Киевляне могут вскоре лишиться автовокзала по ул. Кольцевая дорога, 1, 1-а, в (на фото), который был достроен ООО “Мегаполисжилстрой” на одном земельном участке с ТРК “Республика”. Этот объект мог бы стать заменой устаревшему Центральному вокзалу на Московской площади или использоваться для осуществления международных перевозок. Но в КГГА уже решили не принимать автовокзал в коммунальную собственность, оставив его частной фирме, имеющей связи с бывшим украинским олигархом, а ныне гражданином России Игорем Бакаем.
О том, что чиновники Киевской горгосадминистрации (КГГА) решили вернуть автовокзал на Окружной дороге фирме ООО “Мегаполисжилстрой”, KV стало известно из проекта решения Киевсовета “Об отмене решения Киевсовета от 9 декабря 2014 № 549/549 “О принятии в коммунальную собственность территориальной общины города Киева автовокзала с объектами обслуживания”.
Позиция чиновников
Авторы документа уверяют, что киевской общине нужно отказаться от автовокзала на ул. Кольцевой из-за того, что:
1). об этом попросило руководство ООО “Мегаполисжилстрой”;
2). решение Киевсовета №549/549 так и не успело вступить в действие – имущество автовокзала за КП “Киевпастранс” не закреплено;
3). размер паевого участия ООО “Мегаполисжилстрой” в развитие инфраструктуры Киева не уменьшался на сумму, равную балансовой стоимости передаваемого в коммунальную собственность имущества.
Проект решения Киевсовета поступил на рассмотрение профильных комиссий столичного горсовета с подачи сразу трех важных чиновников: замглавы КГГА Анны Старостенко, и.о. директора Департамента коммунальной собственности КГГА Сергея Корнийца и директора Департамента транспортной инфраструктуры КГГА Александра Козловского.
Получается, что на уровне руководства КГГА все уже решено. Потому удивительно, что данный проект решения горсовета не был вчера одобрен на заседании комиссии Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития.
Как выяснилось, на одном участке с автовокзалом ООО “Мегаполисжилстрой” строится торгово-развлекательный комплекс (ТРК) “Республика”. Этот комплекс пока не работает.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
Автовокзал пропускной способностью 8,5 тыс. пассажиров в сутки был принят в эксплуатацию в 2013 году, но тоже стоит без дела. ООО “Мегаполисжилстрой” добровольно передавало автовокзал в коммунальную собственность, в т.ч., рассчитывая не платить в столичный горбюджет 38 млн грн паевого взноса на развитие инфраструктуры.
Также членам бюджетной комиссии стало известно: если автовокзал, открытие которого запланировано действующим генпланом Киева до 2020 года, вернуть застройщику, он сможет перепрофилировать объект под что угодно.
Глава бюджетной комиссии Киевсовета Андрей Странников (фракция “Солидарность”) отметил, что 38 млн грн за новый автовокзал – это очень выгодно.
Ведь, это совсем не те деньги, за которые в Киеве можно построить новый автовокзал, а подобной инфраструктуры столице, понятно, не хватает. Плюс – прекрасно известно, какая морока “выбить” из застройщика паевые взносы. Судебные тяжбы могут длиться годами, и не факт, что в итоге застройщик все же заплатит.
Читайте: КГГА победила в восьмилетней тяжбе за 3 млн грн с ООО “Юга-групп”
В итоге, депутатская комиссия решила для начала создать рабочую группу, которая выяснит, кто виноват в том, что прошло больше года, а автовокзал на Окружной так и не перешел под юрисдикцию КП “Киевпастранс”.
В приложенных к проекту решения документах на официальном сайте Киевсовета не найти информации о том, когда, кому и на каких конкретных условиях столичный горсовет изначально передал земельный участок по указанному адресу площадью 3,5 га с недостроенным автовокзалом. А также о том, как завершилась история с решением Хозяйственного суда Киева 2011 года о необходимости вернуть эту землю в собственность киевской общины.
Краткая история проекта
По информации издания “Дело”, строительство автовокзала “Теремки”, который достроило ООО “Мегаполисжилстрой”, было начато во времена СССР. В 1991 году был возведен его каркас, но только в 2006 году недостроенные здания Фонд госимущества (ФГИ) признал объектами незавершенного строительства, подлежащими приватизации.
Неизвестно, оформлялись ли тогда должным образом документы о передаче этого объекта в собственность территориальной общины Киева. Но уже через год Киевсовет продал земельный участок под автовокзалом площадью 3,5 га фирме “Торговый дом “Феникс” за 28 млн грн “для строительства, эксплуатации и обслуживания автовокзала, торгово-развлекательного, выставочного гостинично-офисного комплекса с паркингами и жилыми домами”.
В том же, 2007 году, “Торговый дом “Феникс” отдал участок в залог “Родовид Банку” (ныне – национализированный, т.н. санационный банк) под залог кредита в размере 38,76 млн грн. Когда подошел срок возвращения займа, средств у торгового дома не оказалось, в результате чего в начале 2008 года участок с объектом незавершенного строительства и купила фирма “Мегаполисжилстрой”.
На сегодня нет информации о том, что кто-то оспорил в судах решение Киевсовета от 2014 года о принятии автовокзала в собственность территориальной общины. Следовательно, если Киевсовет не отменит собственное решение, объект в интересах киевлян можно и, вероятно, нужно выполнить.
Нужен ли городу этот автовокзал: pro и contra
У экс-замминистра инфраструктры Александра Кавы иное мнение. Он уверен, что Киеву не следует забирать автовокзал. При этом, эксперт предположил, что ООО “Мегаполисжилстрой”, передавая год назад автовокзал городу, пыталось решить свои проблемы, связанные с расходами на его эксплуатацию.
“Я не знаю, кто принимал решение о строительстве именно там этого автовокзала. Но, с точки зрения логистики, выбрано крайне неудобное место для пассажиров и пользоваться спросом он не будет. Расположение этого автовокзала противоречит рациональному подходу – он находится вдалеке от станций метрополитена и от больших транспортных узлов города. Очевидно, что чиновники, принимавшие решение о его строительстве не руководствовались интересами удобства для пассажиров. Полагаю, что городу брать на баланс автовокзал – нет смысла”, – сказал KV Александр Кава.
В то же время, председатель совета Всеукраинского независимого профсоюза работников транспорта Виктор Гербеда уверен, что автовокзал на Окружной горожанам нужен. А вот история его строительства очень “плохо пахнет”.
“Автовокзал в этом месте, действительно, городу нужен. Этот объект даже в условиях кризиса будет приносит доход. Например, нужно ехать за границу автобусом. А где у нас сядешь в междугородний автобус в нормальных условиях? То, что возле железнодорожного вокзала – только название. Там одни собачьи будки и грязь. В столице сегодня нет нормального автовокзала даже для межобластного сообщения. Тот, что на Московской площади – он уже давно устарел и в центре Киева постоянные пробки. Плюс – свободных земельных участков для возведения новых автовокзалов в городе уже не найти. Обидно, что земля в том месте изначально выделялась застройщику под строительство современного автовокзала, а киевляне его так до сих пор и не получили”, – заявил KV Виктор Гербеда.
Читайте: Автовокзалы Киева и области хочет приватизировать донецкий бизнесмен-рейдер Владислав Дрегер
По его словам, земля на ул. Кольцевой, 1, изначально выделялась застройщику Киевсоветом по просьбе Минтранса под строительство транспортного узла и переноса на Окружную дорогу Центрального автовокзала. Попутно застройщик получал право возвести на том же участке коммерческие объекты, а автовокзал был призван обслуживать междугородние и международные маршруты.
“Но, тогда на слуху было много скандалов, связанных с тем, что застройщик что-то не доплатил за землю. В итоге, ООО “Мегаполисжилстрой” вообще умудрилось заполучить участок с условием, что достроенный автовокзал не обязательно будет коммунальным. При этом, тоже не все было чисто, в т.ч., насчет разных официальных проплат. Прокуратура долго со всем этим разбиралась, но результата мы так и не увидели. Сейчас, увы, начался очередной раунд нечестной игры, в которой мало кто обращает внимание на интересы горожан”, – резюмировал Виктор Гердеба.
Наследили. Кучеренко, Рябикин, Бакай, “Республика”
Опрошенные KV эксперты сходятся во мнении, что слухи о Дмитрии Фирташе, как главном интересанте будущего автовокзала и ТРЦ “Республика”, – могут быть преувеличенными.
Анализ открытых источников информации подталкивает к версии, что за собственниками спорного объекта может скрываться беглый создатель “Нафтогаза Украины”, экс-глава Государственного управления делами (во времена Президента Леонида Кучмы) Игорь Бакай. Тот самый, который сбежал в Россию и получил там гражданство после “Оранжевой революции”.
В числе собственников объекта могут находиться бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко и экс-замглавы КГАА (Виталия Кличко) Павел Рябикин.
Читайте: Бывший зам Кличко по строительству имеет шанс стать министром инфраструктуры
След ко всем этим господам отслеживается через директора ООО “МЕГАПОЛІСЖИТЛОБУД” Алексея Савьяка.
Алексей Савьяк – персона не очень медийная. На профильных сайтах о нем можно узнать, что он трудился помощником экс-нардепа от “Нашей Украины” и экс-министра ЖКХ Алексея Кучеренко.
По данным Единого государственного реестра физически и юридических лиц-предпринимателей, Алексей Савьяк, кроме ООО “МЕГАПОЛІСЖИТЛОБУД”, является менеджером и (со) владельцем еще нескольких компаний.
Например, он был совладельцем уже остановленного ЗАО “Интергаз-Запорожье”.
Партнером по бизнесу в этой компании у него был Александр Фирсов, которые также имеет также некоторое отношение к Кучеренко. Так, Александр Фирсов работал главой правления ЗАО “Пролетарская правда”, в числе основателей которого сегодня значится некий Кучеренко Андрей Юрьевич. Этот человек, кстати, также был помощником экс-нардепа Алексея Юрьевича Кучеренко.
Как писала KV, 10 лет назад произошел земельный скандал, в котором фигурировало ЗАО “Пролетарская правда”. По информации тогда еще председателя Козинского сельсовета Валентины Горобец, предприятие, якобы, “купило”” местных депутатов, чтобы приобрести землю в Козине по 200 грн за сотку (рыночная стоимость козинских земель вблизи Днепра составляла 3000-15000 долл. за сотку).
По информации издания “Наши грошi”, Валентина Горобец утверждала, что за “Пролетарской правдой” стояли бизнесмен Вадим Чёрный, экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко, экс-руководитель ГУД Игорь Бакай и на тот момент заместитель мэра Киева Павел Рябикин.
Кроме того, Алексей Савьяк значится руководителем Кировоградского ООО “ШЛЯХОВЕ БУДІВНИЦТВО “СПЕЦПРОММОНТАЖ”. Совладельцем данной компании является Шелковый Владимир Ильич.
Владимир Шелковый руководил уже остановленным ЗАО “Бари”. Эта компания, по данным издания ОРД, имеет прямое отношение к Алексею Кучеренко. В тексте, где говорится о том, что между компанией “Бари” и Алексеем Кучренко можно поставить знак равенства, журналист также утверждает, что Кучеренко и Игорь Бакай давние партнеры.
Подтверждает эту версию и издание “Украина Криминальная”, которое в начале 2000 годов доказала связь между Игорем Бакаем, Алексеем Кучеренко и Павлом Рябикиным.
Связать ТРЦ “Республика” и автовокзал с Бакаем-Кучеренко-Рябикиным можно и по косвенным признакам.
Например, первая крупная корпорация, основанная Игорем Бакаем в 1993 году называлась “Республика”. В 1995 году на базе “Республики” Бакай создал акционерное общество “Интергаз”, осколками которого, сейчас (см. выше историю об “Интергаз-Запорожье”) управляют люди из окружения Кучеренко.
Увы, крайне сложно выяснить, кто именно учредил кипрскую оффшорку Berlinotto Limited, к которой в собственность в 2012 году перешло ООО “МЕГАПОЛІСЖИТЛОБУД”. Поэтому версия, что автовокзал и ТРЦ “Республика” являются активами Игоря Бакая, Алексея Кучеренко и Павла Рябикина – вполне имеет право на пристальное изучение со стороны общественности, властей Киева и правоохранительных органов.
Читайте: Экс-министр транспорта РФ как один из вдохновителей украинской коррупции
Заглавное фото взято отсюда