Секретарь Киевсовета Владимир Прокопив (на фото слева внизу) отказался выносить на обсуждение и голосование депутатского корпуса проект решения, призванный поддержать киевских и украинских товаропроизводителей в период карантина и после его окончания, чтобы спасти экономику во время кризиса. При том, что документ был поддержан профильной комиссией горсовета и депутаты проголосовали за включение этого документа в повестку дня заседания от 26 марта 2020 года, неожиданно всплыл “негативный правовый вывод”. Такие выводы члены провластной фракции Киевсовета “Солидарность”, отметим, обычно “отклоняют пачками”, а Прокопив просто закрыл заседание. По словам соавтора документа (члена бюджетной комиссии Киевсовета Владимира Левина), он больше не будет “без толку носиться” по столичному горсовету с идеей поддержки местной промышленности. Депутат передал данный проект решения в Верховную Раду “Зе-команде” с рекомендацией принять в виде закона.
Как стало известно KV, в ходе заседания Киевсовета, состоявшегося 26 марта 2020 года, депутаты так и не рассмотрели проект решения “Об осуществлении публичных закупок в Киеве бюджетными организациями коммунальной формы собственности” (№08/231-1266/ПР от 19 марта 2019 года).
В повестку дня данный документ был внесен с голоса одним из его разработчиков – членом комиссии Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития Владимиром Левиным (фракция “Солидарность”). За включение этого документа в повестку дня заседания горсовета депутаты проголосовали. Однако, секретарь Киевсовета Владимир Прокопив (фракция “Солидарность”) не вынес его на рассмотрение по сути и даже не проинформировал депутатов о том, что происходит.
Читайте: Как Владимир Прокопив заблокировал выборы в райсоветы Киева на неопределенный срок
Как сообщил KV Владимир Левин, оказывается, уже в ходе заседания стало известно, что управление правового обеспечения деятельности Киевсовета имеет замечания к данному проекту решения. По словам депутата, юристы горсовета не согласны с нормами поддержки киевских товаропроизводителей.
“На сессии выяснилось, что юристы имеют возражения к проекту решения из-за того, что в нем есть дискриминационная норма…”, – пояснил Владимир Левин.
Что предлагалось утвердить
Проектом решения определено, что, в случае его принятия, до конца 2020 года во время осуществления закупок товаров, работ и услуг при использовании электронной системы необходимо устанавливать, кроме критерия “цена”, дополнительный неценовой критерий. Те участники торгов, производственные и промышленные мощности или торговое представительство которых расположены на территории Киева, должны были получить преференцию в виде веса неценового критерия в размере 30%. При этом, такие участники торгов должны иметь справку Киевской торгово-промышленной палаты о том, что их оборудование производится в Киеве и является сертифицированным.
Кроме того, документом предусмотрено расширение перечня предприятий, которые могут рассчитывать на указанный неценовой критерий в размере 30%, в ближайшем будущем. Это будет возможно в случае ослабления ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения коронавируса, или их прекращения в период действия этого решения. В документе указано, что в таком случае неценовой критерий применяется не только для участников торгов, которые проводят свою деятельность на территории Киева, но и для тех предприятий, производственные и промышленные мощности или торговое представительство которых расположены на территории Украины.
Читайте: В КГГА не предложили для спасения столичной промышленности ничего нового
Согласно проекту решения, указанный дополнительный критерий предусмотрен для закупок, которые проводят секретариат Киевсовета, структурные подразделения Киевской горгосадминистрации (КГГА), районные в городе Киеве государственные администрации (РГА) и их структурные подразделения, предприятия, учреждения, организации, которые находятся в коммунальной собственности территориальной общины Киева.
“Ежегодно Киев демонстрирует замедление темпов развития промышленности и падение индекса промышленной продукции. Одной из причин указанных негативных тенденций является отсутствие поддержки местного товаропроизводителя и промышленности, отсутствие местных льгот и преференций. В то время, как развитые страны-члены Европейского Союза применяют политику протекционизма по отношению к собственным предприятиям, мы ежедневно теряем рабочие места из-за ликвидации промышленных комплексов, которые не в состоянии конкурировать с иностранными конкурентами в данных обстоятельствах”, – сообщается в пояснительной записке.
Читайте: Перед депутатами столичного горсовета отчитались о долгах Киева
Кроме того, отмечается, что в краткосрочной перспективе Киев может окончательно потерять существующий промышленный комплекс, который генерирует товары с высокой добавленной стоимостью. “И навсегда отчеканить себе имя города-сырьевого придатка, или города исключительно с сервисной инфраструктурой”, – указано в пояснительной записке.
Отметим, субъектами подачи данного проекта решения выступили депутаты Владимир Левин, Владимир Яловой (фракция “Единство”) и Олег Чернецкий (фракция “ВО “Свобода”).
Читайте: В Киевсовете решили поиграть в протекционизм
Напомним, изначально данный проект решения предполагал преференции для всех украинских товаропроизводителей и не имел временных ограничений в своем действии. 3 апреля 2019 года документ был поддержан комиссией Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития. Но уже 17 апреля 2019 года комиссия по вопросам торговли, предпринимательства и регуляторной политики отклонила этот проект решения и рекомендовала направить его в Антимонопольный комитет. В дальнейшем указанная комиссия также определила, что этот документ является регуляторным актом и должен пройти соответствующую процедуру перед тем, как его утвердит столичный горсовет.
25 марта 2020 года этот проект решения вновь был рассмотрен комиссией вопросам бюджета и социально-экономического развития. По инициативе Владимира Левина комиссия внесла в документ правки, касающиеся поддержки именно киевских производителей во время карантина, а также отклонила вывод торговой комиссии по поводу “регуляторности” данного проекта решения. Для рассмотрения документа на заседании Киевсовета необходимо было получить правовой вывод, чего так и не было сделано.
Зачем нужен протекционизм
Вследствие карантина столичная и украинская экономики окажутся в состоянии серьезного кризиса.
“В рамках того решения, которое мы принимали (изменения в бюджет Киева. – KV), столичный бюджет сократился на 1,5 млрд гривен. Ожидаемое недополучение до конца года – 3 млрд гривен. На едином казначейском счете недополучение около 35% денежных средств – порядка 34 млрд гривен. Экономика не может пойти вверх из-за коронавируса. Общегодовое падение бюджета (государственного. – KV) – 30%. Это если не будет компенсирована инфляция: курс доллара должен быть 45 гривен. А если будет такой курс, то весь импорт станет. Мы не рассматриваем такой вариант: на самом деле курс будет в районе 30 гривен, и мы недополучим 30%”, – пояснил KV член бюджетной комиссии Киевсовета Владимир Левин.
Если ранее проект решения был нацелен на общую поддержку украинского производства, то теперь он имеет более узкую направленность: решение проблем экономики во время карантина и по окончанию таких ограничительных мер. По словам Левина, столичные власти в это непростое время должны дать понять городским и украинским товаропроизводителям, что те могут рассчитывать на поддержку. Это поможет местным предприятиям планировать свою деятельность в перспективе. Кроме того, по мнению депутата, преференции могут заинтересовать иностранных инвесторов. Заграничные предприятия будут рассчитывать на равные условия с отечественными компаниями в случае регистрации в Украине и организации своего производства в нашем государстве.
“Для того, чтобы все запустить, необходимо поддержать нашего товаропроизводителя. Он уже сегодня должен понимать, что ему нужно вложить инвестиции в станки и оборудование, чтоб выпускать продукцию. Ведь у него не будет иностранных конкурентов. Для запуска промышленности необходимо запустить идеологию будущего счастья. Для этого нужна 30-процентная преференция. Экономика запустится, будут компенсированы потери производителей. Зарубежные инвесторы не будут завозить продукцию – они перенесут станки к нам. И мы, не меняя налоговую систему и имея колоссальнейший потенциал, дадим возможность инвесторам прийти на более высокодоходный рынок. Промышленная часть Киева не загружена: куча заводов стоят “пустыми”, – пояснил Владимир Левин.
Читайте: Киевсовету надоело, что промышленный департамент КГГА отчитывается только о выставках и семинарах
Как отметил депутат, данный проект решения нашел поддержку среди чиновников. По его словам, в частности, такую идею оценили глава КГГА Виталий Кличко, его заместитель Николай Поворозник, директор Департамента финансов КГГА Владимир Репик и директор Департамента экономики и инвестиций КГГА Наталья Мельник. В то же время, Владимир Левин считает, что его коллеги по депутатскому корпусу не заинтересованы в таком развитии событий.
“Мы поем гимн Украины, но для Украины фактически ничего не делаем. Все вещи, которые делаются, имеют персональную потребность”, – отметил Владимир Левин.
Читайте: Киев отказался от приоритета электротранспорта и отечественных производителей
Отметим, по этическим соображениям депутат не уточнил, кого он имеет в виду. Но, можно предположить, что речь идет в том числе и о членах комиссии Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития, которую возглавляет Андрей Странников (фракция “ВО “Солидарность”). Именно данный орган якобы поддерживал указанный проект решения, но в итоге ничего не сделал для его утверждения.
Владимир Левин уточнил, что он больше не будет инициировать рассмотрение данного вопроса в столичном горсовете.
“Я уже передал проект в Верховную Раду в группу “Зе”. Я им сказал, что это хороший проект. Как депутат и как гражданин Украины, я считаю, что это – первоочередные и самые правильные меры для нашей экономики, которые нужно принять в ближайшее время”, – подытожил депутат.
Напомним, 26 марта 2020 года Киевсовет предоставил ряд преференций арендаторам коммунального имущества. До 31 июля 2020 года предприниматели, работающие в коммунальных нежилых помещениях, будут либо освобождены от уплаты арендной платы, либо получат 50-процентную скидку – в зависимости от того, продолжают ли они свою деятельность. Кроме того, скидку в размере 50% получат пользователи коммунальных рекламных площадей.
Читайте: Из-за COVID-19 столичный горсовет предоставил бизнесу ряд льгот
Напомним также, что с октября 2019 года столичные власти фактически перестали содействовать развитию предпринимательства, промышленности и потребительского рынка: на тот момент из-за нерасторопности чиновников и нежелания работать у городских депутатов даже была не утверждена соответствующая программа на 2019-2022 годы. В числе прочего, не предоставлялась финансово-кредитная поддержка субъектам малого и среднего бизнеса. В ноябре 2019 года Киевсовет все же утвердил эту программу. Тогда же выяснилось, что до конца 2019 года Департаменту промышленности и развития предпринимательства КГГА предстояло много чего успеть сделать для выполнения мероприятий данной программы, что на то время казалось маловероятным.
Читайте: Под конец 2019 года департаменту Фиоктистова удалось не остаться без бюджетного финансирования
Кроме того, отметим, что столичным властям не привыкать принимать “нужные” решения в режиме авральности. При этом, ни секретаря Киевсовета, ни членов фракции “Солидарность” обычно вовсе не смущают формальные нюансы: отсутствие юридического вывода, отсутствие дополнительных материалов по проектам решений и т.д.
Так, в феврале 2020 года столичный горсовет в режиме неотложности утвердил перечень объектов, подлежащих малой приватизации в 2020 году. Большинство депутатов получили от чиновников материалы по этому вопросу прямо накануне голосования – никак не успевали ознакомиться и осмыслить перечень и прочие дополнения к нему. При этом, количество потенциальных конфликтов интересов у народных избранников из “правящей” фракции “Солидарность” зашкаливала, что, похоже, не помешало двум из них все-таки поучаствовать в голосовании. В итоге, на момент утверждения перечня малой приватизации никто точно не знал, сколько объектов в него входит (по данным KV, около 13 десятков объектов). Также подчиненные Виталия Кличко из КГГА напрочь отказались указывать, какие объекты будут приватизированы на открытых аукционах, а какие – путем выкупа арендаторами.
Читайте: Авральный дерибан: Киевсовет утвердил список объектов на приватизацию в 2020 году
Департамент промышленности и развития предпринимательства КГГА с 5 марта 2020 года временно возглавляет замдиректора данной структуры Валентина Попович. С 8 февраля 2019 года до 5 марта 2020 года этим департаментом руководил Вадим Фиоктистов.
Департаментом финансов КГГА с 2012 года руководит Владимир Репик, а Департамент экономики и инвестиций КГГА с 16 февраля 2018 года возглавляет Наталья Мельник.
Деятельность всех вышеуказанных департаментов курирует первый замглавы КГГА Николай Поворозник.
Фото: коллаж KV