Система мониторинга воздуха в столице Украины безнадежно устарела и требует полной замены. При этом стандарты мониторинга не соответствуют требованиям Евросоюза. А работа ТЭЦ, завода “Энергия” и более 1 млн автомобилей приводят к тому, что над мегаполисом постоянно висит смог и в воздухе пахнет гарью.
Об этом KV стало известно на открытом заседании комитета по вопросам жилищно-коммунального инспектирования, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при Киевской горгосадминистрации (КГГА), который состоялся 1 июня.
На прошлой неделе из-за пожара в Чернобыльской зоне в соцсетях было полно сообщений, что пахнет гарью на Троещине, Оболони, Печерске. Омбудсмен Людмила Денисова обратилась к Минэкологии и ГСЧС с просьбой проинформировать ее о мерах, которые предпринимаются для предотвращения пожаров и как контролируются потенциальные пожароопасные объекты.
Впрочем, по информации KV, некоторые иностранные посольства сообщили своим гражданам, находящимся в Киеве, что пожар в Чернобыльской зоне никак не повлиял ни на общую загрязненность воздуха в столице Украины, ни на радиационный фон.
Кроме того, смог накрывает Киев с пугающей регулярностью на протяжении последних лет.
Судя по выступлениям специалистов на заседании комитета по вопросам ЖКИ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА, проблема с воздухом в Киеве имеет куда более глубокие и системные корни.
Глава этого комитета Олег Попенко сообщил, что, в частности, в Дарницком районе огромное негативное влияние на состояние воздуха оказывают Дарницкая ТЭЦ, мусоросжигательный завод “Энергия”, Бортническая станция аэрации (БСА).
Читайте: На столичном мусоросжигательном заводе “Энергия” планируют внедрить современную систему очистки выбросов и Модернизировать завод “Энергия” смогут не раньше 2020 года – депутат Киевсовета
Также негативно сказывается на состоянии воздуха в Киеве возрастающее количество автомобилей (СМИ писали, что в начале 2018 года в Киеве зарегистрировано более 1 млн частных авто, не считая транзитного транспорта), нехватка их контроля на предмет соответствия экологическим стандартам, а также устаревшая транспортная система столицы.
“Динамика содержания загрязняющих веществ в воздухе города – положительная. Постепенный рост концентрации (загрязняющих веществ, – KV) привел к тому, что в 2016-2017 годах среднегодовая концентрация превышала предельно допустимую (ПДК) в 3-4 раза. А в отдельные летние месяцы концентрация формальдегида ежедневно превышает ПДК на всех постах (контроля, – KV)”, – сказал Олег Попенко.
Всего в Киеве, по словам Олега Попенко, работают 16 постов наблюдения за качеством воздуха – по 20 веществам, загрязняющим воздух.
При этом в Дарницком районе вообще нет пункта мониторинга загрязнения воздуха, сообщил замначальника отдела контроля благоустройства и охраны окружающей среды Дарницкой райгосадминистрации (РГА) Виктор Безотосный.
Но работа даже имеющихся пунктов, мягко говоря, не выдерживает критики.
Во-первых, мониторинг частично соответствует стандартам Евросоюза, которые с конца 2019 года Украина должна полностью внедрить. По словам участников заседания, выполнение директив ЕС включает в себя:
-
завершить до конца 2018 года распределение территории Украины на зоны и агломерации, а также внедрение системы информирования населения;
-
определение Экологических основ развития Киева;
-
создание Экологической стратегии;
-
внедрение во все городские программы экологических разделов.
Во-вторых, оборудование на постах давно устарело. “Систему мониторинга надо полностью переоборудовать… Чтобы определять влияние (загрязненности воздуха, – KV) на здоровье людей, необходимы автоматизированные посты. Их по Киеву может быть 7-8. В 2017 году такие посты закупила Грузия, в среднем – по 500 тыс.евро каждый”, – добавил Олег Попенко.
Читайте: Киевский завод подозревают в нарушении природоохранного законодательства
Глава Общественного совета при Минэкологии Светлана Берзина подтвердила информацию о том, что нынешняя система мониторинга загрязнения воздуха в Киеве устарела и не в состоянии адекватно оценивать количество и структуру вредных веществ.
“Имеется ввиду пыль с детализацией и размерами частичек от 2,5 микрометров и менее, а также 10 микрометров и менее. Частички диаметром 10 микрометров и менее могут попадать в дыхательные пути, минуя гортань. Потому система защиты дыхательной системы бессильна в данном случае. Опасность этих частичек в том, что они содержат токсичные и канцерогенные вещества: серная кислота, мышьяк, берилий, никель, бензапирен, бензантарацен, тяжелые металлы”, – пояснила глава Общественного совета при Минэкологии.
Участники заседания напомнили, что Экологический паспорт Киева не выдается с 2012 года, то есть, с момента передачи соответствующих полномочий КГГА.
На что замначальника Управления экологии и природных ресурсов КГГА Александр Савченко сообщил, что только в декабре 2017 года его управление было выведено в отдельную юридическую структуру.
Читайте: В КГГА созданы два новых управления: экологии и туризма
Савченко отметил, что в Киеве отсутствуют Экологических основы развития города и сохранения окружающей среды. Эти документы сейчас разрабатываются Управлением экологии КГГА. По словам чиновника, возможно, эти документы будут приняты до конца 2018 года.
При этом, отметил Александр Савченко, пункты мониторинга воздуха в Киеве находятся на балансе Укргидрометцентра. Поэтому городские власти никак не влияют на их финансирование и, соответственно, работу.
Также на круглом столе прозвучала информация, что Киев – единственный регион в Украине, которому не переданы информационные разрешительные базы данных на выбросы, загрязнения поверхностных вод, производителей бытовых отходов, земельных участков природно-заповедного фонда и пр.
По итогам дебатов Олег Попенко предложил проголосовать за проект решения:
-
Выполнить мероприятия, предусмотренные городскими природоохранными программами.
-
Внести изменения в Генеральный план Киева с учетом технологий создания современных транспортных развязок, тоннелей и мостов, а также улучшением дорожного покрытия и создания автоматизированной системы управления транспортными потоками.
-
При дальнейшей разработке детальных планов территорий (ДПТ) обязательно учитывать пункты парковок для автомобилей.
-
Запретить въезжать в город транзитному транспорту.
-
Внедрить обновление основных фондов энергетических предприятий.
-
Внедрить технологии нейтрализации загрязняющих веществ на энергетических предприятиях.
-
Установить стационарные газоанализаторы и автоматизированные стационарные посты наблюдения за состоянием воздуха на автомагистралях.
-
Планировать строительство экологически опасных предприятий с существенными объемами выбросов в атмосферу за границами Киева.
-
Усилить контроль за качеством топлива на АЗС – с учетом требований директив ЕС относительно ПДК свинца, бензола и ароматических углеводородов.
-
Установить пункты мониторинга загрязнения воздуха в Дарницком и Святошинском районах.
Также участники заседания предложили обратиться к парламенту, мэру Киева Виталию Кличко и президенту Петру Порошенко с просьбой обратить внимание на проблемы загрязненности воздуха в столице и помочь с решением этой проблемы.
Напомним, и.о. начальника Управления экологии и природных КГГА является Андрей Малеваный. Его куратор – замглавы КГГА Петр Пантелеев.
Фото: Бигмир