2018 года ЧАО “АК “Киевводоканал” объявило закупку жидкого топлива по смарт-картам повторно. Ожидаемая стоимость закупки, как и впервый раз, составляет 401,8 млн гривен. Условия технического задания также остались без изменений. Всего подрядчик должен обеспечить поставку 12,037 млн литров бензина и дизеля. Договор о поставке топлива по смарт-картам с подрядчиком ЧАО “АК “Киевводоканал” рассчитывает подписать на 3 года: до 31 декабря 2020 года.
Обжаловать условия закупки можно будет до 15 мая 2018 года, а подать тендерные предложения – до 19 мая. Аукцион запланирован на 25 июня 2018 года.
Вероятно, в этот раз участники не допустят ошибок и подадут документы правильно. Но первая несостоявшаяся попытка провести тендер продемонстрировала, что играть в нем дадут только двум компаниям: из группы “Техойл” и группы “ОККО”. А как участники и заказчик договорились – можно лишь догадываться.
Впрочем, удивляться тут нечему. Например, недавно KV сообщала, что ЧАО “Киевводоканал” менее чем за 2 года передал “своим” подрядчикам без проведения конкурсов 404 млн гривен. А это – четвертая часть от “допороговых” закупок всех столичных КП. Только за март 2018 года “Киевводоканал” умудрился провести “отчетами” 123 закупки на общую сумму около 88 млн гривен.
Читайте: Закупками “Киевводоканала” заинтересовались в антикоррупционной комиссии Киевсовета
Отметим, что главой правления ЧАО “АК “Киевводоканал” с 12 апреля 2016 года является экс-директор Департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА Дмитрий Новицкий (на фото четвертый слева). 5 сентября 2017 года Новицкий также был избран вице-президентом Ассоциации “Укрводоканалэкология”.
* ПАТ “АК “Київводоканал” (код ЄДРПОУ: 03327664)
** ЧП “ОККО Контракт” (код ЄДРПОУ: 36248687)
*** ТОВ “Нафтотрейд ресурс” (код ЄДРПОУ: 33680859)
**** ТОВ “Техойл НК” (код ЄДРПОУ: 41486736)
Фото: коллаж KV