Доходное место: паркоместа в столичных ЖК могут приносить инвесторам до 11% годовых

Доходное место: паркоместа в столичных ЖК могут приносить инвесторам до 11% годовых

Рост цен на паркинги в новых ЖК последние годы составляет 10-15%. Паркоместо – недешевое удовольствие, но при этом во многих ЖК повышение стоимости не только не сократило покупки, а есть даже дефицит. Более того, паркинги, как и квартиры, начинают привлекать инвесторов – они становятся инструментом заработка. Как это работает – узнавала КиевVласть.

Как стало известно KV, в Киеве в 2015-м году было зарегистрировано около 600 тыс. автомобилей, а в 2021-м – более 1 млн. И такой прирост повлек за собой увеличение спроса на парковочные места.

Но еще недавно жители новостроек не торопились покупать паркоместа в паркингах – это недешевое удовольствие. Да и возможность бесплатно парковать авто возле дома на гостевой парковке, а то и вовсе на тротуаре – старая добрая “традиция” украинцев.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Но в последние несколько лет девелоперы отметили интересную тенденцию – паркоместа в подземных паркингах многих ЖК не просто хорошо продавались, местами был дефицит.

И некоторую долю в этих сделках заняли инвесторы. Покупали для перепродажи. И есть уже случаи сдачи в аренду.

В августе 2018 года издание 3m2 опубликовало материал о стоимости паркомест.  В ЖК Chicago Central House паркинг семейного формата на две машины площадью 30 кв. м стоил  $95 000. Сейчас на OLX есть объявление о продаже семейного машиноместа  (к продаже предлагаются два отдельных машиноместа площадью 14 кв. м и 12,5 кв. м) стоимостью $60 000 каждое, т.е. в сумме – $120 000. За 3 года +$25 000.

В  ЖК Alter Ego паркоместо  площадью 9,30 кв. м на первом этаже паркинга стоило за 423 120 грн ($15 084 по курсу августа 2018 – 28,05 по данным Minfin), место на втором этаже чуть большей площади — 10,07 кв. м – стоило в 433 010 грн.  ($15 437). Сейчас на OLX парковка (2 лота по 11 кв. м , продаются вместе) в этом ЖК выставлена за $2500/кв. м. – $ 27 500  за одно место.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Как рос спрос?

Доходное место: паркоместа в столичных ЖК могут приносить инвесторам до 11% годовых“Рост спроса на паркоместа – общий тренд – отмечает Анна Лаевская, коммерческий директор “Интергал-Буд”. – По мере того, как усугубляется проблема с парковкой в Киеве, растет и популярность мест для хранения авто в новых жилых комплексах. Наши – не исключение. Инвесторы активно интересуются и покупают паркоместа”, – рассказывает она.



Доходное место: паркоместа в столичных ЖК могут приносить инвесторам до 11% годовыхВ проектах одного из самых популярных застройщиков – KAN Development – в прошлом году, по данным пресс-службы компании, спрос на паркинги вырос на 25-30%. 


Доходное место: паркоместа в столичных ЖК могут приносить инвесторам до 11% годовыхПо данным Русланы Грабко, директора по продажам группы компаний DIM, спрос на паркинги по всем жилым комплексам вырос в среднем на 30%, 



Доходное место: паркоместа в столичных ЖК могут приносить инвесторам до 11% годовыхПо опыту Татьяны Живонос, маркетинг менеджера Stolitsa Group, паркоместа на крытых многоуровневых паркингах раскупаются также активно, как и сами квадратные метры жилья.

“Среди покупателей недвижимости на жилмассиве “Варшавский”, также как и в других ЖК от Stolitsa Group, порядка 80% семей владеют авто. Логично, что эти авто нуждаются в организованных обустроенных парковках. И довольно большой процент владельцев авто приобретает и паркоместо в паркинге возле своего дома”, – говорит эксперт, резюмируя, что рост спроса на квартиры влечет за собой рост спроса на паркоместа в паркингах.

Доходное место: паркоместа в столичных ЖК могут приносить инвесторам до 11% годовыхСергей Левцов, генеральный директор Edelburg Development,  приводит в пример ЖК Edelweiss House: машиноместа в паркинге в жилом комплексе бизнес-класса востребованы всегда. 

“По данным нашего отдела продаж, все, кто проинвестировал в 1-комнатную квартиру, покупает одно машиноместо. Те, кто приобрел 2-, 3-комнатную квартиру – покупают сразу или в ближайшие полгода по два машиноместа, – рассказывает топ-менеджер. – В первую очередь, это связано с тем, что люди привыкли к комфорту, для них важна сохранность автомобиля и своя безопасность в том числе. Спустится в 6-уровневый паркинг нашего ЖК можно на лифте с этажа своей квартиры”. 

Сергей Левцов отмечает и рост спроса на покупку машиномест в ЖК комфорт-класса, где не предусмотрены паркоместа на территории двора – это связано с тем, что количество автомобилей на столичных дорогах постоянно растет, дорожное движение становится все более интенсивным. Появляются новые дорожные разметки (велодорожки, полосы общественного транспорта), устанавливают сферы и делиниаторы, что делает невозможным запарковать автомобиль вдоль дороги. 

“В 2021-м году наблюдалось повышение спроса на недвижимость в целом и на паркинги в частности. В городе (особенно в центре) вопрос паркинга становится все более актуальным”, – рассказывает Руслана Грабко. 

Правда, повышение спроса не случилось одномоментно.  Стабильно, по информации эксперта, число желающих увеличивается в год примерно на 10-12%, так как стоимости машино-места обычно весомая (дает о себе знать дорогая земля, затраты девелопера на строительство подземного паркинга, его конструктивные особенности и прочее).

“Однако в 2021 году прирост фактически увеличился в 2-4 раза в зависимости от района”, – подытоживает она.

Впрочем, Татьяна Маркова, директор Департамента продаж и маркетинга ЧАО “ХК Киевгорстрой”, отмечает, что пока ажиотажного спроса на парковки нет. 

Доходное место: паркоместа в столичных ЖК могут приносить инвесторам до 11% годовых“20% наших клиентов покупают паркинг сразу, вместе с квартирой, 30-40% покупателей приобретают машиноместо в течение строительства, оставшиеся свободные паркинги продаются со временем, иногда несколько лет. Причина в целом понятна, цена паркинга достаточно высокая, поскольку высокая себестоимость. Это и монолитные работы, коммуникации, мощные стены опоры, вхождение в землю, геология участка. Себестоимость квадратного метра паркинга равна себестоимости квадратного метра жилья, а это не всегда по карману покупателю”, – поясняет специалист. 

С чем девелоперы связывают рост спроса. В KAN Development отмечают, что  киевляне становятся более осознанными к собственным нуждам и требовательными к их удовлетворению. Поэтому все больше людей покупают паркинги, не рассчитывая на случайную парковку.

“В жилых комплексах KAN Development давно стало нормой покупать паркинг вместе с квартирой, тем самым формировать комфортные зоны внутри комплекса: без стихийных парковок и нагромождения машин”, – рассказывают о своих покупателях в пресс-службе девелопера.

Но есть и нюансы. Не каждый жилой комплекс интересен с точки зрения покупки “для себя” или инвестиционных вкладов в парковки. 

“Иметь квартиру и паркинг в одном доме – это удобно, но собственный паркинг при перепродаже квартиры не всегда приоритет. Например, если покупатель не имеет машины и не планирует иметь в дальнейшем, то реализовать в последующем отдельно паркинг в доме, где нет квартиры, бывает сложно. Поэтому можно сколько угодно поднимать тему, что застройщики не строят паркинги и улицы забиты машинами, но если разобраться, то проблема глубже и значительно шире”, – детализирует Татьяна Маркова.

Впрочем, парковки в ЖК бизнес-класса в центре сегодня уже востребованы. Зачастую, там машиноместа сдаются в аренду, а у собственника может быть во владении 3-5 таких парковок. С точки зрения управления таким объектом парковки тоже выгоднее квартир – не нужно “заморачиваться” ремонтом, мебелью и прочими бытовыми коммуникациями с арендатором.

Доходное место: паркоместа в столичных ЖК могут приносить инвесторам до 11% годовых

Источник: ЛУН, данные – 22 ноября 2021 г.

В ноябре 2021 ЛУН провел рейтинг “ТОП-30 ЖК, где легче всего запарковать авто. Рейтинг выстроен по количеству паркомест на квартиру. И только у первой 10-ки на квартиру приходится 1+ паркоместо.  Обратите внимание, что многие объекты – как раз в локациях с востребованными паркоместами. Собственно, и сами проекты востребованы как у инвесторов, так и покупателей “для себя”. Поэтому аккуратно прогнозировать актуальность паркингов в этих ЖК вполне допустимо. 

Инвестиционный потенциал

Доходное место: паркоместа в столичных ЖК могут приносить инвесторам до 11% годовых

“В 2021 году в Киеве показатель автомобилизации превысил 400 авто на 1000 жителей. В связи с этим нужно учитывать, что именно наличие парковки сейчас в приоритете у инвесторов, которые, возможно, даже готовы пожертвовать другими удобствами, – говорят в пресс-службе девелопера “Альянс Новобуд”. – Мы  проектируем наземные и подземные парковки во всех ЖК”. 

Девелопер отмечает, что паркинги действительно могут стать одними из достаточно перспективных инструментов инвестирования. 

В KAN Development отмечают, что спрос на паркинги сохраняется в больших жилых комплексах. Следовательно такие инвестиции становятся все более популярными среди горожан. 

“Покупка трех машиномест – достойная альтернатива покупке одной квартиры: меньше порог входа, меньше простоев, меньше забот”, – уточняет пресс-служба девелопера.

“Паркинг как инвестиция вариант интересный и потенциально выгодный, т.к. в основном срок окупаемости такого инвестпроекта короче, чем у жилых площадей”, – считает Руслана Грабко, в профессиональном опыте которой – крупные сделки с инвесторами как Украины, так и зарубежными.

Эксперт приводит пример: срок окупаемости квартиры (покупка с последующей сдачей в аренду) – 10-11 лет. По паркингу можно добиться сокращению этого срока до 7 лет, что является очень привлекательным вариантом. 

“Но дело в том, что почти все серьезные застройщики продают паркинги только жильцам, т.е. для того, чтобы купить паркинг, вам следует сначала приобрести квартиру в данном проекте, – уточняет специалист. – С каждым годом конкуренция среди застройщиков растет. Вместе с ней растет и культура продаж. Застройщики стараются создать максимально комфортные условия для проживания жильцов. Паркинги инвесторам “со стороны” не продаются, поэтому рассматривать такой вариант в качестве системного не стоит”.

Информацию эксперта касательно ужесточения политики продаж паркингов в ряде ЖК подтверждает стратегия Edelburg Development: 

“В Edelweiss House, как и в других наших жилых комплексах, приобрести машиноместо, одно или несколько, может исключительно инвестор, купивший квартиру. Естественно, он сможет продать/сдать его в аренду жителю комплекса, но не соседних домов, так как из паркинга можно выйти, воспользовавшись лифтом на свой этаж или в лобби. Поэтому на примере наших жилых комплексов это не может быть инструментом инвестирования”, – уточняет Сергей Левцов.

Если же говорить о дополнительной инвестиции резидентам, то в некоторых сегментах и форматах он жизнеспособен и показывает неплохую годовую динамику. В комплексных проектах в комфорт-классе и сегменте комфорт+ до 40% покупателей с автомобилями предпочитают иметь машино-место в собственности, при том, что реальное количество автомобилистов в несколько раз больше. Часто у семьи не один, а два автомобиля.

“Остальные же выбирают для себя парковку на улице, которая “не резиновая”, а также аренду. И вот сегмент аренды паркомест в составе жилого комплекса в последние пару лет показывает устойчивую восходящую динамику: киевляне готовы ежемесячно платить за то, чтобы машина была в тепле, под наблюдением и, что называется, под боком”, – продолжает Руслана Грабко.

По ее расчетам, в зависимости от стоимости паркоместа в ЖК годовая доходность может быть в среднем 7-11% при средней стоимости в $150-250/мес.

Видит в ряде случаев смысл инвестировать в парковки и Анна Лаевская – на старте продаж парковок цены, как правило, ниже. 

“Но спрогнозировать динамику роста стоимости паркомест в комплексе довольно сложно, – предостерегает она. – Как и сложно приобрести паркоместо, не покупая квартиру в проекте. Например, в наших ЖК мы не продаем парковки инвесторам “с улицы”, отдавая предпочтение тем покупателям, кто уже приобрел квартиру”. 

Бывает и так, что покупатели приобретают сразу несколько парковочных мест, разумеется, с целью заработка от перепродажи или аренды. Доходность от аренды весьма высокая и может стать альтернативой покупки небольшой квартиры с этой же целью. 

“Что примечательно, в отличие от приобретения жилых квадратных метров в случае с покупкой места на паркинге от инвестора не требуются дополнительные вложения на ремонт. Да и порог входа в такую инвестицию ниже”, – говорит Анна Лаевская.

Отмечает привлекательность инвестиций в парковку с целью сдачи в аренду, особенно в Киеве, и Татьяна Маркова. 

“Не многие это еще поняли. Например, у нас есть “пакетные” покупатели, которые на старте продаж приобретают сразу, скажем, 10 машиномест, и в последующем сдают их. Зачастую это люди с хорошим опытом в недвижимости, которые разбираются в ценах и спросе и используют пассивный  заработок, не прилагая особых усилий. В паркинге, в отличие от квартиры, не нужно делать ремонт, как только объект введен, вы уже можете получать прибыль 3-5 тысяч гривен с одного машиноместа или перепродать его дороже, если в этом доме наблюдается дефицит мест в паркинге”.

Да, в “Киевгорстрое” понимают, что часто на решение купить паркинг влияет довольно высокая цена, поэтому своим клиентам, которые хотят, но не готовы купить паркинг сразу,  компания предлагает покупку в рассрочку, 10% первый взнос, остальные платежи распределяем на год, и тогда человеку легче приобрести место для своей машины. 

Впрочем, решение о покупке для перепродажи или для сдачи в аренду все больше будет зависеть от особенностей конкретного ЖК. Может быть и так, считает Татьяна Живонос, что покупка инвесторами паркомест для последующей перепродажи возможна с большей вероятностью, чем для сдачи в аренду.

 “Ведь окупаемость инвестиций составит более 10 лет. И если у инвестора есть возможность вложить эти деньги в приобретение недвижимости, пусть даже в рассрочку, то вряд ли он остановит свой выбор на паркоместах с долгим сроком окупаемости”.

Цены будут расти

Рост цен на паркинги наблюдался на протяжении всего 2021-го года – аналогично с ростом цен на недвижимость в целом. Руслана Грабко связывает это, в первую очередь, с растущей себестоимостью строительства, которая за год увеличилась в среднем до 40%, а в отдельных случаях и выше. Наземные парковки “съедают” много пространства, поэтому девелоперы уходят в сегмент многоуровневых наземных или подземных паркингов. А это также требует затрат на строительные материалы, рабочую силу, технику, горюче-смазочные материалы. 

“60% стоимости недвижимости составляет цена стройматериалов. Плюс к этому, в течение года в четыре раза подорожали электроэнергия и газ для предприятий, расходы на них также занимают значительную часть. Высокая инфляция не обошла украинскую гривну и внесла свою лепту. Все эти факторы и “способствовали” росту цен на недвижимость”, – поясняет Татьяна Маркова. 

“В 2021-м мы наблюдали в среднем увеличение стоимости паркингов на 12-15% по рынку. В 2022-м году цены на паркинги также продолжат расти, – прогнозирует Руслана Грабко. – Динамика скорее всего будет не такая высокая, как в прошлом году, но восходящий тренд сохранится”.

Пресс-служба KAN Development отмечает ежегодный рост цена на паркинги в среднем на 15-20%.

Рост цен на паркинги также зависит от роста стоимости квадратного метра в конкретном ЖК, а также от среднерыночных цен на паркинги, – уточняет Татьяна Живонос. По ее данным, за последний год цена паркоместа немного повысилась, что в свою очередь связано и с себестоимостью строительства, и с меняющейся рыночной ситуацией. 

“Так, если в 2020 году паркоместо в среднем стоило $8000-10 000, – рассказывает маркетинг менеджер Stolitsa Group, – то в конце 2021 средняя цена варьировалась в пределах $12 000-13 000”.

В Edelburg Development в  2021-м пересматривали повышение стоимости паркингов один раз – это было больше связано со стадией готовности комплекса.

 “Например, в ЖК Wellspring в Вишневом мы продаем машиноместа в рассрочку без первого взноса и это хорошо работает”, – делится Сергей Левцов. 

В проектах “Интергал-Буд” цены росли неравномерно.

 “Стабильно высоким спросом пользуются паркоместа в ЖК “Нивки Парк”, ЖК SKY AVENUE, ЖК “Парковые озера”. В последнем цена на старте продаж (сентябрь 2021 года) составляла менее $23 000, а по состоянию на конец января 2022 года – превышает $30 000. Средняя стоимость паркоместа в наших проектах – порядка $27 000”, – рассказывает она.    

Итак, парковки могут стать востребованным инструментом пассивного заработка. Но, вероятно, с некоторыми ограничениями – не в каждом ЖК можно будет купить их “со стороны” (но зато инвестор в квартире может приобрести доход буквально в шаговой доступности). И обязательно следует учитывать при инвестировании потенциал ЖК с точки зрения востребованности у будущих арендаторов или покупателей.

Читайте: Откуда не ждали: рост аренды земли под жилую застройку поднимет цены на жилье в Киеве

КиевVласть

Автор:
Татьяна Шульга
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
За будівництво дитсадка в Михайлівці-Рубежівці ледь не сплатити “зайвих” 30 млн гривень
За будівництво дитсадка в Михайлівці-Рубежівці ледь не сплатити “зайвих” 30 млн гривень
09:00 Міськрада Ірпеня замовила завершення будівництва нового корпусу дитсадка “Червона Шапочка” у селі Михайлівка-Рубежівка, яке триває щонайменше п’ять років. Підрядником обрали білогородське ТОВ “ЗЖ…
Схема на 100 мільйонів: у Києві розслідується розкрадання бюджетних коштів при реконструкції ліфтів в 2023-2024 роках
Схема на 100 мільйонів: у Києві розслідується розкрадання бюджетних коштів при реконструкції ліфтів в 2023-2024 роках
09:00 Столичні правоохоронці розкрили масштабну схему розкрадань коштів при реконструкції ліфтів у житлових будинках, в результаті якої в 2023-2024 роках бюджету Києва було нанесено…
Як Музей Ханенків дивним чином загубив по дорозі до Вільнюса самурайські скарби
Як Музей Ханенків дивним чином загубив по дорозі до Вільнюса самурайські скарби
15:00 З 512 експонатів Музею Ханенків, які навесні були вивезені для виставки за кордоном, в Україну можуть повернутися лише 463. Вивіз великої партії предметів…
Banner
QlU7mDx4