Десятки местных советов столичного региона организовывают бесплатную или очень дешевую перевозку учащихся школ. В одних советах решили возложить траты на перевозчиков, в других внедрили системы льготного проезда по карточкам и монетизацию льгот, третьи и вовсе решили потратить деньги на покупку школьных автобусов. Эксперты транспортной отрасли уверяют, что идея нужная и правильная, и готовы включаться в просветительскую работу, чтобы инициатива распространилась по всей Киевщине.
Как стало известно KV, все больше общин и районов Киевской области включаются в обеспечение льготного проезда для детей младшего школьного возраста.
Так, 20 октября 2019 года в селе Вита-Почтовая Киево-Святошинского района начали подготовку к внедрению льготного проезда для школьников.
Как сообщает пресс-служба Вита-Почтовского сельсовета в Facebook, сейчас ведется сбор данных по количеству учеников общины этого села и соседней Юровки, пользующихся общественным транспортом для проезда в учебные заведения. Этим ученикам изготовят и выдадут проездные.
“Вито-Почтовский сельский совет наконец достиг предварительных договоренностей с перевозчиками о льготном проезде для всех учеников, которые зарегистрированы и проживают у нас в общине, но учатся в других учебных заведениях. Льготный проезд будет только на территории общины сел Вита-Почтовая и Юровка. За пределами общины стоимость проезда будет выплачиваться с определенной скидкой, о размере которой еще ведутся переговоры. Сейчас мы собираем данные о количестве учеников нашей общины, пользующихся общественным транспортом для проезда в учебные заведения. Для того, чтобы воспользоваться такой льготой, родителям нужно направить на электронный адрес сельского совета сканы (или фото в хорошем качестве) свидетельства о рождении, ученического билета и информацию о месте проживания и регистрации. Сбор заявок на льготные проездные продлится до 31 октября”.
Как рассказал KV глава сельсовета Дмитрий Шульган, льготный проезд между селами существует давно, но для школьников, а для детей как таковых подобное организовывается впервые.
“У нас третий год подряд организован льготный проезд в школе Юровки; в ней учится порядка 300 детей, которым мы организовали льготный проезд по территории сел. К нам обратились проживающие в нашей общине родители детей, которые учатся в других школах и которые тоже пользуются общественным транспортом, с просьбой помочь. Мы переговорили с частными перевозчиками, у нас есть с ними консенсус. Но чтобы определить спрос, мы проводим опрос, собираем заявки и данные. Ожидаем порядка 50 заявок, но пока они идут неспешно — сейчас есть около 10. Стоимость проезда сейчас 5-7 гривен, льготный проезд составит 2 гривны”.
Кто еще
Как сообщала ранее KV, школьники из села Чубинское в Бориспольском районе также вынуждены добираться из своего села в соседнее — каждый день они ездят в близлежащую школу на частном автомобиле по 8-10 человек в салоне и без возможности пристегнуться ремнем безопасности. Дело в том, что школы в их населенном пункте нет, как и денег на ее строительство, а выделить школьный автобус им не могут.
В целом по Киевщине в 2016-2017 годах за чертой пешей доступности от заведений среднего образования пребывали 17 614 учеников и 2012 учителей. Подвоз осуществляли 243 школьных автобуса, 18 нанятых и арендованных, а также 246 маршрутных транспортных средств, которые обслуживают 688 населенных пунктов области.
Тогда Киевоблсовет планировал потратить 22,8271 млн гривен (10,7 млн гривен из областного бюджета и 12,1271 млн гривен – из государственного) на закупку 16 новых школьных автобусов в рамках программы “Школьный автобус”. Ранее, в 2015-2016 гг в рамках программы было куплено 47 школьных автобусов.
В августе 2018 года коммунальное учреждение Киевоблсовета “Сервисно-ресурсный центр” объявило тендер на закупку 10 школьных автобусов за 16,9 млн гривен. Автобусы обещали поставить к ноябрю этого года.
Когда их распределят по районам Киевщины и пустят на маршруты – неизвестно. Судя по ожидаемой стоимости автобуса, выиграть смогут только отечественные производители “маршруток”.
Читайте: Ученики Киевщины к зиме могут получить 10 школьных автобусов
В том же месяце в Тетиеве была утверждена городская программа “Школьный автобус” на 2018-2020 годы, которая позволит ученикам и преподавателям школ Тетиевщины добираться до учебных заведений бесплатно.
А село Демьянцы до 31 июля 2019 года должно было получить один школьный автобус марки “Эталон” для Демъянецкой ООШ І-ІІІ ступеней.
Впрочем, автобусы мало закупить — за ними нужен досмотр. Так, например, неполадка в школьном автобусе привела к тому, что в январе этого года в Барышевском районе Киевской области 10 детей отравились запахом гари в школьном автобусе по пути в школу. Позже все они были госпитализированы.
Льготы
В поселке Немешаево, Бородянский район, с мая 2017 года действует другая схема. Здесь начали выдавать социальные “Карточки немешаевца”, которые давали право на бесплатный проезд людям льготной категории на маршруте Немешаево-Бородянка и в обратном направлении. “Карточка немешаевца” предусматривает оплату за перевозку льготных категорий граждан с поселкового бюджета по факту совершения каждой отдельной поездки”.
В целом, едва ли не первопроходцем в установлении льготы на проезд в том числе для школьников на проезд в маршрутках в регионе стал город Белая Церковь.
Как писала KV, в декабре 2017 года на круглом столе между перевозчиками и представителями городской власти были согласованы позиции о перевозке льготных категорий населения. В частности, перевозчики взяли на себя обязательства без ограничений перевозить участников боевых действий (АТО), жен и детей погибших в АТО, инвалидов войны 1, 2, 3 групп, ликвидаторов ЧАЭС (1 категория), инвалидов 1 группы и одно сопровождающее лицо, детей-сирот, детей с инвалидностью с 1 сопровождающим, детей из многодетных семей. Школьники до 4 класса смогут ездить в транспорте бесплатно, с 5 по 11 класс будут оплачивать половину стоимости проезда.
Причем, цена проезда на городских автобусных маршрутах общего пользования для пассажиров вне льготных категорий в январе 2019 года была повышена с 5,00 грн до 7,00, в электротранспорте — 5,00 грн. Проездной билет сроком на 1 месяц на проезд в городском электрическом транспорте Белой Церкви для граждан стоит 140,0 грн; для студентов дневной формы обучения – 70,0 грн / по электронным студенческим билетам – 60,0 грн; для учащихся общеобразовательных школ – 40,0 грн / по электронным ученическим билетам – 30,0 грн.
Правда, в Белой Церкви с тарифами на проезд история не складывалась гладко в принципе: январское решение о повышении тарифа удалось отменить лишь на сессии 30 сентября 2019 года.
В феврале 2019 года мэр города Васильков Владимир Сабадаш уверял жителей, что до первого марта все ученики бесплатно будут ездить в коммунальном транспорте Васильковского горсовета.
В довершение всего, один из экс-глав Киевской облгосадминистрации (КОГА) Александр Терещук 8 февраля 2019 года подписал распоряжение №56 “Об утверждении размера ежемесячной наличной выплаты по оплате проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородных маршрутах в 2019 году”, согласно которому размер стандартной ежемесячной выплаты для пользующихся общественным транспортом людей составит 150 грн, людям из льготных категорий — от 180 до 600 гривен в зависимости от категории.
Читайте: Власти Киевщины хотят выдать по 150 грн на проезд каждому льготнику
Мнения
Глава общественной организации “Развитие инфраструктуры” Станислав Гвоздиков отметил, что такую практику если еще не ввели повсеместно, то вводят, и привел примеры, где это уже работает.
”Вполне нормальная практика. Если нет школьного автобуса, привязанного к школе, местные советы так и поступают. Так сделано в Ирпенском регионе, например: там 4 перевозчика, каждая мэрия договаривается с перевозчиками, был добровольно установлен проезд стоимостью 1 гривну. А в Белоцерковском районе школьникам выдали картонки разноцветные, типа “проездного”. Так было всегда, из года в год”.
Председатель ассоциации “Автоперевозчики Киевщины” Алексей Павленко добавил, что компенсировать льготный проезд перевозчикам сельсовет будет за свой счет.
”Перевозка детей льготно осуществляется в каждом районе и регионе, где это выгодно местной власти. Это решается без уговариваний и прочего, в зависимости от разных нюансов льготный проезд для детей — это либо половина стоимости, либо вообще бесплатно. То, что Вита-Почтовая договорилась — молодцы, надо было давно это сделать. Другое дело, что дотаций денежных на покрытие перевозки льготных категорий нет. Ни копейки. Никаких компенсаций, а где они и есть, так это не более 10% от требуемого объема”.
Фото: vitvesti.by