У Киева уже есть Бюджет и Программа экономического и социального развития на 2015 год. Мэр Киева Виталий Кличко назвал главную финансовую смету столицы “не оптимистичной, но взвешенной и сбалансированной”, глава бюджетной комиссии Киевсовета Андрей Странников – “вполне симпатичной”, экс-мэр столицы Александр Омельченко – такой, которая вызывает шок, эксперты и общественность – намерением власти и дальше наживаться на коррупционных схемах.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
Окончательный, подписанный мэром вариант Бюджета и Программы экономического и социального развития Киева на 2015 год еще никто не видел. Но, по всей видимости, столичные депутаты 28 января приняли бюджет Киева на 2015 год с доходной частью 22 млрд 215 млн грн (это на полтора миллиарда меньше прошлогоднего показателя) и расходной – 20 млрд 301 млн 459 тыс. грн. (на 300 миллионов больше прошлогодних плановых расходов).
Профицит (превышение доходов над расходами) в сумме 1,9 млрд грн планируется полностью направить на погашение долговых обязательств Киева. Всего же из столичного бюджета придется в 2015 году потратить на погашение долгов около 10 млрд грн (1,9 млрд грн по облигациям, которые выпускались на покрытие разницы в тарифах, 3,5 млрд грн внутреннего займа и 250 млн долл. по евробондам, выпущенным в 2005 году).
Доходная часть столичного горбюджета состоит из общего фонда в сумме 20,722 млрд грн (в т.ч. субвенция из госбюджета – 8,2 млрд грн) и специального фонда в сумме 1,492 млрд грн.
Представляя бюджет-2015 в сессионном зале, мэр Киева Виталий Кличко отметил, что этот бюджет “не оптимистичный, но он взвешенный и сбалансированный”, а глава бюджетной комиссии Киевсовета Андрей Странников назвал его “вполне симпатичным”.
В итоге за соответствующий проект решения проголосовали 85 депутатов, в основном – члены фракции “УДАР-Солидарность”.
Откуда деньги
Львиную долю предполагаемых доходов столичного бюджета обеспечат горожане. Предусмотрено, что в 2015 году от налога с доходов физлиц в городскую казну поступит 6,586 млрд грн.
Кроме того, 2,332 млрд грн и 106 млн грн планируется получить от оплаты за землю соответственно юридическими и физическими лицами. Тут нужно отметить, что депутаты подняли с 1% до 3% ставку земельного налога для промышленных предприятий столицы, но снизили ставку арендной платы за участки с 8% до 4% для заведений общепита.
Горбюджет также должны будут в 2015 году наполнить 1,3 млрд грн – от оплаты единого налога, 820 млн грн – от налога на прибыль предприятий, 796 млн грн – от акцизного сбора, 112 млн грн – от аренды коммунального имущества, 170 млн грн – от паевого участия застройщиков, 100 млн грн – от приватизации коммунального имущества, 80 млн грн – от экологического налога.
Всего 380 млн грн КГГА будет пытаться получить в 2015 году от продажи земли, 9,8 млн грн – от туристического сбора, 55 млн грн – от парковки, 75 млн грн – от размещения киосков (в 2014 году замдиректора департамента градостроительства и архитектуры и КГГА Андрей Ваврыш обещал собрать с киосков 100 млн грн паевых взносов, а в итоге собрал около 16 млн грн), 126 млн – от размещения рекламы и… лишь 40 млн грн – от деятельности многочисленных коммунальных предприятий (КП), что просто смешно.
При этом, налог на недвижимость для киевлян столичные власти намерены ввести в действие с мая 2016 года. От уплаты этого налога столичные избранники освободили членов семьи героев “Небесной сотни” и участников АТО, а многодетным семьям предоставили льготу – дополнительно 20 кв м необлагаемой налогом площади.
Будут тратить
При всем этом, в КГГА не скрывают своей радости от того, что государство в существенных объемах взяло на себя финансирование столичного образования, медицины и социальных выплат. Да еще, дескать, и оставило часть налогов на местах с тем, чтобы в Киеве, полностью не остановилось строительство новых школ, дорог, ремонт крыш и т.д.
Из госбюджета в этом году, действительно, предусмотрено выделить на сферу образования столицы 2,3 млрд грн, что на 800 млн грн меньше от необходимого объема (недостающие деньги предусмотрены горбюджетом), на здравоохранение бюджетом предусмотрено – 2,97 млрд грн (не хватает 618 млн грн), социальную защиту – 3,68 млрд грн, что на 850 млн грн меньше потребности.
В итоге, согласно утвержденному бюджету Киева на 2015 год (с учетом государственных субвенций), КГГА планирует потратить в этом году: на образование – 3,1 млрд грн, на здравоохранение – 2,8 млрд, на социальную сферу – 3,7 млрд., на ЖКХ – 604,5 млн грн, на культуру – 454,8 млн грн.
На транспортную инфраструктуру выделят 1,7 млрд. грн. Из них на капремонт дорог столицы предусмотрено 120 млн грн.
Содержание городских чиновников горожанам обойдется в 171 млн грн (92 – на Киевсовет и 79 – на КГГА). 34 млн грн разделят между собой коммунальные СМИ – газета “Крещатик”, газета “Вечерний Киев”, радио “Голос столицы”, телекомпания “Киев” и журнал Союза писателей “Киев”.
207 млн грн пойдет на капремонт жилого фонда, 7,2 млн грн – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Малый и средний бизнес собираются поддержать на 700 тыс. грн.
Всего Программой социально-экономического развития столицы предусматривается 1,608 млрд грн капитальных вложений. Основной акцент КГГА делает тут на энергосбережении и поиске альтернативных газу источников энергии.
Также планируется завершить реконструкцию Почтовой площади и проспекта Победы. Будут продолжаться и работы по строительству Подольско-Воскресенского мостового перехода: КГГА рассчитывает на совместное с госбюджетом финансирование этого объекта.
Кроме того 12 млн гривен горбюджет выделяет на реконструкцию сгоревшего кинотеатра “Жовтень”, для завершения которой, по предварительным оценкам, необходимо 45-60 млн грн. Как заявил глава Андрей Странников, городская власть сможет себе позволить небольшой вклад, но планируется еще и привлечь средства от инвесторов.
Программой социально-экономического развития Киева также предусмотрено выделение более 5,5 млн грн на реконструкцию Киевского национального академического театра оперетты.
В результате пылких дебатов по проекту горбюджета-2015, депутаты все-таки частично урезали предполагаемое финансирование на продолжение разработки генплана Киева до 2025 года и полностью отказаться от трат на реконструкцию фонтанов на Крещатике. На этом, по подсчетам члена бюджетной комиссии Киевсовета Александра Вовченко удалось в сумме сэкономить 4,5 млн. гривен.
Отказались от предложений общественности
Мэр Киева Виталий Кличко заявляет, что в этом году горбюджет впервые принят на после общественных обсуждений.
Впрочем, в экспертной среде мнение градоначальника не разделяют: считают, что общественного обсуждения как такового не было. В результате чего доходная часть горбюджета, мол, осталась искусственного заниженной, что развязывает чиновникам КГГА руки в использовании годами наезженных коррупционных схем.
Например, как ранее информировала KV, руководитель общественной организации “Публичный аудит” Максим Гольдарб еще 20 января обнародовал информацию о том, что в проекте решения Киевсовета “О бюджете г.Киева на 2015 год” не приняты обоснованные предложения по наполнению столичного бюджета минимум на 430 млн грн (от парковочного сбора и рекламы).
Подробнее: В проекте бюджета Киева на 2015 год не учтены сотни миллионов гривен потенциальных доходов
В КГГА и Киевсовете данные обоснованные предложения успешно проигнорировали.
С открытым обращением к депутатам Киевсовета обращались накануне утверждения бюджета Киева на 2015 год и эксперты фонда “Открытое общество”. Они вообще утверждали, что, отказавшись от коррупционных схем, руководство города могло бы получить в казну дополнительные десятки миллиардов гривен.
Подробнее: Из-за коррупции столица недополучит миллиарды в бюджет-2015
“После так называемого общественного обсуждения, бюджет столицы не претерпел кардинальных изменений. Предложения общественных экспертов и активистов помочь городским властям найти миллиарды, которые находятся в тени, преимущественно проигнорированы”,- заявили вчера KV в ОО “Открытое общество”.
Кроме того, накануне голосования за бюджет KV писала о том, что сразу шесть общественных организаций обратились к руководству и депутатам Киевсовета с требованием не допустить финансирования в 2015 году дальнейшей разработки проекта генплана Киева до 2025 года и связанных с ним сомнительных градостроительных новаций.
Подробнее: От Киевсовета потребовали не финансировать в 2015 году “генплан Черновецкого”
Таким образом можно было сэкономить несколько десятков миллионов гривен. В итоге депутаты, по информации KV, согласились лишь на экономию департаментом градостроительства и архитектуры КГГА около 2 млн грн.
Шутка над шуткой
Экс-мэр Киева, депутат Киевсовета Александр Омельченко назвал принятый бюджет антинародным.
“Голосовать за этот бюджет – это голосовать против киевлян: учителей, врачей, коммунальщиков, школьников… Город имеет 250 млн задолженности перед Метрополитеном и “Метростроем”, 37 млн грн не хватает на выплаты работникам “Киевпастранса”. В бюджете не предусмотрены средства на погашение этих долгов”, – отметил Омельченко, добавив, что такие упущения свидетельствуют о непрофессионализме чиновников КГГА.
“При реальном дефиците в 8,9 млрд нарисовать профицит почти в 2 млрд – это шутка над шуткой. Этот профицит взят из воздуха”, – уверен Александр Омельченко.
Глава фракции ВО “Батькивщина” Татьяна Мелихова на своей странице в Facebook также заявила, что ее фракция не голосовала за предложенный КГГА проект бюджета.
“Депутатская фракция “ВО Батькивщина” не голосовала за его принятие потому что не все наши предложения по его наполнению и расходам были учтены, также было много критических обращений от общественности” – написала она.
Первый замглавы КГГА Игорь Никонов высказался в отношении принятого бюджета Киева несколько странно. Особенно с учетом того, что практически все предложения общественных экспертов и активистов помочь городским властям найти миллиарды, которые находятся в тени, были проигнорированы.
“Нам нужно около 50 млрд грн, чтобы быть на более или менее европейском уровне, это баснословная сумма и ее нет, но мы должны стремиться к этому. Я не могу назвать это бюджетом выживания, но и бюджетом развития тоже не могу назвать”, – заявил Никонов.
Впрочем, для KV очевидно, что цифры бюджета 2014 года, которые прописывались при “антинародном” правлении “папередников” Кличко, мало чем отличаются от принятых сейчас. Если учесть уровень инфляции, то можно смело сказать, что в наступившем году Киев в лучшем случае будет жить вдвое хуже прежнего. Это косвенно доказывает, что обещанных реформ не будет: коррупционные схемы устояли, никакой хук, ни правый, ни левый, им не страшен.