Киевская облгосадминистрация и местные РГА не смогли обеспечить адекватное распределение субвенции для школьников с инвалидностью в прошлом году. В итоге чиновники потратили сотни тысяч гривен из госбюджета впустую. Счетная палата, проводившая аудит, уже поведала об этом Кабмину, Верховной Раде, Генпрокуратуре и главе правительства Владимиру Гройсману.
Как стало известно KV, 11 сентября 2018 года Счетная палата приняла решение “О рассмотрении Отчета о результатах аудита эффективности использования субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление помощи лицам с особыми образовательными потребностями (ООП)”.
В отчете говорится о том, как Кабинет министров, Министерство образования, КОГА и регионы страны распорядились государственной субвенцией на поддержку детей с особенными образовательными потребностями.
В частности, Киевская область значится среди тех областей, которые наименее эффективно распорядились деньгами в вопросе обеспечения инклюзивности обучения.
Отмечается, что согласно принятым изменениям в госбюджет, из 209,5 млн гривен субвенции, которые должны были пойти на устранение преград в учебных заведениях для лиц с ООП в 2017 году, Киевская область получила 8,3 млн гривен.
Кроме того, столичный регион дополнительно получил 2,36 млн гривен субвенции согласно соответствующему распоряжению Кабмина (№ 441-р от 4 июля 2017 года).
КОГА распорядилась распределить их 26 сентября 2017 года.
Читайте: Киевской области дадут 2,36 млн гривен на обучение детей с инвалидностью
Проблемы
Как установили аудиторы, за Киевщиной значится неэффективное использование 388 тыс. гривен, и еще 13 тысяч использованы с нарушением законодательства.
По результатам аудита в Днепропетровской, Донецкой, Киевской областях и в Киеве, установлено, что при использовании средств субвенции главными распорядителями средств (объектами аудита) допущены факты направления средств в нарушение требований Порядка предоставления субвенции (постановление Кабмина от 14 февраля 2017 года № 88, “Порядок”) на оплату труда специалистов, которые оказывали коррекционные услуги, без заключения с ними гражданско-правовых договоров и не в соответствии со ставками почасовой оплаты таких работников.
В 2017 году и I полугодии 2018 года в Белоцерковском, Броварском, Згуровском, Макаровском районах, Тетиевской ОТО, городах Буча и Борисполь Киевской области и Голосеевском районе Киева на проведенные специалистами 8454 дополнительных коррекционно-развивающих занятия должны были потратить 459,9 тыс. гривен, а фактически расходы составили 1,34 млн гривен, то есть 882 тыс. гривен были израсходованы безосновательно.
Кроме того, результаты анализа Счетной палаты показали, что отделами образования Полесской, Иванковской, Кагарлыцкой РГА на приобретение специальных средств коррекции в 2017 году использовано 315 тыс. гривен, однако это не возымело эффекта. Коррекционно-развивающие занятия в школах Полесского района в 2017 году и I квартале 2018 вообще не проводились в связи с отсутствием специалистов, а в Иванковском и Кагарлыцком районах в 2017 году предоставлено минимальные услуги по проведению коррекционных занятий. Итог: специальные средства коррекции не применялись в учебном процессе детей с ООП.
Указаны и отдельные случаи. Так, Управление образования и науки Белоцерковского городского совета в декабре 2017 года приобрело у ФЛП Кузин И. В. для общеобразовательной школы № 20 спортивное оборудование по 28 наименованиям в количестве 1265 шт. на общую сумму 184,6 тыс. гривен (мягкие маты, доски, парты со стульями, сухие бассейны, шведские стенки и др.). Закупка была произведена, однако все это “добро” больше шести месяцев не использовалось по назначению и лежало запакованное, а отсюда – признаки неэффективного использования бюджетных средств.
Аналогичная история и в Белоцерковской школе №5, которая закупила оборудования и спецсредств на сумму 203,7 тысяч гривен, но использовала их в общих аудиториях, которые дети с ООП не посещали.
Все эти случаи говорят о том, что деньги были, по сути, потрачены “для галочки”.
Киев
Что касается Киева, который получил в 2017 году 37,4 млн гривен субвенции, на приобретение специальных средств коррекции психофизического развития для детей с ООП в 2017 году в Киеве использовано 6,072 млн гривен.
В частности, управлениями образования Оболонской, Шевченковской, Печерской, Днепровской РГА использовано 1,98 млн гривен субвенции. Однако в 2017 году и I квартале 2018 года коррекционно-развивающие занятия в заведениях Оболонского и Шевченковского районов Киева не проводились вообще.
Аналогично управлениями образования Печерской и Днепровской РГА на специальные средства коррекции потрачено 170,0 тыс. гривен и 340,3 тыс. гривен средств субвенции соответственно. В 2017 году предоставлены минимальные услуги по проведению коррекционных занятий (в Печерском районе – 74 занятия для шести детей в год, Днепровском районе – 241 занятия для 56 детей), а в I квартале 2018 года такие занятия вовсе не проводились.
Таким образом, указывается в отчете СП, 1,98 млн гривен средств субвенции потратили на приобретение специальных средств коррекции, которые фактически не используются в учебном процессе для детей с ООП, то есть средства расходовались неэффективно.
Итоги
Счетная палата пришла к выводам, что ответственность за это лежит на всех причастных к распределению и освоению бюджетных денег – начиная с Минобразования (МОН) и заканчивая Киевской областной и районными государственными администрациями. МОН не обеспечили обоснованного определения и распределения между местными бюджетами субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление государственной поддержки лицам с ООП.
В СП отмечают также и другую массу факторов. К системе инклюзивного образования остаются непривлеченным значительное количество детей, которые учатся в специальных школах (школах-интернатах) для детей с нарушениями развития – 40 тыс. учащихся. Это – следствие того, что:
1) школам направляют деньги субвенции при отсутствии создания необходимых условий, поскольку большинство школ не приспособлены для обучения таких детей;
2) помещения школ не соответствуют гигиеническим требованиям к их обустройству;
3) надлежащий контроль за использованием средств субвенции не производится.
Помимо этого, направление средств субвенции непосредственно учебному заведению без закрепления соответствующего ресурса за ребенком по принципу “деньги ходят за ребенком” не способствует достижению инклюзии и эффективной трате денег. Да и сам Порядок, по которому назначаются субвенции, несовершенен и не учитывает многих факторов: например, степень тяжести нарушений развития ребенка; критерии Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) различие между количеством часов коррекционно-развивающих занятий, которые проводятся с учетом особенностей психофизического развития ребенка и так далее.
Свое решение Счетная палата направила КОГА И КГГА с рекомендацией проверить факты безосновательной выплаты за счет субвенции из госбюджета местным бюджетам, с привлечением к ответственности всех причастных к неэффективной или противоправной трате этих денег должностных лиц указанных учреждений. Также СП обратилась в Верховную Раду, Кабинет министров, Министерство образования и науки и Генпрокуратуру с предложением проверить эти факты и принять меры.
В ответ на письмо Счетной палаты от 24 сентября 2018 года Премьер-министр Украины Владимир Гройсман направил резолюцию министрам и главам КГГА, КОГА с требованием “применить необходимые меры по устранению выявленных нарушений”.
Отметим, что, согласно дополнению к постановлению Кабмина №88 от 21.02.2018, на 2018 года размер субвенции по данной статье для Киевской области составляет 21,8 млн гривен (17,4 млн гривен – расходы на поддержку лиц с ООП, 4,4 млн – оснащение кабинетов инклюзивно-ресурсных центров развития). Ровно столько в марте получила и распределила Киевщина, согласно распоряжению КОГА №157 от 20.03.2018 года. Для Киева эта сумма составляет 35,35 млн гривен (29,8 млн и 5,5 млн гривен соответственно).
Как писала KV, в проекте госбюджета на 2019 год Кабмин предусмотрел общий объем субвенций по стране на уровне 63 млрд гривен. Из них Киеву полагается 7,37 млрд гривен, а Киевской области – 6,49 млрд гривен. По области больше всего средств запланировано выделить на субсидии населению, в Киеве – на помощь малообеспеченным. На предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями на Киевщину предусмотрят 21 717,0 тыс. гривен.
Фото: коллаж KV