Набив первые “шишки”, Киевская горгосадминистрация (КГГА) утвердила новое Положение об общественном бюджете: был продлен срок подачи и согласования проектов, изменена система голосования, регламентирована работа отборочных комиссий. При этом, в Киевсовете считают, что система, созданная чиновниками КГГА, все равно нуждается в существенном усовершенствовании и утверждают, что горадминистрация попросту “бежит впереди паровоза”.
Об этом KV стало известно от руководителя рабочей группы Киевсовета по внедрению проекта “Общественного бюджета”, депутата из фракции “Солидарность” Владимира Левина.
По словам Левина, который является членом постоянной комиссии Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития, первоначальный проект Положения о бюджете участия был разработан депутатской рабочей группой и проголосован на заседании этой постоянной комиссии.
Однако, неожиданно для рабочей группы, появилось Положение, рожденное финансистами КГГА – возможно, из конъюнктурных соображений. В какой-то степени КГГА превысила свои полномочия – формировать бюджет, в т.ч. программы “Общественного бюджета”, и определять порядок использования бюджетных средств априори может только Киевсовет.
Как уже сообщала KV, первое Положение об общественном бюджете Киева “бюджете участия” было утверждено распоряжением КГГА № 865 от 15.09.2016. По сути, в администрации Виталия Кличко, таким образом, подхватили инициативу Агентства США по международному развитию (USAID), которую реализует Институт бюджета и социально-экономических исследований (ИБСЕД). Киевлян об этом КГГА официально проинформировала лишь 5 октября.
Читайте: Киевлянам предложили поиграться в “Общественный проект”
В администрации Кличко решили, что каждый житель Киева, достигший 16 лет, может направить в специальные комиссии при киевских райгосадминистрациях (РГА) свой проект на сумму не более 1 млн гривен, касающийся любой сферы жизни городской общины, после чего проект должен получить визы еще 20 человек и путем общественного голосования выиграть конкурс на специальном сайте электронной системы “Общественный проект”. В таком случае проект, дескать, должен быть реализован на протяжении года за деньги киевского городского бюджета специальной группой сопровождения. В 2017 году на эти цели уже запланировали выделить 50 млн гривен, т.е. – минимум на 50 проектов.
При этом, предложенный чиновниками КГГА механизм реализации важного начинания был жестко раскритикован экспертами и общественностью. Первые попытки войти на сайт проекта “Бюджет городских инициатив” натолкнулись даже на невозможность заполнить предлагаемую пользователю форму. Это вызвало подозрения в коррупционной составляющей “Общественного проекта” – возможности “накачать” результаты голосования по проектам под “нужных людей”. Кроме того, получалось, что систему полностью контролировали начальник управления информационно-коммуникационных технологий и защиты информации КГГА Юрий Назаров и директор Департамента финансов Киевской горгосадминистрации (КГГА) Владимир Репик.
Читайте: В КГГА сделали ставку на цифровую коррупцию
Более того, выяснилось, что средняя стоимость уже предложенных киевлянами проектов составляет 200-700 тыс. гривен. Это значит, что количество реализованных за год проектов киевлян может в принципе достигать 100 и более. Также выяснилось, что порядок работы районных комиссий, рассматривающих заявления на общественные проекты, не был регламентирован вообще.
Одновременно был зарегулирован вопрос кворума на их заседаниях – согласно утвержденному КГГА в сентябре Положению, в работе районной комиссии принимают участие 6 представителей РГА и 5 представителей общественности. Причем, заседание комиссии считалось правомочным, только если на нем присутствовали все представители от РГА.
Экспертами был обнаружен и ряд технических неточностей в организации электронного голосования. Из-за этого возникла необходимость ввести дополнительную идентификацию голосующих, дабы избежать возможности искусственной “накрутки голосов”.
И самое главное – в первоначальном варианте Положения “об общественном бюджете” срок подачи проектов был ограничен с 22.09.2016 по 23.10.2016. В таком варианте подведение итогов голосования должно было состояться 1.11.2016 и быть обнародовано 15-20 ноября 2016 года. Естественно, для нового общественного проекта такие сроки были слишком сжатыми.
Все указанные выше недоработки КГГА постаралась устранить принятием распоряжения № 1022 от 21.10.2016. Так у КГГА появилось новое Положение об общественном бюджете, которое стало немного лучше прежнего.
Сроки внесения проектов были продлены до 6.12.2016, определение победителей по новой версии теперь запланировано на 17.12.2016, а обнародование результатов – на 17-26 декабря 2016 года.
Однако, несмотря на внесенные чиновниками КГГА правки, нерешенных вопросов осталось еще достаточно. Как считают в профильной рабочей группе Киевсовета, подача проектов должна проходить постоянно, а не ограничиваться несколькими месяцами. А для этого нужно расширить объем средств, зарезервированных для “общественного бюджета”. Также в составе районных комиссий нужно создать большинство из представителей общественности, а не чиновников, как сейчас.
Кроме того, серьезной проблемой остается слабая информированность населения о существовании самой программы “Общественного бюджета”. Например, даже зная о программе, но не зная ссылки https://gb.kievcity.gov.ua/ , далеко не каждый киевлянин сможет отыскать сайт “Общественнный проект”.
Впрочем, как заявил KV Владимир Левин, рабочая группа Киевсовета не видит в наличии Положения, утвержденного КГГА, большой проблемы. Пусть КГГА, дескать, “набьет шишки” в практической реализации проекта “бюджета участия” и приобретет полезный опыт. Тем временем, рабочая группа столичного горсовета продолжит свою работу, обобщит все проблемные моменты и узкие места, а затем подготовит актуальное решение Киевсовета.
Несмотря на недоработки и трудности, внедрение в Киеве проекта “Бюджет участия” является прогрессивным событием, считают эксперты. “Все началось еще 30 лет назад в Бразилии и сегодня уже полторы тысячи городов во всем мире реализовывают систему управления бюджетом”, – уверяет разработчик программного обеспечения Виктор Гурский из организации Soсial Boost .
По его словам, созданная для украинских городов электронная система “Общественный проект” привносит в бюджетный процесс инновационный компонент – гибкость управления и инструменты электронной демократии. Одна из главных задач разработчиков – сделать “Общественный проект” единым стандартом для использования во всех городах Украины.
По данным Гурского, в конце октября 2016 года “Общественный бюджет” работает в 8-ми городах Украины, а до конца года запустится еще в 7-ми. Сразу после начала приема проектов, во Львове было собрано 265 проектов, в Черновцах – 37. Жители Киева, по состоянию на 26.10.2016 подали 115 проектов.