Киевская власть намерена создать единого оператора по предоставлению провайдерам Телеком и Интернет услуг права доступа к объектам коммунальной собственности, включая жилые дома. Если чиновники не будут жадничать, данный вид бизнеса сможет начать динамично развиваться, горбюджет получит новый источник пополнения, а горожанам представится широкий выбор.
Проект решения Киеврады “О вопросах упорядочивания деятельности субъектов хозяйствования в сфере связи и информационных технологий” предлагает сделать оператором по мониторингу, координации и контролю прокладки телекоммуникационных сетей и предоставлению услуг населению провайдерами связи, интернет и кабельного телевидения КП “Киевжильеспецэксплуатация”. Горсовет планирует поручить КП, разработать и вести базу данных телекоммуникационных сетей города, и заключать с провайдерами хозяйственные договора, на основании которых им разрешат в обмен на арендную плату доступ к инженерным коммуникациям домов и сооружений города. По замыслу чиновников, дополнительных затрат город при переходе на новый формат отношения с бизнесменами не понесет, а существенно пополнить городскую казну провайдеры смогут.
После ликвидации райрад в столице весь жилой и не жилой фонд перешел на баланс Киеврады. А значит и договора, по которым провайдеры сегодня еще платят за доступ к объектам коммунальной собственности районным структурам, им в любом случае нужно подписывать с новым юрлицом. В Интернет-ассоциации Украины (ИнАУ) намерение мэрии создать в городе единого отраслевого регулятора оценивают весьма позитивно. Ведь сегодня операторы рынка сталкиваются с тем, что в каждом районе города для подводки их сетей к потенциальным абонентам предъявляют совершенно разные требования и озвучивают различные расценки. Из-за отсутствия единых правил в некоторые дома провайдеры попасть не могут вообще.
Проблема касается в основном жилого фонда. Многие райрады Киева до последнего времени руководствовались собственными принятыми на сессиях порядками, и тарифами. В других районах процедуры завода кабельных сетей в дома вообще отсутствуют, и начальники ЖЭКов насчитывают провайдерам к оплате столько, сколько сочтут нужным. Сегодня плата за установку в подъезде антивандального бокса с оборудованием провайдера по Киеву варьируется от 10 до 400 грн. Та же ситуация с тарифами на аренду места в слаботочных стояках. “Однако, готовность провайдера платить за аренду слаботочного стояка, и готовность эксплуатационной компании принимать такой платеж, не гарантирует места в этом самом стояке — и это проблема”,— говорит директор ООО Укртранссеть” (ТМ Summa Telekom) Максим Евдокимов. По словам операторов рынка, в такой ситуации страдает городской бюджет и, лишенные права выбора, горожане. В некоторых микрорайонах Киева зайти со своим оборудованием в дом провайдеру вообще не возможно, так как за эксклюзивный доступ к зданию на неофициальном уровне уже кто-то хорошо заплатил. “С руководителями домов ОСМД и ЖСК пока единые правила завода кабельных сетей в дом не будут установлены на государственном уровне, конечно, и далее придется договариваться в индивидуальном порядке. Но в отношении коммунальных домов, которых пока в Киеве большинство, Киевраде решить вопрос вполне по силам”,— говорит исполнительный директор ИнАУ Владимир Куковский.
Не нравится операторам рынка в инициативах КГГА другое. Соответствующий проект решения Киеврады требует от КП “Киевжильеспецэксплуатация” заключать с провайдерами договора и насчитать им арендную плату на основании решения Киеврады № 6/1061 от 22 января 2009г. Этим документом, была утверждена методика расчета арендной платы за пользование и прокладку телекоммуникационных сетей, как в домах, так и по городским мостам, тоннелям метрополитена, и пр. По предложенной формуле стоимость доступа к коммунальному имуществу определяется, исходя из параметров кабеля, стоимости коммунального имущества, по которому он прокладывается, и с учетом множества коэффициентов, которые невозможно рассчитать на практике. При этом стоимость аренды каждого элемента городской инфраструктуры (кабельной канализации, мостов, коллекторов, туннелей метро, оборудования, станционных и линейных сооружений, жилых и нежилых зданий) должна определяться экспертным путем. Но, в решении Киеврады бюджет на эти цели предусмотрен не был. “А каждое новое абонентское подключение, согласно утвержденной методике, фактически требует отдельного разрешения и согласования отдельного проекта, что не реально. Все это создает возможность для создания теневых и коррупционных схем”,— объясняет член правления ИнАУ Дмитрий Грищук, возглавляющий межведомственную рабочую группу по вопросам доступа к кабельной инфраструктуре.
Решение Киеврады № 6/1061 принималось с нарушением регуляторной процедуры. Изменить его впоследствии, хоть и безрезультатно, требовали и АМКУ и городская прокуратура. Сейчас в мэрии вроде бы согласны с необходимостью изменения этой методики. По словам г-на Куковского, представители КГГА в январе озвучили это на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам доступа к кабельной инфраструктуре, и признались, что указанной методикой в городе все равно никто не пользовался. В ИнАУ надеются, что новая формула расчета тарифа за доступ сетей провайдера к городскому имуществу будет разработана при участии операторов рынка, и это будет отображено в решении горсовета по данному вопросу.
По мнению операторов рынка, новая методика расчета платы провайдеров за пользование городской инженерией может основываться на количестве оборудования или метража кабелей подведенных к любому объекту, а может быть и предельно простой. “Можно дать возможность любому оператору интернета или кабельного телевидения разместить в доме свое оборудование, и брать с него ежемесячно разумную цену, к примеру, 0,5 грн., за каждую квартиру, которая потенциально к этому оборудованию может быть подключена. Это абсолютно прозрачная схема, которая бы устроила и участников рынка и город. Интересы бюджета были бы соблюдены в полной мере, и поступления из этого источника было бы легко контролировать”,— считает г-н Грищук. Помнению генерального директора ООО “Фринет” (ТМ “Оз”) Виктора Фролова столичной власти в вопросе утверждения тарифа главное не жадничать, и не пытаться сделать из провайдеров основной источник пополнения бюджета.
В Киеве около 1,2 млн. квартир. По подсчетам KV, даже если на 1 квартиру будет претендовать всего 1 провайдер, такой подход (тариф в 0,5 грн. за доступ к одному потенциальному клиенту) даст городу более 7 млн. грн. дохода в год. Но, в Киеве сегодня работает около 30 операторов кабельного телевидения и до 10 операторов проводной телефонии, многие из которых при приемлемой стоимости захода в дом со своим оборудованием могли бы более активно начать развивать свой бизнес. Услуги интернет в Киеве предлагают по разным оценкам вообще от 1,5 до 2 тыс. субъектов, более сотни из которых, смогут назваться провайдерами после принятия на государственном уровне решения об их лицензировании.
Анастасия Александрина