Департамент транспортной инфраструктуры КГГА в ближайшее время должен разработать “дорожную карту” возрождения речных пассажирских перевозок между правым и левым берегами – с Речного вокзала на Березняки и Русановку. Соответствующую инициативу ГП “Администрация речных портов” одобрили и в транспортном департаменте КГГА, и в профильной комиссии Киевсовета. Теоретически речные пассажироперевозки должны уменьшить существующее в Киеве “дорожно-транспортное напряжение”. Но пока речь идет о ежедневных перевозках всего 2000 пассажиров в утренние и вечерние часы пик. Да и к этому в горгосадминистрации организационно еще не готовы.
Как стало известно KV, 24 февраля 2021 года комиссия Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы рассмотрела вопрос о введении регулярных пассажирских перевозок речным транспортом между левым и правым берегами столицы.
Данный вопрос депутаты рассмотрели по инициативе государственного предприятия “Администрация речных портов” (ГП “АРП”), которое направило комиссии соответствующее письмо. По итогам рассмотрения транспортная комиссия поддержала данный документ и рекомендовала Департаменту транспортной инфраструктуры Киевской горгосадминистрации (ДТИ КГГА) в течение 10 дней разработать “дорожную карту” по реализации этой инициативы и подать ее на рассмотрение этой же комиссии.
Как указано в письме, ГП “АРП” совместно с компанией “А+С” (компания, занимавшаяся созданием транспортной модели Киева. – KV) провели исследование относительно спроса на пассажирские перевозки речным транспортом в Киеве. Согласно исследованию, в столице существует потребность в перевозках таким транспортом около 2000 пассажиров ежедневно – в утреннем и вечернем кассовых интервалах с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00 по маршрутам от речного вокзала до Русановской и Березняковской набережных.
ГП “АРП” акцентирует внимание, что оно имеет необходимую инфраструктуру (пассажирский флот и причалы) и многолетний опыт работы в сфере регулярных пассажирских перевозок речным транспортом. В связи с этим предприятие предлагает рассмотреть различные варианты сотрудничества по организации таких перевозок: бербоут-чартер (аренда судна у ГП. – KV), тайм-чартер (аренда судна с экипажем. – KV), оказание услуг перевозки пассажиров (фрахтование, то есть – заказ транспортных услуг у ГП. – KV). В документе уточняется, что ДТИ КГГА уже в целом поддержал такое предложения.
“Введение регулярных пассажирских перевозок речным транспортом в городе Киеве позволит разгрузить основные транспортные артерии города и вернуть экологически чистый и энергоэффективный вид транспорта”, – сообщается в письме.
В ходе заседания транспортной комиссии и.о. директора ГП “АРП” Александр Козловский сообщил о том, что предприятие рассматривало разные “точки” для речных перевозок (порядка 6 разных направлений), однако выбор пока что пал на упомянутые выше речной вокзал, Березняки и Русановку – в связи с их “удобностью” для пассажиров, активным пассажиропотоком в этих локациях, наличием необходимой инфраструктуры и т.д.
По словам Козловского, скорость суден, которые есть в наличии у ГП “АРП”, составляет около 20-25 км/ч. В связи с этим, одна поездка будет длиться 45-60 минут – в зависимости от течения, погодных условий и т.д. При условии использования 4 суден предприятие сможет перевозить около 2 тыс. пассажиров в день, как и сообщалось выше. При этом, стоимость билета, по предварительным оценкам, может составлять от 30 до 60 гривен. Речная навигация может длиться практически весь год: ранее на практике пассажирские перевозки в других городах проводились в период с мая по сентябрь, однако, в связи с изменениями в законодательстве, с 1 января 2022 года судна могут ходить и в другие периоды при нормальных погодных условиях и при должном техническом состоянии.
Александр Козловский отметил, что спрос на речные пассажирские перевозки может быть увеличен в случае создания дополнительной инфраструктуры – парковок для автомобилей, мест для пересадки пассажиров с наземного общественного транспорта и т.д. Лучшим вариантом для организации перевозок он считает упомянутый выше бербоут-чартер. Вместе с тем, по словам руководителя ГП “АРП”, город может создать свой собственный флот, в том числе – закупить более быстрые судна, которые смогут перевозить больше людей.
Заместитель директора ДТИ КГГА Андрей Романенко сообщил депутатам о том, что чиновники также заинтересованы в развитии водного транспорта, однако пока что ряд организационных вопросов остаются неразрешенными.
“Использование речного транспорта в Киеве очень важно. В городе Днепре, например, в прошлом году работало 2 судна, в этом – 4. Они доказали городу свою необходимость. В Запорожье работают речные трамвайчики. Проблема в том, что на 2021 год не предусмотрены средства [в городском бюджете] на это направление. Также нужно определить, через какое коммунальное предприятие мы будем работать (какое КП будет организовывать перевозки. – KV)”, – отметил Андрей Романенко.
Большинство членов транспортной комиссии поддержали эту инициативу, лишь отдельные депутаты выразили свой скепсис.
К примеру, замглавы этой комиссии Олесь Маляревич (фракция “УДАР”) обратил внимание на то, что городу есть на что тратить денежные средства – и метрополитен, и наземный пассажирский транспорт нуждаются в дотациях из горбюджета. Также, по словам депутата властям нужно позаботиться о компенсации перевозок льготных категорий населения. Это достаточно важно: Александр Козловский проинформировал комиссию о том, что на практике, судя по опыту других городов Украины, где работает речной пассажирский транспорт, льготники могут составлять порядка 90% пассажиропотока на суднах. В связи с этим, как считает Маляревич, Департамент финансов КГГА может не одобрить траты из бюджета на развитие речного транспорта и чиновникам ДТИ КГГА нужно будет искать инвестора.
“Этот вид транспорта вообще лучше рассматривать как туристическо-рекреационный. Человек, который едет по делам, не будет тратить час на поездку. Еще и за 40 гривен. Будет больше трафик и будет меньше льготников”, – подчеркнул Олесь Маляревич.
Читайте: Столичный горсовет разрешил “Киевпастрансу” побороться за 20 электробусов
Согласно решению комиссии о разработке “дорожной карты”, ДТИ КГГА должен в десятидневный срок определить КП, которое выступит заказчиком речных перевозок; проработать дополнительные маршруты (депутаты предлагали пустить речной транспорт на пляж “Золотой” в районе моста Патона и на Троещину) и т.д. В дальнейшем, после предоставления чиновниками своих наработок, свой вердикт должна будет вынести вся та же транспортная комиссия Киевсовета.
Напомним, речной транспорт (речные трамваи и паромы) активно использовались в Киеве конца 80-х годов XX столетия. В 90-х годах и в начале нынешнего столетия столичные власти несколько раз пытались “реанимировать” этот вид транспорта. Одна из последних попыток имела место в 2017 году: тогда речной трамвай соединил Подол (речной вокзал) с местом проведения “Евровидения” недалеко от станции метро “Левобережная”. В тот период Виталий Кличко обещал, что данный вид транспорта будет функционировать в городе и после окончания указанного международного конкурса, однако спустя несколько недель после “Евровидения” речной трамвай перестал функционировать. Одной из основных причин для отмены таких перевозок стала их непопулярность: речной трамвай проходил путь за 1 час 40 мин. и поэтому выполнял скорее прогулочную функцию. На данный момент пассажирские перевозки по Днепру в Киеве имеют больше экскурсионный характер.
Как неоднократно сообщала KV, столичные власти испытывают серьезные проблемы с развитием “наземной” транспортной инфраструктуры. На этом фоне их намерения возродить пассажирские перевозки по Днепру выглядят достаточно странно.
Так, в декабре 2020 года ДТИ КГГА признал, что выполнить программу развития транспортной инфраструктуры Киева на 2019-2023 годы нереально. Озвученные причины – карантин и дефицит бюджетных средств, из-за которых в течение 9 месяцев 2020 года было выполнено чуть более 3% запланированных мероприятий. Таким образом, никакой революции в дорожно-транспортной сфере столицы, которую еще в конце 2019 года анонсировал тогдашний секретарь Киевсовета Владимир Прокопив, не было и, судя по всему, не будет.
Отметим, Александр Козловский возглавляет ГП “АРП” с июля 2020 года. Он – не чужой для столичной горгосадминистрации человек: в 2015-2016 годах Козловский возглавлял ДТИ КГГА. После этого он также работал во главе АО “Государственная акционерная компания “Автомобильные дороги Украины” и ГП “Центральная учебно-тренировочная база по конькобежному спорту “Ледовый стадион”.
ДТИ КГГА с 6 февраля 2020 года возглавляет Валентин Осипов. Деятельность указанного департамента со 2 марта 2020 года курирует замглавы КГГА Александр Густелев.
Читайте: Электротранспортный бум в столице вводит в ступор полицию и городские власти
Фото: коллаж KV