У владельцев плавучих отелей и ресторанов на Днепре осталось два выхода: или наблюдать, как их имущество превращается в рухлядь или продавать его за гроши. Работа дебаркадеров в столице в следующем году наверняка будет урегулирована, но зарабатывать на них будут уже другие бизнесмены.
На сегодня более двадцати дебаркадеров были отбуксированы со Столичной набережной, где находились более 10-ти лет, кто куда. У причальной стенки остался лишь отель “Баккара”, который из-за своих размеров не может пройти под мостами, и офисный дебаркадер, пришвартованный к причалу Госуправления делами. Впрочем, убрать и эти заведения от набережной, по информации прокуратуры, только вопрос времени.
После недавнего объявления транспортной прокуратурой Киева несамоходных плавсредств незаконными, владельцы большинства дебаркадеров самостоятельно отбуксировали свое имущество в места, не предназначенные для их отстоя. Многие из них находятся у берегов Жукова острова. Вынудили покинуть обжитые причальные стенки недвусмысленные намеки прокуратуры: летом дебаркадеры стали вещественным доказательством в уголовном деле о злоупотреблении чиновниками своего положения при выдаче паспортов и договоров швартовки. А осенью АЭК “Киевэнерго” обесточила электросети заведений. Теперь, как только бизнесмены поделятся своим мнением с журналистами, их вызывают на допросы, а оборудованные владельцами канализация, водопровод и система электроснабжения набережной достанутся кому-то безвозмездно. Хозяин одного из дебаркадеров, рассказал КV на правах анонимности, что пока госорганы не реагируют на просьбы разъяснить судьбу плавсредств, дебаркадеры приходят в негодность. Единственный способ уберечь дорогостоящие заведения от разрушения — быстро продать, по бросовой цене. В Интернет появилось объявление о продаже отеля “Днепровский” за $500 тыс., хотя эксперты утверждают, что только производство такого объекта стоит, как минимум, около $1,5 млн .
Причину изгнания дебаркадеров с набережной сами владельцы предпочитают не комментировать. Версию о том, что заказчиками “отчистки” берега стали инвесторы будущих стационарных отелей и ресторанов на набережной никто не подтверждает. По словам проектантов, земельные участки в зоне Днепровской набережной пока еще принадлежат городу, а для застройки потребуется снимать трамвайные рельсы и огромные средства на инженерные работы, чего город финансово в ближайшие пару лет не осилит. Объясняется все гораздо проще. Как стало известно КV, еще весной пришедшие к власти во всех государственных и правоохранительных структурах представители “Донецкого клана”, потребовали с владельцев дебаркадеров “компенсаций” за стоянку в разы больше их официальных выплат. Бизнесмены, не согласившись на такие поборы, резервировали в плавучих гостиницах для иностранцев номера к Евро 2012, надеясь, что их разрешительные документы в полном порядке. Ранее суды столицы продлевали их договора аренды причальной стенки с Фондом государственного имущества. Теперь прокуратура активно содействует их расторжению. Водный кодекс Украины запрещает размещение в прибрежной зоне любых объектов не гидротехнического назначения, но это никогда никого не волновало. В течение многих лет владельцам дебаркадеров выдавали законные договора аренды набережной в ФГИ, паспорта швартовки суден и согласования Главархетиктуры на подключения к инженерным сетям. Официальное объяснение изгнания плавсредств с набережной Киевской прокуратуры более чем неправдоподобно: якобы набережная не приспособлена для отстоя дебаркадеров и их нахождение у берега приводит к разрушению крепления швартовых устройств и гидросооружения.
На сегодня “Хуторок”, “Сиртаки”, “Шиша гриль”, “Счастье есть”, “Веранда”, “Пивной причал” и многие другие заведения на воде временно не работают, о чем свидетельствуют объявления на их сайтах. Только владельцам отеля “Жемчужина Днепра”, пришвартованной на левом берегу, удалось не приостанавливать свой бизнес, что правда, существенно снизив цены. Но и эту лавочку, по сведениям КV, работники прокуратуры могут прикрыть в любое время. В КП “Плесо” объясняют, что кроме набережной, свободных причалов для дебаркадеров в Киеве попросту нет. “Даже, если наше предприятие и найдет места для швартовки, зима и отсутствие надежных креплений будут разрушать плавучие объекты, ведь технически дебаркадеры рассчитаны только на причальные стенки”, — объясняют в КП. После показательной отбуксировки “Мураками”, “River Palace”, дебаркадера с ресторанами “Мандарин”, “Якитория”, “Disco Radio Хол” и плавучего отделения “Приватбанка”, доступ хозяев к этим заведениям был ограничен. “Пострадавший при транспортировке “Мандарин”, под охраной водной милиции, был разграблен под чистую. Только недавно прокуратура разрешила нам слить воду из коммуникационных систем, чтобы трубы не разорвало в мороз и судно не затонуло”, – рассказала КV гендиректор ресторана Елена Гупало. Так же г-жа Гупало отметила, что иностранные инвесторы заведения отправляли протесты в администрацию Президента, но безрезультатно.
Как известно, свято место пусто не бывает. И в следующем году к причалу наверняка пришвартуют дебаркадеры, возможно те же, перекупленные за копейки. Но заниматься прибыльным бизнесом на реке в центре города будут уже другие люди.
Виктор Новак