В начале августа главный перевозчик Обуховского района повысил тарифы на проезд на четверть. Платить полсотни за дорогу на работу и домой местные жители оказались не готовы, к тому же не увидели объективных причин для новых тарифов. По этой причине они инициировали сбор подписей и обратились к местным властям, дабы добиться отмены повышения. В результате на сессии Обуховского горсовета было решено обратиться в Киевскую облгосадминистрацию и Антимонопольный комитет с просьбой проверить перевозчика “на вшивость”.
Как стало известно KV, 23 августа 2018 года состоялось заседание Обуховского горсовета. На нем рассмотрели проект решения “О рассмотрении коллективного обращения к Обуховскому городскому голове и городскому совету о повышении ООО “Обуховтранс” стоимости проезда на пригородных маршрутах”.
Сессия горсовета
Проект решения предполагал создать депутатское обращение в Киевскую облгосадминистрацию (КОГА, председатель Александр Горган) с просьбой проверить экономически-юридическую обоснованность поднятия “Обуховтрансом” тарифа на проезд на 25% (с 20 до 25 гривен), а также в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ, председатель Юрий Терентьев) с требованием провести проверку перевозчика на предмет соблюдения экономической конкуренции при формировании тарифов.
Проект решения базировался на инициативе жителей Обухова, которые решили обратиться к горсовету с требованием провести проверку экономического обоснования повышения проезда. Для этого 11 августа инициативная группа обуховчан во главе с местной жительницей Верой Терещенко начала сбор подписей. Всего под обращением подписалось 670 человек.
Люди считают, что цена в 25 гривен ничем не оправдана. В обращении сказано: цена на топливо с 16 января по 9 августа 2018 года не поднималась больше, чем на 10%, что не дает права перевозчику невозбранно повышать цену. Следовательно, нарушена Методика расчета тарифов.
Мнения сторон
Одна из инициаторов сбора подписей, Вера Терещенко, отмечает, что директор не смог ни устно, ни письменно обосновать повышение тарифа. Кроме того, активистка указывает, что в обращении люди опасаются возможной монополизации перевозок в районе “Обуховтрансом”.
“Учитывая то, что осенью цена на топливо скакнет вверх, с ней можно ожидать и очередного поднятия цены проезда. Сейчас мы улучили момент, когда можно сослаться на законодательство и потребовать снижения тарифа на проезд. Поскольку внятного обоснования, объяснения повышения цены мы от перевозчика не получили. На комиссиях мы внимательно слушали господина Лукьяненка, и слышали лишь слезы и нытье. Но почему простые люди должны жалеть бизнесмена и депутата, который не первый год на рынке и имеет большие преференции от власти? Кроме того, маленьких перевозчиков у нас не пускают по понятным причинам, а больших ждут рейдерские захваты”.
В фейсбуке она указала, что на сессии нашлись сторонники курса ООО “Обуховтранс”. И действительно, во время заседания горсовета выступил представитель “Всеукраинской ассоциации пассажиров”, который утверждает, что это еще невысокая цена проезда.
“На сегодняшний день в Киево-Святошинском районе, в целом в Киевской области перевозчики работают по тарифу 86 коп/км. На этом рынке воцаряется монополия, вытесняются честные и прозрачные перевозчики. Мы в Ассоциации считаем, что 67 коп/км – нормальная цена. Зайди сюда монополист, цена составляла бы 40 грн/пассажира. Вы проверьте, промониторьте ситуацию с перевозками, сравните, кто за сколько возит, чтобы иметь представление”.
А сотрудник ООО “Обуховтранса” Сергей Штурма (как указано на его странице в Facebook, он работает там инженером) считает, что “монополия” пошла только на пользу. Так он написал в группе “Обуховская маршрутка” в Facebook.
“Обуховтранс” – “монополист”! Единственный пассажирский перевозчик в районе. Не допускает конкурентов на рынок пассажирских перевозок. Остается единственным перевозчиком уже 22 года. Поднимает стоимость проезда “как хочет и когда хочет”. “Никто ему не указ!” “Все куплено! За все заплачено”! И что имеем в результате? Одна из самых низких стоимость проезда в области (несмотря на то, что другие районы имеют по 2-6 перевозчиков); перевозка льготников; каждый населенный пункт обеспечен ежедневным автобусным сообщением; обуховчане имеют возможность пользоваться автобусами с 6-00 до 24-00; половина автобусов – Мерседесы”.
На заседании в адрес директора “Обуховтранса” Александра Лукьяненко сыпались благодарности от представителя местной организации ветеранов АТО Александра Кучмы, а также от представительницы ОО “Материнское сердце” Веры Ищенко за оказываемую предприятием финансовую и другую помощь.
“Сторону общины по запросу поддержали лишь отдельные депутаты и неравнодушные граждане, а еще депутат Верховной Рады (Виктор Романюк, парламентарий от “Народного Фронта”, – KV) по нашему округу, чем очень разозлил местные власти” – пишет активистка Вера Терещенко.
Соседи
В других населенных пунктах Обуховского района, которые обслуживает “Обуховтранс”, также недовольны повышением цены. К примеру, в Подгорцах цена в 25 грн за поездку по маршруту “Обухов – автостанция “Выдубичи” не имеет смысла, поскольку населенный пункт находится аккурат между Киевом и Обуховом. Об этом KV рассказал Подгорский сельский голова Сергей Кравченко.
“Мимо нас проходят 2 маршрутки — 309 и 310. Обе от Обуховтранса, в обеих проезд подорожал до 25 грн., если не ошибаюсь с 10 августа (до этого было 20 грн.) Проблема для Подгорцев заключается еще в одном — в этих маршрутах отсутствует дифференциация проезда. То есть, нет разницы, откуда едешь. Что с Обухова в Киев, что с Подгорцев — 25 грн. А Подгорцы находятся на полпути маршрута. У нас народ недоволен, но жалуется устно. Я думаю, мы просто сессией поддержим решение Обухова”.
В городе Украинка Обуховского района также готовы рассмотреть вопрос о поддержке решения сессии Обуховского горсовета. Само заседание Украинского горсовета должно состояться в начале сентября, однако повестка дня еще не готова. Об этом KV рассказала депутат совета Лариса Луценко (фракция “Радикальная партия Олега Ляшка”).
“Этот вопрос, скорее всего, будет рассматриваться на грядущей сессии, но вопросы нам еще не рассылали и как именно выглядит проект решения, пока нельзя сказать. Но мы недовольны повышением цен, которое нам объяснили лишь формально, на уровне “потому что”. Дескать, у предприятия самый низкий тариф, надо его поднять. Услуги предоставляются ужасные, это факт. Могу смело говорить об этом, поскольку знаю со своего опыта – добираться проще на попутках, чем на маршрутке, которая заполняется 40 минут, а дорога в целом занимает в лучшем случае полтора часа”.
Местная активистка Анна Пиюк говорит, что жители Украинки, как и жители Подгорцев, недовольство высказывают устно – но когда пришло время действовать, на акцию (была идея перекрыть одну из главных дорог в знак протеста) пришло около 50 человек, хотя велась широкая агитация.
Консенсус и кооперация
Между тем, депутат Обуховского горсовета Богдан Яцун (фракция “Всеукраинское объединение “Свобода”) говорит: достигнуть консенсуса реально. Сперва нужно достигнуть минимума, о котором просят люди – внятного аргументирования повышений цен в принципе. А в идеале – провести комплексную работу.
“Должен быть диалог между “Обуховтрансом” и общиной. Ключевая вещь – тарифообразование: оно должно быть прозрачным и понятным людям, с четкой аргументацией. Я думаю, причина того, как отреагировали люди, кроется не только в самом факте повышении цены на 25%, но и в том, что люди не поняли, почему оно произошло. Как и сказано в обращении, тому нет объективных причин – цена горючего не возросла с января этого года, минимальная зарплата осталась также на прежнем уровне. В идеале городу надо проанализировать, все ли доступные средства используются для обеспечения нужд жителей в сообщении с Киевом; правильна ли политика, при которой лишь один подрядчик выполняет перевозки между городом и столицей, или нужны другие варианты. Нужно привлечь перевозчика, общину, разработать коммунальный маршрут параллельно существующему. Это серьезные вещи, которые требуют серьезного анализа. Это задача местной власти, которая должна понять, можно ли улучшить качество перевозок”.
Обуховтранс
Собственник компании “Обуховтранс”, депутат Обуховского горсовета от “Самопомощи” Александр Лукьяненко сам попросил поддержать депутатов обращение к КОГА и в АМКУ.
“В связи с тем, что пригородные перевозки находятся в полной в компетенции Киевской областной государственной администрации, и Антимонопольного комитета Украины, я хочу, чтобы депутаты городского совета поддержали обращение, которое подала община Обухова. Обращение прошло все комиссии, потому добавить мне нечего. Мы поддержим общину во избежание заангажированности, спекуляций, политики и прочего”.
Согласно информации на официальном сайте главного пассажироперевозчика Обуховского района – ООО “Обуховтранс” – основанием для повышения стоимости проезда стала необходимость в оснащении автобусов современным оборудованием, которое позволит гарантировать полную безопасность пассажирам.
Отметим, компания ООО “Обуховтранс” зарегистрирована 13 мая 2003 года. Уставной капитал составляет 18,5 тыс. гривен. Ее руководителем является Александр Лукьяненко. Владельцами предприятия значатся Юрий Мельник (49%), Галина Лукьяненко (46%) и Александр Лукьяненко (5%), который также на сегодняшний день является действующим депутатом Обуховского горсовета от “Объединения “Самопомощь”. Кроме того, он входит в состав комиссии Обуховского горсовета по вопросам регулирования земельных отношений, экологии и охраны окружающей среды. В то время как другой совладелец ООО “Обуховтранс” Юрий Мельник является крупным обуховским застройщиком. Его компания ЧП “Золотой ключ” в нынешнее время ведет в Обухове строительство одноименного ЖК.
Напомним, 10 августа 2018 года главный пассажироперевозчик Обуховского района – ООО “Обуховтранс” – поднял цены на свои услуги на 25%. Теперь дорога из Обухова или Украинки в Киев и обратно будет обходиться в 50 гривен. Основной аргумент – нам нужны деньги, чтобы конкурировать с другими перевозчиками и не потерять выгодные маршруты. Примечательно, что собственник компании-перевозчика заседает в Обуховском горсовете и официально регулирует местный рынок перевозок.
Читайте: Компания депутата-перевозчика на четверть повысила стоимость проезда из Киева в Обухов и Украинку
А 7 октября 2017 года повышение цен проезда на своих маршрутах в “Обуховтрансе” объяснили ростом цен на горючее, запчасти, автобусы, техническое обслуживание, коммунальные услуги. Стоимость 1 пассажиро-километра поднялась с 48 до 53 копеек, таким образом с 18 гривен цена поднялась до 20 за поездку.
Читайте: Бесконечная история. В Киевской области может снова подорожать междугородный проезд
Фото: коллаж KV, карикатура Деловой Макаров