На сегодняшнем заседании Киевсовет утвердил техническую документацию по нормативной денежной оценке земель Киева, согласно которой ее базовая стоимость повысится на 20% и составит 1617,36 гривен. Замглавы КГГА Петр Оленич (на фото) не удосужился доступно пояснить, каковы основания для такого повышения в условиях кризиса. Депутаты возмущались – для некоторых предприятий это выльется в значительное увеличение сумм земельного налога и арендной платы на землю, приведет к массовым увольнениям работников и уменьшению сумм поступлений в бюджет Киева от подоходного налога. B итоге, решили начать оценивать землю по-новому не с начала 2022 года, как это предполагалось проектом решения, а отсрочили до 1 января 2023 года. Также бизнесу дали призрачную надежду, что накануне этой даты в знак “поддержки предпринимательства” могут снизить процентные ставки на аренду земли.
Как стало известно KV, 8 июля 2021 года столичные депутаты 89 голосами утвердили техническую документацию по нормативной денежной оценке земель Киева (проект решения от 13.05.2021 года №08/231-1543/ПР).
Нормативно-денежная оценка земельных участков является базовым показателем для расчета размера налога на землю, арендной платы, государственной пошлины при обмене, наследовании, дарении земельных участков и пр. На практике к базовой стоимости квадратного метра применяются различные коэффициенты индексации: индекс потребительских цен, который ежегодно определяет Госгеокадастр, индекс инфляции и пр. После применения индексации суммы арендной платы за квадратный метр могут иногда возрастать в разы по сравнению с базовой стоимостью нормативной денежной оценки.
После вступления в силу 1 января 2023 года новой нормативно-денежной оценки земель утратит свое действие предыдущее решение Киевсовета от 3 июля 2014 года №23/23, которым с 1 июля 2015 года вводилась действующая ныне оценка. По сообщению пресс-службы Киевсовета, последний раз оценка проводилась в 2013 году, средняя стоимость 1 кв. м земель составляла 686,46 гривен. А по состоянию на 1 января 2021 года с учетом индексации – 1302,36 гривен.
Контроль за исполнением свежего решения Киевсовета возложили на две его постоянные комиссии: по вопросам бюджета и социально-экономического развития и по вопросам архитектуры, градостроительства и земельных отношений.
B пояснительной записке к проекту решения говорится, что обновление соответствующей технической документации было выполнено “Киевским институтом земельных отношений” в рамках реализации Городской целевой программы использования и охраны земель Киева на 2019-2021 годы и то, что законом “Об оценке земель” предписано проводить нормативную денежную оценку земельных участков в границах населенных пунктов не реже чем раз в 5-7 лет.
Читайте: У Петра Оленича признались, что в 2021 году закончат инвентаризацию не более трети столичных земель
Субъекты подачи проекта решения – замглавы КГГА Петр Оленич и директор Департамента земельных ресурсов КГГА Валентина Пелих указали в пояснительной записке, что целями реализации такого решения являются, среди прочего, обеспечение полноты поступлений от платы за землю в бюджет Киева и “содействие развитию земельных отношений” – без пояснений, в чем это содействие будет выражаться.
Отметим, что сама техническая документация, утвержденная сегодняшним решением Киевсовета, не приложена к опубликованному на сайте горсовета проекту решения. Валентина Пелих на заседании постоянной комиссии Киевсовета по вопросам архитектуры, градостроительства и земельных отношений 23 июня 2021 года пояснила членам комиссии, что в соответствии с этой техдокументацией вся территория Киева поделена на 573 планировочно-экономических зоны. Они были сформированы на основании так называемых локальных факторов зональности и инфраструктурной наполненности (наличие газо- и водоснабжения, отдаленность от центра, мест отдыха, учреждений образования, дорог, экологического качества территории, уровня развития сферы обслуживания населения и т.д.). Так, помимо применения других коэффициентов, для каждой из зон к одинаковой для всего Киева базовой стоимости квадратного метра применяется еще один коэффициент – зонирования. Он бывает понижающим – к примеру, для отдаленных районов столицы (зачастую используется коэффициент 0,93-0,95) и повышающим – для центральных (1,1 и 1,2).
Депутат Сергей Крымчак (фракция “Единство”) отметил, что в зависимости от примененных коэффициентов арендная плата после введения предложенной “нормативки” в итоге повысится для одних всего на 5%, а для других – на 40-60%, “Такой рост арендной платы станет для некоторых предпринимателей непоправимым ударом”, – заявил депутат. По его словам, он не видит оснований для повышения “нормативки”, поскольку при расчете сумм налога на землю и арендной платы уровень инфляции, к примеру, уже регулируется соответствующим коэффициентом индексации.
Градостроительно-земельная комиссия не взяла во внимание такие замечания и согласовала соответствующий проект решения. А на следующий день – 24 июня 2021 года, вопрос утверждения технической документации нормативно-денежной оценки земель Киева был вынесен как неотложный на рассмотрение Киевсовета и был принят за основу 65 голосами с третьей попытки голосования.
Тогда обсуждение данного вопроса выдалось жарким – несколько депутатов настаивали, что запланированное повышение “нормативки” непременно повлечет увеличение сумм налога на землю и арендной платы, что в условиях пандемии и экономического кризиса негативно отразится на экономических показателях столичных предприятий – как частной, так и коммунальной собственности.
Депутат Вадим Сторожук (фракция “Европейская солидарность”) предостерег, что последствиями принятия такого решения для коммунальных предприятий может стать вынужденное повышение тарифов.
Депутат Юлия Ярмоленко (фракция “Единство”) предположила, что повышение суммы средней нормативно-денежной оценки земли может повлечь массовые увольнения работников вследствие экономических потерь предприятий. Ярмоленко напомнила, что подоходный налог является одним из основных источников наполнения столичного бюджета и допустила, что потери от недополучения НДФЛ для киевской казны могут превысить ожидаемые поступления от повышения “нормативки”.
“Не с той стороны заходят, чтобы наполнить бюджет Киева”, – заявил депутат Денис Москаль (фракция “BО “Батькивщина”).
В своем выступлении перед депутатским корпусом Петр Оленич не потрудился объяснить причины повышения нормативной денежной оценки земель Киева на 20%, ограничившись лишь общими фразами: мол, применялся “более сбалансированный подход при подготовке технической документации в соответствии с законодательством и реалиями”, а также ввиду некоей “экономической целесообразности”. И признался, что базовая стоимость в соответствии с нормативно-денежной оценкой земель в Киеве – самая высокая в Украине.
Депутаты Киевсовета с подачи замглавы КГГА, депутата Владимира Прокопива (фракция “Европейская солидарность”) 75 голосами внесли существенную правку – отсрочили введение в действие новой “нормативки” до 1 января 2023 года, а не с 1 января 2022 года, как это планировалось в проекте решения.
Во втором чтении – на заседании Киевсовета 8 июля решение об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель Киева было проголосовано в целом 89 депутатами.
Это произошло после уверений Петра Оленича в том, что Департамент земельных ресурсов КГГА разработал и уже подал на согласование проект решения Киевсовета о внесении изменений в решение Киевсовета, которым устанавливаются местные налоги и сборы. Изменения, по его словам, направлены на создание “равных условий на рынке для всех субъектов предпринимательской деятельности”. В случае принятия такого решения с 1 января 2023 года к новым договорам аренды земли, а также к уже заключенным ранее, можно будет применить новые, пониженные ставки арендной платы. Оленич предположил, что депутаты смогут “сбалансировать процентные ставки” и привести их ”к единому размеру”. Отметим, что на сегодня законодательством Украины допускается размер ставок аренды на землю от 3% до 12% от нормативно-денежной оценки.
Напомним, что Порядок определения нормативной денежной оценки земельных участков был принят 14 лет назад при мэре Леониде Черновецком – 26.07.2007 года решением Киевсовета № 43/1877.
Как уже упоминалось, в 2014 году Киевсовет утвердил техническую документацию для ныне действующей нормативно-денежной оценки земли. Позднее, в феврале 2018 года, столичные депутаты утвердили проект от 30.03.2016 года № 08/231-1563/ПР “О проведении нормативной денежной оценки земель города Киева”. На то время директор Департамента земельных ресурсов КГГА Алексей Полищук собирался потратить на эти цели 3,4 млн гривен. Предполагалось, что Департамент земресурсов КГГА должен был в 2018 году определить на тендере подрядчика для проведения оценочных работ, в 2019 году – получить документацию по оценке, в 2020 году – вынести соответствующий проект решения на заседание горсовета.
Читайте: Норматив оценки киевской земли изменится в 2021 году
Согласно первоначальным планам горсовета, уже с начала 2021 года киевляне и юрлица должны были начать платить за землю по обновленным расценкам. Однако, таким планам не суждено было сбыться.
В июле 2019 года директор Департамента финансов КГГА Владимир Репик упрекал директора Департамента земресурсов КГГА Петра Оленича в том, что тот затягивает введение в действие новой нормативной денежной оценки земли, что, по его словам, плохо отражается на наполнении городского бюджета.
Читайте: Главного земельщика Киева упрекнули в вялом пополнении бюджета
KV писала, что в феврале 2021 года в ответ на недовольство депутатов по поводу отсутствия проекта новой нормативной оценки земли Петр Оленич сообщил – тот находится на экспертизе в Госгеокадастре. Эксперты уверяли, что переоценка земель, как в сторону подорожания, так и в обратную сторону является довольно непопулярным политическим решением для столичной власти. В одном случае будут звучать обвинения в дополнительной финансовой нагрузке на бизнес, в другом – в уменьшении поступлений в столичный бюджет.
Читайте: Петр Оленич “просрочил” нормативно-денежную оценку столичной земли
Департамент земельных ресурсов КГГА с 29 июня 2021 года возглавляет Валентина Пелих. Она же исполняла обязанности руководителя этой структуры со 2 апреля 2021 года. Ранее, с 27 июля 2018 года по 1 апреля 2021 года, этим департаментом руководил Петр Оленич, который со 2 апреля 2021 года занимает должность замглавы КГГА по вопросам осуществления самоуправленческих полномочий и курирует земельные вопросы.
Фото: коллаж KV