В ближайшее время депутаты Киевсовета рассмотрят отчет Киевской горгосадминистрации (КГГА) о выполнении в 2019-2020 годах Стратегии развития Киева до 2025 года и плана реализации ее мероприятий. Чиновники уверяют, что на это в минувшем и позапрошлом годах из городского бюджета было потрачено 7,9 млрд гривен – порядка 60% от запланированного финансирования. В итоге, уровни безработицы и бедности в столице были выше прогнозируемых показателей. Совсем плохо все выглядит и с износом объектов водо и теплоснабжения, автобусного парка и лифтов. А в вопросах градостроительства и земельных отношений городские власти, кажется, вообще потеряли контроль.
Как стало известно KV, на одном из ближайших заседаний Киевсовет должен рассмотреть отчет о выполнении в 2019-2020 годах Стратегии развития Киева до 2025 года и плана реализации ее мероприятий (проект решения №08/231-828/ПР от 26 февраля 2021 года).
Субъектами подачи документа – замглавы КГГА Валентин Мондриевский и Департамент экономики и инвестиций КГГА. 16 марта 2021 года, этот проект решения без обсуждения поддержала профильная комиссия горсовета – по вопросам бюджета и социально-экономического развития.
Что такое Стратегия развития Киева
Стратегия развития города Киева до 2025 года была утверждена решением Киевсовета №824/7060 от 15 декабря 2011 года. Предполагалось, что это – главный нормативный документ столицы, определяющий цели и задачи долгосрочного развития Киева как в целом, так и отдельно каждого из секторов городского хозяйства. Стратегия должна быть исходным документом для разработки всех средне- и краткосрочных планов и программ развития столицы. При этом, непосредственно на реализацию Стратегии из городского бюджета не выделяются средства – речь идет об освоении денег в пределах упомянутых программ: по транспортной инфраструктуре, жилищно-коммунального хозяйству (ЖКХ), социальной сфере и прочим сферам.
Читайте: Администрация Кличко “родила” никчемную Стратегию развития Киева до 2025 года
В течение последнего десятилетия Киевсовет уже дважды вносил изменения в Стратегию развития города – 14 мая 2015 года решением №463/1327 и 6 июля 2017 года решением №724/2886. Руководство города отмечало, что нужно было “актуализировать” документ, который был утвержден в далеком 2011 году. Кроме того, Киевсовет отдельными решениями утверждал планы мероприятий по реализации Стратегии в течение нескольких лет (далее – План), таким образом обозначая, что, как и за какие средства должно выполняться в определенные годы. К примеру, решением №496/8069 от 19 декабря 2019 года Киевсовет утвердил такой План на 2019-2020 годы.
Читайте: В администрации Кличко не способны выполнять Стратегию развития Киева
Что было сделано и не сделано в 2020 году
Согласно отчету о выполнении в 2019-2020 годах Стратегии и Плана, в общей сложности на выполнение предусмотренных этими документами проектов (то есть – групп разного рода работ в одном направлении. – KV) было освоено 7,9 млрд гривен (план – 13,2 млрд гривен). Это, дескать, свидетельствует о выполнении проектов Стратегии на 60%. При этом, в отчете не указано, сколько проектов было реализовано, сколько – реализовано частично и т.д. Вместе с тем, в документе сообщается, что причины невыполнения большинства проектов уже привычны – недостаток бюджетного финансирования и коронавирусный карантин, который повлиял на все и вся.
Как выяснилось, большая часть денег – 7,7 млрд гривен – было потрачено на “повышение комфорта уровня жизни” киевлян, 122,7 млн гривен – на “сохранении исторической самобытности и развитии культуры Киева”, еще 81,2 млн гривен – на “повышение уровня конкурентоспособности экономики города”.
Отчет содержит достаточно много информации об индикаторах результативности реализации указанных документов. Речь идет о статистических показателях, которые демонстрируют, каким образом проекты в разных секторах городского хозяйства влияют на развитие таких секторов. При этом, данные индикаторы описывают положение дел по состоянию на 2020 год. Можно предположить, что этот факт связан с тем, что “крайний” План реализации Стратегии на 2019-2020 был утвержден лишь в конце 2019 года. В связи с тем, что проекты Стратегии дублируются с мероприятиями профильных городских программ, KV решила акцентировать внимание именно на выполнении индикаторов.
Так, исходя из данных отчета, 2020 год был далеко не лучшим для Киева в вопросах развития промышленности, предпринимательства, рынка труда и смежных сфер. В документе указано, что в минувшем году индекс промышленной продукции (показатель динамики объема промышленного производства, показывающий его подъем или спад. – KV) в Киеве составлял -2,9% при прогнозе более 7% роста. Размер капитальных инвестиций (средства, которые вкладываются в развитие предприятий. – KV) в 2020 году составлял всего 29,8 тыс. гривен на одного человека (план – 49 тыс. гривен). При этом уровень безработицы среди людей 17-70 лет составлял 6,6% (план – 5,5%), а на каждую вакантную должность приходилось 3 человек (прогноз – 2 человека).
Вместе с тем, городским властям есть чем “гордиться”. В отчете указано, что на каждую 1 тыс. населения приходилось 2,3 временных сооружения (ВС) для ведения предпринимательской деятельности (план – как-раз 2,3), среди безработных “всего” 34% составляли люди возрастом до 35 лет (план 35%), на поиск работы у безработных уходило в среднем “всего” 7 месяцев (план – 8 месяцев), а уровень среднемесячной заработной платы составлял “целых” 554,19 евро (план – 550 евро). Однако, вместе с тем, в минувшем году уровень бедности в Киеве составлял 16,3% при запланированном показателе менее 7%, что явно свидетельствует о том, что многим жителям столицы не хватает денег на полноценную жизнь.
Достаточно интересные цифры зафиксированы в разделе “Розбудова міста і земельні відносини”. Столичные власти не указали информацию о количестве незаконных строек в городе (по плану их должно было быть 0) – в соответствующей графе почему-то указан “прочерк”. Вместе с тем, в документе сообщается, что Департамент по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) КГГА провел проверки 47 строек, из которых на 38 объектах были обнаружены нарушения. Также, согласно документу, в 2020 году в Киеве насчитывалось 17,9 га самозахваченных земель (при плане 0 га). Среди прочих проблем – столичные власти так и не утвердили в минувшем году Генеральный план Киева, что в отчете объясняется отсутствием историко-архитектурного плана и невозможностью проводить общественные слушания в условиях карантина.
Читайте: Новый Генплан Киева. Для застройщиков, а не для киевлян
Настоящим провалом можно назвать работу городских властей в сфере ЖКХ. По данным отчета, в 2020 году степень износа водопроводных сетей в столице составляла 73,9% (при плане менее 40%), на столько же в Киеве были изношены тепловые сети (планировалось менее 45%), степень износа Днепровской и Деснянской водозаборных станций составила 81,5% и 90% соответственно (при плане менее 45%), доля лифтов, которые обслуживаются более 25 лет, составляла 46,2% от общего количества (планировалось уменьшить до 15% и ниже), доля центральных тепловых пунктов, которые эксплуатируются на протяжении такого же времени, составляла 85,16% (план – меньше 40%) и т.д. Также, как указано в отчете, количество ветхих и аварийных жилых многоэтажек было равно 108 объектам, что более чем в два раза выше плановых показателей (прогноз – менее 50 единиц) и т.д.
Читайте: Как подчиненные Пантелеева в 2020 году “развивали” столичное ЖКХ
Не лучшим образом в 2020 году обстояли дела и с развитием в столице транспортной инфраструктуры. Согласно отчету, в 2020 году средний уровень износа подвижного состава автобусов (вероятно, речь идет о коммунальных автобусах КП “Киевпастранс”. – KV) был равен 75,6% (план – менее 40%), уровень износа трамваев – 79,2% (план – менее 45%), троллейбусов – 57,9% (план – менее 25,5%), уровень износа составов метро составлял 69,1% (план – менее 45%) и т.ж.
При этом, столичные власти “похвастались” в отчете тем, что всего 4% пассажиров ездили на автобусах малой вместительности – т.н. частных маршрутках. Однако такие цифры кажутся весьма сомнительными: не секрет, что у частных перевозчиков нет систем учета пассажиров, поэтому установить достоверные данные о том, сколько людей пользуются маршрутками, практически невозможно. Кроме того, в отчете указано, что на каждую 1 тыс. зарегистрированных в Киеве автомобилей приходится 22 паркоместа при плане в 4 паркоместа. Где должны парковаться все остальные машины – вопрос. Наверное, прямо на проезжей части.
Читайте: Всего на 8%: как развивали транспортную инфраструктуру Киева в 2020 году
Не меньше проблем в 2020 году было и в сфере туризма. По информации отчета, в данном случае на это очень повлиял карантин. Так, в минувшем году Киев посетило 499 тыс. человек при плане в 2,2 млн, при этом туристы находились в столице в среднем 2,1 день (планировалось – 2,4 дня). Все это повлияло на то, что в 2020 году доля доходов от туризма в валовом региональном продукте Киева составляла меньше 1% (при плане больше 1%), а динамика доходов горбюджета от туристического сбора составила “минус” 45% (в планах была любая позитивная динамика – более 0%). Вполне возможно, что эти и другие показатели стали причиной того, что в 2020 году Киев не попал в мировой туристический рейтинг Euromonitor Top 100 Destination Ranking.
Как сообщала KV, на протяжении последних пяти лет общественность и депутаты Киевсовета неоднократно жаловались на то, что в Стратегии развития Киева игнорируются важные для города вопроса, и то, что этот документ не отвечает требованиям современности. В ответ руководство КГГА неоднократно обещало “вот-вот” разработать новую Стратегию. Однако пока что каждый остался при своем: недовольные – при своих претензиях, чиновники – при своих обещаниях. По последним данным, обновленная Стратегия будет рассчитана на срок до 2035 года. Однако когда соответствующий проект решения будет вынесен на рассмотрение депутатского корпуса, пока неизвестно.
Читайте: Частная компания за 2,2 млн гривен проанализирует для КГГА стратегии развития Киева
Напомним также, 14 декабря 2020 года Киевсовет утвердил бюджет города на 2021 год и Программу соцэкономразвития на 2021-2023 годы. Согласно принятому решению о бюджете, доходы столичной казны в 2021 году должны составить 60,47 млрд гривен. Это на 1,71 млрд больше, чем было предусмотрено первоначальным вариантом бюджета Киева на 2020 год. Расходы бюджета Киева в следующем году запланированы на уровне 57,79 млрд гривен, что на 1,03 млрд меньше, чем было предусмотрено изначальным вариантом бюджета столицы на 2020 год. В свою очередь, финансирование Программы соцэкономразвития в 2021 году запланировано на уровне 9 млрд гривен. Это – на 35% меньше, чем расходы, которые были предусмотрены аналогичным документом на 2020 год (14,5 млрд гривен). В КГГА такие скудные показатели объяснили эпидемией коронавируса и повышением минимальных зарплат.
Читайте: Киевсовет со скандалом утвердил городской бюджет на 2021 год
Отметим, Департамент экономики и инвестиций КГГА с 16 февраля 2018 года возглавляет Наталья Мельник.
Фото: коллаж KV