Проект государственного бюджета-2021, внесенный в Верховную Раду (ВР) Кабмином Дениса Шмыгаля, увеличивает расходы на аппарат президента Владимира Зеленского, на ВР и правительство, а также на силовиков. Расходы на суды и армию сокращаются.
Об этом KV стало известно из внесенного в ВР законопроекта №4000 “О государственном бюджете Украины на 2021 год”.
Как информировала KV, доходы госбюджета в 2021 году правительство ожидает в сумме 1 трлн 71 млрд 144 млн 727 тыс. гривен. В структуре доходов:
-
общий фонд госбюджета 946 млрд 359 млн 205,1 тыс гривен;
-
специальный фонд 124 млрд 785 млн 521,9 тыс. гривен.
Если не учитывать реверсную дотацию (10 млрд 383 млн 372,3 тыс. гривен), т.е. план изъятий денег из местных бюджетов в пользу государственного, общие доходы составят 1 трлн 60 млрд 761 млн 354,7 тыс. гривен (уменьшится до 935 млрд 975 млн 832,8 тыс. гривен общий фонд; доходы специального фонда не изменятся, т.к. межбюджетные трансферты к нему не относятся).
Расходы государственной казны в следующем году планируются в размере 1 трлн 330 млрд 981 млн 542,9 тыс. гривен (что на 61 млрд 674 млн 442,6 тыс. гривен больше показателя с.г.). В структуре расходов:
-
общий фонд госбюджета 1 трлн 194 млрд 910 млн 920,6 тыс. гривен;
-
специальный фонд 136 млрд 70 млн 622,3 тыс. гривен.
Предельный объем дефицита госбюджета составит 270 млрд 354 млн гривен. При этом, главный источник доходов правительство видит в налоговых поступлениях. А наибольшие траты собирается осуществить – на социальную сферу.
ДОХОДЫ-2021
Львиная доля доходов госбюджета – это налоговые поступления, 928 млрд 626 млн 731,2 тыс. гривен (большинство налогов пойдут в общий фонд – 852 млрд 738 млн 872,1 тыс. гривен (остальные – в специальный).
Налоговые поступления
Самая большая ресурсная база, на которую рассчитывает Минфин, – это внутренние налоги на товары и услуги (609 млрд 895 млн гривен):
-
Акцизный налог на подакцизные товары (спирт, ликеро-водочная продукция, пиво и вино, сигареты, топливо, электроэнергия и т.д.) – 84 млрд 609 млн гривен;
-
Акцизный налог на ввезенные на таможенную территорию Украины подакцизные товары и продукцию (в т.ч. транспортные средства) – 62 млрд 286 млн гривен;
-
налог на добавленную стоимость (НДС) с произведенных в Украине товаров, работ и услуг с учетом бюджетного возмещения – 130 млрд 500 млн гривен;
-
НДС с ввезенных на таможенную территорию страны товаров – 332 млрд 500 млн гривен.
В общий фонд, как ожидается, поступит также 244 млрд 759 млн 590,5 тыс. гривен налогов на доходы, на прибыль и увеличение рыночной стоимости, в т.ч.:
-
налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 138 млрд 859 млн 590,5 тыс. гривен;
-
налог на прибыль предприятий – 105 млрд 900 млн гривен.
Рентная плата и плата за использование природных ресурсов должна составить 40 млрд 140 млн 757,7 тыс. гривен (в основном речь идет о плате за пользование недрами общегосударственного значения – 33 млрд 760 млн 928,4 тыс. гривен).
Будущие налоги на международную торговлю и внешние операции правительство прогнозирует в сумме 30 млрд 134 млн гривен, в т.ч.:
-
ввозная пошлина – 29 млрд 785 млн гривен;
-
вывозная пошлина – 349 млн гривен.
Рассчитывают в правительстве и на экологический налог – 3 млрд 697 млн 89 тыс. гривен.
Неналоговые поступления
Неналоговые поступления должны составить 129 млрд 44 млн 303,9 тыс. гривен (81 млрд 851 млн 943 тыс. гривен – общий фонд, 47 млрд 192 млн 360,9 тыс. гривен – специальный).
В структуре этих поступлений содержатся доходы от собственной и предпринимательской деятельности (65 млрд 972 млн 725,1 тыс. гривен):
-
часть чистой прибыли государственных или коммунальных унитарных предприятий и их объединений, которая изымается в соответствующий бюджет, и дивиденды, начисленные на акции (доли) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых есть государственная или коммунальная составляющая (24 млрд 571 млн 400 тыс. гривен);
-
средства, которые перечисляются в госбюджет Национальным банком Украины (33 млрд гривен);
-
плата за размещение временно свободных средств госбюджета (124 млн 377 тыс. гривен);
-
иные поступления (8 млрд 276 млн 948,1 тыс. гривен).
Собственные поступления бюджетных учреждений в проекте бюджета заложены в сумме 38 млрд 540 млн 721,7 тыс. гривен (в основном это поступления от платы за услуги, которые предоставляют бюджетные учреждения в соответствии с законодательством.
Другие неналоговые поступления – 15 млрд 19 млн 488,9 тыс. гривен.
К неналоговым статьям доходов относятся также административные сборы и платежи, а также доходы от некоммерческой хозяйственной деятельности (9 млрд 511 млн 368,2 тыс. гривен). Самые крупные такие статьи следующие:
-
судебный сбор и поступления залогов в доход государства (3 млрд 364 млн 315 тыс. гривен);
-
плата за предоставление административных услуг (2 млрд 275 млн 189,5 тыс. гривен);
-
поступления от арендной платы за пользование целостным имущественным комплексом и другой государственной собственностью (1 млрд 650 млн гривен);
-
исполнительный сбор (840 млн 62,8 тыс. гривен);
-
средства от осуществления консульских действий (810 млн 612,3 тыс. гривен);
-
единый сбор в пунктах пропуска через государственную границу (271 млн гривен);
-
портовый сбор (202 млн 188,6 тыс. гривен).
Доходы от операций с капиталом, трансферты, целевые фонды
Доходы от операций с капиталом в следующем году оцениваются в 923 млн 330,9 тыс. гривен. В рамках этих операций самые большие доходы ожидаются от:
-
реализации государственных запасов (864 млн 827 тыс. гривен);
-
продажи основного капитала (51 млн 720,9 тыс. гривен).
Заложенные в бюджет официальные трансферты в сумме 1 млрд 966 млн 331,3 тыс. гривен – это деньги, которые поступят в общегосударственную казну от Европейского Союза, правительств иностранных государств, международных организаций и донорских учреждений.
Еще 200 млн 657,4 тыс. гривен – это поступления в Фонд социального страхования инвалидов.
РАСХОДЫ-2021
Парламент, президент, правительство
Аппарату Верховной Рады (ВР) в 2021 году Кабинет министров предлагает выделить 2 млрд 288 млн 635,8 тыс. гривен, что на пару сот миллионов гривен больше уровня финансирования с.г. (2 млрд 44 млн 774,8 тыс. гривен).
Государственное управление делами (ГУД), к сфере которого относится множество структур и объектов, должно получить почти на миллиард больше теперешнего обеспечения – 3 млрд 209 млн 952,8 тыс. гривен (сейчас – 2 млрд 416 млн 317,3 тыс. гривен).
Из общего финансирования ГУД часть идет на обеспечение деятельности президента и его Офиса. В будущем году проект бюджета предусматривает на них 1 млрд 269 млн 78,2 тыс. гривен (в 2020 г. на ОП выделено 912 млн 358,7 тыс. гривен).
В сравнении с ВР и ОП, больше всего из бюджета пойдет на Кабинет министров (КМ). Хозяйственно-финансовому департаменту КМ Министерство финансов определило 2 млрд 920 млн 299,1 тыс. гривен (в 2020 г. – 2 млрд 731 млн 435,3 тыс. гривен). Из этих расходов 888 млн 721,8 тысяч полагается Секретариату КМ (в 2020 г. – 797 млн 225,8 тыс. гривен).
Суды
Государственная судебная администрация в 2021 г. может рассчитывать на 15 млрд 653 млн 162,4 тыс. гривен. Это – понижение расходов, т.к. в текущем году они составляют 15 млрд 699 млн 795,1 тыс. гривен). Но ключевые суды, все же, получат больше финансирования:
-
Верховный Суд: 2 млрд 356 млн 807,4 тыс. гривен (2020 г. – 2 млрд 273 млн 63,4 тыс. гривен);
-
Конституционный Суд: 318 млн 353,1 тыс. гривен (2020 г. – 314 млн 445,5 тыс. гривен);
-
Высший антикоррупционный суд: 509 млн 980 тыс. гривен (2020 г. – 291 млн 413,5 тыс. гривен).
Оборона и разведка
Министерству обороны (МО) Кабмин предлагает выделить в 2021 году 117 млрд 504 млн 702 тыс. гривен. Это немного меньше, чем в текущем году (11 млрд 631 млн 998,1 тыс. гривен).
Но во внутренней структуре расходов МО обеспечение Вооруженных сил возрастет: с нынешних 89 млрд 72 млн 536,8 тыс. гривен – до 89 млрд 336 млн 907,8 тыс. гривен. Так же дело обстоит и с тратами на вооружение (закупка нового, модернизация имеющегося) – финансирование немного, но увеличивается (с 22 млрд 735 млн 321 тыс. гривен до 22 млрд 742 млн 438,5 тыс. гривен).
К тому же, по линии Минэкономики государство выделит 2 млрд 530 млн гривен на реформирование оборонно-промышленного комплекса (сумма по сравнению с текущим годом не изменилась).
Главному управлению разведки МО предлагается выделить 3 млрд 992 млн 193,2 тыс. гривен (2020 год – 3 млрд 573 млн 805,5 тыс. гривен).
Отдельно от МО финансируется Служба внешней разведки. СВР в 2021 году модет рассчитывать на серьезное увеличение расходов: с нынешних 2 млрд 367 млн 30,8 тыс. гривен – до 4 млрд 10 млн 993,4 тыс. гривен (т.е. рост – более чем в полтора раза).
Правоохранители, прокуроры, силовики
Силовой блок власти, как и правоохранительный, в основном нарастит “финансовые мышцы”. При этом, в некоторых случаях финансирование отдельных органов в сравнении с текущим годом не только не возросло, но и уменьшилось. Но это скорее исключения.
Обеспечение Службы безопасности Украины (СБУ) в 2021 году возрастет до 14 млрд 959 млн 625,1 тыс. гривен (в 2020 году – 12 млрд 181 млн 879,5 тыс. гривен).
Также возрастет финансирование Офиса Генерального прокурора (ОГП) – 9 млрд 505 млн 142,9 тыс гривен (против теперешних 7 млрд 565 млн 712,2 тыс. гривен). Однако в рамках обеспечения ОГП Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), напротив, в следующем году получит меньше денег – 135 млн 289,4 тыс. гривен (сейчас годовое обеспечение – 146 млн 235 тыс. гривен).
В то же время, значительно (почти на миллиард гривен!) возрастет финансирование Государственного бюро расследований (ГБР). На 2021 год запланировано израсходовать на Бюро 2 млрд 484 млн 78 тыс. гривен – против нынешних 1 млрд 416 млн 535,9 тыс. гривен.
Серьезно (на полмиллиарда гривен, или в полтора раза) возрастает по сравнению с прошлым годом ресурсная база Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК). Агентству предложено выделить из госказны 1 млрд 106 млн 867,6 тыс. гривен (бюджет с.г. предусматривает 685 млн 315,4 тыс. гривен).
Незначительно, но все же увеличится содержание Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) – с 924 млн 138,1 тыс. гривен в 2020 году до 1 млрд 65 млн 797,6 тыс. гривен в 2021 году.
Традиционно в последние годы растет финансирование Министерства внутренних дел (МВД). На следующий год правительство хочет выделить на нужды министерства 98 млрд 283 млн 740,4 тыс. гривен (против 93 млрд 392 млн 454,7 тыс. с.г.). В том числе, возрастут расходы на Нацгвардию (13 млрд 791 млн 633,9 тыс гривен против 13 млрд 309 млн 587,5 тыс. гривен) и Нацполицию (35 млрд 859 млн 37,5 тыс. гривен против 33 млрд 636 млн 441,8 тыс. гривен).
А вот Государственной службе охраны (ГСО) бюджетных ассигнований в следующем году полагается не намного больше, чем в нынешнем – 1 млрд 654 млн 811 тыс. гривен (сейчас – 1 млрд 583 млн 547,6 тыс. гривен).
Медицина, образование, социалка
Самые большие расходы госбюджета-2021 пойдут на Министерство социальной политики (его бюджет практически равен бюджетам Минобразования и Минздрава вместе взятых). Минсоцполитики предлагается выделить 320 млрд 221 млн 410,7 тыс. гривен (в 2020 г. – 313 млрд 708 млн 302,6 тыс. гривен). Из них две трети расходов – на Пенсионный фонд (ПФ), 203 млрд 819 млн 411,1 тыс. гривен (в текущем году ПФ получил не многим меньше – 202 млрд 280 млн 399,5 тыс. гривен, что свидетельствует об отсутствии у правительства планов существенно повышать пенсии).
Министерство здравоохранения может получить на следующий год 158 млрд 741 млн 2,6 тыс. гривен (в 2020 г. – 132 млрд 590 млн гривен). Из этих денег 123 млрд 648 млн 914,6 тыс. гривен будут направлены в Национальную службу здоровья (НСЗ), и почти полностью эта сумма, как и в текущем году, уйдет на программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения. В рамках финансирования МОЗ предусмотрена также на следующий год субвенция на поддержку отдельных медицинских учреждений на местах – 2 млрд 942 млн 887,3 тыс. гривен. Это вдвое больше, чем сейчас (субвенция-2020 составляет 1 млрд 523 млн 428,1 тыс. гривен).
Министерству образования и науки (МОН) Кабмин насчитал на 2021 год примерно столько же, сколько и Минздраву, а именно – 158 млрд 661 млн 888,8 тыс. гривен (сейчас – 128 млрд 623 млн 143,7 тыс. гривен). Этот объем расходов содержит и образовательную субвенцию местным бюджетам – 102 млрд 506 млн 951,4 тыс. гривен (в 2020 г. субвенция составила 79 млрд 98 млн 895,3 тыс. гривен).
Подробнее с основными направлениями расходов госбюджета-2021 можно ознакомиться в таблице:
Читайте: Ключевые параметры проекта госбюджета-2021, внесенного в Раду
Фото: “Украинская правда”