Плановые показатели доработанного в апреле бюджета развития области на 2019 год значительно превышают те, что ставились в оригинальном проекте главного финансового документа столичного региона. Областные власти, судя по представленным в документе цифрам, поставили себе задачу дофинансировать недофинансированное. А если на что не хватит – с 2017 и 2018 годов в казне региона есть миллионные остатки, которые можно и нужно направить на капитальные расходы. Скандальным, впрочем, бюджет стал по совсем иной причине.
Цифры
Как стало известно KV, в доработанном проекте бюджета Киевской области на 2019 год (распоряжение Киевской ОГА №247 от 24 апреля 2019 года) доходы областного бюджета определены в сумме 9 млрд 788 млн 151 тыс. 23 гривны.
Это на 257 млн 833 тыс. 518 гривен больше, чем было определено в оригинальном проекте бюджета (решение Киевского областного совета от 20.12.2018 года № 530-25-VII).
Доходы общего фонда должны составить 8 млрд 682 млн 62 тыс. 635 гривен (+70 млн 636 тыс. 100 гривен), доходы специального фонда – 1 млрд 106 млн 88 тыс. 388 гривен (+187 млн 197 тыс. 618 гривен).
Расходы областного бюджета составят 10 млрд 505 млн 956 тыс. 713,71 гривен, в том числе расходы общего фонда областного бюджета 8 млрд 217 млн 671 тыс. 753,81 гривен и расходы специального фонда областного бюджета 2 млрд 288 млн 284 959,90 гривен.
Для сравнения, в оригинальном проекте цифры были таковы: расходы в целом – 9 млрд 533 млн 331 тыс. 760 гривен, из них общий фонд – 8 млрд 591 млн 364 тыс. 190 гривен, спецфонд – 941 млн 967 тыс. 570 гривен.
Возврат кредитов в проекте бюджета-2019 в общий фонд областного бюджета определен в сумме в сумме 3 млн 514 тыс. 455 гривен, в том числе возвращение кредитов в общий фонд – 3 млн 14 тыс. 455 гривен и возвращение кредитов в специальный фонд – 500 тыс. гривен. Предоставление кредитов из специального фонда областного бюджета в сумме 5 млн 936 тыс. 300 гривен.
Изменились плановые показатели профицита и дефицита бюджета региона. Профицит общего фонда областного бюджета определен в сумме 467 млн 405 тыс. 336 гривен, дефицит специального фонда областного бюджета – 1 млрд 187 млн 632 тыс. 871,70 гривен. В оригинальном проекте суммы профицита и дефицита были равнозначны, и составляли 23 млн 76 тыс. 800 гривен.
Резервный фонд бюджета Киевщины похудел: согласно доработанному проекту, “резервный фонд областного бюджета [определен] в размере 48 млн 300 тыс. гривен, что составляет 0,59% расходов общего фонда областного бюджета”. В оригинальном проекте резервный фонд составлял 632 млн 647 тыс. 561 гривну, что на 584 млн 347 тыс. 561 гривну больше и составляло 0,12% от общей суммы расходов общего фонда.
Зато значительно выросла сумма, которую распределят на расходы по областным целевым программам – вместо 136 млн 312 тыс. 361 гривны (оригинальный проект бюджета) в доработанном проекте эта цифра составляет 1 млрд 65 млн 36 тыс. 175 гривен.
Доработанный проект бюджета также подразумевает перечислить на места госсубвенцию на развитие системы здравоохранения в сельской местности. Однако при условии, что Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства выпустит соответствующий приказ, с перечнем проектов и мероприятий, финансируемых в 2019 году за счет субвенции.
Также полагается осуществить возврат местным бюджетам средств, перечисленных в 2018 году областному бюджету на условиях софинансирования областных целевых программ, которые не использованы в 2018 году и имеются по состоянию на 1 января 2019 года.
Читайте: Умеючи долго: Киевская область опять с опозданием начнет финансирование целевых программ
Реакция
17 мая 2019 года в Киевоблсовете состоялись общественные обсуждения бюджета развития Киевщины на 2019 год и перспективного плана объединения территориальных общин Киевской области, инициированные председателем КОС Анной Стариковой. На них собрались сельские, поселковые головы, мэры городов, депутаты разных уровней, общественные активисты, жители Киевщины.
На обсуждении, среди прочих, выступили народный депутат Сергей Евтушок, секретарь Белоцерковского горсовета Вадим Кошель, председатель Обуховского райсовета Константин Шушаков и другие. Все они в большинстве своем также не поддерживают проект бюджета, предлагаемый администрацией, и выразили обеспокоенность по поводу неравномерности распределения бюджета в районах и городах Киевской области.
“На сегодняшний день проект распределения областного бюджета развития, предложенный командой Порошенко, является ничем иным, как политической коррупцией. В нем нет никакой логики и даже частично не учтены потребности территорий. Все средства вновь заводятся на отдельные политические округа, которые будут плацдармом для будущих выборов в Парламент“, – заявила Анна Старикова во время обсуждения.
“В 2018 году Белая Церковь выплатила 124 млн в бюджет области, получила 19,4 млн гривен. В 2019 году 45,4 млн выплатили, получили 0, предлагается 8 млн. Не хочет область давать городу деньги — пускай, но пусть тогда отремонтирует все, что может: краеведческий музей, спортзал на улице Строителей, школу глухих (2 года раскопан стадион), облонкодиспансер. Мы такое распределение не поддерживаем”, – отметил Вадим Кошель (фракция ВО “Свобода”).
“Я не увидел на слайдах вообще Иванковского района. Он наиболее пострадавший от аварии на ЧАЭС, уровень онкозаболеваний наибольший в Украине. Мы не можем наполнять бюджет, потому что 15 лет просим помочь с очистными сооружениями. Что самое интересное – областная администрация не хочет нам помогать. В прошлом году у нас вовсе хотели 85 млн утащить из кармана: рядом с районом строится хранилище ядерных отходов, проект “Энергоатома”, заказчик выделяет 37 млрд гривен — 10% на социально-экономическое развитие прилегающих районов (Иванковского, Полесского районов и города Славутич).
[…] Создается впечатление, что Киевская областная государственная администрация ведет против нашего района истребительную политику. Такой областной бюджет развития неприемлем для Иванковского района, который является наиболее пострадавшим от аварии на ЧАЭС”, – рассказал депутат Киевоблсовета Олег Береговой (фракция ВО “Свобода”).
Показатели
Отметим, перевыполнение доходной части общего фонда областного бюджета-2019 составляет более 120%, специального – 200%. Эту информацию предоставил департамент финансов КОГА в ответ на запрос главы постоянной комиссии Киевоблсовета (КОС) по вопросам бюджета и финансов Ольги Бабий.
По информации Департамента, за январь-март 2019 года доходы в бюджет превышают запланированные на 122,5 млн гривен. В частности, доходы общего фонда за этот период были запланированы в размере 445,1 млн гривен, спецфонда – 5,97 млн гривен. Фактические показатели такие: общий фонд – 540,3 млн гривен, спецфонд – 12,007 млн гривен.
В целом плановые показатели дохода в бюджет за 2019 год составляют 2,19 млрд гривен: 2,15 млрд гривен общего фонда и 40,07 млн гривен – специального.
“Перевыполнение бюджета в размере 95 млн гривен – эти деньги уже можно направлять на расходы: строительство, ремонт, что угодно. Мы можем принимать их в доходной части бюджета и тут же распределять. В этом году мы будем настаивать, чтобы эта сумма сразу распределялась на расходы. Это большие деньги, их надо расходовать сейчас: в области очень много проблем”, – рассказала *KV глава бюджетной комиссии Ольга Бабий.
Читайте: Киевская область утвердит бюджет не раньше мая, – Ольга Бабий
По состоянию на январь 2019 года остатки областного бюджета (общий и специальный фонды) составляют 780,4 млн гривен – это 271,7 млн гривен общего и 508,7 млн гривен спецфонда.
Из общего фонда размер свободных остатков составляет 136,2 млн гривен. В общую сумму остатков входят также субвенция на развитие здравоохранения (50,1 млн гривен), образовательная (48,9 млн гривен), медицинская (25,4 млн гривен) и субвенция на мероприятия социально-экономического развития (10,9 млн гривен).
Большую часть остатков спецфонда составляют деньги с таможенного эксперимента – это 308,2 млн гривен. Также 96,4 млн гривен – субвенция на развитие здравоохранения в сельской местности (2017 год), 25,9 млн гривен – фонд окружающей среды, 25,5 млн – субвенция на ремонт и содержание автомобильных дорог, 25,3 млн – деньги бюджета развития.
“Свободные остатки прошлого года в размере 136,2 млн можно распределять на любые расходы. Все остальные надо распределять согласно указанным целям – здравоохранение, медицина, образование. […] Таможенный эксперимент закончился в прошлом году, но мы получили разъяснение от Минфина и Мининфраструктуры, что в этом году мы можем смело использовать эти деньги согласно существующему порядку. Эти 308 млн гривен срочно надо отправить на расходы, утвердив их в проекте изменений в бюджет”, – добавила Ольга Бабий.
По ее словам, что касается 25 млн гривен фонда окружающей среды, необходимо срочно принимать соответствующую программу и распределять эти деньги.
“В области масса проблем в сфере защиты окружающей среды – нужно приводить в порядок мусорные свалки, проблема канализаций в Киево-Святошинском районе, и так далее. Всем подразделениям необходимо в июле уже объявлять тендеры и строить дороги, станции, амбулатории, потому что мы теряем время для строительства.
Когда мы голосовали за бюджет 2019 года, мы предусмотрели расходы на защищенные статьи расходов: зарплату, комуслуги и тому подобное. Сейчас у нас более 500 млн гривен на развитие. Грубо говоря, по общему фонду, у нас в пределах 750 млн гривен тех денег, которые мы можем отдавать на капитальные расходы. Нужно в общем всю сумму распределить, чтобы заказчики, распорядители начали проводить тендеры, потому что с момента принятия бюджета любая тендерная процедура занимает 30-50 дней. Соответственно, если бюджет принят в мае, работы начнутся только в июле”, – добавила Бабий.
Читайте: Администрация Терещука хочет отдать бюджет в распоряжение граждан
Согласно проекту решения “Про утверждение отчета о выполнении областного бюджета Киевской области за 2018 год”, в минувшем году выполнение областного бюджета составило в доходной части 11 млрд 621 млн 782,0 тыс. гривен, в расходной и кредитовании – 12 млрд 769 млн 526,0 тыс. гривен. Превышение расходов над доходами составило 1 млрд 147 млн 744,0 тыс. гривен.
Доходы общего фонда бюджета составили 10 млрд 330 млн 938,6 тыс. гривен, специального – 1 млрд 290 млн 843,4 тыс. гривен.
Расходы общего фонда составили 10 млрд 6 млн 836,9 тыс. гривен с превышением доходов над расходами в сумме 324 млн 101,7 тыс. гривен. Специального фонда – 2 млрд 762 млн 689,1 тыс. гривен с превышением расходов над доходами в сумме 1 млрд 471 млн 845,7 тыс. гривен.
Напомним, бюджет развития на 2019 год был принят на внеочередной сессии Киевоблсовета, которую созвал заместитель главы совета Николай Стариченко. Это заседание ознаменовало собой раскол органа самоуправления на два лагеря: тех, кто пришел на сессию и голосовал за вынесенные на ее повестку вопросы, и тех, кто счел ее нелегитимной и незаконной, соответственно противников и сторонников главы облсовета Анны Стариковой.
Ольга Бабий отказалась подписывать бюджетные решения “раскольников” даже под страхом угрозы ее жизни. Ранее она отметила, что данный проект до бюджетной комиссии “не дошел” и депутатами-членами комиссии не рассматривался.
Читайте: Трансформировались: Киевоблсовет доработался до двоевластия
фото: коллаж KV