Директор КП “Главный информационно-вычислительный центр” (ГИВЦ) Станислав Каплуненко рассказал KV, о том, над какими инновации в системе оплаты за ЖКУ работает сейчас ГИВЦ.
KV: Новое руководство КГГА не давно озвучило ряд реформ, которые собирается проводить в т.ч. в сфере оплаты за ЖКУ в городе. ГИВЦ уже к ним готовится?
Станислав Каплуненко: Первый заместитель председателя КГГА Александр Попов пообещал, что киевляне, которые оплачивают счета вовремя, смогут экономить 10% стоимости ЖКУ. Думаю, эта идея будет реализована сразу после приведения тарифов в Киеве к экономически-обоснованного уровню. Такая система внедрена в г. Комсомольск г-ном Поповым, когда он еще был там мэром. ГУ ценовой политики КГГА уже проводит консультации с производителями коммунальных услуг в Киеве относительно этой инициативы, согласовывает данный проект с юристами. Мы в свою очередь заканчиваем разрабатывать новую форму квитанции, и перенастраивать наше программное обеспечение, чтобы учитывать при оплате потребителем коммунальных услуг точную дату перечисления денег банком. Новая форма платежки также будет содержать и другие полезные возможности, которые вскоре смогут оценить киевляне.
KV: И чем принципиально новым будет отличаться новая квитанция?
Станислав Каплуненко: В квитанцию впервые будет вписан тариф, детально расшифрована система начисления любых льгот в денежном выражении с учетом всех проживающих в квартире. За счет этого, сумма, начисленная к оплате, станет абсолютно понятной. Также в новой платежке мы начнем отображать показания всех приборов учета коммунальных услуг, установленных в квартире. Параллельно мы сейчас налаживаем систему передачи показаний этих счетчиков в системе online, в т.ч. SMS-сообщениями от жильцов в ГИВЦ. Но самое главное другое. Когда новый тариф станет полностью покрывать расходы ЖЭКа на содержание дома, у горожан появится возможность не платить за жилищные услуги, которые им реально не оказывались. Например, в доме 5 дней в месяц не работал лифт, или два дня не убирались лестничные клетки, или не вывозился мусор. Наше программное обеспечение будет работать так, что в платежке сразу будет возможность отобразить этот перерасчет.
KV: Когда заработает такая система? Это по вашим оценкам улучшит показатели оплаты горожанами ЖКУ?
Станислав Каплуненко: Новая форма квитанции, которую мы сейчас заканчиваем разрабатывать будет направлена на согласование банкам, после этого, будет направлена в КГГА на утверждение, которое мы надеемся, не затянется, и вероятно до конца года киевляне смогут на практике оценить ее преимущества. Несомненно, она будет больше отвечать интересам потребителей ЖКХ в Киеве. Но для того, чтобы больший процент населения платил за ЖКУ вовремя и не накапливал долги, нужно максимально упростить процедуру проведения самого расчета. Сейчас в Киеве только около 50% жителей оплачивают счета за ЖКУ месяц в месяц, 7% — платят очень не аккуратно и накапливают долги, 43% — платят раз в два-три месяца, и только потому, что им не нравится чаще тратить на эту процедуру свое время. Банки открыты в то время, когда эти люди работают, терминалы многих не устраивают, так как не дают сдачи, или имеют проблемы с приемом купюр. Люди, которые сегодня платят за ЖКУ раз в два-три месяца, не будут стоять в очередях в кассы даже при возможности получить 10% скидку при оплате счета. Наша задача, сделать так, чтобы каждый мог подобрать для себя оптимальный способом проведения платежа. Поэтому совместно с компанией “ABBYY Украина” мы сейчас запускаем инновационный проект по оплате за ЖКУ посредством мобильных телефонов. Думаю, эта услуга через некоторое время станет достаточно популярной в столице.
KV: А подробнее? Какой механизм такого расчета?
Станислав Каплуненко: С представительством компании ABBYY в Украине, мы работаем уже давно. Они предоставили нам программное обеспечение, распознающее рукописные тексты. В ближайшее время эта компания запускает в Израиле проект по оплате ЖКУ с помощью коммуникатора iPhone. Мы заинтересовались этими новыми программными возможностями, и банк “Крещатик” уже согласился совместно с нами начать внедрить у себя эту технологию. В Киеве уже многие пользуются современными коммуникаторами, и одновременно имеют депозитные, кредитные и зарплатные карточки банка “Крещатик”. Для таких людей, вскоре станет доступно платить за ЖКУ, просто сфотографировав штрих-код нашей платежки и отправив фото на специальный электронный ящик банка. Сейчас у “ABBYY Украина” все готово для использования, таким образом, коммуникаторов iPhone. Но вскоре список расширится другими видами коммуникаторов (играет роль параметры сохранения изображения), а примеру “Крещатика” наверняка захотят последовать и другие банки. Финансовым учреждениям, которым придется закупить для настройки такой услуги новое программное обеспечение, это выгодно. Переход на такой вид проведения оплаты за ЖКУ позволит им разгрузить работу касс, исключить из оборота бумажные носители информации. Думаю, если мы даже и не успеем ввести такую услугу быстрее чем в Израиле, то первыми в СНГ будем точно.
Беседовал: Александр Красногородский