Ольга Бабий: “Изношенность фондов предприятий сферы ЖКХ достигает 80%”

Ольга Бабий: “Изношенность фондов предприятий сферы ЖКХ достигает 80%”

23 июня в Черкассах прошло всеукраинское совещание Минирегиона по вопросу состояния водопроводно-канализационного хозяйства Украины. Обсуждали нынешнее состояние предприятий сферы ЖКХ и возможные пути выхода из кризиса. О том, какие вопросы затрагивались на мероприятии, проблемах отрасли и путях их решения KV рассказала Ольга Бабий, депутат Киевского областного совета, директор ООО “Белоцерковвода”, член совета ассоциации “Укрводоканалэкология”.

Круг проблем

В результате стремительного роста цен и тарифов на составную себестоимость услуг, установленные уполномоченными органами тарифы для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства мгновенно перестали отвечать экономическим реалиям, поскольку на сегодняшний день не покрывают подавляющую часть их расходов на собственное содержание (не вспоминая уже о получении прибыли). Компании стали неплатежеспособными, возникла значительная задолженность из оплаты за употребленную электроэнергию, уплату налогов.

Основными факторами превышения фактических расходов предприятий водоснабжения и водоотвода над установленными тарифами является снижение объема предоставляемых услуг больше, чем на 15%, рост стоимости основных составляющих тарифа (электроэнергия, налоги, горюче-смазочные материалы) и, как следствие, невозмещение тарифом постоянной составляющей расходов предприятий. Другие статьи расходов – заработная плата, ремонты, амортизация, налоги, инвестиционная составляющая – остаются в тарифе на уровне 2013 года. При этом инфляция в стране за 2014-2015 гг составила почти 70%.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Целью всеукраинского совещания Минрегиона по вопросу состояния водопроводно-канализационного хозяйства Украины, проведенного 23 июня 2016 года в Черкассах, стало содействие реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, развитию рынка коммунальных услуг и повышение их качества, усовершенствование систем управления и регуляции в этой сфере.

В ходе мероприятия было отмечено, что нынешние тарифы на услуги предприятий практически не дают компаниям возможности реализации инвестиционной составляющей. По имеющейся информации в отдельных случаях 98% утвержденного в этом году тарифа составляют расходы на энергоносители, уплату обязательных налогов и отчислений, заработной платы.

Сложившаяся ситуация полностью разрушила инвестиционную привлекательность отрасли водоснабжения.

История тарифа

Последняя попытка установить экономически обоснованные тарифы на услуги по водоснабжению и водоотводу национальным регулятором (НКРЭ) базировалась на данных 2013 года. Согласно проведенному мониторингу по наибольшим предприятиям отрасли в 2015 году, возмещения тарифами себестоимости по категории “население” составляет 63 – 85%, но остается на том же уровне в 2016 году (по Киевской области на 01.05.2016 г. середневзвешенный уровень такого возмещения категорией “население” составляет 78%).

Напомним, что ежегодно расчет разницы в тарифах выполнялся в соответствии с постановлением Кабинета министров. При этом, не учитывалась разница, полученная от отпуска воды для потребностей горячего водоснабжения бюджетных и других потребителей.

Также следует учесть, что действующий механизм возмещения разницы в тарифах государством согласно закона “О жилищно-коммунальных услугах” в предыдущие годы работал эффективно для предприятий, поставляющих тепло, а для водопроводно-канализационного хозяйства схемы проведения расчетов были очень сложные и затягивались во времени (в прошлом году расчеты начались фактически в декабре месяце).

О долгах

Из-за отсутствия реальных схем расчетов, предложенных Минфином, и лоббирования своих интересов электроэнергетическими компаниями (через которых проводились основные рассчеты), значительная часть средств была неиспользована. На 1.01.2016 г. долг госбюджета перед предприятиями водоснабжения по компенсации разницы в тарифах составлял 3,446 млрд гривен. Это подтверждено также выводом Счетной палаты Украины.

В 2016 году ситуация еще более заострилась из-за значительного падения объемов предоставленных услуг (около 15% в год) и роста цен на электроэнергию (21,5% за год). Национальным регулятором тарифы не пересматривались из-за отсутствия методики установления тарифов и методики установления норматива потерь воды. При этом НКРЭКУ только частично корректировала тарифы на энергетическую составляющую.

Методика расчета тарифов, которая обеспечивает установление экономически обоснованных тарифов, вступила в силу только в мае 2016 года, фактически с опозданием на год, что вымыло последние оборотные средства предприятий. К тому же, изношенность основных фондов субъектов ведения хозяйства сферы ЖКХ достигает 80%.

О кредитовании и инвестициях

Международные финансовые структуры приостанавливают кредитования водоканалов из-за невозможности последних проводить обслуживание кредитных обязательств и возвращать сумму привлеченных инвестиций. Такая деятельность относительно водоснабжающих предприятий приведет к полному их разрушению и увольнению сотрудников.

Ввиду того, что тарифы на водоснабжение и водоотвод ниже экономически обоснованного уровня и их структура не отвечает структуре фактических расходов, а также наличию задолженности за отпущенные услуги, на которую водоканалы фактически не имеют влияния (долги населения, долги по разнице в тарифах, по льготам и субсидиям) у предприятий нет возможности для расчетов за электроэнергию, выплаты зарплаты, выполнения ремонтов, и инвестиционных программ.

Читайте: “Белоцерковвода” получит международные инвестиции

Законом “О Государственном бюджете на 2016 год”  не предусмотрена субвенция местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, которые предоставляются населению.

Об устаревшей законодательной базе

Еще одна проблема касается неурегулированности законодательно-правовой базы, которая регулирует отношения между предприятиями, предоставляющими услуги потребителям. Действующие законы и нормы отрасли устарели, они не учитывают изменений в других законодательных актах, не говоря уж об имплементации европейских стандартов.

Отсутствие ресурса и специалистов в органах исполнительной власти не позволяет пересмотреть и принять соответствующие изменения, что вместе с экономическими проблемами наносит огромные убытки отрасли. Изменения законодательных актов нуждаются в профессиональном юридическом консалтинге, который, к сожалению, нуждается в средствах, отсутствующих  у государства.

Не менее важным является создание надлежащих условий для инвестирования в развитие отрасли за счет разнообразных источников – финансовой поддержки  государственного и местных бюджетов, реализации проектов при участии международных финансовых организаций, донорской помощи, привлечения капитала частных компаний.  

Справка KV. Целью всеукраинского совещания Минирегиона по вопросу состояния водопроводно-канализационного хозяйства Украины, проведенного 23 июня 2016 года в Черкассах, стало содействие реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, развитию рынка коммунальных услуг и повышение их качества, усовершенствование систем управления и регуляции в этой сфере.

В работе приняли участие представители Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (Минрегион), Национальной комиссии, которая осуществляет государственную регуляцию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ), органов местного самоуправления, Украинской ассоциации предприятий водопроводно-канализационного хозяйства “Укрводоканалэкология”, межотраслевой экспертной ассоциации Украины, руководители и специалисты предприятий коммунального хозяйства, представители учебных заведений и бизнеса.

По вопросу состояния водопроводно-канализационного хозяйства Украины Ассоциация городов Украины подготовила обращение к президенту Украины, Верховной Раде и Кабинету министров.

Ольга Бабий: “Изношенность фондов предприятий сферы ЖКХ достигает 80%”

Ольга Бабий: “Изношенность фондов предприятий сферы ЖКХ достигает 80%”

Читайте: Операция реконструкция. На очистных сооружениях Белой Церкви планируют получать биогаз

КиевVласть

Автор:
Записала Вероника Злацкая
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
16:00 Цьогоріч дві громади Київщини – Козинська селищна та Феодосіївська сільська – вчергове отримали зі столичного бюджету по 5 млн гривень в якості компенсації…
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
09:00 Протягом червня 2024 року Рокитне Білоцерківського району Київщини здійснило публічних закупівель на 2,33 млн гривень. Найбільшою покупкою селища став модульний будинок, де цілодобово…
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
09:00 Правоохоронці розслідують факти порушень законодавства при будівництві житлових будинків на більш ніж 6,9 га землі столичного Академмістечка. Мова йде про забудову на земельних…
Banner
QlU7mDx4