Старые генеральные планы Киева

Старые генеральные планы Киева

v:* {behavior:url(#default#VML);}

o:* {behavior:url(#default#VML);}

w:* {behavior:url(#default#VML);}

.shape {behavior:url(#default#VML);}

Недавно на одном из форумов нашел ссылку на сайт института “Киевгенплан”, где собраны карты генпланов Киева предыдущих лет. Так как карты представляют большой интерес с точки зрения истории и развития Киева, я решил провести небольшой их анализ — что было спроектировано, что построено, а что так и осталось на бумаге.

Генеральный план 1936 года

Старые генеральные планы Киева 

Генеральный план 1936 года — наиболее масштабный по переменам и по отличиям от современного Киева, хотя некое планировочное сходство все же есть. Центральная часть города такая же как и сейчас, разве что между Софиевской и Михайловской площадями изображена огромная площадь, запланированная за счет сноса Присутственных мест, видны контуры двух симметричных правительственных зданий на месте Михайловского собора (одного из которых является современным МИДом).

Печерск тоже более-менее похож на современный — изображен будущий бульвар Леси Украинки (проложенный через старую малоэтажную застройку только в конце 50-х), виден так и не воплощенный сталинский ансамбль Печерской площади. Правда, площадь пересекает неосуществленная магистраль от Красноармейской через северный Зверинец и до будущего моста Патона. После пересечения с будущим бульваром Дружбы Народов, бульвар Леси Украинки завершается просторной круговой развязкой с парком.

Юг и юго-запад в те годы не отдавался под застройку новыми районами, да и ничего интересного там не предполагалось. Стоит лишь заметить, что Одесской трассы еще нет, и дорога на юг идет по старому Васильковскому пути через территорию нынешнего ВДНХ.

В западной части города изменений гораздо больше — юго-западная трасса (Борщаговская улица и проспект Комарова) запланирована как бульвар, на участке между нынешними Индустриальным мостом и НАУ изображена огромная площадь (площадям, как видим, тогда уделяли большое внимание; еще одну крупную площадь можно увидеть на Соломенке). У западной границы города изображено некое кольцо, к сожалению, рассмотреть подпись нет возможности; еще одно такое кольцо, в два раза крупнее, изображено на месте Нивок и Сырецкого лесопарка.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook 

На северо-западе видны две радиальные трассы, похожие на нынешние улицы Мельникова, Щусева, Стеценко и Фрунзе с Вышгородской.

Один из самых интересных моментов в данном генплане — Труханов остров, разделенный на целых четыре части! Все они соединены мостами, а на центральном острове создана очередная масштабная площадь.

А теперь перейдем к Левому берегу. Первое, что бросается в глаза, это новый порт на месте Русановки и Березняков. Как мне кажется, не лучшее место для порта. Соцгород расширен вдвое за счет территории нынешнего Северо-Броварского (Комсомольского) массива, Харьковское шоссе проходит по югу Старой Дарницы, а на Воскресенке строится железнодорожный разъезд с веткой на северо-восток.

На более поздних планах вплоть до 1966 года он еще присутствует, а вот в наше время виден только на спутниковом снимке в виде треугольника, образованного железнодорожной кривой, улицей Марка Черемшины и дачной улицей “Пилот”.

Генеральный план 1947 года

Старые генеральные планы Киева

Послевоенный генплан города представлял собой практически то же самое, что и в 1936 году, разве что на шаг ближе к сегодняшнему дню. Отличия:

·  Бульвар Дружбы народов (Автострада) приобрел современную трассу, более спрямленную;

·  Появились Борщаговка и Нивки, хотя в довольно абстрактном виде;

·  Запроектирован район на месте Сырецкого лесопарка, примерно там, где сейчас расположена северная часть Нивок с микрорайонами Цветоводство-1 и Цветоводство-2;

·  Всю территорию нынешней Воскресенки занимает новая железнодорожная ветка с разъездами;

·  На плане Соцгорода исчезли “косые” проспекты Мира и Гагарина, все улицы пересекаются под прямым углом, чуть севернее Ленинградской площади небольшой парк;

·  Каналы на Трухановом острове значительно уменьшились в размерах.

Генеральный план 1966 года

Старые генеральные планы Киева

Генплан 1966 года — первый шаг к современному Киеву. Здесь мы уже видим такие привычные глазу районы как Оболонь, Троещина (правда, с совершенно незнакомой прямоугольной сеткой улиц), Харьковский, Лесной (вытянутый вдоль Броварского шоссе), Виноградарь…

Киев окружает замкнутая Кольцевая дорога (44 года назад!). Добрая половина запроектированных жилых массивов так и не была построена — на месте Русановских садов, ряд массивов вдоль левого берега Днепра к югу от Осокорков (в современном генплане они тоже есть), Пирогово, Жуляны (очевидно, с переносом аэропорта). А сколько новых трасс! Радиальная трасса от Подола до Виноградаря через Сырец с несколькими тоннелями, продолжение Дягтяревской от проспекта Победы через промзону в сторону Окружной, трасса от бульвара Леси Украинки через Протасов яр в сторону Теремков, также с тоннелями, оба моста — Дарницкий и Подольско-Воскресенский с прилегающими проспектами, проспект Ватутина, уходящий в область. Кстати, железнодорожный разъезд на Воскресенке все еще присутствует в планах — теперь отходящая от него ветка огибает Троещину с востока и уходит на север, из-за нее Воскресенка лишалась микрорайона Кибальчич.

А на Трухановом острове совсем исчезли каналы, зато прибавились у Троещины и Оболони — на месте Радужного массива, вдоль проспекта Маяковского и Оболонского проспекта. Как хорошо продуманы все транспортные связи — воистину генплан космической эпохи! В таком Киеве я бы пожил 🙂

Генеральный план 1986 года

Старые генеральные планы Киева

1986 год — это почти уже современный Киев. Практически все современные районы построены, направления и радиусы определены, ничего сверхнового не придумаешь, поэтому проектировщики пошли в область. На этом плане мы видим, что границы Киева расширились аж до Лютежа, который по-видимому стал еще одним спальным районом Киева (интересно, а как туда добираться от Большого Киева?), Вышгород прирос еще двумя районами размером с сам городок, и вдоль Обуховской трассы выросло нечто огромное, очевидно, тоже с транспортными проблемами.

Петропавловская и Софиевская Борщаговки уничтожены, на их месте лесопарки. Бортничи также постигла печальная участь, на их месте огромная промзона. Кольцевая все еще замкнутая, как и на плане 1966 года, на юго-востоке она прорезает так и не построенные южные Осокорки на месте озер и лугов.

Вдоль Левого берега проходит трасса, сначала по ветке железной дороги, а потом переходящая в улицу Оноре де Бальзака на Троещине, приросшей одноименным селом. Воскресенский железнодорожный разъезд наконец исчез, уступив место многоэтажкам на улицах Кибальчича и Закревского.

Тоже интересный вариант развития Киева, но меньше мне понравившийся, скорее из-за того, что он больше всех похож на современный Киев.

Старые генеральные планы Киева

источник interesniy-kiev.livejournal.com

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
09:00 Нещодавно столична міськрада ухвалила програму управління об’єктами комунальної власності, розраховану на період 2025-2027 років. Усього на її реалізацію планується витратити 251,3 млн гривень,…
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Banner
QlU7mDx4