После подорожания в январе и апреле 2019 года стоимости услуги по вывозу мусора, киевлян стал больше волновать вопрос ее качества. КП “Киевкоммунсервис” на сегодня выступает главным исполнителем этой услуги, но есть и другие предприятия, которые работают в этой сфере. О том, как организована в столице работа по вывозу мусора, к каким новациям следует готовиться руководителям ОСМД и ЖСК, какой ущерб причиняют бюджету Киева и экологии нелегальные перевозчики отходов, кто отвечает в городе за вывоз крупногабаритных и опасных отходов и нужно ли гражданам сортировать мусор, в интервью KV детально рассказал директор КП “Киевкоммунсервис” Максим Ляшкевич.
KV: Не так давно изменилось законодательство, регулирующее обращение с отходами. Как и кем в Киеве сейчас осуществляется вывоз мусора к местам утилизации?
Максим Ляшкевич: Чтобы была понятна общая картина, следует вспомнить о том, что не так давно изменились положения Закона “О жилищно-коммунальных услугах”. Последние нормы, регулирующие деятельность по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО), вступили в силу только в мае этого года. 17 апреля 2018 года Киевсовет принял решение N 479/4543 “Об определении услуги по вывозу бытовых отходов отдельной коммунальной услугой, право на осуществление которой приобретается на конкурсной основе“. В итоге, с 1 июля прошлого года в столице появилась такая отдельная коммунальная услуга. Также, согласно нормам закона и указанного решения горсовета, Киевская горгосадминистрация (КГГА) утверждает тарифы и определяет на конкурсных основаниях поставщика услуги для всего города по итогам конкурса.
Читайте: Расчет по-новому: Как киевлянам теперь начисляют плату за вывоз мусора
Конкурс по выбору перевозчика отходов в Киеве был проведен в декабре 2017 года. В нем участвовали все те 11 предприятий-перевозчиков, которые могли оказывать данную услугу в легальном поле (те, для кого КГГА утвердила тарифы – KV). Решение конкурсной комиссии было введено в действие распоряжением КГГА от 08.12.2017 № 1589. В этом документе сказано, что исполнителем услуги по вывозу бытовых отходов во всех районах Киева определено КП “Киевкоммунсервис” сроком на 7 лет. Наше КП тогда было выбрано победителем, потому что его предложение было экономически обоснованное и наиболее обеспеченное техническим потенциалом. Наше предприятие имело договора сроком на 7 лет с 7 компаниями-субподрядчиками. Это давало возможность по обеспечению вывоза 1 млн 200 тыс. тонн отходов в год, на которые КГГА проводило конкурс.
Впоследствии договор на оказание услуги по вывозу бытовых отходов Киева был заключен между нашим КП и КГГА до конца 2024 года. Публичный договор о предоставлении услуги по вывозу отходов владельцам (нанимателям, арендаторам) квартир в многоэтажках и домов частного сектора Киева был опубликован на сайте КП “Киевкоммунсервис” и в газете “Крещатик” 8 июня 2018 года.
KV: Получается, что легально вывозить мусор сегодня в Киеве может только ваше предприятие?
Максим Ляшкевич: Не совсем так. В легальном поле в Киеве работают те предприятия-перевозчики отходов, которые подали на утверждение в КГГА свои расценки на вывоз ТБО и КГГА утверждает для них тарифы. Для нашего КП и еще 10 частных предприятий тарифы, например, утверждены распоряжением КГГА № 2351 от 26.12.2018 года. Всего сегодня таких 14 компаний. Согласно условиям конкурса, КП “Киевкоммунсервис” со своими подрядчиками имеет право обслуживать в столице весь объем продуцируемых отходов в городе. Остальные – могли заключать договора на вывоз мусора с юридическими лицами и пока еще обслуживать объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК).
Но в мае этого года вступили в силу не действующие ранее положения закона о ЖКУ. Согласно им, вывоз отходов абсолютно всех потребителей этой услуги теперь может осуществлять только определенное КГГА на конкурсе предприятие. Сегодня это наше КП “Киевкоммунсервис”. Но есть переходные положения: разрешено на основании ранее заключенных договоров пользоваться услугами других перевозчиков мусора до мая 2020 года.
Для исполнения требований закона мы направили информационные письма предприятиям, ОСББ и ЖСК, которые с нами еще не работают (750 шт.). В них мы разъясняем положения закона, доносим информацию до потребителей о том, что город на основании конкурса определил КП “Киевкоммунсервис” как поставщика услуги по вывозу отходов, и что “Киевкоммунсервис” оказывает эту услугу на законных основаниях и в соответствии с установленными правилами.
Также в письмах мы указываем, что с мая 2020 года ОСББ и ЖСК должны будут определиться, каким образом будут у нас заказывать услугу – как индивидуальный или коллективный потребитель – и обратиться к нам для заключения договора.
Читайте: В Киеве повысили тариф на вывоз мусора и Размер платы за вывоз мусора в Киеве останется пока без изменений – Андрей Грущинский
KV: Все ли компании, тарифы которых утверждены КГГА, сегодня работают с КП “Киевкоммунсервис” в качестве подрядчиков? Кто за что в итоге отвечает?
Максим Ляшкевич: Мы на сегодня работаем с шестью компаниями: ЧАО “Киевспецтранс”, ООО “Селтик”, ООО “Спецкоммунтехника”, ДП “Фирма “Альтфатер Киев”, ООО “Крамар Рисайклинг” и ООО “Фирма “Владелец-Роз”. Договора с ними были подписаны еще в 2017 году до проведения КГГА конкурса по выбору поставщика услуги.
Наши субподрядчики обеспечивают вывоз бытовых отходов по всему Киеву шесть дней в неделю. В воскресенье машины для вывоза отходов не направляются согласно условиям наших договоров подряда.
Некоторые районы по вывозу ТБО сегодня обслуживает сразу несколько подрядчиков. Так организована работа в Святошинском, Оболонском, Подольском, Шевченковском и Днепровском районах Киева. За каждым из оставшихся районов закреплено одно предприятие. При этом подрядчик не только обеспечивает вывоз отходов, но и устанавливает на обслуживаемой им территории свои контейнеры для сбора мусора (по два типа контейнера на каждой площадке). Это требование и то, какими должны быть контейнеры, прописано в условиях договора подряда.
КП “Киевкоммунсервис”, кроме функций заказчика, координации и контроля за вывозом отходов всего города, обеспечивает самостоятельный вывоз крупногабаритных, строительных и опасных бытовых отходов, а также вывоз контейнеров углубленного типа (молок, подземные контейнеры).
“Киевкоммунсервис” и наши подрядчики сегодня работают исключительно в рамках законодательства, прозрачно и четко. То, что мы вывозим отходы исключительно на легальные полигоны, предприятия по их утилизации или переработке, а не куда-нибудь в посадки, может проверить кто угодно. Любой житель Киева может обратиться к нам с запросом и получить информацию, куда конкретно вывезены отходы его дома.
KV: То есть, на сегодня Вы можете четко контролировать и отвечать за работу 7-ми предприятий (своего и шести подрядчиков), а вот, как качественно работают и куда девают вывезенный мусор остальные компании, Вы не можете?
Максим Ляшкевич: КП “Киевкоммунсервис” или его субподрядчики на основании договоров на переработку, утилизацию или захоронение отходов вывозят мусор на лицензированные полигоны или предприятия по утилизации в четком соответствии со схемой санитарной очистки Киева, утвержденной распоряжением КГГА от 10.02.2014 года № 193. Сегодня это завод “Энергия”, полигон хранения крупногабаритного и строительного мусора № 6, полигон № 5 в селе Подгорцы, а также полигон в селе Глубокое Бориспольского района.
Каждый подрядчик вправе сам определять, где из перечисленных выше объектов, утилизировать вывезенный из Киева мусор. Перед нами они отчитываются информационно. Проверить представленную ими информацию мы можем в любой момент, так как на всех машинах установлены датчики GPS-слежения. Они позволяют определить не только, была ли машина на адресе и куда именно вывезла отходы, но и сколько времени она там простояла. Таким образом, у нас имеется полная картина: как, когда и где собраны отходы и куда они вывезены.
Если будет установлено, что наш подрядчик выгрузил мусор Киева в неположенном для этого месте, то он сразу лишится договора с нами. Кроме этого, у него будут проблемы с полицией и экологической инспекцией. Пока такого не было ни разу. Да и в дальнейшем я исключаю такую возможность.
Куда вывозят отходы другие операторы, мы проконтролировать не можем. Если мусор выгружается в непредназначенном для этого месте, то это, как правило, происходит ночью, когда вероятность зафиксировать этот факт сотрудниками полиции или активистами минимальна. Следовательно, городу остается только постфактум ликвидировать незаконные свалки.
KV: Для ликвидации стихийных свалок что-то делается вашим КП?
Максим Ляшкевич: Стихийные свалки не наша компетенция, но наше предприятие участвует в их ликвидации. С 2007 года при КГГА работает постоянная комиссия по вопросам обращения с бесхозными отходами (распоряжение КГГА 25.12.2007 года № 1723 – KV). Ее возглавляет профильный заместитель председателя КГГА. Сегодня это Петр Пантелеев. Секретарь комиссии – начальник Управления экологии и природных ресурсов КГГА Андрей Малеваный. Задача этого органа проверять информацию о выявленных свалках, оценивать и определять ответственного за их ликвидацию. Представители нашего предприятия входят в состав этой комиссии для определения количества отходов, стоимости их вывоза и утилизации. Также наше КП предоставляет балансосодержателю земельного участка, где находиться стихийная свалка, технику для вывоза отходов.
KV: Как оцениваете качество работы ваших подрядчиков? Бывают ли проблемы и как они решаются?
Максим Ляшкевич: КП “Киевкоммунсервис” провело внутренний конкурс для подрядчиков. Оценив технический потенциал и возможности каждого из них, нами были распределены между ними зоны ответственности и каждый получил соответствующие графики дислокации – задание на вывоз отходов.
К сожалению, один из подрядчиков не справился с полученным объемом. С ним пришлось разорвать договор. С конца 2018 года мы фиксировали нарушения КП “АТП Шевченковского района” графиков вывоза бытовых отходов в Шевченковском районе столицы. Качество услуги было крайне неудовлетворительное, так как подрядчик использовал очень старую технику, которая постоянно ломалась. Сегодня этот район обслуживает две компании – ООО “Крамар Рисайклинг” и ЧАО “Киевспецтранс”.
Процесс смены подрядчика длительный и сложный. Он занимает не менее 2-3 месяцев, так как нужно не только найти другого перевозчика, но и провести замену всех установленных предыдущим подрядчиком контейнеров для сбора отходов на те, которые принадлежат новому. По нашим договорам именно перевозчик обеспечивает площадку контейнерами для сбора отходов.
Сейчас работа всех наших подрядчиков удовлетворительная. Хотя перенакопления отходов на контейнерных площадках бывают. Это часто связано с тем, что количество зарегистрированных и реально проживающих в домах людей сильно отличается. Также анализируются установленные нами графики вывоза отходов и при необходимости корректируются.
Чаще всего мы находим консенсус. В некоторых случаях даже соглашаемся из собственных средств доплачивать подрядчикам за вывоз отходов, которые превышают расчетные нормы. Мы обеспечиваем такой вывоз за счет своей рентабельности – делаем это, чтобы обеспечить нормальное качество услуги. Таким образом, мы оплачиваем дополнительный вывоз около 60 тыс. м.куб. отходов в год.
KV: Из-за чего нормы накопления превышаются? Киевляне производят все больше и больше мусора?
Максим Ляшкевич: Мы ни на чем не экономим, стараемся оказывать качественную коммунальную услугу. Но объемы отходов, продуцируемых жителями и гостями города, постоянно увеличиваются. Это происходит за счет того, что жителей Киева становиться больше и они чаще используют продукцию в таре и упаковке.
По данным Департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА, на начало 2017 года весь объем ТБО, которые официально были вывезены из Киева и захоронены на лицензированных полигонах и утилизированы на заводе “Энергия”, составлял 1,2 млн тонн за год. На 1 января 2018 года этот объем увеличился до 1,33 млн тонн за год. На начало текущего года он составил уже 1,35 млн тонн отходов за год. По итогам 2019 года, думаю, стоит ожидать дальнейшего роста. Итоговую цифру будут подбивать в профильном Департаменте КГГА на основании наших отчетов, информации завода “Энергия” и всех лицензированных полигонов, которые принимают отходы Киева.
Также хочу обратить внимание на то, что наша услуга по вывозу бытовых отходов сегодня экономически обоснована. Ее стоимость рассчитывается по формуле с учетом утвержденной КГГА нормы накопления твердых бытовых, крупногабаритных и ремонтных отходов на одного жителя. Но ряд потребителей стараются воспользоваться этой услугой бесплатно. Особенно такая проблема существует в Печерском районе, в центральной части Шевченковского и Голосеевского районов, а также в части Подольского района. Это происходит из-за роста временно проживающих в жилых домах людей, в том числе, туристов, за счет размещения офисов, кафе и магазинов в домах, владельцы или арендаторы которых не спешат заключать договора на вывоз отходов.
Чаще всего причиной перенакопления отходов является деятельность юрлиц. Наши инспекционные группы еженедельно выявляют потребителей, у которых нет договоров, и проводят с ними работу по их заключению. Конечно, все отходы вывозятся и будут вывозится. Но до тех пор, пока при подготовке графиков вывозов не будут учтены все потребители, будут возникать перенакопления отходов на мусорных площадках. А также за вывоз бытовых отходов будут платить не те, кто их реально продуцирует.
KV: Вы говорите, что КП “Киевкоммунсервис” может доплачивать подрядчикам за вывоз мусора за счет своей рентабельности. С какими показателями предприятие закончило 2018 год, какие цифры заложены в финплане 2019 года?
Максим Ляшкевич: За 2018 год предприятие получило чистую прибыль в размере 18 млн 579,6 тыс. гривен и заплатило налог на прибыль в бюджет Киева 4 млн 78 тыс. гривен. На 2019 год финансовым планом предусмотрено получить 65 млн 655,6 тыс. гривен чистой прибыли и уплатить налог на прибыль в размере 14 млн 412,2 тыс. гривен. За 9 месяцев 2019 года предприятие уже получило 63 млн 422,5 тыс. гривен чистой прибыли и уплатило в бюджет Киева 13 млн 922 тыс. гривен налога на прибыль. Но нужно констатировать тот факт, что вся основная прибыль генерируется в задолженности населения, которая по состоянию на 1 октября 2019 года составляет 75 млн гривен. То, что остается, мы направляем на дополнительный вывоз мусора, замену контейнеров, ремонты оборудования и пр.
KV: Сколько мусорных площадок обслуживает КП “Киевкоммунсервис” и ваши подрядчики?
Максим Ляшкевич: Мы обслуживаем 8,5 тыс. жилых домов и 800 тыс. лицевых счетов. Это около 6,3 тыс. контейнерных площадок для сбора ТБО. Для их обслуживания задействовано около 17 тыс. контейнеров наших подрядчиков и 200 мусоровозов разного типа.
KV: Сколько за вывоз и утилизацию мусора в Киеве заплатили население, бюджетники, СПД, другие юрлица с момента выделения этой услуги в отдельную?
Максим Ляшкевич: Население заплатило 697 млн гривен. Это 90 % от соответствующих начислений. Юрлица заплатили 41 млн гривен, что составляет 80 % от начислений.
KV: Так бывает, что мусоровозы забирают отходы только из контейнеров, оставляя гору мусора рядом. Почему так происходит и кто должен собирать эти отходы?
Максим Ляшкевич: Такая проблема обусловлена тем, что сегодня мы оказываем услугу в основном по 6 дневному графику вывоза без учета воскресенья. Соответственно, к утру понедельника наблюдаем перенакопление. Мы эту проблему сейчас решаем путем вывода дежурных мусоровозов и дополняем графики вывоза на воскресенье в “горячих точках”. Наша цель – обеспечить ежедневную услугу вывоза отходов. Это наш внутренний вопрос с нашими предприятиями-подрядчиками. Дополнительный седьмой вывоз – это затраты, и мы ищем пути для их покрытия или переформатирования существующих маршрутов.
Также эта проблема зачастую возникает из-за несбалансированного графика вывоза за счет того перенакопления, о котором я уже рассказал. А бывает, что машина просто не может забрать мусор из-за припаркованных рядом автомобилей. Крайне редко, но бывает, что экипажи мусоровозов ленятся забирать мусор. Такие случаи мы фиксируем и в последствии это может стать основанием для разрыва договора.
Кроме этого, чтобы перенакопления не было и мусор не оставался, мы регулярно выходим на обследование площадок. В первую очередь тех, по которым жалобы не единичны. Проверяем все – подвальные помещения, рестораны, кафе, магазины, хостелы, нежилые помещения, расположенные рядом МАФы. Кстати, большие объемы отходов формируют стихийные рынки и ярмарки. И наказать или обязать оплачивать за вывоз мусора таких “потребителей” просто нереально.
Чтобы не было сбоев по вывозу бытовых отходов, мы ведем ежедневный мониторинг объема отходов на основании данных наших подрядчиков. Сегодня мы готовы обеспечить хорошую услугу всем своим техническим потенциалом, в том числе, и с учетом увеличивающегося объема.
KV: Куда жители Киева могут обратиться с жалобой на невывезенный мусор?
Максим Ляшкевич: Подать жалобу можно несколькими способами. Первый – обратиться в городской контакт-центр 1551. Второй – обратиться непосредственно к нам через наш сайт, где в разделе “Обращения” предлагается подать жалобу, или на официальную страницу в Фейсбук. Кстати, последнее время больше 50% обращений мы получаем именно через социальную сеть. Но по всем обращениям работаем одинаково оперативно.
С 1 июля 2018 года нами получено суммарно 12 тысяч обращений, обработано 8,5 тысяч. Не всегда обращения касались деятельности предприятия. С ответами на часто задаваемые вопросы можно ознакомиться на нашем сайте.
KV: Жителям города периодически напоминают, что неплохо бы сортировать мусор – выбрасывать его в разные контейнеры. Как работает эта система?
Максим Ляшкевич: Согласно схемы санитарной очистки, в Киеве выброс отходов должен осуществляется по двухконтейнерной схеме: один контейнер для смешанного типа отходов и один для сухой фракции. Отходы из этих контейнеров должны вывозиться по разным графикам. Отходы сухой фракции попадают на сортировочные линии, где отбираются все ценные компоненты, которые прессуются и сдаются на переработку. У всех предприятий, которые с нами работают по договорам подряда, имеются сортировочные линии. Мы их проверяем.
Сегодня по Киеву установлено 2 483 контейнера для сбора отходов сухой фракции. В рамках пилотных проектов предприятий-перевозчиков, работающих по договорам подряда с КП “Киевкоммунсервис”, для раздельного сбора отходов недавно также установили 26 контейнеров в Голосеевском и 17 контейнеров в Подольском районах именно для пластика.
Но проблема в том, что люди зачастую не сортируют отходы дома. А если и сортируют, то асоциальные элементы успевают перебрать весь мусор так, что на переработку отправлять нам уже нечего. В результате все отходы забирает одна машина и везет на полигоны или на завод “Энергия”.
Как показывает практика, работа с сухой фракцией сегодня экономически не оправдана. Средства, полученные от сдачи отходов на переработку, не покрывают расходы по сбору и сортировке отходов. Эта работа сегодня – исключительно социальная миссия наша и наших перевозчиков. Ведь создание условий для раздельного сбора отходов является одним из ключевых принципов государственной политики в сфере обращения с отходами.
KV: Как в Киеве решен вопрос с вывозом крупногабаритных и ремонтных отходов?
Максим Ляшкевич: Потребитель ежемесячно платит за вывоз твердых бытовых, крупногабаритных и ремонтных отходов. Это значит, что он имеет право выбросить на специальную площадку возле дома старую мебель, ремонтный мусор и т.п., а мы обязаны их вывести. Стоимость этой услуги составляет около 12% от ежемесячного платежа за вывоз отходов.
Крупногабаритные и ремонтные отходы вывозятся не по графику, а по мере накопления, но не менее раза в неделю. Этот норматив мы четко выдерживаем. Информацию (заявку) о накоплении таких отходов нам подают Управляющие компании или дворники и мы направляем машину по адресу.
На вывоз крупногабаритных отходов ежедневно направляются около 30 машин нашего КП и подрядчиков по всему городу. Сегодня мы к этой работе подключили и управляющие компании. С ними заключены соответствующие договора подряда, на основании которых их работники привлекаются для погрузки таких отходов. Такие закупки проводились через систему Рrozorro и с договорами при необходимости и желании может ознакомиться каждый.
KV: У бытовых потребителей, кроме крупногабаритного и строительного мусора, накапливаются еще и опасные отходы (градусники, батарейки, энергосберегающие лампочки). Кто и как вывозит и утилизирует эти отходы?
Максим Ляшкевич: По опасным отходам вопрос пока решен только частично. Согласно Закону “Об отходах”, опасные бытовые отходы должны собираться отдельно и передаваться специализированным предприятиям для утилизации.
Это значит, что правильный сбор таких отходов зависит во многом от граждан. В последнее время жители Киева стали активнее использовать контейнеры для сбора опасных отходов. В 2017 году за счет средств Киевского городского фонда охраны окружающей природной среды нашим КП было закуплено 150 контейнеров для сбора опасных бытовый отходов (батареек, ртутных термометров и энергосберегающих ламп). С января 2018 года мы начали работу по установке этих контейнеров во всех районах столицы. Места установки определялись РГА. Сейчас из установленных по городу 139 таких контейнеров 5 – украдено, 15 – снято на ремонт, но в ближайшее время их установят снова.
Карта размещения контейнеров для опасных отходов
Контейнеры для опасных отходов предназначены только для использованных батареек, небитых люминесцентных ламп и градусников. На контейнере возле каждого из отверстий нанесены соответствующие отметки для каждого типа отходов. Ртутьсодержащие термометры и энергосберегающие лампы нужно выбрасывать только в упаковке, или завернутыми в бумагу, чтобы избежать их повреждения.
Акцент делаю на слово “небитых”, потому что когда люминесцентная лампа или градусник разбивается, нужно вызывать специальную службу по демеркуризации.
Опасные отходы из этих контейнеров аккуратно забирает наше КП по заявкам от балансодержателя, на территории которого установлен контейнер, и хранит до момента утилизации. Норматив по вывозу не установлен. Сбор таких отходов осуществляется за счет тарифа на вывоз бытовых отходов, утилизация – за счет прибыли нашего предприятия.
На сегодня нами уже утилизировано около 70 тыс. люминесцентных ламп, собранных с момента установки таких контейнеров. Использованные батарейки пока хранятся на нашем складе временного хранения. Пока мы можем обеспечить их безопасное хранение, площадей нам для этого хватает, но не утилизацию. Мы ищем возможность утилизации использованных батареек в Европе. В Украине, к сожалению, пока переработки батареек нет. Приходится сотрудничать с европейскими компаниями, но транспортировка этих опасных отходов из Украины в страну, где есть мощность по переработке, очень сложный процесс.
Пока нам не удалось найти компанию для перевозки. Соответствующие тендеры объявлялись несколько раз (например, в августе этого года.- KV), но не состоялись, так как заявки ни одного предприятия не соответствовали установленным требованиям. Надеемся, в скором времени батарейки удастся все же вывезти или какое-то предприятие внутри страны начнет их перерабатывать.
Что касается утилизации градусников, то все предприятия, которые претендуют на оказания таких услуг, работают по договору с ДП “Боднаривка” львовского КП “Зеленый Львов”. Большая вероятность, что в ближайшее время мы выйдем на переговоры с этим предприятием и будем транспортировать такие отходы туда самостоятельно, а не через подрядчиков.
Фото: KV