Отформатированный Киев: диктат районов и мэр без администрации (анализ законопроекта)

Отформатированный Киев: диктат районов и мэр без администрации (анализ законопроекта)

Комитет Верховной Рады (ВР) по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства согласовал и рекомендовал ко второму чтению законопроект №2143-3 “О городе Киев – столице Украины”. Киев будет разделен на районы с райсоветами, которым Киевсовет установит и профинансирует бездефицитные бюджеты, а также будет разрешать (или запрещать) устанавливаться районные сборы и налоги. Райсоветы и их исполкомы получат контроль над выполнением Генплана Киева и будут устанавливать “детальные планы застройки”, которые, похоже, являются эрзац-ДПТ (детальными планами территорий). Должности мэра Киева и главы Киевской горгосадминистрации (КГГА) будут разделены и глава КГГА получит фактический контроль над решениями мэра, Киевсовета, райсоветов и их исполкомов. 

Об этом KV стало известно вчера, 20 октября, из поста на Facebook-странице бывшего главы Печерской райгосадминистрации (РГА), депутата ВР VIII созыва (фракция “Народный фронт”) Геннадия Кривошеи, а также сравнительной таблицы законопроекта №2143-3 “О городе Киеве – столице Украины” (авторы: экс-нардеп, министр культуры Александр Ткаченко, киевские мажоритарщики Дмитрий Гурин и Анна Бондарь, глава парламентской фракции “Слуга народа” Давид Арахамия и др.), одобренного профильным комитетом ВР к принятию во втором чтении.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Новую редакцию законопроекта о столице к принятию во втором чтении поддержали 18 членов комитета, трое воздержались. Всего в комитет входят 26 парламентариев.

Отформатированный Киев: диктат районов и мэр без администрации (анализ законопроекта)

Для доработки ко второму чтению законопроект был подан в профильный комитет еще 15-16 сентября 2020 года. Но работа над ним продолжалась еще больше года. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Непосредственно доработкой документа занимался глава подкомитета по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления Виталий Безгин (фракция “Слуга народа”), в прошлом – эксперт “Офиса эффективного регулирования” (BRDO), откуда вышли также: экс-премьер Алексей Гончарук; экс-глава “Укравтодора”, нынешний министр инфраструктуры Александр Кубраков; зампредседателя фракции “Слуга народа”, замглавы комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Елена Шуляк, известная, в частности, лоббированием законопроекта №5655, который фактически ликвидирует архитектурный надзор

В начале октября Безгин анонсировал рассмотрение законопроекта профильным комитетом именно 20 октября и принятие документа во втором чтении в ноябре с.г. По информации КВ, законопроект в его последней редакции был подан в комитет во вторник, 19 октября. По словам источников KV, работу над законопроектом курировали и из Офиса президента (ОП), и из Минрегиона.

ТЕКСТ ЗАКОНОПРОЕКТА КО ВТОРОМУ ЧТЕНИЮ (СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА С ПРАВКАМИ) 

КиевVласть проанализировала документ и дает самые значимые новеллы из него.

Наболевший вопрос о границах Киева должен быть решен постановлением ВР – по представлению Кабмина, который должен учесть соответствующие предложения Киевсовета.

Мэр Киева и глава КГГА

Императивно прописано, что Киевский городской голова не сможет возглавлять КГГА. Главу этого органа, как и сейчас, будет назначать президент по представлению Кабмина. Это отчасти подтверждает опасения оппонентов, что главная цель документа – сместить Виталия Кличко с должности главы КГГА, лишив его единоличной власти в Киеве.

Глава КГГА, кроме кураторства местных представительств центральных органов исполнительной власти и влияния на кадровую госполитику в столице, получит право контролировать “законность действий” Киевсовета и райсоветов с их исполкомами.

РГА в Киеве будут ликвидированы, а вместо них будут созданы “структурные подразделения” КГГА.

Мэр Киева возглавит исполком, созданный Киевсоветом и, кроме прав, определенных законом “О местном самоуправлении в Украине”, сохранит возможность:

– инициировать и принимать участие в разработке нормативно-правовых актов президента и Кабмина, касающихся столицы;

– принимать участие в разработке законопроектов ВР, касающихся столицы;

– принимать участие в торжественных мероприятиях, в том числе, с иностранными делегациями и представителями, и пр.

Райсоветы и созданные ими исполкомы

Киев останется территориально-административной единицей со специальным статусом, но в его состав войдут районы, как отдельные единицы в административно-территориальном делении Украины. Количество и границы столичных районов будут утверждаться Кабмином по представлению Киевсовета, в котором должны быть учтены предложения райсоветов и результаты общественного обсуждения.  Порядок проведения такого общественного обсуждения утверждает Киевсовет.

Бюджет столицы будет состоять из собственно бюджета Киева и бюджетов районов – по принципу субсидиарности. То есть Киевсовет будет обязан утверждать бездефицитные бюджеты районов, обеспечивать их трансфертами из городского бюджета и даже сможет выделять райсоветам субвенции на “выполнении районами функций столицы” (деньги на выполнение этих функций поступают в бюджет Киева из госбюджета). Бездефицитность районных бюджетов должна быть установлена Бюджетным кодексом. 

Районные исполкомы возглавят председатели райсоветов, как это было до их ликвидации в сентябре 2010 года. Тогда за ликвидацию райсоветов проголосовала, в том числе, фракция “Блока Кличко”, но на днях Виталий Кличко вспомнил о своем старом обещании и пообещал восстановить в столице районные органы самоуправления.

Райсоветы и их исполкомы будут контролировать выполнение Генплана Киева, который, будучи никуда негодным даже в предпроектных версиях и несмотря на истекшие сроки, до сих пор не разработан и не принят. За что поплатился своей должностью уже бывший директор Института Генплана Сергей Броневицкий и ответственными назначены главный архитектор столицы Александр Свистунов и замглавы КГГА (по земельным вопросам) Петр Оленич.

Райсоветы и их исполкомы самолично будут устанавливать правила застройки земельных участков и утверждать “детальные планы застройки”. Что это такое – неизвестно, поскольку в правовом поле Украины нет такого термина. Похоже, авторы законопроекта сознательно идут на создание очередной коллизии, вводя вместо ДПТ внеправовое определение, что очевидно обрекает Киев на еще больший градостроительный хаос.

Читайте: Киев разрешили застраивать без Генерального плана до конца 2024 года

Также райсоветы и их исполкомы будут решать, где создавать зеленые зоны, а где их ликвидировать.

Более того, с согласия Киевсовета, райсоветы смогут создавать в своих границах “районы ОСН и наделять их отдельными собственными полномочиями органов местного самоуправления”

Читайте: Минрегион намерен усовершенствовать порядок организации и деятельности ОСН

Учитывая, что Бюджетный кодекс недвусмысленно требует при передаче вниз властных полномочий одновременно делегировать из соответствующего бюджета часть денег, легко предположить, к какому бюджетному хаосу может привести эта новелла.

Киевсовет и созданный им исполком во главе с мэром

В полномочия Киевсовета и его исполкома будут входить вопросы: землеустройства, архитектуры и градостроительства, социально-экономического развития, дорожной инфраструктуры, организации общественного транспорта, предоставления коммунальных услуг (водоснабжение, водоотвод и теплоснабжение), утилизации отходов, охраны окружающей среды, образования, здравоохранения, культуры, молодежных программ и спорта, социальной помощи, местной пожарной охраны и содержания кладбищ.

Киевсовет будет наделен правом передавать райсоветам коммунальное имущество и право создавать органы самоорганизации населения (ОСН), а также обязан утверждать (или не утверждать) районные налоги и сборы, целевые фонды, программы приватизации, районные программы социально-экономического развития.

Столичный горсовет будет разрешать или запрещать райсоветам организовывать свалки и сотрудничать с общинами, соседствующими с Киевом, а также будет обязан создать городскую и районные аварийно-спасательные службы. С согласия Киевсовета районные советы будут устанавливать правила работы парковок, подключения к сетям и пр.

Территориальная община Киева

Киевсовет также должен будет утвердить Устав территориальной общины столицы. Действующий Устав был принят в 2002 году и последний раз изменения в него вносились в ноябре 2014 года.

Инициировать разработку нового Устава или изменений в него получат право:

  • Киевский городской голова – через внесение соответствующего проекта решения в Киевсовет;

  • не менее трети депутатов Киевсовета – путем подачи подписанного ими предложения;

  • не менее трети райсоветов Киева – путем принятия соответствующих решений;

  • не менее 10% жителей столичной общины, имеющих право голоса – путем сбора подписей. Отметим, во многом противоречивый законопроект №5512 “О местном референдуме” был зарегистрирован в ВР 19 мая 2021 года и до сих пор не рассмотрен профильным комитетом.

Что исчезло из законопроекта

Народные депутаты убрали из законопроекта понятия “магистрат” (исполком Киевсовета), “ратуши” и “районные офисы” (райсоветы и их исполкомы), “амбассадор Киева”, а также несколько глав, которые регламентировали:

  • сервисные функции столицы;

  • полномочия главного архитектора;

  • особенности создания районов;

  • положение о контрольно-ревизионной комиссии Киевсовета;

  • отсылки к нормам, установленным ООН.

Таким образом, законопроект стал менее абсурдным, не таким скандальным и более компактным, чем во время его принятия в первом чтении и за основу 3 октября 2019 года. При этом “Слуги народа” усилили в нем свое желание провести в Киеве децентрализацию.

Читайте: Столичные “Слуги народа” выступают за разделение должностей главы Киевсовета и городской администрации

Напомним, главой КГГА с 25 июня 2014 года (указ президента Петра Порошенко №556/2014) является Виталий Кличко, трижды избиравшийся мэром столицы, на первых и третьих выборах – в первом туре.

Старт публичному противостоянию председателя КГГА Кличко и Банковой дал летом 2019 года глава ОП Андрей Богдан. Его преемник на посту руководителя ОП Андрей Ермак сумел смягчить противоречия между Владимиром Зеленским и Виталием Кличко, и даже пролоббировал трудоустройство директором Департамента городского благоустройства КГГА Алексея Кулебы, впоследствии – первого замглавы КГГА по вопросам осуществления самоуправляющихся полномочий.

Конфликт между мэром Киева и президентом обострился после местных выборов 2020 года, когда, как утверждают источники KVвопреки договоренностям с Банковой, Кличко возобновил старый политический союз с Порошенко в Киевсовете – и они сформировали большинство из “Европейской солидарности” и “УДАРа”. Вскоре стало публично известно о президентских амбициях Кличко, что вызвало явное недовольство Зеленского.

Читайте: Зеленский: Кличко забыл, что он мэр, и уже начал президентскую кампанию

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Алексей Алтынов
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
09:00 Наразі в судах вирішується доля 7,8 га лісу в заказнику “Дарничанка” – біля колишнього хутору Рибного в Дніпровському районі Києва. Столична прокуратура вимагає…
Banner
QlU7mDx4