Субвенции госбюджета, освоенные Киевской горгосадминистрацией (КГГА) в 2015 году на закупке трамваев, были использованы недостаточно эффективно. Во первых, КП “Киевпастранс”прописало тендерные условия в угоду победителя (ООО “Татра-Юг”) таким образом, что трамваи стали неудобны для инвалидов. Во вторых, администрация Виталия Кличко, по сути, незаконно использовала из госбюджета 41,5 млн грн.
Об этом KV стало известно из решения Счетной Палаты №16-3 от 23.08.2016, направленного 9.09.2016 премьер-министру Владимиру Гройсману.
Как показала проверка, КП “Киевпастранс” в ноябре 2015 года внесло изменения в документацию конкурсных торгов: изъяло по сравнению с предыдущими условиями технические требования о необходимости оборудования в трамвайных вагонах мест для пассажиров-колясочников и установки рампы для въезда маломобильных групп населения.
В результате этих упрощений, купленные “Киевпастрансом” трамвайные вагоны одесского ООО “Татра-Юг” модели К-1М, не имеют необходимого инвалидам оборудования. Счетная палата отмечает, что около 6% населения Киева – инвалиды, и из 403 трамвайных вагонов, эксплуатирующихся в столице, лишь 37 приспособлены для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями.
Также киевские власти, фактически закупив трамваев всего на 64,5 млн грн, сэкономили на киевлянах да еще и нарушили постановление Кабмина.
Отметим, согласно постановлению Кабмина № 608 от 19.08.2015, покупка трамваев должна была осуществляется на условиях софинансирования из местных бюджетов в размере не менее 70% к выделенным субвенциям. Киеву была выделена целевая субвенция в размере 49,286 млн грн. Т.е., киевский бюджет должен был выделить 115 млн грн – и закупить трамваи на сумму 164,29 млн грн.
Однако КГГА уменьшила свою часть финансирования на 41,5 млн грн. В результате пропорция изменилась как 40:60, т.е. на эту сумму часть финансирования из госбюджета была превышена.
По информации Счетной палаты, номинально в 2015 году Киев направил на закупку трамваев 123 млн грн, но 58,5 млн грн из этой суммы по состоянию на конец августа 2016 года числятся в непонятной дебиторской задолженности.
KV уже сообщала, что закупка семи трамваев для Киева из обычной конкурсной процедуры превратилась в настоящее поле боя, на котором за получение заказа сражались одесское ООО “Татра-Юг” и львовское ООО “Совместное украинско-немецкое предприятие “Электронтранс”.
Первой, впоследствии отмененной закупке, предшествовали несколько судов. При этом, департамент транспорта КГГА, явно, подыгрывал одному из изначально проигрывающих участников торгов – “Татра-Юг”.
Подробнее: Как в 2015 году для киевлян трамваи закупали
Впрочем, это ни на что не повлияло, так как 5 октября КП “Киевпастранс” провел повторный тендер на закупку трамваев – с теми же претендентами. Выиграл опять “Электронтранс”, с которым 12 октября с ним был заключен договор на поставку.
Читайте: “Киевпастранс” игнорировал госстандарты при закупке “львовских” трамваев
Однако, согласно данным “Вестника госзакупок”, в итоге КП “Киевпастранс” в декабре 2015 года заключило договор на приобретение трамвайных вагонов с ООО “Татра-Юг”. Стоимость соглашения составила 64 млн 440 тыс. грн.
Читайте: ”Киевпасстранс” купил новых трамваев почти на 64,5 млн грн у одесской фирмы
Напомним, с 14 августа 2014 года по 25 апреля 2016 года КП “Киевпастранс” возглавлял Сергей Майзель. Одновременно он является депутатом Киевсовета и членомпостоянной комиссии по вопросам транспорта, связи и рекламы. С 25 апреля 2016 года чиновник-депутат, ранее уличенный в массе махинаций, начал руководить Департаментом транспортной инфраструктуры КГГА.
Читайте: Нардеп Мосийчук требует от Кличко уволить Сагайдака и Майзеля
Стоит отметить, что Счетная палата проверяла закупки трамваев в 2015 году на условиях софинансирования из горбюджета четырьмя муниципалитетами. Проверка показала, что из 100 млн грн, выделенных Киеву, Львову, Мариуполю и Одессе для закупки трамваев отечественного производства, 38,9 млн грн были использованы на закупку транспорта, не соответствующего потребностям лиц с ограниченными возможностями.
41,7 млн грн из выданных субвенций образовали дебиторскую задолженность, которая, по состоянию на 1.08.2016, не ликвидирована. Справедливости ради Счетная палата отмечает, что субвенции распределялись в августе 2015 года, ассигнования были открыты в ноябре 2015 года, а вопрос использования предоплаты нормативно не урегулирован до сих пор.
Также Счетная палата отметила: постановление Кабмина № 608 от 19.08.2015 определило, что “степень локализации отечественного производства” в закупаемых трамваях не может быть менее 65%, однако, до сих пор никто эту локализацию не конкретизировал. Т.е., до настоящего времени Мининфраструктуры в этом отношении руководствуется лишь информацией производителей подвижного состава, оценить которую не возможно.