Новый закон о Киеве: восстановленные райсоветы и досрочные выборы мэра и горсовета

Новый закон о Киеве: восстановленные райсоветы и досрочные выборы мэра и горсовета

Внеочередные выборы Киевсовета и мэра столицы состоятся 8 декабря с.г. Новый Киевсовет, сокращенный до 84 депутатов, на протяжении месяца после своего избрания будет должен создать исполком. Будут восстановлены райсоветы, выборы в которые состоятся после принятия закона про административно-территориальное устройство Украины. Пока неизвестно, сколько в столице будет районов и почти непонятно, каким образом их статусы будут взаимодействовать со статусом единой киевской общины. Киевская горгосадминистрация (КГГА) останется и сможет создавать свои районные структурные подразделения, по сути – взамен ныне действующих райгосадминистраций (РГА). Главой КГГА не сможет стать мэр Киева. Такие новации подготовили киевлянам народные депутаты от “Слуги народа” в союзе с депутатами из “Оппозиционной платформы – За жизнь”.

Об этом KV стало известно из законопроекта №2143 “О внесении изменений в Закон Украины “О столице – городе-герое Киеве”, который внесен в Верховную Раду (ВР) 13 сентября 2019 года.

На момент публикации статьи текста законопроекта еще не было на сайте ВР. KV, имея на руках текст законопроекта, дала его развернутый анализ. Сравнение с законопроектом, обнародованным на сайте ВР, выявило, что оба проекта закона не отличаются друг от друга в основной части. Но в законопроекте, обнародованном на сайте ВР, уже содержатся очень важные новеллы.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”

В финальной версии законопроекта предусматривается сокращение количества депутатов Киевсовета на треть – со 120 до 84 человек (изменения в ч. 3 ст. 16 закона “О местных выборах”). Во время работы над законопроектом обсуждалась возможность сокращения численного состава Киевсовета до 60 депутатов.

В существенно расширившихся заключительных и переходных положениях появились пункты:

– провести внеочередные выборы Киевсовета и Киевского городского головы 8 декабря с.г. (в предыдущей версии законопроекта была норма: “на протяжении 90 дней со дня вступления в силу этого закона ВР должна назначить внеочередные выборы мэра Киева и Киевсовета. Такое решение парламент должен принять не позднее, чем за 60 дней до даты выборов”). По информации KV, в правящей партии до последнего решали с датой внеочередных выборов в Киеве, склоняясь даже к февралю 2020 года;

– Киевсовет должен на протяжении месяца после оглашения результатов внеочередных выборов сформировать исполком;

– Центральная избирательная комиссия (ЦИК)  должна организовать выборы районных советов в Киеве после принятия закона об административно-территориальном устройстве Украины. В июле с.г. глава штаба “Слуги народа” Александр Корниенко (сейчас – первый замглавы фракции “Слуги народа” в ВР) в интервью “Левому берегу” сказал, что количество районов в Украине планируется сократить почти в пять раз – до 100. Ту же цель преследовал Кабмин Владимира Гройсмана. Законопроект правительства Гройсмана №8051 “Об основах административно-территориального устройства Украины”, зарегистрированный в ВР VIII созыва, был отозван в первый день заседания ВР текущего созыва – 29 августа. Также, по информации *KV, в рамках работы над законопроектом об административно-территориальном устройстве обсуждается возможность создания десяти макрорегионов. Два дня назад в интервью Корниенко сказал, что реформа децентрализации должна быть завершена весной 2020 года.

Также, согласно обнародованному законопроекту о столице, коммунальное имущество остается в собственности территориальной общины Киева. Территориальная община Киева управляет своим имуществом через исполнительные органы Киевсовета и райсоветов.

В случае принятия, закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

Учитывая, что Киевсовет не собирался на пленарные заседания более 100 дней, у ВР и сейчас есть право объявить внеочередные выборы в Киеве, но в рамках действующего законодательства. Кроме того, мэр Киева Виталий Кличко на прошлой неделе инициировал консультации с лидерами фракций Киевсовета по поводу обращения в ВР с просьбой о назначении в столице внеочередных выборов.

Читайте: Виталий Кличко решил распустить Киевсовет и Консультации с лидерами фракций Киевсовета о его роспуске Кличко проведет на следующей неделе

Отметим, что, согласно соцопросу “Рейтинга”, у Кличко крайне мало шансов снова быть избранным мэром столицы, хотя киевляне не поддерживают идею внеочередных выборов.

Законопроектом устанавливается, что Киев является административным центром Киевском области. Таким образом, жестко фиксируется нахождение в Киеве областного совета и Киевской облгосадминистрации (КОГА). В связи с этим, перенос КОГА в какой-либо иной город области становится невозможным. Хотя президент Владимир Зеленский 10 июля с.г. поставил задачу перенести офис КОГА за пределы Киева. И в облсовете эта идея была воспринята положительно.

Устанавливается, что границы Киева и перечень столичных районов устанавливается ВР по представлению Кабмина. Это представление формируется на основе предложения Киевсовета. Если пока еще действующий столичный горсовет не внесет такое предложение, вероятно, первое время в Киеве сохранится нынешние десять районов, где будут выбраны, соответственно, десять райсоветов. И Киевсовет будет должен согласовать с этими райсоветами границы районов.

Читайте: Как Владимир Прокопив заблокировал выборы в райсоветы Киева на неопределенный срок

Районы Киева будут включены в систему административно-территориального деления (АТД) Украины. При этом нигде в законопроекте не сказано, что Киев как единая община, войдет в АТД. Но это не означает, что ликвидируется понятие “киевская община”. 

Напротив, Киевсовет получает право создать исполком, который в течение 6 месяцев с момента его образования должен разработать, провести публичные обсуждения и внести на рассмотрение Киевсовета проект устава территориальной общины Киева, который после утверждения должен быть зарегистрирован в Минюсте. Инициировать разработку такого устава (или изменений в него) могут:

  • Киевский городской голова путем внесения соответствующего решения;

  • не менее трети депутатов Киевсовета путем сбора подписей;

  • не менее трети районных советов путем принятия соответствующих решений;

  • не менее 10% членом территориальной общины Киева путем сбора подписей под петицией. По данным Главного управления статистики в Киеве, в столице 1 февраля 2019 года проживали 2 млн 950 тыс. 533 человека. А, по словам замглавы КГГА Дмитрия Давтяна, в июле с.г. в столице были зарегистрированы 2 млн 651 тыс. 235 человек. То есть, под петицией за принятие устава общины Киева будут должны подписаться 265-295 тыс. человек.

Напомним, действующий устав территориальной общины Киева был принят Киевсоветом 28 марта 2002 года. Концепция нового устава была принята в 2018 году. 

Читайте: В администрации Кличко не могут справиться с написанием Устава территориальной общины Киева

Законопроект обновляет взаимоотношения органов местного самоуправления в Киеве с органами местного самоуправления Киевской области и центральными органами исполнительной власти. Органы местного самоуправления в Киеве и КГГА, в пределах компетенции, установленной законодательством, обеспечивают:

  • выделение земельных участков, зданий, сооружений и нежилых помещений киевским областным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Киевской области, местом нахождения которых определен Киев, а также предприятиям, учреждениям и организациям, обеспечивающих их функционирование;

  • участие органов исполнительной власти и местного самоуправления области в разработке и реализации совместных проектов, целевых программ развития, мероприятий по охране окружающей среды, планов использования трудовых ресурсов, строительства автомобильных дорог, систем связи, объектов инженерно-коммунального назначения и тому подобное.

  • объединение на договорных началах средств городского бюджета Киева и областных бюджетов для выполнения совместных проектов или для совместного финансирования коммунальных предприятий, учреждений и организаций, решения других вопросов, касающихся общих интересов территориальной общины города и территориальных общин Киевской области (межмуниципальное сотрудничество).

В законопроекте сказано, что исполнительную власть в Киев осуществляет КГГА. Но КГГА перестает выполнять функции исполкома Киевсовета. Таким образом КГГА:

1. Выполняет контроль и надзор за деятельностью Киевсовета, райсоветов и их исполкомов. Отмечается, что акты органов местного самоуправления в Киеве и должностных лиц вступают в силу не ранее, чем глава КГГА сможет их опротестовать путем обращения в суд:

– не позднее, чем через 7 дней после принятия – по кадровым назначениям на должности руководителей структурных подразделений исполкомов Киевсовета и райсоветов;

– не позднее, чем через 14 дней после принятия – по актам индивидуального действия;

– не позднее, чем через 30 дней после принятия – по актам нормативно-правового характера.

2. Может создавать в районах свои структурные подразделения – взамен РГА, которые в течение 6 месяцев после принятия закона должен ликвидировать Кабмин. Структурные подразделения КГГА не будут подотчетны райсоветам, только КГГА.

3. Управляет государственным имуществом, переданным Кабинетом министров.

4. Обеспечивает реализацию государственных программ на территории Киева.

5. Координирует деятельность центральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Киева.

Глава КГГА назначается и увольняется с должности президентом по представлению Кабмина. Глава КГГА не может совмещать свою должность с какой-либо иной. Приказы главы КГГА могут быть отменены решением Кабмина.

Также главе КГГА передаются следующие полномочия, которые сейчас входят в сферу компетенции Киевского городского головы:

  • участвовать в решении вопросов о проведении в городе Киеве мероприятий общегосударственного и/или международного характера;

  • участвовать в заседаниях Кабмина с правом совещательного голоса при рассмотрении вопросов, касающихся Киева;

  • участвовать в решении вопросов по размещению в Киеве резиденции президента, ВР, Кабмина, центральных органов исполнительной власти, других органов государственной власти, официальных представительств иностранных государств и международных организаций в Украине, а также в протокольных мероприятиях, касающихся столичных функций Киева;

  • давать согласие на назначение и увольнение руководителей расположенных в Киеве государственных и территориальных органов министерств и других органов исполнительной власти;

  • согласовывать вопросы о создании, реорганизации, перепрофилирования или ликвидации учреждений, предприятий или организаций общегосударственного значения и/или государственной формы собственности, расположенных на территории Киева.

Читайте: Кабмин согласовал увольнение Кличко с поста главы КГГА

Система местного самоуправления в Киеве предусматривает наличие:

  • территориальной общины Киева;

  • Киевского городского головы;

  • Киевсовета и его исполнительных органов;

  • райсоветов (уставы общин райсоветов не предусматриваются, но районы могут иметь свою символику, которая утверждается Киевсоветом) и их исполнительных органов.

Из системы местного самоуправления в Киеве исключаются органы самоорганизации населения (ОСН), что требует внесения изменений в профильный закон. Также исключается статья, которая позволяет киевлянам инициировать рассмотрение любого вопроса местного самоуправления.

Законопроектом устанавливается, что Киевский городской голова избирается через прямые выборы. Если по результатам первого тура голосования ни один из кандидатов не набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, для определения победителя проводится второй тур голосования.

Законопроектом убирается статья о секретариате Киевсовета. Вместо нее определяется лишь то, что секретарь Киевсовета избирается советом из числа его депутатов путем тайного голосования на срок полномочий Киевсовета.

Главы исполкомов райсоветов подотчетны Киевскому городскому голове, который может поставить вопрос об увольнении главы райисполкома перед соответствующим советом – на основании отчета главы райсовета, который он должен предоставлять не реже одного раза в год или по требованию не менее, чем половины депутатов райсовета.

Отметим, что в законопроекте не регламентируется процедура создания исполкома Киевсовета.

В то же время, в документе говорится, что особенностью осуществления местного самоуправления в Киеве является распределение полномочий между Киевсоветом и райсоветами. Из функций местных советов в Киеве и их исполкомов убираются:

  • создание условий для деятельности в городе учреждений и заведений науки, образования, здравоохранения, культуры и спорта; 

  • взаимодействие с президентом, ВР и Кабмином при разработке и осуществлении ими мероприятий, программ и проектов, затрагивающих интересы столицы;

  • осуществление мероприятий по сохранению и восстановлению памятников истории, культуры, религии, архитектуры и градостроительства, заповедных и природных зон и ландшафтов, имеющих национальное значение;

  • выполнение других функций Киева.

Читайте: Богдан заявил на эфире у Шустера, что никто не будет забирать у Кличко должность мэра Киева (видео)

В компетенцию Киевсовета, согласно законопроекту, входит решение следующих вопросов:

  1. Образования – школы-интернаты широкого профиля, школы-интернаты специального профиля, профессионально-техническое образование.

  2. Здравоохранение – стационарная медицинская помощь, скорая медицинская помощь, специализированная стоматологическая помощь, специализированная медицинская помощь.

  3. Спорт – детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы.

  4. Социальная помощь – дома-интернаты для престарелых, участие в программе обеспечения доступным жильем и программе обеспечения социальным жильем.

  5. Местная пожарная охрана.

  6. Землеустройство – решение вопросов землеотвода, ведение земельно-кадастровой документации, предоставление предложений КГГА относительно изменений целевого назначения земель.

  7. Архитектура и градостроительство – утверждение Генерального плана Киева, установление правил застройки.

  8. Культура – театры, музеи, охрана культурного наследия, проведение культурных мероприятий.

  9. Социально-экономическое развитие – планирование и инвестиционное развитие Киева, реализация программ межмуниципального и регионального сотрудничества и мероприятий по пространственному планированию территорий.

  10. Организация городского общественного транспорта.

  11. Ведение городского архива.

  12. Строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, улиц, площадей (кроме ремонта и содержания междворовых заездов), организации дорожного движения на них.

  13. Охрана окружающей среды, экологические программы.

  14. Содержание кладбищ.

  15. Организация предоставления коммунальных услуг – водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение.

  16. Утилизация отходов.

Читайте: Депутаты Киевсовета возмущены заявлением лидеров четырех фракций о поддержке переназначения Кличко на пост главы КГГА

В сферу компетенции районных советов в Киеве, согласно законопроекту, входят следующие вопросы:

  1. Общее среднее образование, дошкольное и внешкольное образование.

  2. Первичная и профилактическая медико-санитарная помощь, стоматологическая помощь.

  3. Работа учреждений культуры, кроме тех, которые отнесены к общегородскому уровню, культурные и художественные программы.

  4. Молодежные программы, спортивные сооружений общего пользования, поддержка программ по туризму и культуре.

  5. Градостроительство и архитектура – контроль за соблюдением правил застройки; предоставление предложений в Генеральный план Киева; утверждение Детальных планов территорий (ДПТ), кроме тех, где планируется сооружение объектов общественного назначения общегородского значения; установление единых условий и ограничений застройки земельных участков.

  6. Контроль в сфере эксплуатации жилья.

  7. Озеленение и благоустройство территории, организации мест отдыха. Можно предположить, что будет ликвидировано коммунальное объединение (КО) “Киевзеленстрой”.

  8. Ремонт и содержание междворовых заездов.

  9. Организация парковки транспортных средств. Можно предположить, что будет ликвидировано коммунальное предприятие (КП) “Киевтранспарксервис”.

  10. Организация торговли на рынках.

  11. Управление коммунальным имуществом, в том числе, предоставление такого имущества в аренду – после передачи соответствующего имущества районам решением Киевсовета.

  12. Решение дополнительных вопросов, определенных Киевсоветом, с обеспечением достаточных финансовых ресурсов.

Планировочная документация по развитию территории органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия в пределах пригородной зоны Киева, установленной Кабмином, разрабатывается и утверждается соответствующими советами – с учетом предложений исполкома Киевсовета. В случае возникновения несогласованностей, такой вопрос может быть вынесен на рассмотрение Кабмина.

Читайте: Градостроительные новации: е-система и новые методы нормирования

Глава райсовета избирается депутатами соответствующего совета – путем тайного голосования. Он может быть досрочно освобожден с должности, если за такое решение проголосовало большинство депутатов райсовета. Вопрос о досрочном освобождении главы райсовета должен быть внесены на рассмотрение по требованию не менее трети депутатов или Киевским городским головой.

В полномочия главы райсовета входят:

  • внесение на рассмотрение совета предложения по кандидатуре на должность председателя исполкома райсовета;

  • созыв общего собрание граждан по месту жительства;

  • представление жителей района в отношениях с государственными органами, другими органами местного самоуправления, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, гражданами;

  • заключение от имени территориальной общины района и райсовета договоров, вступление в другие гражданско-правовые отношения.

Глава райсовета не реже одного раза в год лично отчитывается о своей работе перед жителями района в рамках открытой встречи.

Согласно законопроекту, глава исполкома райсовета:

  • обеспечивает осуществление полномочий органами исполнительной власти;

  • организует, координирует и контролирует работу исполнительных органов райсовета;

  • подписывает решения исполкома райсовета;

  • вносит на рассмотрение совета предложения по количественному и персональному составу исполкома райсовета;

  • вносит на рассмотрение совета предложения по структуре исполнительных органов совета, аппарата исполкома и его штата;

  • осуществляет общее руководство исполнительным комитетом совета;

  • обеспечивает подготовку и рассмотрение райсоветом проектов программ социально-экономического и культурного развития, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления, местного бюджета и отчета о его исполнении, решений совета по вопросам, относящимся к ведению исполнительных органов совета;

  • обнародует акты исполнительных органов совета;

  • назначает на должности и освобождает от должностей руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов совета;

  • обеспечивает выполнение решений соответствующего райсовета, его исполкома;

  • является распорядителем бюджетных средств райсовета;

  • представляет исполком в отношениях с государственными органами, другими органами местного самоуправления, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, гражданами;

  • заключает от имени исполкома договора и вступает в другие гражданско-правовые отношения;

  • обеспечивает и контролирует соблюдение законодательства по рассмотрению обращений граждан и их объединений.

Читайте: Провластное большинство Киевсовета предпочитает, чтобы столичные райсоветы существовали только на бумаге

В законопроект сказано, что бюджет Киева состоит из городского бюджета и районных бюджетов. Доходы бюджета Киева формируются за счет собственных доходов и закрепленных за бюджетом Киева частей общегосударственных налогов и сборов, а также трансфертов из госбюджета, в том числе, для осуществления столичных функций. Расходы на выполнение столичных функций определяются в госбюджете отдельной строкой или путем закрепления в законах о налогообложении части общегосударственных налогов и сборов.

Разграничение видов расходов между городским бюджетом Киева и районными бюджетами осуществляется Киевсоветом на основе принципа субсидиарности с учетом критериев полноты предоставления социальных услуг и приближения их к непосредственному потребителю, исходя из потребности в полноценном финансировании выполнения функций и реализации полномочий райсоветов, с учетом важности обеспечения публичных интересов территориальной общины.

По решению Киевсовета в районные бюджеты могут передаваться средства для осуществления полномочий, связанных с реализацией Киевом столичных функций.

Доходы районных бюджетов в Киеве формируются в соответствии с объемом полномочий, путем закрепления части доходов, относящихся к доходам бюджета Киева и трансфертов из городского бюджета. В госбюджете могут предусматриваться дополнительные субвенции непосредственно в районные бюджеты Киева.

Читайте: Всего 15 распределителей бюджета Киева за полгода допустили финансовых нарушений почти на 1 млрд гривен

По мнению соавтора законопроекта, секретаря комиссии ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Дмитрия Исаенко (фракция “Оппозиционная платформа – За жизнь”), жители различных районов Киева имеют различные потребности, которые в рамках нынешней модели власти в столице учесть нереально.

“Ни один из районов не может самостоятельно принимать решения, которые нужны для его жителей, или блокировать вредные для него инициативы. Зато с появлением райсоветов, которые будут представлять интересы сотен тысяч граждан, ряд важных ежедневных вопросов будет передано в их сферы ответственности. Имея не только представителей в Киевсовете, но и возможность самостоятельно решать насущные дела, районы смогут более эффективно удовлетворять потребности своих жителей”, – сказал KV Дмитрий Исаенко, также занимающий пост вице-президента в “Конфедерации строителей Украины”.

Отметим, кроме Дмитрия Исаенко, среди соавторов законопроекта есть еще одна его коллега по фракции – Татьяна Плачкова. Большинство соавторов законопроекта – члены фракции “Слуги народа”, в том числе: мажоритарщик от 219 округа (Святошино) Николай Тищенко; мажоритарщица от 221 округа (Оболонь) Анна Пуртова; а также Вадим Струневич, которого архитекторы Киева называли одним из членов группы “Ваврыша-Исаенко”.

По информации KV, к разработке этого законопроекта также причастна мажоритарщица от 220 округа (Подол) Анна Бондарь. Неформальным руководителем группы по разработке законопроекта источники KV называют мажоритарщика от 218 округа (Оболонь и часть Святошино) Дмитрия Гурина. Бондарь и Гурин, по имеющимся данным, связаны со скандальным экс-замглавы Департамента градостроительства и архитектуры КГГА, киевским застройщиком Андреем Ваврышем.

Читайте: Под зелеными знаменами Ваврыша: кого партия Зеленского выдвинула в Раду по киевским округам

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Анжела Заика, Антон Подлуцкий
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
09:00 Наразі в судах вирішується доля 7,8 га лісу в заказнику “Дарничанка” – біля колишнього хутору Рибного в Дніпровському районі Києва. Столична прокуратура вимагає…
Banner
QlU7mDx4