В 2020 году столичные власти потратили на реализацию программы повышения энергоэффективности и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры (ЖКИ) Киева 2,78 млрд гривен. Это в два раза меньше, чем было предусмотрено программой, и почти все деньги (намного больше, чем планировалось) ушли на лифты, ремонт домов и асфальтирование придомовых территорий. В результате, “совершенствованием системы управления в сфере ЖКХ” не занимались совсем, а выполнение десятков других предусмотренных задач было полностью либо в значительной степени проигнорировано. Речь идет о термосанации зданий, реконструкции систем горячего водоснабжения, строительстве канализационных коллекторов, реконструкции котельных, тепловых пунктов и пр.
Как стало известно KV, 24 февраля 2021 года комиссия Киевсовета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса (ЖКХ и ТЭК) исключила из повестки дня рассмотрение отчета о выполнении в 2020 году мероприятий Комплексной целевой программы повышения энергоэффективности и развития ЖКИ города Киева на 2016-2020 годы.
Почему так произошло, неизвестно: трансляция комиссии началась уже после того, как ее члены решили снять данный вопрос. Отчет департамента ЖКИ КГГА собирались рассмотреть на этой комиссии еще 10 февраля 2021 года, но тогда этот вопрос был перенесен.
Напомним, Комплексная целевая программа повышения энергоэффективности и развития ЖКИ Киева на 2016-2020 годы была утверждена решением Киевсовета №232/232 от 17 марта 2016 года. На ее реализацию в течение пяти лет планировалось потратить 38,6 млрд гривен: 8,7 млрд гривен из столичного бюджета, 3,05 млрд гривен из государственного бюджета и 26,8 млрд гривен из “других источников финансирования”. Исполнителем программы был определен Департамент ЖКИ КГГА, соисполнителями – районные в городе Киеве государственные администрации (РГА), коммунальные предприятия (КП) и т.д.
На что тратились в 2020 году
При утверждении программы в 2016 году предполагалось, что в 2020 году на ее реализацию будет потрачено 5,8 млрд гривен: 1,52 млрд гривен из столичного бюджета, 436 млн гривен из государственной казны и целых 3,85 млрд гривен из неких других источников. Нетрудно догадаться, что работать столичным чиновникам пришлось с намного меньшей суммой.
В бюджете Киева на 2020 года на выполнение мероприятий программы предусмотрели финансирование в размере 3,39 млрд гривен (из бюджета Киева – 2,96 млрд гривен, из государственного бюджете – 173,1 млн гривен, из других источников – 257,7 млн гривен). По факту же было потрачено 2,78 млрд гривен: 2,35 млрд гривен из городского бюджета, 165,9 млн гривен из госбюджета и 258 млн гривен из других источников.
Таким образом, освоение средств в рамках выполнения программы составило 47,84% от потребности, зафиксированной в 2016 году, или 81,98% от расходов, предусмотренных на 2020 год.
При этом, оценить эффективность финансовых вложений непросто. Чиновники Департамента ЖКИ КГГА, в отличие от своих коллег из других структур столичной горгосадминистрации, прямо не указывают, на сколько процентов выполнены отдельные мероприятия программы (под мероприятиями подразумеваются группы работ в одном или нескольких направлениях. – KV), какие мероприятия считаются невыполненными и т.д. Подобным образом Департамент ЖКИ КГГА отчитывается уже не первый год. Вероятно, это делается для того, чтобы скрыть настоящее положение дел в сфере ЖКХ и в ручном режиме получать бюджетное финансирование в тех объемах и на те нужды, которые чиновники считают обоснованными и приоритетными.
Читайте: Цифры “не пляшут”: Петр Пантелеев хочет денег на ремонт теплосетей, но не знает сколько и как
В 2020 году программой повышения энергоэффективности и развития ЖКИ Киева было предусмотрено выполнение трех мероприятий: “Совершенствование системы управление в сфере ЖКХ”, “Техническое переоснащение и повышение энергоэффективности в сферах ЖКХ” и “Организационное обеспечение развития жилищно-коммунальной сферы”.
На выполнение первого мероприятия, в рамках которого предполагалось, в частности, предоставлять финансовую поддержку для создания объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), финансирование в 2020 году даже не предусмотрели. На выполнение третьего мероприятия, при утверждении программы, планировалось потратить 1,27 млн гривен, однако по факту денежные средства не осваивались (речь идет о проведении консультаций по ЖКХ с общественностью, агитационной работе и т.д.). Таким образом, все 2,35 млрд гривен из столичного бюджета в минувшем году были потрачены на одно мероприятие.
В рамках мероприятия “Техническое переоснащение и повышение энергоэффективности в сферах ЖКХ” чиновники планировали выполнить порядка пяти десятков направлений работ. Однако большая часть средств (по подсчетам KV – порядка 62%) была направлена на три статьи расходов – лифты, ремонт домов и асфальтирование придомовых территорий.
На реконструкцию, замену и модернизацию лифтов из столичного бюджета было потрачено 460 млн гривен (при запланированном показателе в 100 млн гривен). За эти деньги было отремонтировано и реконструировано 206 лифтов (при плане 170 единиц). На капитальный ремонт жилого фонда с применением энергосберегающих технологий в 2020 году столичные власти планировали потратить из столичного бюджета 100 млн гривен, однако получилось почти в 5 раз больше – 478 млн гривен. На эти деньги, в частности, было отремонтировано 1005 домов (при плане 595 домов). Похожая ситуация и с асфальтированием придомовых территорий и межквартальных проездов: в 2020 году планировалось потратить 35 млн гривен на 20 тыс. кв.м “нового асфальта”, а получилось 500,1 тыс. кв. м за 533,6 млн гривен.
При этом, на комплексную термосанацию бюджетных учреждений столицы из городского бюджета было потрачено 109,4 млн гривен (при плане 260 млн гривен), на реконструкции систем горячего водоснабжения в таких учреждениях было освоено 2,16 млн гривен (планировалось освоить 80 млн гривен), на строительство новых самотечных канализационных коллекторов было потрачено 2,19 млн гривен (при плане 436 млн гривен), комплексная термосанация жилого фонда не проводилась вообще (на это планировалось потратить 200 млн гривен), на реконструкции котелен не было потрачено ни копейки (при плане в 100 млн гривен), как и на реконструкцию тепловых пунктов (такой же план), от строительства систем водоотведения жилых массивов малоэтажной застройки частного сектора столичные власти тоже решили отказаться (на это планировалось предусмотреть 50 млн гривен) и т.д.
На данный момент остается вопросом, удовлетворят ли такие данные комиссию горсовета по вопросам ЖКХ и ТЭК. Хотя, даже если депутаты не согласуют чиновничий отчет, ничего не произойдет: такие документы на практике имеют исключительно формальный характер.
Что дальше?
2 ноября 2020 года КГГА своим распоряжением №1736 поручила Департаменту ЖКИ КГГА до 1 декабря того же года подготовить проект Комплексной целевой программы повышения энергоэффективности и развития ЖКИ города Киева на 2021-2025 годы.
23 декабря 2020 года предварительный проект указанной программы был вынесен на рассмотрение комиссии Киевсовета по вопросам ЖКХ и ТЭК. “Предварительный” – поскольку он не был зарегистрирован как проект решения (во всяком случае, такой документ отсутствует в открытом доступе в форме проекта решения. – KV). Тогда комиссия решила отложить рассмотрение этого вопроса и до 15 января 2021 года подготовить свои предложения к проекту программы. Однако, по истечению полутора месяца члены комиссии так и не вернулись к обсуждению данного документа.
Согласно тому проекту, который Департамент ЖКИ КГГА подавал на рассмотрение профильной комиссии горсовета, на реализацию новой программы в течение 5 лет планируется потратить более чем в полтора раза больше, чем на выполнение “старой” – 64,5 млрд гривен. В частности, из столичного бюджета на это планируют потратить 27,4 млрд гривен, из государственного – 14 млрд гривен, из других источников – 35,7 млрд гривен (!).
Согласно проекту программы, запланировано следующее распределение средств из столичного бюджета на ее реализацию в течение пяти лет:
-
система водоснабжения и водоотведения – 8,4 млрд гривен;
-
жилищный фонд и благоустройство придомовых территорий – 6,4 млрд гривен;
-
система газо- и теплоснабжения, электроэнергии – 3,6 млрд гривен;
-
санитарная очистка города – 3,3 млрд гривен;
-
инженерная защита территорий – 1,5 млрд гривен и т.д.
Точные данные о том, сколько средств на данную программу планируется потратить в 2021 году и последующие периоды, а также точный перечень мероприятий, которые столичные власти планируют выполнять, вероятно, станут известны в ближайшее время. Описывать их до регистрации проекта решения нет смысла. Вполне возможно, будут откорректированы многие финансовые показатели: например, в профильном департаменте поймут, что прогноз о привлечении более трех десятков миллиардов из посторонних источников – это, мягко говоря, переоценка своих возможностей.
Напомним, ранее депутаты Киевсовета не раз высказывали претензии к тому, как Департамент ЖКИ КГГА выполняет свою “главную программу”.
К примеру, в ноябре 2016 года комиссии по вопросам ЖКХ и ТЭК стало известно, что в первом полугодии того же года Программа повышения энергоэффективности и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры Киева была профинансирована лишь на 18%. Также депутатов возмутило качество освоения потраченных 308,6 млн гривен и наплевательское отношение чиновников к отчетности. Пустые уверения замглавы КГГА Петра Пантелеева (на фото), дескать, все под контролем, народных избранников не удовлетворили: было решено провести отдельный, детальный “разбор полетов”, заслушав всех исполнителей программы.
Читайте: Чиновники КГГА не способны отчитаться перед горсоветом о повышении энергоэффективности столицы
При этом, хотя бюджета столицы якобы не хватает на решение всех проблем в сфере ЖКХ, чиновники КГГА и руководители подотчетных им КП, похоже, умудряются зарабатывать себе неплохие “чаевые”.
Так, в июле 2019 года соучредитель ОО “Киевляне объединяемся” Владимир Бондарь публично обвинил замглаву КГГА Петра Пантелеева (отвечающего за сферу ЖКХ. – KV) в том, что больше всего выделяемых на жкх-сферу Киева бюджетных средств не “просто так” оседает на счетах ООО “Энерго-Инвест”. С данной ООО, как выяснилось, не первый год плотно сотрудничало ряд столичных КП, работу которых курирует Пантелеев.
Читайте: Кумовство и “ручные фирмы”: почему Петр Пантелеев попал в центр коррупционного скандала
В октябре 2019 года СБУ открыла уголовное производство по факту возможного присвоения бюджетных средств должностными лицами двух столичных КП – “Группа внедрения проекта по энергосбережению в административных и общественных зданиях города Киева” и “Киевжилспецэксплуатация” (КП “КЖСЭ”). Правоохранители предположили, что ”коммунальщики” в течение 2017-2019 годов, сговорившись с подрядчиками, организовали схему “распила” при выполнении разного рода работ на объектах жизнеобеспечения столицы. Тогда в поле зрения СБУ оказалось сотрудничество указанных КП с 14-тью компаниями на общую сумму 709 млн гривен.
Читайте: СБУ расследует многомиллионные “распилы” в двух столичных КП
Департамент ЖКИ КГГА с 17 июля 2017 года возглавляет Дмитрий Науменко. Сферу ЖКХ столицы уже не первый год курирует замглавы КГГА Петр Пантелеев.
Читайте: От Кличко потребовали уволить его заместителя по ЖКХ Петра Пантелеева и главу Голосеевской РГА
Фото: коллаж KV