Маршруточники Киевщины могут лишить министра Омеляна сна

Маршруточники Киевщины могут лишить министра Омеляна сна

Шум, поднятый транспортниками Киевщины вокруг СТО, разрешающих выход машин в рейсы, возымел результат. На днях Антимонопольный комитет Украины возбудил дело и начал расследовать, не искусственно ли Министерство инфраструктуры создает препятствия для СТО, которые выдают владельцам транспортных средств необходимые для ведения деятельности бумаги. Пока идет разбирательство, часть транспортников столичного региона “забило” на сертификацию, а часть честно по 5-7 дней выстаивают в очередях и таки получают нужные штампы и отметки.

Как стало известно KV, 19 февраля 2019 года Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) начал расследование по заявлению о наличии в действиях Министерства инфраструктуры Украины признаков нарушения законодательства.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Речь идет о возможном нарушении Министерством Закона “О защите экономической конкуренции” в сфере допуска субъектов хозяйствования к проведению обязательного технического контроля транспортного средства и внесения информации об их пунктах технического контроля в реестр субъектов проведения обязательного технического контроля.

Поводом для начала расследования стало заявление, которое в АМКУ подал адвокат в интересах группы субъектов хозяйствования – владельцев центров техобслуживания, которые не получили аккредитацию и не попали в реестр Министерства.

Сыр-бор

По информации из заявления, в течение 2015-2017 годов субъектам обязательного технического контроля – владельцам станций технического диагностирования (СТД) – поступали соответствующие письма от Министерства, в которых отмечалось о том, что станции, у которых есть лицензия, могут осуществлять технический контроль транспортных средств до 2020 года.

27 декабря 2018 года Министерство опубликовало письмо с извещением Главного сервисного центра МВД о том, что постановлением Кабинета министров от 10.03.2017 № 141 были внесены изменения в Порядок проведения обязательного технического контроля и объемов проверки технического состояния транспортных средств, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 30.01.2012 № 137. Теперь СТД не требовалось свидетельство об аттестации для выполнения техконтроля транспортных средств.

Но вместе с тем пунктом 6 раздела Х “Заключительные и переходные положения” Закона “О метрологии и метрологической деятельности” было установлено, что эти свидетельства об аттестации действуют в течение определенного в них срока действия, но не более трех лет со дня вступления в силу этого Закона – то есть, до 1 января 2019 года.

Станции технического диагностирования должны были получить аккредитацию в Министерстве на основе этих свидетельств или сообщить о прекращении деятельности. Только аккредитованные центры могли выдавать перевозчикам, которые хотят участвовать в конкурсах на маршруты, имеющие силу сертификаты соответствия транспорта техническим требованиям. А таковых в Киевской области – всего пять. Все грозило обернуться транспортным коллапсом.

Как итог, предприятия, выполняющие пассажирские перевозки (а также выполняющие грузовые перевозки), не могут вовремя получить сертификаты соответствия. И выбор невелик: либо не выезжать на свои маршруты, либо ездить без документов – с нарушением законодательства и с риском для безопасности себя и других участников дорожного движения.

Более того, KV ранее писала, что перевозчики намеревались не выходить на маршруты, не пройдя сперва сертификацию, а этого они сделать не могли. Перевозчики отчаялись и в конце января 2019 года написали письмо губернатору Киевщины Александру Терещуку с просьбой повлиять на Министра инфраструктуры.

Читайте: Маршрутчики Киевщины просят губернатора Терещука спасти их от подчиненных Омеляна

В 2016 году Антимонопольный комитет Украины даже проводил исследование состояния конкурентной среды на рынке сертификации. Такое решение АМКУ принял после изучения заявлений про нарушения со стороны Министерства инфраструктуры и Министерства экономического развития законодательства о защите экономической конкуренции в виде совершения антиконкурентных действий.

Так, с середины 2016 года стало известно о многочисленных отказах в принятии сертификатов УкрСЕПРО сервисными центрами МВД Украины при первичной постановке на учет транспортных средств и проблемах, которые возникли у лиц, купивших транспортные средства и вынужденных вновь доказывать их соответствие стандартам.

“Министерством инфраструктуры Украины, при отсутствии утвержденной процедуры, был назначен только шесть органов по оценке соответствия. При этом органами по регистрации транспортных средств не принимаются сертификаты соответствия на транспортные средства, выданные уполномоченными органам, внесенными в реестр государственной системы сертификации “УкрСЕПРО””, – говорилось в объявлении на сайте АМКУ. Однако результаты этого исследования так и не были представлены.

Более того, переход от сертификации транспортных средств по системе сертификации УкрСЕПРО к процедуре утверждения их конструкции в соответствии с требованиями Женевского соглашения 1958 года должен был завершиться еще в 2015 году. Это предусмотрено постановлением Кабинета министров №738 “Некоторые вопросы сертификации транспортных средств, их частей и оборудования”.

Куда едем?

Как рассказал KV глава общественной организации “Развитие инфраструктуры” Станислав Гвоздиков, АМКУ увидели здесь искусственное ограничение министром инфраструктуры Владимиром Омеляном работы техцентров и, как следствие, монополизацию в этой сфере.

По его словам, даже те центры, которые готовы подать документы на аккредитацию, не смогут этого сделать без соответствующего Порядка, который не то что не утвержден – даже не был создан. А техцентрам, лицензии которых давали им право работать еще год, зарубили это право на корню.

Маршруточники Киевщины могут лишить министра Омеляна сна“Антимонопольный комитет пытается установить законность отзыва аккредитаций у всех техцентров в пользу “избранного десятка”, расследует факт ограничения конкуренции на рынке административным путем. На мой взгляд, нельзя отнимать лицензии, даже если организация по их выдаче сменилась – если раньше их выдавало Министерство экономического развития и торговли, теперь этим занимается Омелян.

Пусть так, я бы и готов, будь я владельцем техцентра, заново пройти аккредитацию – но мне не дают. Порядка прохождения не существует, документы можно бросить в почтовый ящик и дальше ничего не произойдет. Нельзя точно также и оспорить отказ в предоставлении аккредитации – к кому я должен буду обратиться в таком случае? Это ненормальная ситуация.

Министерство инфраструктуры является центральным органом власти, регулирующим работу рынка пассажирских перевозок и в частности автотранспорта. Приказ, которым отзывались лицензии и на основе которого сервис-центры МВД не должны принимать аккредитацию от всех центров, кроме новых, – не исследовался на предмет регуляторного влияния, нет вывода Государственной регуляторной службы. АМКУ уже запросили его. Причем вышло так: регуляторная служба согласовала документ – но не актуальную редакцию, опубликованную Министерством.

При этом Министерством инфраструктуры Украины был установлен исключительный перечень из десятка организаций, выдающих новые сертификаты для транспортных средств и, естественно, берущих за свои услуги суммы в десятки раз большие, чем ранее, что говорит о признаках коррупции в этой сфере”.

В то же время председатель Ассоциации автоперевозчиков “Киевщина” Алексей Павленко сомневается, что действия Антимонопольного комитета принесут результат. Он добавил, что, как ему доложили руководители нескольких предприятий-перевозчиков, уже 47 машин выполняют перевозку по области без сертификата о соответствии. Остальные пытаются играть по правилам и занимают километровые очереди в эти пять аккредитованных станций, чтобы получить заветный сертификат.

Маршруточники Киевщины могут лишить министра Омеляна сна“Пока что автобусов без сертификации становится все больше и больше. Проблема набирает обороты, могут последовать серьезные последствия. В области 47 машин без техосмотра, остальные занимают очереди – но это может длиться минимум 5-7 дней. Это касается всего коммерческого транспорта, не только маршрутчиков. Скажем откровенно: ездят, без сертификата можно обойтись. Я могу это допустить. Перевозку выполнять надо.

А по поводу антимонопольного комитета – в этой схеме замешаны серьезные деньги, потому найдутся люди, которые порешают эту проблему. Я не верю в Антимонопольный”.

Он также заявил, что 21 февраля состоится встреча с министром инфраструктуры по решению вопросов обязательного технического контроля и объемов проверки технического состояния транспортных средств, на которую Павленко был приглашен.

“Позиция такая: надо встретиться с министром, посмотрим, услышит ли он нас. Письма мелким шрифтом я ему писать точно не буду, потому что он будет игнорировать их до тех пор, пока мы к нему под министерство не приедем. А проблема ведь всеукраинского масштаба”.

Комитет

Что касается позиции АМКУ, государственная уполномоченная комитета Агия Загребельская заверила, что уже в течение двух месяцев они смогут представить предварительные результаты расследования. У этого случая, в отличии от такового в 2016 году, есть отличия.

Маршруточники Киевщины могут лишить министра Омеляна сна“Проблема возникает одна, но в разных “модификациях”. В прошлый раз, учитывая изменения в законодательстве, вопросы о вреде для конкуренции были сняты. Сейчас они появились снова, но в другой форме и на другом рынке. Результат будет, и он, я надеюсь, позитивно отразится на конкуренции”.

По словам Агии, для того, чтобы Министерство либерализовало доступ субъектов к рынку сертификации транспортных средств, комитету предстоит сперва изучить этот вопрос и то, как действия Министерства влияют на рынок в конкретном случае.

“На сегодня нами среди прочего изучается вопрос о барьерах на этом рынке. При условии выявления оснований для их уменьшения, мы можем применить быстрые инструменты адвокатирования и рекомендовать профильным органам эти барьеры пересмотреть. Что касается Мининфраструктуры, на сегодня действительно есть негативные сигналы от рынка касательно существенного уменьшения количества участников рынка. Это негативно повлияло на конкуренцию и, как следствие, на стоимость и качество услуг”.

Однако АМКУ не в силах применить серьезные санкции, подразумевающие хотя бы административную ответственность.

“В случае субъектов хозяйствования это могут быть как рекомендации, так и наказание в виде штрафов и обязательства, направленные на прекращение нарушения, устранение причин и последствий. Если же говорить про государственные органы, на них нельзя наложить штраф, поскольку они выручки не имеют. Речь может идти только про меры адвокатирования в виде предложений или рекомендаций, или более жестких – в виде обязательств”, – рассказала Агия.

Как ранее писала KV, в области, по оценкам экспертов, около 2000 автобусов ездят без соответствующих договоров или лицензий. При этом контролирующие органы смотрят на проблему сквозь пальцы, а иногда откровенно потворствуют нарушителям закона. Как итог, пока власти разрывают договора с неудобными перевозчиками и продлевают с удобными, регион продолжают окучивать нелегалы.

Читайте: Пригородный ездок: Нелегальные маршрутки добивают рынок перевозок Киевщины

Напомним, еще в августе 2018 года Министерство инфраструктуры разработало проект постановления Кабинета Министров “О внесении изменений в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта”. Этот документ должен был обеспечить уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий с участием автомобильных пассажирских перевозчиков.

Читайте: Министерство инфраструктуры собирается изменить Правила предоставления услуг пассажирским автомобильным транспортом

А 21 июля 2018 года Омелян заявил о том, что в Украине начинается тотальный контроль силами Нацполиции и транспортной инспекции всех перевозчиков. С 27 июля было запланировано возвращение скоростного контроля на дорогах. Перевозчику могли грозить штраф за переоборудованный автобус и даже конфискация транспортного средства в случае отсутствия лицензии при коммерческой перевозке пассажиров.

Читайте: С сегодняшнего дня в Украине начинается тотальный контроль перевозчиков

Фото: коллаж KV

KиевVласть

Автор:
Влад Григорьев
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
09:00 Наразі в судах вирішується доля 7,8 га лісу в заказнику “Дарничанка” – біля колишнього хутору Рибного в Дніпровському районі Києва. Столична прокуратура вимагає…
Banner
QlU7mDx4