Киевская облгосадминистрация утвердила два списка объектов строительства на ремонт в 2018-2019 годах. В первом – строительство и ремонт дорог общей протяженностью почти 400 км за счет т.н. “таможенного эксперимента”. Второй включает в себя дороги местного значения, улицы населенных пунктов Киевщины, ремонтировать которые будут за счет государственной субвенции. Пока власти области обещают, что подрядчики не смогут украсть на контрактах, на местах негодуют: список составлялся без учета реальных требований территорий.
Как стало известно KV, 3 июля 2018 года Киевская облгосадминистрация (КОГА) опубликовала два распоряжения.
Первое распоряжение – “Об утверждении перечня объектов строительства, реконструкции, капитального и текущего среднего ремонта автомобильных дорог общего пользования в Киевской области в рамках эксперимента по финансовому обеспечению реализации мероприятий по развитию автомобильных дорог общего пользования в 2018 году” (№378 от 3 июля 2018 года).
Данный перечень содержит 2 объекта для капремонта и 117 объектов на текущий средний ремонт. Капремонту подлежат отрезок дороги М-07 Киев – Ковель – Ягодин протяженностью 1,7 км, и 33,8 м моста через р. Сквирка на участке трассы Р-32 Кременец – Белая Церковь – Ржищев.
На работы на этих двух объектах предусмотрено 47 млн гривен. На текущий средний ремонт 117 объектов – 1,29 млрд гривен. Всего, согласно распоряжению, в рамках т.н. таможенного эксперимента на ремонт и реконструкцию более 394 км дорог предусматривается финансирование в размере 1,34 млрд гривен.
Второе распоряжение – “Об утверждении Перечня объектов строительства, реконструкции, капитального и текущего среднего ремонтов автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах за счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам по бюджетной программе 3131090 в 2018 году” (№379 от 3 июля 2018 года).
В этом перечне указан 51 объект в различных районах Киевской области, подлежащий ремонту за счет государственной субвенции. Это исключительно улицы и дороги коммунальной собственности в населенных пунктах районов области. Общий объем финансирования ремонта этих объектов составляет 109,79 млн гривен, а суммарная их площадь – 184,8 кв. км.
Совмещенные интерактивная карта Службы автомобильных дорог в Киевской области (ремонтируемые участки) и карта ресурса Автострада (пользовательская оценка состояния дорог общего пользования в Киевской области).
Как делили
Губернатор Киевщины Александр Горган в ходе презентации системы “Увага” в пгт. Иванков рассказал, по какому принципу составляется список на ремонт и кто подавал эти объекты.
“Мы берем готовую проектно-сметную документацию с актуальной экспертизой. Когда документов нет, то и подать в список мы ничего не можем. Ключевой вопрос – готовность документации. Должен сказать, что у многих сельских, поселковых и городских глав отпала охота делать проектно-сметную документацию и платить ежегодно за обновление экспертной оценки.
У нас общая Программа по капитальному строительству – более чем на 4 млрд гривен. Таких денег, понятное дело, в области не было и не будет. Но была форма мошенничества, когда [областные депутаты] с главами местных советов договаривались о включении объектов, обещали им сделать дороги за “магарыч” – за свинью, за бидон меда, за десяток гектаров земли… Главы советов мало того, что платили за проектирование, экспертизу, так еще и откатывали “магарычи”. По факту никто ничего не получал. Мы в прошлом году попрощались с теми бессовестными, кто проводил такие аферы. В этом году на ближайшую сессию мы вынесем вопрос отмены перечней, которых никогда не будет, чтобы у людей не было глупой надежды. В перечень будут попадать только те объекты, на которые есть “живые” деньги.
Я также должен сказать, что по части распределения средств таможенного эксперимента Киевская область победила. Мы 7 месяцев боролись с руководством Укравтодора за то, чтобы учесть в рамках этого финансирования деньги на ремонт дорог местного значения. Укравтодор, Министерство инфраструктуры, большинство депутатов бюджетного комитета [Верховной Рады] требовали от нас все деньги с таможенного эксперимента передать на строительство и обслуживание дорог государственного значения. Благодаря поддержке [народного депутата] Ярослава Москаленко удалось большую часть денег направить на дороги местного значения”.
Доделать и дофинансировать ИЛИ куснуть и перепрятать
При сверке с интерактивной картой на сайте Службы автомобильных дорог в Киевской области (САД в Киевской области) становится понятно, что некоторые объекты из перечня “экспериментальных” добавляются к тем, что уже находятся в ремонте, а другие просто дофинансируются.
Так, на отрезке М-05 Киев – Одесса протяженностью 1,1 км (км 11+660 – км 12+760) должен вестись капитальный ремонт на сумму 2,56 млрд гривен. Однако в графе “Профинансировано на сумму” гордо красуется ноль – при том, что выполнено работ на 2,5 млрд гривен.
Интерактивная карта Службы автомобильных дорог в Киевской области.
Тем временем, в перечне на ремонт этого же отрезка предусматривается 483,2 тысячи гривен. Это значит, что компания, которая занималась ремонтом (в данном случае – ЧП “Киевпутьстрой”), потратила 2,5 млрд гривен, а получит менее 500 тысяч гривен.
На текущий средний ремонт еще одного отрезка этой трассы (км 128+028 – км 143+028) 12 июля САД Киевской области вывесила объявление на сайте публичных закупок ProZorro. Этого отрезка в перечне нет.
Читайте: “Укравтодор” рапортует об окончании аварийного ремонта трассы Киев-Одесса (фото)
Нельзя не вспомнить недавнюю забастовку жителей села Кожанка Фастовского района. В июне 2018 года люди требовали ремонта дороги Т-10-13 Фастов-Кожанка-Малополовецкое-Фурсы-Володарка. Дорогу разбила тяжелая строительная техника, задействованная на карьерах при строительстве трассы М-05 Киев-Одесса. По словам депутата Киевского областного совета Александра Волынца (фракция “ВО “Батькивщина”), с 2016 по 2017 год местные жители боролись за включение дороги в списки на ремонт, добились в 2017 году и получили в ответ обещание: дескать, в 2018 году все будет.
И действительно, бунт и отчаяние местных жителей дали результат. Трасса Т-10-13 была включена в перечень объектов строительства и капремонта в рамках эксперимента. Отрезок протяженностью 4,7 км должны отремонтировать за 19,6 млн гривен.
Но радоваться рано. В прошлом году, говорит Волынец, дорога точно так же была включена в “экспериментальный” перечень.
“В прошлом году мы добились ее включения в перечень дорог, которые должны ремонтироваться за счет так называемого “таможенного эксперимента”. Однако, что-то не сложилось … по непонятным причинам работы не начались”, – пишет депутат на своей странице в Facebook.
С этим же вопросом Александр Волынец выступал на бюджетной комиссии Киевского областного совета 13 июня 2018 года. Но тема ремонта дорог и без его заявления описывалась там тревожно. Так, глава комиссии Ольга Бабий отмечала, что ситуация с реализацией правительственного эксперимента по ремонту дорог государственного значения в Киевской области выглядит пугающе. Она тогда заявила, что КОГА рискует повторить прошлогоднюю историю, когда 1,2 млрд гривен, предусмотренных на ремонт дорог в области, “зависнут”.
“Сегодня мы имеем миллиард гривен неиспользованных средств по данной программе, а также 300 млн гривен по итогам перевыполнения бюджета, которые нужно дополнительно перераспределять”, – отметила Бабий.
Глава департамента регионального развития и капитального строительства Киевской ОГА Сергей Золин подметил, что в 2017 году также был утвержден общий перечень дорог государственного значения, и общая сумма финансирования их ремонта составила 1,3 млрд гривен. Перечень был согласован Укравтодором и Комитетом ВР по вопросам бюджета и утвержден соответствующим распоряжением главы Киевской ОГА. Остаток средств с прошлого года составляет 1 млрд 47 млн гривен, которые сегодня распределены поровну между Киевской ОГА и Службой автомобильных дорог Киевской области по 523 млн гривен. Он также выразил опасение, что на деле области не хватит денег – по состоянию на июнь область имела около 37% средств от необходимой суммы.
Читайте: Киевщина готовится бунтовать из-за убитых дорог
Подобные опасения высказывались и ранее. В феврале 2018 года глава подкомитета ВР по вопросам строительства и архитектуры Александр Марченко (округ №90 Киевской обл., ВО “Свобода”), говоря о передаче в распоряжение КОГА свыше 6 тыс. км дорог местного значения, высказался так: “Вместе с этим законом [про передачу дорог] был принят закон о Государственном дорожном Фонде, за счет которого будут финансироваться дороги. Обратите внимание на распределение средств этого Фонда: 60% уйдет “Укравтодору” на ремонт дорог государственного значения, 35% – на дороги местного значения, 5% – на мероприятия по повышению безопасности на дорогах. Но площадь дорог местного значения в Украине – 87%, государственных – 13%, Это – парадокс. Получается, что в Киевской области облавтодор получит 60% финансирования на свои 2236,2 км, а на 6375,5 км местных дорог выделят почти вдвое меньше”.
Напомним, с начала 2018 года в распоряжение Киевской облгосадминистрации (КОГА) передано 6375,5 километров дорог местного значения. Это стало возможным благодаря закону о децентрализации системы управления дорожным хозяйством, который вступил в силу 1 января этого года. После передачи на баланс Службы автодорог в Киевской области остались автодороги государственного значения общей протяженностью 2236,2 км.
Для справки также отметим, что, согласно отчету “Инициативы по прозрачности инфраструктуры (Infrastructure Transparency Initiative) CoST Ukraine, САД Киевской области за первое полугодие 2018 года провела 22 тендера на 1,077 млрд гривен, из которых 16 – на разработку проектной документации.
Этому дала, этому не дала
Исходя из перечня дорог местного значения, а также улиц и дорог коммунальной собственности, утвержденных на капитальный и текущий средний ремонт, некоторые районы то ли более привилегированы, то ли более нуждающиеся.
В то время, как в Володарском районе в ремонте нуждается один-единственный переулок площадью 576 кв м (переулок Свободы в пгт Володарка), в Вышгородском – 12 улиц в разных селах общей площадью 33,8 кв. км.
Больше всего средств уйдет на Киево-Святошинский район. Ровно 25 млн гривен предусмотрено на текущий ремонт трех объектов в городе Вишневое: ул. Ватутина (2,7 млн гривен), ул. Леси Украинки (9 млн гривен) и ул. Чорновола (13,2 млн гривен). Это при том, что в том же Обухове за те же деньги (24,7 млн гривен) ремонту подлежит гораздо больше дорог: 2 объекта на реконструкцию в пгт. Козин (общая площадь – 2,5 кв км, объем финансирования – 1,5 млн гривен), 7 объектов на текущий средний ремонт по району (общая площадь – 32,6 кв. км, объем финансирования – 16,1 млн гривен) и еще 5 в самом городе Обухов (общая площадь – 9,9 кв. км, объем финансирования – 7,1 млн гривен).
Глава Васильковской райгосадминистрации Владислав Одинец говорит, что этот список включает лишь часть дорог, которые требуют ремонта. Но только якобы потому, что есть и другие программы, предусматривающие капремонт, строительство и текущий ремонт улиц и переулков.
“Некоторые дороги ремонтируются согласно Программе социально-экономического развития, некоторые – по Программе капитального строительства. В данном перечне те объекты, которые подавали главы поселковых и сельских советов. Будем ремонтировать то, что сейчас нужно, пока государство выделяет такие деньги, которые мы можем потратить на ремонт этих дорог”, – отмечает Одинец.
Читайте: Киевская область – в шаге от огромной дорожной катастрофы
Однако по перечню заметно, что часть районов с их населенными пунктами вообще не вошла. Как и в случае с Программой капитального строительства, основные работы пройдут в Обуховско, Васильковском, Бородянском и Вышгородском районах. Глава бюджетной комиссии Ольга Бабий выразила мысль, что “в этих районах находятся “нужные” избирательные округа потенциальных мажоритарщиков, которые будут принимать участие в будущих парламентских выборах”. Меж тем, Бориспольский и Ракитнянский районы в списке не значатся, по одной улице – в Полесском, Володарском и Иванковском районе.
Депутата Иванковского райсовета Олега Берегового (фракция “ВО “Свобода”) такая ситуация расстраивает: ведь от Иванковского района постоянно поступали просьбы и в адрес КОГА, и в Государственное агентство автомобильных дорог.
“Распоряжение председателя КОГА Александра Горгана, меня, как депутата районного совета, мягко говоря, удивило. Депутаты Иванковского районного совета ранее обращались посредством решений сессии в КОГА и в Госагентство автомобильных дорог с просьбой навести порядок с дорогами Иванковского района. Последнее обращение было 20 апреля 2018 года по поводу состояния дорог в районе, а именно: на участке дороги Термаховка – Радомышль – дорогу разбили грузовики, перевозящие строительные материалы для строительства объектов в Зоне отчуждения. В таком же состоянии и дороги на участках Иванков – Розважев и Иванков – Страхолесье.
Читайте: На Чернобыльской АЭС построят второй безопасный конфайнмент
Поэтому Распоряжение председателя КОГА №379 и удивило, ведь для Иванковского района там предусмотрен ремонт только одной улицы в пгт Иванков. Еще удивляет в этом распоряжении то, что председатель КОГА ссылается на письмо Государственного агентства автомобильных дорог, к которому депутаты районного совета и обращались. Ситуация выглядит так, что ни агентство, ни КОГА не обращают внимания на обращения районного совета, или не хотят обращать внимание преднамеренно. Согласно этому перечню некоторые районы получат возможность отремонтировать по 7 улиц, а Иванковский и Полесский только по одной.
По этому поводу я лично задавал вопрос главе КОГА, на расширенном совещании, состоявшемся 18 июля в Иванкове. Ответ председателя был несколько размытым, он аргументировал этот перечень наличием проектно-сметных документаций, которые были изготовлены на ремонт дорог. Дескать, у кого из районов была документация, тем дороги и отремонтируют. Получается, что между районными администрациями и ОГА отсутствует взаимопонимание, которое крайне необходимо для развития Киевской области. Очень досадным остается факт, что обращения депутатов районного совета не имеют веса ни для КОГА, ни для Госагентства автомобильных дорог”.
Всего лишь планы
Оба этих перечня – всего лишь планы КОГА. Более того, вокруг этих планов – политические разборки в борьбе за электорат, нарушения закона и топтание на месте. глава общественной организации “Развитие инфраструктуры” Станислав Гвоздиков поделился с *KV подробным видением ситуации.
По его словам, нюансы есть, во-первых, в финансировании. Не факт, что будет получено, не факт, что, если деньги получат, то они будут освоены. Об этом говорит как опыт прошлых лет, так и опыт других регионов страны. Соответственно, ремонт дорог общего пользования если и будет выглядеть красиво, то лишь на бумаге.
“С самых первых месяцев реализации таможенного эксперимента было понятно, что вся эта вакханалия стала возможной из-за некоторых пробелов в нормативной документации. По сути это – план, факт бывает совсем другой: например, так было в 2017 году, фактические показатели были явно ниже запланированных. Вспоминается прецедент в Закарпатской области, когда ее губернатор Геннадий Москаль писал в Службу автомобильных дорог Украины, мол, отмените закупку, нет денег, меньше 50% от планируемого с таможни получили”, — отметил Гвоздиков.
Во-вторых, определение задачи. Гвоздиков также считает, что чиновники КОГА специально указывают, что проводиться будет не капитальный ремонт дорог, а текущий. Это могло бы служить высшей цели – экономии времени на утверждении проектно-сметной документации. А на деле тут может скрываться попытка своровать бюджетные средства.
“Если показать эти два распоряжения проектанту со стороны, то он, с высокой вероятностью подтвердит: заказчик в большинстве случаев неверно определил вид работ. Так часто делают чиновники, когда хотят выполнить капремонт или реконструкцию, называя это текущим ремонтом. В идеале это могло бы сэкономить время – потому что в случае с капитальным ремонтом или строительством утверждение проектно-сметной документации (ПСД) может длиться полгода, год. Утверждение ПСД для текущего ремонта длится всяко меньше. Но здесь не благие намерения решающие, а желание нажиться”, — считает эксперт.
В-третьих, можно вспомнить и о скупости заказчика, о риске воровства бюджетных средств. Как мы написали выше, САД Киевской области вывесила на ProZorro ряд объявлений на ремонт объектов из первого перечня. Одно из объявлений – о конкурсе на текущий ремонт отрезка дороги Р-04 Киев-Фастов-Белая Церковь-Тараща-Звенигородка (км 95+500 – км 96+750, км 96+900 – км 97+300, км 98+100 – км 98+800, км 123+800 – км 124+400, протяженность 2,95 км). Ожидаемая стоимость тендерного предложения – 18,3 млн, начало аукциона – 19 сентября 2018 года, работа должна быть выполнена до 31 декабря 2019 года.
В КОГА же, согласно перечню, рассчитали, что объем финансирования ремонта данного участка составит 16,3 млн гривен.
Гвоздиков увидел тут признаки криминала – это, утверждает эксперт, может быть трактовано как нарушение Бюджетного кодекса. По его мнению, нельзя просто поставить “ожидаемую стоимость” ремонта на 2 млн гривен больше, чем уже предусмотрено в планах.
“Если бы эта цифра была меньше или равной указанной в перечне – без проблем, здравое желание сэкономить. В данной же ситуации – нездравое желание ответственных лиц отхватить кусок пирога”, — прокомментировал глава общественной организации “Развитие инфраструктуры” .
Забавнее только то, что определение ожидаемой стоимости тендерной закупки не предусмотрено законом. В связи с этим цена закупки тоже определяется на глаз.
“Однако в данном случае это не служит оправданием: если у тебя предусмотрено 16 миллионов, ты не можешь поставить ожидаемую стоимость в 18 миллионов. Это нарушение методологии планирования, это уголовно наказуемо. Поскольку заказчиком здесь выступает Служба автодорог, то, если эта махинация вскроется, нести уголовную ответственность будут ее уполномоченные представители”, – говорит Станислав Гвоздиков.
Курирует дорожную отрасль Киевщины и взаимодействует с дочерним предприятием “Киевское областное дорожное управление “ОАО “Государственная акционерная компания” Автомобильные дороги Украины” заместитель главы КОГА Юрий Денисенко. Он также координирует и контролирует деятельность Департамента регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства, руководит которым Сергей Золин.
фото: коллаж KV