Комитет Верховной Рады (ВР) по вопросам правоохранительной деятельности рекомендовал нардепам принять за основу проект закона о частной детективной деятельности. Предполагается, что кто угодно не сможет заниматься такой деятельностью – нужен будет некоторый опыт, образование и разрешение специального госоргана. Детективы смогут заниматься классическим набором специфических услуг, но не смогут проводить оперативно-разыскные мероприятия. Заказывать детективные услуги тоже не смогут все подряд. Парламентарий, например, нанять детектива или агентство не сможет. А депутаты Киевсовета и прочих местных советов – смогут.
О рекомендации парламентского комитета KV стало известно из сообщения на сайте ВР.
Законопроект №3010 “О частной детективной деятельности” определяет правовые основы организации и осуществления частной детективной деятельности. Авторы проекта закона – два депутата “Слуги народа” – “списочник” из Днепропетровской области Вячеслав Медяник и мажоритарщик Николай Галушко (округ №97, города Березань, Бровары, Барышевский район, часть Броварского района Киевской обл.).
Ранее они уже регистрировали в Раде проект закона №1228-1 “О детективных услугах”, который KV подробно разбирала. Но тот законопроект профильный комитет вернул авторам на доработку. В итоге, инициаторы внесли новый документ, который и одобрил правоохранительный комитет ВР, рекомендовав депутатам принять документ за основу. В нем прописаны права и обязанности субъектов правоотношений, а также особенности государственного контроля в этой сфере. Если закон примут, он вступит в силу через полгода после его опубликования.
Согласно законопроекту, частная детективная деятельность – это “независимая профессиональная деятельность частного детектива или деятельность детективного агентства по предоставлению заказчикам частных детективных услуг с целью обеспечения защиты их прав и законных интересов на платной договорной основе в порядке, определенном настоящим Законом”.
Частные детективные услуги – это “поиск, получение, фиксация, анализ и передача информации о лицах, объектах и событиях, которые осуществляются по основаниям и в порядке, предусмотренных настоящим Законом и другими законами”.
Чтобы стать частным детективом, не достаточно одного желания. Им может быть “физическое лицо, имеющее гражданство Украины, полное высшее юридическое образование или высшее образование по специальности “правоохранительная деятельность”.
Кроме того, человек, претендующий на детективную деятельность должен иметь трехлетний стаж работы в области права или правоохранительной деятельности. И такое лицо должно пройти соответствующее обучение и получить свидетельство о праве на занятие частной детективной деятельностью.
Порядок прохождения обучения детективов (его еще предстоит создать, равно как и учебные программы), повышение их квалификации, выдача свидетельств – все это относится к сфере Уполномоченного органа.
Этот орган будут центральным органом исполнительной власти (ЦОИВ). Он же будет вести реестр частных детективов и обеспечивать работу Комиссии по рассмотрению жалоб на действия субъектов детективной деятельности.
Свидетельство на право предоставлять детективные услуги после прохождения ряда процедур будет выдаваться (на платной основе – один прожиточный минимум по состоянию на 1 января) или не выдаваться. В последнем случае Уполномоченный орган должен будет обосновать свое решение, а кандидат в частные детективы сможет его оспорить в суде. В некоторых случаях свидетельство может временно приостанавливаться.
Не сможет стать частным детективом лицо, которое:
-
имеет непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость за совершение уголовного преступления;
-
признано судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
-
состоит на учете в психоневрологических или наркологических учреждениях здравоохранения;
-
лишено права на занятие частной детективной деятельностью, – в течение двух лет со дня принятия решения уполномоченным органом регулирования о прекращении права на занятие частной детективной деятельностью.
В проекте закона указывается, что с детективной деятельностью несовместима военная или альтернативная служба, нотариальная деятельность и судебно-экспертная работа.
Предусматривается два вида детективной деятельности: индивидуальная и коллективная (агентство). Соответственно частный детектив, который осуществляет свою деятельность индивидуально, является самозанятым лицом. Детективное агентство – юридическое лицо, одним из учредителей которого является частный детектив (общий размер доли учредителей детективного агентства, которые не являются частными детективами, в уставном капитале не может быть более 25%).
Что касается официальных названий, то законопроект обязывает субъектов включать в название слова “частный детектив” или “детективное агентство”. Другим физ- и юрлицам использовать эту терминологию запрещается.
Виды частных детективных услуг устанавливаются в проекте закона, хотя им и не ограничиваются. Приведенный в соответствующей статье не исчерпывающий перечень таков:
-
сбор, фиксирование и исследование сведений, необходимых для рассмотрения дел в уголовном, гражданском, хозяйственном, административном судопроизводстве (заказчиком этого вида услуг может быть только сторона соответствующего производства);
-
изучение рынка, поиск и сбор информации из открытых источников с целью подготовки деловых переговоров заказчика, выяснения финансовой платежеспособности, имущественного состояния и благонадежности потенциальных деловых партнеров;
-
выяснение биографических и других данных, характеризующих личность, в отношении отдельных граждан (по их письменному согласию) при заключении ими трудовых и иных договоров с заказчиком частных детективных услуг (занятия у него соответствующей вакантной должности), выявление их деловых связей, в том числе с конкурентами заказчика, в Украине и за рубежом;
-
поиск лиц, местонахождение которых неизвестно, выяснение причин и обстоятельств их исчезновения, возможностей и условий их возврата, розыск лиц, утративших родственные или дружеские связи;
-
наблюдение за поведением несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных лиц или лиц с инвалидностью по заказу их законных представителей;
-
розыск пропавшего (утраченного или похищенного) имущества, предметов и животных;
-
осуществление мероприятий по воссозданию утраченной (пропавшей) информации по вопросам законных прав и интересов заказчика;
-
выявление фактов незаконного (несанкционированного) сбора информации с целью использования сведений, составляющих коммерческую тайну заказчика, или их разглашения, а также фактов незаконного сбора конфиденциальной информации о физических лицах;
-
поиск, обнаружение и фиксирование фактов незаконного использования прав интеллектуальной собственности, принадлежащих заказчику, а также случаев недобросовестной конкуренции;
-
поиск должников и лиц, уклоняющихся от выполнения своих договорных обязательств, а также принадлежащего им имущества и других активов;
-
обеспечение защиты информации с ограниченным доступом (коммерческой, профессиональной тайны) заказчика;
-
проверка достоверности предоставляемой страховым компаниям информации об обстоятельствах заявленных страховых случаев;
-
сбор информации, которая может быть основанием для обращения заказчика частных детективных услуг в уполномоченные органы исполнительной и / или судебной власти с целью защиты его законных прав и интересов;
-
консультирование по предоставлению частных детективных услуг.
Договор о предоставлении детективных услуг должен будет заключаться в письменной форме. На основании договора частные детективы в своей деятельности получат такие права:
-
обращаться с запросами в органы государственной власти, местного самоуправления, к должностным и служебным лицам, на предприятия, в учреждения, организации, а также к физическим лицам;
-
с согласия предприятий, учреждений, организаций в определенном объеме знакомиться с необходимыми документами и материалами, кроме содержащих информацию с ограниченным доступом;
-
проводить внешний осмотр территорий, сооружений, помещений, других объектов, доступ к которым не ограничен;
-
проводить внешний и внутренний осмотр закрытых для свободного доступа территорий, сооружений, помещений, других объектов с согласия их собственников или законных пользователей;
-
проводить осмотр и изучение материалов, предметов, документов с согласия их собственников или законных пользователей;
-
получать на договорной основе письменные выводы и устные консультации специалистов и экспертов по вопросам, требующим специальных знаний;
-
осуществлять наблюдение на открытой местности, в общественных местах и на транспорте с целью получения необходимой информации;
-
осуществлять на открытой местности и в общественных местах, а в служебных и частных помещениях с письменного согласия собственников (или уполномоченных ими лиц) во время посещения частным детективом этих помещений, фотосъемку, видео- и аудиозапись, а также применять другие технические средства фиксации информации общего назначения, не причиняя вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде;
-
проводить устный опрос лиц с их согласия.
Не смогут частные детективы заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Им будет запрещено выдавать себя за правоохранителей. Будет запрещено собирать информацию, которая составляет гостайну. Нельзя будет скрывать от правоохранительных органов информацию о фактах совершения тяжкого или особо тяжкого уголовного преступления или о приготовлении к совершению такого уголовного правонарушения.
Законопроект запрещает детективам собирать “сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями лиц без предоставления на это письменного согласия этих лиц”.
Предлагается запретить детективам фальсифицировать материалы и полученную информацию.
Но и не каждый гражданин сможет заказать услуги частного детектива. Обращаться к ним законопроект запрещает должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления, кроме депутатов местных советов. То есть, например, президент или нардеп заказать услуги частного детектива не смогут, а член Киевсовета – сможет.
Это следует из формулировки, которая гласит: “Заказчиками частных детективных услуг могут быть физические или юридические лица (кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц, указанных в пункте 1 и подпункте а) пункта 2 части первой статьи 3 Закона Украины “О предотвращении коррупции” (за исключением депутатов местных советов)”.
Сам же частный детектив сможет отказаться от предоставления услуг в случае конфликта интересов. Например, если субъектом частной детективной деятельности предоставлялись или предоставляются аналогичные частные детективные услуги лицам, интересы которых противоречат интересам заказчика и создается конфликт интересов.
Еще одно предложенное основание, которое не даст право детективу заключить договор с заказчиком – если “есть основания полагать, что при предоставлении частных детективных услуг могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других граждан, государственные или национальные интересы”. Обращает на себя внимание, что формулировка звучит слишком общо.
При этом, законопроект гарантирует права детективов, в том числе, относительно детективной тайны. Помимо того, что запрещается любое вмешательство и препятствия осуществлению частной детективной деятельности, запрещается требовать от частного детектива, работника частного детективного агентства, а также от лица, в отношении которого прекращено или приостановлено свидетельство о праве на занятие частной детективной деятельностью, предоставление сведений, составляющих детективную тайну. По этим вопросам указанные лица не могут быть допрошены, кроме случаев, если лицо, доверяющее соответствующие сведения, освободило их от обязанности хранить тайну “в порядке, предусмотренном законом”.
Запрещается также привлекать частного детектива к “конфиденциальному сотрудничеству при проведении оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий”, если такое сотрудничество будет связано или может привести к раскрытию детективной тайны.
Читайте: В Украине могут появиться частные детективы и их агентства
Фото: скрин с Youtube, мультфильм “Следствие ведут колобки”