Почему киевляне могут остаться без моста Патона

Почему киевляне могут остаться без моста Патона

В Киеве стал ребром вопрос спасения моста Патона, а столичные чиновники загнали себя в патовую ситуацию. О том, что объект находится в критическом состоянии из-за коррозии, руководство города знает с лета 2018 года. При этом мост Патона имеет статус памятника инженерной архитектуры, а в Киевской горгосадминистрации (КГГА) зачем-то подготовились к его реконструкции: решили попутно расширить ширину моста, что недопустимо для памятников. Все это делает сейчас невозможным финансирование ремонта моста. По словам первого замглавы КГГА Николая Поворозника, нужно просить Минкультуры временно вычеркнуть мост Потона из реестра памятников. В Национальной академии наук (НАН) Украины с этим категорически не согласны, предлагают свои варианты, но чиновники ученых “не слышат”. 

Как стало известно KV, 6 ноября 2019 года комиссия Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы рекомендовала мэру Киева Виталию Кличко срочно провести совещание относительно решения проблемы моста Патона. Также комиссия решила обратиться в Нацполицию относительно возможности введения ограничения движения через этот мост грузового транспорта.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Глава транспортной комиссии Алексей Окопный (фракция “Солидарность”) отметил, что необходимо в краткие сроки разработать “дорожную карту” дальнейших мероприятий по решению проблемного вопроса. “Я понимаю, что если проблема не будет решена, нам придется закрывать этот мост. Тем более, что после зимнего периода ситуация значительно ухудшится”, – подчеркнул он.

Читайте: Академик Патон заявил об аварийности одноименного моста в Киеве (документ)

Информацию Киевской горгосадминистрации (КГГА) относительно технического состояния и ремонта моста им. Е.О. Патона через реку Днепр профильная комиссия Киевсовета рассматривала по инициативе первого замглавы этой комиссии Прохора Антоненко (внефракционный). Он направил в адрес главы транспортной комиссии Алексея Окопного соответствующее обращение 31 октября 2019 года. 

По данным ученых 

В ходе заседания комиссии о состоянии моста Патона и мероприятиях по его спасению докладывал доктор технических наук, заведующий отделом сварки легированных сталей Института электросварки имени Е.О. Патона – Валерий Позняков. 

По его словам, совещание по проблемам моста в Национальной академии наук (НАН) Украины  при участии руководителя НАН Бориса Патона, столичного мэра, представителей столичных КП и пр. состоялось еще в июле 2018 года. Как отметил Валерий Позняков, к тому времени уже была разрушена одна поперечная балка моста, а вскоре такая же участь постигла еще одну балку. На том совещании и решили в срочном порядке обследовать техническое состояние моста. Обследование подтвердило: мост находится в критическом состоянии, неработоспособен, а срок возможности его дальнейшей эксплуатации составляет “ноль лет”.

Читайте: Подчиненные Густелева ринулись списывать деньги на мост Патона

В то же время, ученый опровергает тот факт, что “мост устал”. “Есть фраза, что “мосты устали”. Но мы не обнаружили никаких признаков усталости металла. По крайней мере по результатам обследования одного пролетного строения”, – подчеркнул Валерий Позняков.

По его словам, в дальнейшем специально созданная при КГГА рабочая группа приступила к разработке технического задания на создание сметы проектирования работ по ремонту моста. Такие работы получили название “реконструкция”. Но вскоре стал вопрос о том, что мост является памятником архитектуры, и поэтому “реконструкция” к нему неприменима – возможны лишь ремонт и реставрация. То есть, можно изменять материалы его конструкции, можно его усиливать, но нельзя изменять форму и размер. В связи с этим, все работы в данном направлении, дескать, были прекращены.

Валерий Позняков представил депутатам конкретный план “спасения” моста. 

“Для того чтобы прекратить процессы коррозии, надо очистить все металлические конструкции от мусора. Нужно восстановить проходы, потому что они там уже настолько разрушены, что безопасно по ним ходить нельзя. Далее – надо загерметизировать все те участки, где течет вода. После этого нужно сделать детальное обследование моста современными методами неразрушающего контроля и определить техническое состояние металлических конструкций. Потом нужно принимать техническое решение о том, что надо делать. Может, это будет реконструкция. А может, это закончится тем, что будут заменены какие-то наиболее разрушенные элементы. В дальнейшем его надо покрасить. Потому что никто вспомнить не может, когда его в последний раз красили! А это – антикоррозионные мероприятия”, – подчеркнул Валерий Позняков.

Читайте: Столичные спасатели предупредили о возможных ЧП на мосту Патона

Не менее важными, по словам ученого, являются и профилактические мероприятия. “В свое время в выводах Института имени Шимановского (Украинский институт стальных конструкций им. В.Н. Шимановского – *KV) было указано, что надо прекратить передвижение по мосту грузового транспорта. В частности того, чей вес достигает 10 тонн и более”, – сообщил Валерий Позняков.

Доктор технических наук указал на то, что откладывать решение проблемы нельзя.

“В начале 2000-х годов мост Патона был признан мировым сообществом выдающимся памятником инженерной архитектуры XX века. А мы его разрушаем своим бездействием”, – заявил ученый.

Читайте: Академик Борис Патон обратился к президенту Зеленскому с просьбой о спасении моста имени его отца в Киеве


Что говорят столичные власти

В ходе заседания транспортной комиссии Киевсовета генеральный директор КК “Киевавтодор” Александр Густелев сообщил, что на проведение ремонта моста Патона уже было выделено в общей сложности порядка 35 млн гривен. Большая часть суммы – 20 млн гривен – было выделено в качестве субвенции из государственного бюджета, оставшиеся деньги выделил Киевсовет. 

Александр Густелев отметил, что главная проблема в том, что указанные денежные средства закладывались именно под реконструкцию, в связи с чем их нельзя потратить на другие виды работ, в том числе – на реставрацию. Кроме того, по его словам, работы не могут начаться по той причине, что на сегодняшний день КГГА так и не определила их заказчика – КК “Киевавтодор” или КП “Киевдорстроймост”.

“Мы имеем сложную патовую ситуацию. После совещания в Академии наук были выделены 20 млн для начала работ на мосту Патона. С того момента началось какое-то “торможение”. Мы имеем строку “реконструкция”, которая не дает начать работы и которую мы не можем своими силами изменить”, – посетовал руководитель КК “Киевавтодор”.

По словам Густелева, работы по реставрации предполагают предварительное проведение обследования моста. В таких мероприятиях должны принимать участие представители Министерства культуры Украины и Департамента охраны культурного наследия КГГА. Такое обследование, по словам Густелева, займет не один месяц. Кроме того, достаточно долго длятся и проектные работы.

“Проектирование объектов реставрации происходит в четыре этапа. По нашим расчетам, при всех положительных обстоятельствах, оно продлится не менее двух лет”, – отметил гендиректор КК “Киевавтодор” Александр Густелев.

При этом и.о. директора Департамента транспортной инфраструктуры КГГА Иван Шпилевой выступает категорически против реставрации. Чиновник уверен, что мост Патона обязательно нужно расширять, а это – реконструкция. “Мы хотим его расширить. Если будет реставрация, то ни о какой смене геометрических параметров речи быть не может. А это не удовлетворяет потребности киевлян, потому что мост нужно сделать шире”, – заявил Иван Шпилевой.

Читайте: Столичные власти обещают определиться с реверсивным движением на мосту Патона до конца 2017 года

Как сообщила в конце минувшей неделе пресс-служба КГГА, первый заместитель главы КГГА Николай Поворозник уже разработал “дорожную карту” по спасению моста – временно вычеркнуть объект из списка памятников на время реконструкции.

“Для того, чтобы начать реконструкцию моста, необходимо вывести его из реестра памятников архитектуры на время ремонта. Город неоднократно обращался в Министерство культуры Украины, Национальную академию наук Украины с просьбой вывести его из статуса памятника на время реконструкции, в рамках которой необходимо провести детальное обследование сооружения. Реконструкция позволит повысить долговечность моста, увеличить его пропускную способность и грузоподъемность. Это возможно только при условии замены конструктивных элементов моста с применением современных технологий и материалов. К слову, ежедневно через мост проезжают от 80 до 100 тыс. автомобилей. Кроме того, реконструкция позволит организовать на мосту восемь полос движения транспорта и установить барьерное ограждение, разделяющее потоки транспорта”, – рассказал Николай Поворозник и добавил, что после завершения работ будет возможность вернуть мост в перечень памятников архитектуры.

Постфактум

По информации Прохора Антоненко, НАН Украины с “выведением” моста Патона из реестра памятников архитектуры вряд ли согласится. Он напомнил, что представитель Института электросварки имени Е.О. Патона Валерий Позняков во время своего выступления на заседании транспортной комиссии предложил конкретные ремонтные работы на этом объекте. Такой ремонт, как заявил KV первый замглавы транспортной комиссии горсовета, помог бы решить проблему на ближайшие годы и стоит гораздо дешевле, чем реконструкция, на которой настаивает руководство Киева.

Читайте: На “мост Кличко” продолжают тратить бюджетные средства

Напомним, Александр Густелев занимает должность генерального директора КК “Киевавтодор” с 15 апреля 2015 года. КП “Киевавтодормост”, которое входит в состав этой коммунальной корпорации, с 8 августа 2019 года возглавляет Игорь Бойко. До него, с 31 июля 2017 года по 5 июля 2019 года обязанности начальника данного КП исполнял Дмитрий Котлубей, а после – Владислав Виноградов.

Иван Шпилевой с 1 ноября 2019 года временно возглавляет Департамент транспортной инфраструктуры КГГА. До него, с 12 августа 2019 года по 31 октября 2019 года указанной структурой руководил Иван Федоров

До недавнего времени вопросами транспортной инфраструктуры в Киеве занимался заместитель главы КГГА Дмитрий Давтян. С 20 сентября 2019 года транспортную сферу столицы курирует первый замглавы КГГА Николай Поворозник.

Справка KV. Мост имени Е.О. Патона строили 13  лет, движение по нему было открыто в 1953 году. Впервые о необходимости реконструкции моста заговорили в 1990-е годы, однако в тот момент на это не оказалось средств. В 2008 году в связи с подготовкой к проведению “Евро-2012” о реконструкции заговорили снова. В частности, был разработан проект, согласно которому планировалось снять железобетонное покрытие и заменить его более легким металлическим. В связи с финансовым кризисом, реконструкцию моста снова отложили. В 2011 году тогдашний премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что после окончания строительства Дарницкого железнодорожно-автомобильного моста и тридцатилетнего долгостроя – Подольско-Воскресенского мостового перехода в Киеве – реконструкция моста Патона начнется.

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Александр Глазунов
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
09:00 Столична влада ухвалила бюджет Києва на 2025 рік та внесла зміни до Програми економічного та соціального розвитку (ПЕСР) в частині видатків на наступний…
Що отримали кияни за понад тридцять років будівництва Подільського мостового переходу
Що отримали кияни за понад тридцять років будівництва Подільського мостового переходу
09:00 Перший день зими в столиці ознаменувався запуском руху легкових авто одним з найвідоміших довгобудів столиці – Подільським мостовим переходом, який зʼєднав Поділ та…
Banner
QlU7mDx4