Спустя восемь лет Мининфраструктуры озаботилось судьбой беспроцентных займов, которые государство раздало государственным и коммунальным предприятиям на подготовку инфраструктуры к проведению Евро-2012. Деньги (более 9,5 млрд гривен) тогда получили 13 предприятий, из которых в Киеве находится 8 (6 государственных и 2 коммунальных). Подчиненные Киевской горгосадминистрации (КГГА) КК “Киевавтодор” и КП “Дирекция дорожно-транспортных сооружений Киева” суммарно получили 49 млн гривен. Только к 2018 году одно из них сумело возвратить 1,3 млн гривен. Это чревато тем, что остальные 47,7 млн гривен придется возвращать ГП “Фининпроект” из столичного бюджета по решению суда.
Как стало известно KV, недавно Министерство инфраструктуры официально информировало Кабмин, что после проведения в Украине Евро-2012 до сих остается острым вопрос возврата займов, которые государственные и коммунальные предприятия брали у ГП “Финансирование инфраструктурных проектов”* (“Фининпроект”) для подготовки и проведения чемпионата.
В апреле 2020 года учредитель “Фининпроект” – Государственное агентство инфраструктурных проектов (Укринфрапроект)** – сообщало, что речь идет о 9,573 млрд гривен. По состоянию на 9 апреля 2020 года из этой суммы было возвращено лишь 10,911 млн гривен, сумма задолженности – 9,562 млрд гривен.
Среди должников:
– размещенные в Киеве госпредприятия (“Национальный спортивный комплекс “Олимпийский”, “Спортивный комплекс “Атлет”, “Национальный культурно-художественный и музейный комплекс “Мистецький арсенал”, “Центр коммуникации “Украина-Всесвит”, “Зал официальных делегаций”, государственное территориально-отраслевое объединение “Юго-Западная железная дорога” АО “Укрзализныця”);
– подчиненные КГГА коммунальные предприятия – КК “Киевавтодор” и КП “Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений Киева”.
По данным Мининфраструктуры, “Укринфрапроект” не оставляет надежды вернуть розданные средства. В частности, агентство предложило ряд вариантов для погашения задолженности предприятиями-должниками:
-
Министерству молодежи и спорта, в сфере управления которого находятся НСК “Олимпийский” и СК “Атлет”, передать активы подконтрольных ему предприятий-должников ГП “Фининпроект”, либо преобразовать их в акционерные общества и передать “Фининпроекту” акции на сумму долга, либо передать предприятия в сферу управления “Укринфрапроекта”;
-
Государственному управлению делами, в сфере управления которого находятся “Мистецький арсенал” и “Зал официальных делегаций”, погасить задолженности подконтрольных ему предприятий за счет собственных средств этих ГП или госбюджета;
-
Киевской горгосадминистрации (КГГА), в сфере управления которой находится “Киевавтодор” и “Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений Киева”, погасить долги КП за счет собственных средств предприятий-должников или бюджета Киева;
-
Государственному территориально-отраслевому объединению “Юго-Западная железная дорога” АО “Укрзализныця” погасить долг собственными средствами.
Особо сложная ситуация, по информации Укринфрапроекта, по четырем госпредприятиям-должникам. Из них два – “Ледовые арены” и “Центр коммуникации “Украина-Всесвит” – находятся в стадии прекращения, одно – “Дирекция по капитальному строительству и реконструкции Международного аэропорта “Донецк” – находится на временно оккупированной территории и еще одно – “Дирекция по строительству объектов Евро-2012 во Львове” – не осуществляет хозяйственной деятельности.
Кроме возврата займов, в министерстве инфраструктуры обеспокоены также тем, что некоторые объекты, которые начинали строить к Евро-2012, так и остались недостроенными до сих пор.
Читайте: На НСК “Олимпийский” нашли нарушений почти на 50 млн грн
Учитывая эту информацию, для урегулирования проблемных и до сих пор нерешенных вопросов проведения Евро-2012, в Мининфраструктуры предложили Кабмину провести совещание под председательством премьер-министра и создать межведомственную рабочую группу.
Напомним, подготовка и проведение в Украине Евро-2012 осуществлялось в рамках государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу (утверждена постановлением Кабмина от 14.04.2010 года № 357). На эту подготовку только из столичного бюджета в свое время решили потратить 3 млрд 150,17 млн грн.
Из отчета Госаудитслужбы от 31.01.2019 года KV стало известно кто и сколько в 2010-2012 годах брал в займы у ГП “Фининпроект”:
-
ГП “Дирекция по строительству объектов Евро-2012 во Львове” – 2,8 млрд гривен;
-
ГП “Дирекция по капитальному строительству и реконструкции Международного аэропорта “Донецк” – 2,65 млрд гривен;
-
ГП “Национальный спортивный комплекс “Олимпийский” – 2,23 млрд гривен;
-
ГП “Арена Львов” – 717,3 млн гривен;
-
Юго-Западная железная дорога – 500 млн гривен;
-
Управление капитального строительства Донецкого горсовета – 151,9 млн гривен;
-
ГП “Центр коммуникации “Украина-Всесвит” – 135,5 млн гривен;
-
ГП “Национальный культурно-художественный и музейный комплекс “Мистецький арсенал” – 119,6 млн гривен;
-
ГП “Ледовые арены” – 117,3 млн гривен;
-
ГП “СК “Атлет” – 43,8 млн гривен;
-
КК “Киевавтодор” – 31 млн гривен;
-
КП “Дирекция дорожно-транспортных сооружений Киева” – 18 млн гривен;
-
ГП “Зал официальных делегаций” – 15 млн гривен.
По условиям договоров, указанные предприятия должны были вернуть займ на протяжении 360 календарных дней, но сроки возврата по согласованию с “Укринфрапроектом” на протяжении 2012-2017 годов продлевались.
По информации Госаудитслужбы, по состоянию на август 2018 года только два должника частично вернули займ на общую сумму 4,3 млн гривен: 1,3 млн гривен вернуло КП “Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений Киева”, 3 млн гривен – ГП “Зал официальных делегаций”. При этом ГП “Фининпроект” направляло должникам претензии и обращалось в суд.
Читайте: Нагло и беспардонно: как чиновники Кличко “проиграли” 670 млн бюджетных гривен
Напомним, фактически за 4 года (за 2008-2011 годы) Киев потратил на подготовку к Евро-2012 более 5 млрд гривен. При этом, по предварительным подсчетам КГГА, во время Евро-2012 столица заработала всего 84 млн гривен.
Читайте: Евро-2012 в Киеве. Дорого и сердито
Ранее KV сообщала, что прокуратура расследует уголовные производства по факту хищения государственных средств во время Евро-2012.
К примеру, в 2014 году аудиторы КГГА выявили нарушения в работе КП “Киевдорсервис”, которое было заказчиком работ по установке на перекрестках Киева дорожных знаков и информационных табличек с указанием улиц к Евро-2012. В частности, выяснилось, что руководство КП “Киевдорсервис” допустило нарушения при списании материальных ценностей и завысило объемы выполненных работ.
Читайте: В Киевдорсервисе “химичили” при подготовке к Евро-2012
Кроме этого, в рамках уголовного производства прокуратура Киева расследует закупку сидений для НСК “Олимпийский”. По версии следствия, убытки составили около 27 млн гривен.
Читайте: Бывшему директору “Олимпийского” объявили о подозрении в хищении средств во время Евро-2012
В мае 2020 года министр Кабмина Олег Немчинов заявил, что правительство намерено разработать дорожную карту относительно аэропортов и объектов спортивной инфраструктуры, строительство которых было начато и не завершено в рамках подготовки к Евро-2012. Он напомнил, что, например, на НСК “Олимпийский” незавершенной осталась “зона гостеприимства”. Она была частично построена, но, в частности, из-за отсутствия систем безопасности, так и не была введена в эксплуатацию.
Согласно данным аналитической системы YouControl, ГП “Финипроект” было основано в сентябре 2010 года Нацагентством по вопросам подготовки и проведения в Украине Евро-2012 (с января 2014 года – “Укринфрапроект”). Основной вид деятельности – предоставление других финансовых услуг, кроме страхования. Уставный фонд – 235,74 млн гривен. Обязанности руководителя ГП “Фининпроект” с 2 марта 2020 года выполняет Олег Тарасюк.
“Укринфрапроект” также существует с 2010 года. Основной вид деятельности – государственное управление общего характера. Руководителем “Укринфрапроекта” с 27 мая 2020 года был назначен Артем Фещенко.
КК “Киевавтодор” и КП “Дирекция дорожно-транспортных сооружений Киева” основаны в 1998 году Киевсоветом. Основной вид деятельности обоих – деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии, предоставление услуг технического консультирования в этих сферах. Предприятия подчинены Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, который с 6 февраля 2020 года возглавляет экс-замгендиректора КК “Киевавтодор” Валентин Осипов.
С 19 мая 2020 года исполнение обязанностей гендиректора КК “Киевавтодор” возложены на Александра Федоренко. С марта 2020 года “Дирекция дорожно-транспортных сооружений Киева” КП “Дирекция дорожно-транспортных сооружений Киева” временно руководит Роман Лисневский.
Читайте: Непонятные закупки: Нацполиция подозревает “Киевавтодор” в масштабном хищении бюджетных средств
Кабмин с 4 марта 2020 года возглавляет Денис Шмыгаль. Министерством инфраструктуры с 4 марта 2020 года руководит Владислав Криклий.
КГГА во время подготовки и проведения Евро-2012 года возглавлял Александр Попов. Виталий Кличко возглавил КГГА в июне 2014 года. Вопросы транспортной инфраструктуры курирует замглавы КГГА Александр Густелев, который возглавлял КК “Киевавтодор” с марта 2015 по февраль 2020 год.
Читайте: Кто за что отвечает в администрации Виталия Кличко с 26.05.2020 года
* ДП “Фінансування інфраструктурних проектів” (код ЄДРПОУ: 37264503)
** Державне агентство інфраструктурних проектів (код ЄДРПОУ: 37026967)
Фото: Двач