Градостроительные новации: е-система и новые методы нормирования

Градостроительные новации: е-система и новые методы нормирования

В Верховной Раде (ВР) на этой неделе могут быть проголосованы в первом чтении два законопроекта нардепов из “Слуги народа”, предусматривающие создание Единой государственной электронной системы в сфере строительства, а также новые методы нормирования в строительстве. Также ждут рассмотрения во втором чтении законопроекты нардепов предыдущего созыва ВР и Кабмина Владимира Гройсмана, направленные на усиление полномочий местного самоуправления в области градостроительно-архитектурного контроля и ужесточение ответственности должностных лиц за несоблюдение прав людей с особыми потребностями.

О законодательных инициативах KV стало известно из соответствующих законопроектов, опубликованных на официальном сайте ВР. Всего в ВР внесены девять законопроектов, направленных на изменения в градостроительной сфере. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Законопроект народных депутатов (фракция “Слуга народа”) №1081 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования порядка предоставления административных услуг в сфере строительства и создания Единой государственной электронной системы в сфере строительства” зарегистрирован 29 августа 2019 года и одобрен профильным комитетом.

Он предусматривает:

  • создание Единой государственной электронной системы в сфере строительства (электронная система) в составе градостроительного кадастра;

  • представление документов в электронной форме для получения всех административных и других услуг в сфере строительства, а также получение таких услуг в электронной форме 24 часа в сутки 7 дней в неделю;

  • введение электронного взаимодействия между государственными электронными информационными ресурсами, субъектами предоставления административных услуг в сфере строительства для получения административных услуг по принципу (“единое окно”).

Законопроект предлагает: 

  • получение результатов предоставления административных услуг в электронной форме, получение бумажного экземпляра только по желанию;

  • оплату административных услуг в сфере строительства, штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности с помощью электронной системы;

  • введение идентификатора объекта строительства и завершенного объекта, который будет неизменными в течение жизненного цикла объекта;

  • включение в электронную систему контрольных экземпляров строительных норм, обязательных национальных стандартов, других нормативных документов технического характера;

  • введение открытого доступа к информации, содержащейся в электронной системе (кроме персональных данных), через портал электронной системы;

  • введение единого порядка присвоения и изменения адресов объектам недвижимого имущества и другое. 

Читайте: Департаменту Свистунова понадобились дополнительные 7,4 млн гривен на разработку нового Генплана Киева

Электронная система должна состоять из:

  1. Реестра строительной деятельности.

  2. Электронного кабинета пользователя электронной системы.

  3. Портала электронной системы.

Неотъемлемой архивной составной частью электронной системы должен быть единый реестр документов: дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ; свидетельствующих о принятии в эксплуатацию завершенных объектов строительства; сведений о возвращении на доработку, отказе в выдаче, отмене и аннулировании указанных документов.

В электронной системе должны использоваться:

  • классификаторы, справочники, словари и базы данных, которые ведутся профильным министерством;

  • государственные и отраслевые классификаторы, справочники, словари и базы данных, которые ведутся другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Держателем электронной системы должно стать Министерство развития общин и территорий, техническим администратором – определенное Кабмином государственное унитарное предприятие, которое отнесено к сфере управления центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере информатизации, электронного управления, формирования и использования национальных электронных информационных ресурсов, развития информационного общества.

Читайте: В ГПУ пропали материалы уголовного производства по стройке ТЦ под Почтовой площадью – активистка

Электронная система создается с использованием программного обеспечения, которое обеспечивает его совместимость и электронно-информационное взаимодействие в режиме реального времени с другими электронными информационными системами и сетями, составляющих информационный ресурс государства, в том числе с:

  • Государственным земельным кадастром;

  • Государственным реестром прав на недвижимое имущество;

  • Единым государственным реестром юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований;

  • Единым государственным реестром по оценке воздействия на окружающую среду;

  • Единым государственным реестром судебных решений;

  • Единственным государственным реестром исполнительных документов;

  • Государственным реестром недвижимых памятников Украины;

  • Государственным реестром общеобязательного государственного социального страхования, интегрированной автоматизированной системой государственного надзора (контроля).

Читайте: Нацполиция расследует факт возможной подделки документов чиновниками КГГА при попытке утверждения скандального ДПТ

Регистрация строительной деятельности является компонентом электронной системы, который обеспечивает создание, сбор, накопление, обработку, защиту, учет следующей информации:

1) градостроительных условий и ограничений;

2) технических условий (в том числе договоров о предоставлении технических условий);

3) информации о лицензировании хозяйственной деятельности по строительству объектов по классу последствий (ответственности), которые относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями;

4) информации о профессиональной аттестации исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, энергоаудиторов и специалистов по обследованию инженерных систем;

5) информации о экспертные организации, осуществляющие экспертизу проектной документации на строительство объектов;

6) информации об объектах строительства и законченные строительством объекты;

7) сведений о саморегулируемых организациях в сфере архитектурной деятельности и делегировании им полномочий на проведение профессиональной аттестации, о саморегулируемых организациях в сфере энергетической эффективности;

8) контрольных экземпляров строительных норм, обязательных для выполнения национальных стандартов, кодексов установившейся практики, других нормативных документов технического характера, которые являются обязательными для выполнения в соответствии с законом.

Читайте: Деньги для застройки Сырца новым жильем дала фирма из “группы братьев Суркисов”

С использованием Реестра строительной деятельности создаются такие электронные документы (кроме документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну) и осуществляются такие действия:

  1. Градостроительные условия и ограничения, изменения в них, отказ в их предоставлении, отмена градостроительных условий и ограничений.

  2. Технические условия, изменения в них, отказ в их предоставлении.

  3. Лицензия на осуществление хозяйственной деятельности по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями, изменения к ней (в том числе изменения в перечень видов работ), отказ в ее предоставлении, переоформлении, отказ в переоформлении, аннулировании, приостановлении, возобновлении и отказ в восстановлении лицензии.

  4. Квалификационный сертификат исполнителя работ, изменения в него, решение о допуске/отказе в допуске к проведению профессиональной аттестации, выдаче/отказе в выдаче квалификационного сертификата и лишения квалификационного сертификата; квалификационные аттестаты энергоаудитора и специалиста по обследованию инженерных систем, изменения в них, отказ в выдаче и аннулирования квалификационного аттестата.

  5. Строительный паспорт застройки земельного участка, изменения в него и уведомление об отказе в его предоставлении.

  6. Согласование обоснованных отклонений от строительных норм и уведомления об отказе в их согласовании.

  7. Энергетические сертификаты объектов строительства и зданий в соответствии с Законом “Об энергетической эффективности зданий”.

  8. Результаты экспертизы проектной документации на строительство объектов.

  9. Разрешение на выполнение строительных работ, изменения в него, уведомление об отказе в его предоставлении и аннулирования разрешения.

  10. Сертификат о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта, сообщение отказе в его предоставлении и аннулирования сертификата.

  11. Инвентаризационная дело, материалы технической инвентаризации, технические паспорта объектов незавершенного строительства, законченных строительством объектов и их частей (жилых и нежилых помещений), изменения к ним.

  12. Отчеты о результатах обследования инженерных систем здания.

  13. Присвоение, изменение, корректировка, аннулирование адреса объекта строительства и объекта недвижимого имущества.

  14. Регистрация саморегулируемой организации в сфере архитектурной деятельности и в сфере энергетической эффективности и отмены их регистрации.

  15. Делегирование саморегулируемой организации полномочий по проведению профессиональной аттестации исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, и прекращения таких полномочий.

  16. Регистрация строительных норм.

Создание документов и проведение определенных действий осуществляется лицами, в полномочия которых входит принятие решений о выдаче соответствующих документов и совершение соответствующих действий. Если документы и действия требуют согласования с соответствующими должностными лицами и/или юридическими лицами, такое согласование осуществляется в электронной форме посредством электронной системы. Все ведомости должны вноситься определенными субъектами в предусмотренные сроки.

В случае принятия, законопроект вступит в силу со следующего года со дня его опубликования.

Читайте: Для депутатов ВР разрешили возвести новостройку на 0,5 га земли исторического Подола

Законопроект народных депутатов (фракция “Слуга народа”) №1052 “О внесении изменений в Закон Украины “О строительных нормах” по совершенствованию нормирования в строительстве” зарегистрирован 29 августа 2019 года.

Он предусматривает определение параметрического, распорядительного, целевого метода нормирования в строительстве, а также объект нормирования.

Параметрический метод предусматривает установление целей и/или параметров безопасности, функциональности и качества объекта нормирования в строительстве (критерия, требования к эксплуатационной характеристики и/или ее показателей).

Распорядительный метод предусматривает поэлементное описание объекта нормирования в строительстве (установление решения, конструкции, материала, которые не предусматривают альтернатив).

Целевой метод устанавливает цели и конкретные критерии оценки технических характеристик объекта нормирования в строительстве.

Выбор метода осуществляется исходя из особенностей объекта нормирования в строительстве. Но предпочтение отдается параметрическому методу.

Объектами нормирования, согласно законопроекту, являются:

  • планировка и застройка территории;

  • объект строительства, градостроительства и архитектуры и его составные части;

  • состав и содержание документации объектов строительства, градостроительства и архитектуры. 

В случае принятия, законопроект вступит в силу со следующего дня после его опубликования. 

Читайте: Европейцы подтвердили сложность создания Киевской агломерации

Законопроект народных депутатов ВР VIII созыва №0859 “О внесении изменения в Закон Украины “О регулировании градостроительной деятельности” относительно улучшения инвестиционных возможностей в сфере производства электроэнергии из альтернативных источников” принят в первом чтении 19 декабря 2017 года и заново зарегистрирован в ВР IX созыва 29 августа 2019 года. 

Данный законопроект предлагает определить максимальный срок (5 лет) действия технических условий для объектов электроэнергетики, производящих электроэнергию с использованием альтернативных источников (ТУ). 

Также определяется, что максимальный срок действия ТУ, выданных более чем за 2 года до дня вступления в силу этого закона – не более 3 лет со вступления в силу. ТУ, выданные ранее 2 лет – не более 5 лет со дня вступления в силу закона.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что его цель – устранение препятствий для реализации новых проектов в сфере возобновляемой энергетики, вызванных бессрочными ТУ, создание благоприятных условий для введения в эксплуатацию объектов завершенного строительства, в частности в сфере возобновляемой энергетики и т.д.

В случае принятия, законопроект вступит в силу со следующего дня после публикации.

Читайте: Жители Славутича вкладывают деньги в солнечную электростанцию, – мэр Славутича Фомичев

Законопроект народных депутат ВР VIII созыва №0860 “О внесении изменений в Закон Украины “О регулировании градостроительной деятельности” принят в первом чтении 16 ноября 2017 года и заново зарегистрирован в ВР IX созыва 29 августа 2019 года. Среди соавтором законопроекта есть нынешний министр развития общин и территория Алена Бабак (в ВР VIII созыва была нардепом от “Объединения “Самопомощь”).

Данный законопроект предлагает, в частности:

  • введение плана объединенной территориальной общины (ОТО);

  • введение местных правил регулирования застройки – дополнительные полномочия органов местного самоуправления;

  • создание Государственного реестра документации по пространственному планированию;

  • установление этапов общественных обсуждений градостроительной документации.

Законопроектом определено, что решение о разработке и утверждении документации по пространственному планированию территорий принимают:

  1. Кабмин – Генеральной схемы и внесения в нее изменений, внесение изменений в нее.

  2. Областные и районные советы, Верховный Совет (ВС) Крыма – схем планирования отдельных частей территории Украины, областей и районов, внесение изменений в соответствующие схемы.

  3. Сельские, поселковые и городские советы – генеральных планов населенных пунктов, планов ОТО, детальных планов территории (ДПТ), проектов застройки территорий.

Законопроект предусматривает возможность использования территорий в зоне общих интересов – по соглашению сторон в соответствии с договором. 

Читайте: Проект “Децентрализация”: процесс утверждения Вишневской общины может затянуться до конца года

Исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская горгосадминистрация (КГГА) и Севастопольская горгосадминистрация (СГГА):

  • готовят и представляют в соответствующем местном совете предложения по разработке и изменению генпланов населенных пунктов, планов ОТО, ДПТ, местных правил регулирования застройки;
  • обобщают предложения, поступающие от органов государственной власти, местного самоуправления и общественности, по разработке и изменению документации; определяют разработчика этой документации; сообщают через СМИ о начале разработки документации;
  • обеспечивают разработку и выносят на утверждение в соответствующий местный совет: генпланы населенных пунктов, планы ОТО, ДПТ, а также внесение изменений в них; проект плана мероприятий по реализации документации с определением первоочередных мероприятий и необходимых средств для их реализации;
  • обеспечивают мониторинг реализации решений;
  • обеспечивают использование геоинформационной системы поддержки решений документации;
  • предоставляют исполнителю документации задачи и исходные данные с учетом государственных и региональных требований;
  • согласовывают при необходимости проект документации с органами местного самоуправления, которые представляют интересы смежных территориальных общин;
  • обеспечивают проведение экспертизы документации;
  • обеспечивают представление соответствующему местному совету проекта документации для ее утверждения;
  • обеспечивают предоставление информации в Реестр планировочной документации в течение 30 дней после утверждения генпланов населенных пунктов, планов ОТО, ДПТ;
  • обеспечивают обнародование документации.

Читайте: Утверждение нового Генплана Киева переносится на неопределенный срок

Законопроект также направлен на обеспечение проведения комплексной экспертизы всех видов документации по пространственному планированию. Эта экспертиза проводится экспертными организациями, которые отвечают критериям, определенным Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ (сейчас – Министерство развития общин и территорий) и внесены в перечень экспертных организаций. К проведению экспертизы также привлекаются эксперты по вопросам градостроительства, инженерного обеспечения, дорог и транспорта, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, если они прошли профессиональную аттестацию и получили соответствующий квалификационный сертификат.

Законопроектом предусматривается создание Государственного реестра документации по пространственному планированию. Вести такой реестр будет профильное министерство – на региональном и местном уровнях с бесплатным доступом к данным через официальный веб-сайт министерства.

Законопроектом выделен историко-архитектурный опорный план, как исходные данные для разработки документации по пространственному планированию. Обязательна разработка плана красных линий после утверждения генплана населенного пункта или как часть генплана. 

Читайте: В КГГА заказали разработку документации по защите Киевских гор и долины Днепра

Вводится план ОТО, который определяет основные принципы и направления планировочной организации, функциональное назначение территории, формирование единой системы общественного обслуживания населения, организацию инженерно-транспортной инфраструктуры, инженерной подготовки и благоустройства, охраны окружающей среды, охраны и сохранения культурного наследия и традиционного характера среды исторических населенных пунктов, а также последовательность реализации решений, в том числе – этапность освоения территории.

В законопроекте выделено понятное правило –  функциональное назначение соответствующей территории в ДПТ не может отличаться от функционального назначения территории, определенного в генплане населенного пункта или плане ОТО. Если определенная территория в генплане населенного пункта или плане ОТО имеет несколько функций, то в ДПТ должны сохраниться все эти функции.

Читайте: “Группа братьев Суркисов” проспонсировала застройку проспекта Науки новыми высотками

Детализировано создание и содержание еще одного градостроительного документа – проекта застройки территории. Он разрабатывается для:

  • районов нового строительства – для всех комплексов зданий и сооружений, независимо от классов последствий;

  • для районов существующей застройки и районов реконструкции – только для комплексов объектов строительства со средними и крупными последствиями.

Проект застройки территории принимается на открытом конкурсе, который проводит исполком соответствующего местного совета, КГГА или СГГА. Они готовят программу открытого конкурса, условия и исходные данные. Заказчик выбирает состав жюри из:

  • ведущих специалистов в сфере градостроительной деятельности, не участвующих в данном проекте;

  • представителей разработчика проекта застройки территории;

  • должностных лиц уполномоченного органа градостроительства и архитектуры, органа охраны культурного наследия;

  • экспертов и архитектурной общественности – с соблюдением принципа отсутствия конфликта интересов.

Состав конкурсной комиссии утверждается решением соответствующего исполкома, КГГА или СГГА.

Читайте: Генплан села Антонов на Киевщине разработает фирма несостоявшегося губернатора Житомирщины

Обязательные положения проектов застройки включают: линии регулирования застройки; границы земельных участков; расположение домов, зданий и сооружений; высотность жилых и общественных зданий, строений и сооружений; системы инженерного оборудования и места присоединения указанных систем к системам инженерного оборудования, находящихся за пределами земельных участков; кварталы, микрорайоны и другие элементы планировочной структуры населенного пункта; организацию рельефа, благоустройство и озеленение территорий; организацию движения транспортных средств и пешеходов; расположение мест хранения автотранспорта; территории общего пользования; меры по обеспечению требований охраны объектов культурного наследия; меры по защите окружающей среды; прибрежные защитные полосы; меры по обеспечению потребностей инвалидов и маломобильных групп населения; сводный расчет стоимости строительства и другие положения, устанавливаются заданием на разработку конкурсного проекта застройки.

Предусматривается, что после приобретения права на земельный участок, изменение параметров и показателей, определенных в проекте застройки территории, при осуществлении строительства объекта не допускается.

Читайте: Группа Вагифа Алиева проспонсировала ДПТ в Голосеевском районе столицы

Законопроект предусматривает проведение общественных обсуждений и слушаний в отношении ДПТ, а также генпланов населенных пунктов и планов ОТО, в случае их пересечения с ДПТ. Такие обсуждения и слушания начинаются с момента официального обнародования решения местного совета о разработке соответствующей документации и прекращаются после утверждения документации.

Этапы общественных обсуждений: 

  1. Представление и обобщение предложений к намерениям по разработке документации по пространственному планированию и местных правил регулирования застройки.

  2. Обнародования разработанных проектов документации и местных правил регулирования застройки.

  3. Представление и обобщение предложений к документации по пространственному планированию и местных правил регулирования застройки.

  4. Регистрация, рассмотрение и обобщение предложений (замечаний), поданных к проектам документации и местных правил регулирования застройки.

  5. Проведение консультаций о возможности согласования спорных вопросов.

  6. Согласование спорных вопросов.

  7. Проведение информационных мероприятий (презентации, публичное экспонирование, телевизионные программы, публичные конференции, консультации) с их фиксацией на аудио, видео и прочими доступными средствами.

  8. Отчет о результатах общественного обсуждения документации по пространственному планированию и местных правил регулирования застройки.

Читайте: Киевские власти просят отреагировать на замечания общественности к проекту ДПТ в районе станции метро “Красный хутор”

Сельские, поселковые, городские советы при решении вопросов планирования и застройки территорий обязаны обеспечить:

  • обнародование принятых решений по разработке ДПТ;

  • обнародование разработанных в установленном законодательством порядке проектов документации по пространственному планированию и доступ физических и юридических лиц к этой информации;

  • регистрацию, рассмотрение и обобщение предложений (замечаний) физических и юридических лиц;

  • проведение общественных слушаний по обсуждению проектов ДПТ;

  • согласование спорных вопросов между физическими и юридическими лицами и заказчиками документации;

  • анализ и разработка предложений по урегулированию нерешенных спорных вопросов;

  • информирование о положении проектов ДПТ, приводящих к возникновению территорий общих интересов, для последующего уведомления соответствующих субъектов права, интересы которых могут быть затронуты в результате реализации соответствующего проекта;

  • обнародования результатов общественного слушаний.

Обнародование отчета о результатах общественных слушаний проектов ДПТ осуществляется заказчиком в двухнедельный срок со дня утверждения такого отчета. Заказчик должен опубликовать отчет в местных СМИ. Также этот отчет публикуется на официальном сайте соответствующего органа власти.

Читайте: Компании из окружения Хмельницкого и Иванова разрешили строиться на проспекте Бандеры

Реализация каждого вида документации по пространственному планированию осуществляется путем разработки, утверждения и выполнения соответствующих планов реализации мероприятий, которые принимаются в шестимесячный срок после утверждения соответствующей документации. Кабмин должен обеспечить разработку, утверждение и выполнение планы реализации Генеральной схемы; областные и районные советы, ВС Крыма – схемы планирования отдельных частей территории Украины, областей и районов; сельские, поселковые и городские советы – генпланов населенных пунктов, планов ОТО, ДПТ, проектов застройки территорий.

План реализации должен содержать перечень мероприятий, сроки их реализации, объемы и источники финансирования, ответственных исполнителей и разрабатывается:

  • краткосрочный – на один год;

  • среднесрочный – на пять лет;

  • долгосрочный – 15-20 лет.

План реализации мероприятий подлежит обязательному обнародованию органом, которым принято решение об утверждении соответствующей документации по пространственному планированию. 

Законопроект, в случае его принятия, вступит в силу со дня его опубликования. 

Читайте: Столичные власти дали отмашку застройке 50 га жилмассива Позняки-Западные 

Законопроект народных депутатов ВР VIII созыва №0861 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере градостроительства” принят в первом чтении 22 марта 2018 года и заново зарегистрирован 29 августа 2019 года.

Данный законопроект предлагает: урегулировать вопросы лицензирования; снимает с профильного министерства контроль за размещением информации про объект строительства на соответствующем стенде на строительной площадке; передать исполкомам местных советов контроль за проведением обследования объектов и обеспечение надежности и безопасности при их эксплуатации; установить порядок  идентификации объектов строительства и присвоения адреса сданным объектам.

Также законопроект расширяет полномочия местных госадминистраций, предоставляя им:

  • контроль соблюдения порядка проведения обследования объектов строительства, принятых в эксплуатацию, и ответственность за реализацию мероприятий по обеспечению соблюдения основных требований к сооружениям при их эксплуатации;

  • решение вопроса о наименовании (переименовании) улиц, переулков, проспектов, площадей, парков, скверов, мостов и других сооружений, расположенных за пределами населенных пунктов;

  • присвоение адресов объектам недвижимого имущества за пределами населенных пунктов. 

Законопроектом предусмотрено закрепить в Кодексе про административные правонарушения (КУпАП) статью об ответственности за нарушение порядка присвоения адреса объекта недвижимого имущества. Так, за нарушение установленных сроков, требований не предусмотренных законом документов для присвоения или изменения адреса объекта и другие нарушения, правонарушителей будут штрафовать на 200-400 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ, 3400-6800 гривен). 

В случае принятия, закон вступит с дня его опубликования. 

Читайте: Депутат Киевсовета просит ГАСИ провести внеплановую проверку на строительстве скандальной автозаправки на улице Ревуцкого

Законопроект народного депутата ВР VIII созыва Геннадия Кривошеи (фракция “Народный фронт”) №0862  “О регулировании градостроительной деятельности (относительно передачи, прекращения или временного приостановления полномочий органов государственного архитектурно-строительного контроля)” принят в первом чтении 20 ноября 2018 года и заново зарегистрирован 29 августа 2019 года.

Данным законопроектом предлагается правовой механизм создания передачи, прекращения и временного приостановления полномочий исполнительных органов по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля сельских, поселковых, городских советов. Такие органы контроля будут действовать на основании примерного положения о них, утвержденного Кабмином.

После образования органа контроля соответствующий орган местного самоуправления направляет в профильное министерство обращение о создании совместной комиссии по передаче соответствующей документации и решения вопросов, связанных с образованием и функционированием органа контроля. Министерство принимает решение о создании соответствующей совместной комиссии, которая в течение 30 рабочих дней должна рассмотреть вопрос о возможности органа контроля, приступить к выполнению полномочий и обеспечить подготовку к передаче соответствующей документации.

Орган контроля начинает осуществлять свои полномочия на следующий день после утверждения акта совместной комиссии. Полномочия органа государственного архитектурно-строительного контроля могут быть прекращены на основании заявления соответствующего органа местного самоуправления в профильное министерство.

Законопроект предусматривает возможность приостановить полномочия органа контроля:

  • на основании заявления соответствующего органа местного самоуправления;

  • в случае повторного невыполнения предписаний об устранении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, выданных главными инспекторами строительного надзора.

Решение о приостановлении полномочий органа контроля принимает профильное министерство. На время прекращения и временной остановки органа контроля его  функции осуществляет профильное министерство. Профильное министерство может восстановить полномочия органа контроля, если к нему обратился с такой просьбой соответствующий орган местного самоуправления.

В случае принятия, законопроект  вступит в силу со следующего дня после его опубликования. Документы, дающие право на выполнение подготовительных и строительных работ, полученные и действующие на день вступления в силу закона, действуют до завершения строительства объектов. Внесение изменений в такие документы, отмену их регистрации или аннулирование, государственный архитектурно-строительный контроль и принятие в эксплуатацию объектов осуществляют органы государственного архитектурно-строительного контроля, уполномоченные по прошлому законодательству.

Читайте: Минкультуры призвали проверить законность стройки по улице Михайловской в историческом центре Киева

Законопроект народных депутатов ВР VIII созыва №0863  “О внесении изменений в Закон Украины “О регулировании градостроительной деятельности” (относительно усиления защиты лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения при осуществлении градостроительной деятельности)” принят в первом чтении 4 декабря 2018 года и заново зарегистрирован 29 августа 2019 года. Соавтором законопроекта является Александр Герега, вновь избранный в ВР IX созыва от того же округа №192 (Хмельницкая обл.). Он вместе со своей супругой Галиной Герегой (экс-секретарь Киевсовета, бывший и.о. городского головы Киева) является совладельцем сети строительных гипермаркетов “Эпицентр”.

Законопроект предусматривает возможность устанавливать средства беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения к объектам жилищно-коммунального и общественного назначения, в том числе, к подъездам и/или квартирам в жилых домах, при отсутствии документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком.

Предлагает закрепить норму, согласно которой объект не может быть принят в эксплуатацию, если он не соответствует требованиям строительных норм, государственных стандартов и правил, в том числе, по доступности для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения.

В случае принятия, законопроект вступит в силу со следующего дня после его опубликования. 

Читайте: Городское руководство выполнило Программу “Киев без барьеров на 2018-2021 годы” на 0%

Законопроект Кабмина Владимира Гройсмана №0961  “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления требований законов Украины, направленных на создание беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью к зданиям и сооружениям” принят в первом чтении 8 февраля 2018 года и заново зарегистрирован 29 августа 2019 года.

Законопроект предусматривает, в частности, установление административной ответственности за несоблюдение требований создания беспрепятственной среды для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения. Законопроект предусматривет следующие изменения в КУпАП:  

  • в случае несоблюдения требований государственных строительных норм, стандартов и правил насчет доступности маломобильных групп населения предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

  • в случае передачи заказчику проектной документации для выполнения строительных работ на объекте, разработанной с нарушением требований по созданию беспрепятственной жизненной среды для маломобильных групп населения – наложение штрафа на главного архитектора проекта, главного инженера проекта, эксперта, других ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг) от 2 до 5 тыс. НМДГ (3400-8500 гривен) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на 1 год (варьируется от степени нарушения);

  • за выдачу заключения (отчета) экспертизы проектной и градостроительной документации без указания необходимости учета потребностей маломобильных групп населения – наложение штрафа на должностных лиц от 500 до 600 НМДГ (8500-10200 гривен); 

  • за выдачу сертификата о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта, построенного с нарушением строительных норм по учету потребностей лиц с инвалидностью в соответствии со строительными нормами, стандартами и правилами относительно доступности для маломобильных групп населения – наложение штрафа на должностных лиц 500-600 НМДГ (8500-10200 гривен);

  • осуществление авторского надзора с нарушением требований законодательства по учету потребностей маломобильных групп населения влечет за собой наложение штрафа на главного архитектора проекта (архитектора) от 400 до 700 НМДГ (6800-11900 гривен) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на 1 год (варьируется от степени нарушения);

  • осуществление технического надзора с нарушением требований законодательства относительно доступности для маломобильных групп населения влечет за собой наложение штрафа на лицо, осуществляющее технический надзор от 400 до 700 НМДГ (6800-11900 гривен) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на 1 год (варьируется от степени нарушения). 

Также в законе “Об основах градостроительства” предлагается закрепить норму, что местные госадминистрации, исполкомы местных советов должны осуществлять государственный контроль в сфере градостроительства учета потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения. Предусматривается привлечение внештатных (общественных) инспекторов из числа представителей общественных объединений лиц с инвалидностью.

В случае принятия, законопроект вступит в силу со следующего дня после его опубликования. 

Текст девятого законопроекта №2042 “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно доступа к инфраструктуре объектов строительства, транспорта, электроэнергетики” от 3 сентября 2019 года на сайте ВР пока отсутствует. Авторы законопроекта – глава комитета по вопросам цифровой трансформации Михаил Крячко и замглавы этого же комитета Александр Федиенко (оба – фракция “Слуги народа”).

Читайте: Временные опоры арки Подольского мостового перехода демонтированы (фото)

Напомним, большинство в ВР принадлежит фракции “Слуга народа”, которая контролирует почти все парламентские комитеты. Таким образом, новоназначенный Кабмин во главе с премьер-министром Алексеем Гончаруком является, по сути, исполкомом “Слуги народа”. Соавторами строительных законопроектов нардепов от “Слуги народа” являются бывшие сотрудники “Офиса эффективного регулирования” (BRDO – грантовая структура при Министерстве экономического развития и торговли), которым до назначения заместителем главы Администрации президента руководил Алексей Гончарук.

Главой профильного комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства является Андрей Клочко (фракция “Слуга народа”).

Первые заместители главы комитета:

 – первый замглавы фракции “Слуга народа” Александр Корниенко;

Роман Лозинский (фракция “Голос”).

Заместители главы комитета – представители “Слуги народа” Алина Загоруйко, Александр Качура, Елена Шуляк (экс-BRDO), а также мажоритарщик от округа №19 (Волынь) Игорь Гузь (депутатская группа “За будущее”).

Читайте: План Зеленского: рынок земли, большая приватизация и всё быстро (видео)

Секретарем профильного комитета ВР является Дмитрий Исаенко (фракция “Оппозиционная платформа – За жизнь”). KV писала, что замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ Исаенко в октябре 2014 года подделал протокол совета Минрегиона по Генплану Киева.

Напомним, в начале 2015 года Дмитрий Исаенко был уволен из Минрегиона – за липовое удостоверение участника АТО. Тогда же стало известно, что Исаенко во время своей службы в АТО ловил рыбу на Кубе. Журналист Дмитрий Гнап утверждал, что удостоверение участника АТО Исаенко помог получить Владимир Гройсман, который в Кабмине Арсения Яценюка работал вице премьером – министром регионального развития и ЖКХ.

До прихода в Минрегион Исаенко долгое время работал в Министерстве обороны – начальником Центрального специализированного строительного управления, а затем директором Департамента строительства и отчуждения фондов МО в Киеве. Отметим, Исаенко попадал в земельные и не только скандалы, в частности – в Вышгороде.

В начале 2018 года фамилия Исаенко всплыла в контексте судебного разбирательства вокруг государственной земли киевского завода “Радар”, где собиралась неформальная группа застройщиков “Perfect Group”, куратором которой является Дмитрий Исаенко.

Дмитрий Исаенко, кроме кураторства “Perfect Group”, занимает пост вице-президента в “Конфедерации строителей Украины”, президентом которой является бывший замминистра регионального развития Лев Парцхаладзе. 

Читайте: Лев Парцхаладзе: “Судебная остановка приказа Минрегиона не прекращает действие новых ГСН”

По мнению Киевской организации Национального союза архитекторов Украины (КОНСАУ), Дмитрий Исаенко входит в “группу коррупционеров и системных истребителей Киева”. В эту же группу, по словам архитекторов, входят:

Андрей Ваврыш – владелец девелоперской компании “Saga Development”, хороший знакомый главы Офиса президента Андрея Богдана, а также экс-замдиректора Департамента градостроительства и архитектуры КГГА и бывший начальник Службы градостроительного кадастра Киева.

Анна Бондарь – член комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства (фракция “Слуга народа”, 220 округ, Подол); экс-гендиректор Директората технического регулирования в строительстве Минрегионстроя; бывшая и.о. замдиректора Департамента градостроительства и архитектуры КГГА (преемница Ваврыша); экс-и.о. директора Департамента градостроительства и архитектуры КГГА (сменила Сергея Целовальника).

Вадим Струневич – замглавы комитета ВР по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов (фракция “Слуга народа”). По данным аналитической системы Youcontrol, ранее имевший отношение к частным компаниям, в том числе – строительной, консалтинговой и финансовой направленности. На странице Струневича на сайте ВР указано, что до избрания в парламент он работал в дочернем предприятии (ДП) “Производственно-техническая агенция” (*). Конечным бенефициаром этого ДП через ООО “Межрегиональный центр технической инвентаризации” (**) является житель Полтавы Дмитрий Юрьевич Овсий. 

Также, по данным Единого госреестра юрлиц, физлиц-предпринимателей и гражданских формирований, полный тезка Вадима Струневича является руководителем нефтегазовой ООО “Азов Петролеум Ллс” (***) с пропиской в Полтаве. Эта компания принадлежит, в том числе, народному депутату Вадиму Новинскому (внефракционный, округ №57, Мариуполь, Донецкая обл.), бизнес-партнеру официально самого богатого украинца Рината Ахметова (в частности, владелец “ДТЭК – Киевские электросети” и “Киевоблэнерго”).

Кроме того, в реестре на сайте Украинского геральдического товарищества под №532 обнародован личный герб Вадима Струневича с лозунгом “Gaudeo quod me vivere” (“Рад, что живу”).

Читайте: Архитекторы требуют не допустить в парламент “группу коррупционеров – истребителей Киева” от Ваврыша и Исаенко

* Дочірнє підприємство “Виробничо-технічна агенція” (код ЄДРПОУ: 37567887)

** ТОВ “Міжрегіональний центр технічної інвентаризації” (код ЄДРПОУ: 38309026)

*** ТОВ “Азов Петролеум Ллс” (код ЄДРПОУ: 37994478)

Коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Анжела Заика
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
09:00 Наразі в судах вирішується доля 7,8 га лісу в заказнику “Дарничанка” – біля колишнього хутору Рибного в Дніпровському районі Києва. Столична прокуратура вимагає…
Banner
QlU7mDx4