Строительство метро на Виноградарь доверили российскому бизнесмену

Строительство метро на Виноградарь доверили российскому бизнесмену

Скандальный тендер на строительство метро на Виноградарь выиграла компания ПАО “Киевметрострой”. За полгода до этого в компании произошла смена акционеров, которую в Киевсовете назвали рейдерской атакой: доля украинских бизнесменов перешла к оффшорным компаниям и теперь предприятие полностью контролируется российским бизнесменом Сергеем Кияшко. И хотя у КП “Киевский метрополитен” было достаточно времени, чтобы разобраться в ситуации, руководство КП согласилось подписать рискованный договор почти на 6 млрд гривен. И это при том, что столичная подземка до сих пор не может рассчитаться с миллиардными долгами за покупку вагонов у компании с российскими корнями.

Как  стало известно KV из объявления электронной системы публичных закупок ProZorro, 20 ноября 2018 года КП “Киевский метрополитен”(*) заключил договор с ПАО “Киевметрострой” (**) на строительство первой очереди метро на Виноградарь на  участке Сырецко-Печерской линии метрополитена от станции “Сырец” на жилой массив Виноградарь.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Линию с электродепо в Подольском районе должны проложить на участке от станции “Сырец” до станции “Проспект Правды” со строительством двух станций  – “Мостицкая” и “Проспект Правды”, а также участком вилочного ответвления в сторону станции “Виноградарь”. Стоимость соглашения составила 5,9 млрд гривен.

В этот же день КП “Киевский метрополитен” и ПАО “Киевметрострой” заключили дополнительное соглашение, согласно которому финансирование строительства в 2018 году составит 1,48 млрд гривен, а в следующие периоды – 4,49 млрд гривен.

Что и когда должно быть построено

Согласно договору, подрядчик должен построить 3,7 км линии метрополитена, включая 1,3 км закрытым способом прокладки и  2,4 км – открытым. Длина эксплуатационной линии должна составить 3,78 км с двумя станциями метро (“Проспект Правды” и Мостицкая“) для 5 вагонов метро с возможностью движения до 40 км/час. Среднее расстояние между станциями – 1,63 км.

Длина станционной платформы метро должна составить 104 метра. Пропускная способность линии на перспективу должна составить 40 пар поездов в час, расчетный пассажиропоток станций – 259,8 тыс. человек в сутки,  в час пик – 34 тыс. человек.

Линия должна продолжить ранее построенный участок Сырецко-Печерской линии метрополитена, с ранее построенной станцией метрополитена “Сырец”. При строительстве, для лиц с ограниченными возможностями должны быть предусмотрены: пандусы, специальные лифты, перила, рельефные ограничительные полосы на платформах.

Предполагается, что станция метро  “Мостицкая” будет расположена на пересечении улиц Межевая, Северо-Сырецкая и Белицкая, она запроектирована с одним подземным вестибюлем и эвакуационным выходом из другого конца платформы. Выходы №1 и №2 находятся по обе стороны улицы Белицкая, выход №3 – на ул. Межевая.

Станция “Проспект Правды” – временно конечная станция участка, который в перспективе планируют продлить до площади Шевченко. Станция должна быть расположена на пересечении ул. Межевая и пр. Правды. В связи с плотной городской застройкой в месте размещения станции на ул. Межевая платформенный участок станции предусмотрен с боковым размещением платформ. Вестибюль станции спроектирован в виде двухпролетной, четырехуровневой рамной конструкцией колонного типа.

Согласно договору, все работы должны быть выполнены до 1 ноября 2021 года.

Как выбирали подрядчика

Напомним, тендер проводили дважды.

Первый был объявлен в январе 2018 года с ожидаемой стоимостью в 6,322 млрд гривен.

Однако он не состоялся по причине “невозможности устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам публичных закупок”. Тогда к процедуре возникли ряд вопросов у потенциальных участников, а ООО “Строительная компания “Адамант” подало жалобу в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Суть ее состояла в том, что КП “Киевский метрополитен”, по мнению руководства “СК “Адамант”, устанавливает дискриминационные требования в части оформления тендерной документации и в части квалификационных требований. В компании посчитали, что заказчик необоснованно расширил список требований к специалистам. АМКУ принял жалобу к рассмотрению, однако остановил ее рассмотрение в связи с тем, что заявитель ее отклонил.

Читайте: Первая попытка начать строительство метро на Виноградарь провалилась

Второй тендер КП “Киевский метрополитен” объявил 4 октября 2018 года с новой ожидаемой стоимостью в 5,99 млрд гривен.

За право строить метро на Виноградарь боролись три компании: ПАО “Киевметрострой”,  ЧАО “Строительная ассоциация Интерстроймонтаж” (***) и ЧАО “Специализированное строительно-монтажное управление “Туннельстрой” (****). Впрочем, тендерный комитет не допустил ЧАО “Специализированное строительно-монтажное управление “Туннельстрой” к дальнейшей оценке его предложения из-за несоответствия поданных документов квалификационным требованиям (не предоставлена справка о наличии транспорта, наличии оборудования, свидетельства о регистрации ТС и пр.).

В итоге, в торгах приняли участие две компании: ЧАО “Строительная ассоциация “Интерстроймонтаж” (их предложение составило 5,988 млрд гривен) и  ПАО “Киевметрострой” – с предложением 5,981 млрд гривен.

Отметим, что 8 ноября 2018 года Государственная аудиторская служба провела мониторинг этой закупки. Причиной стали сообщения в СМИ, содержащие сведения о наличии признаков нарушения законодательства в сфере публичных закупок. Но Госаудитслужба проанализировала различную документацию по тендеру и нарушений не выявила.

О победителе тендера

Согласно данным аналитической системы Youcontrol, компания ПАО “Киевметрострой”  существует с 1994 года, и до 1996-го существовала как Украинская государственная корпорация по строительству метрополитенов и тоннелей “Укрметротоннельстрой”.

Напомним, 15 ноября этого года  во время заседания Киевсовета трое депутатов заявили о “захвате” ПАО “Киевметрострой”. Так, депутат Владимир Назаренко (фракция “ВО “Свобода”) заявил о том, что на “Киевметрострой” произошла рейдерская атака.  Депутат Олег Петровец (фракция “Солидарность”) сообщил, что в процессе конкуренции между двумя субъектами хоздеятельности “произошла кража акций”. В свою очередь депутат Александр Харченко (фракция “Солидарность”) заявил, что “предприятие фактически украли”. Депутаты делали акцент на том, что все произошло в канун выделения “Киевметрострою” серьезного финансирования на строительство метро.

Читайте: В Киевсовете заявили о рейдерском захвате ПАО “Киевметрострой”

Отметим, акционеры ПАО “Киевметрострой” менялись за последний год трижды. В первом квартале 2018 года совладельцами ПАО “Киевметрострой” были: “Вантарис Лтд” (Виргинские острова, оффшор) – 22,7% акций, “T&A Industries Ltd” (Доминика, оффшор) – 8,37% акций, “Березаниа Холдинг Лтд” (Кипр, оффшор) – 15% акций, ПАО “Вестинтро” (*****) – 23,39% акций и ПАО “Интровест” (******) – 23,39% акций.

Последние две украинские компании входят в группу украинского адвоката “Андрей Кравец и партнеры”. В обеих компаниях числится 4 учредителя со следующими долями: Андрей Кравец – 16,46%, Владимир Петренко – 54,2%, Олег Токарев – 26,22%, Владимир Ярмоленко – 3,11%.

Но во втором квартале этого года украинские компании “выпали” из акционеров ПАО “Киевметрострой”, а их доли получили “Катсана Лтд” (Кипр) и “Контемпорари Констракшн Системз ЛЛП” (Британия).

В третьем квартале 2018-го пакет акций “Березаниа Холдинг Лтд” перешел к “Sun Capital Private Foundation” (Панама).

А 31 октября 2018 года был сменен и руководитель предприятия. Вместо Александра Метелицы, который руководил ПАО одиннадцать лет, был назначен некий Василий Кобиль.

По данным Единого госреестра юрлиц, сейчас конечным бенефициарным собственником ПАО “Киевметрострой” является известный российский бизнесмен Сергей Кияшко, а Владимир Петренко в бенефициарах больше не значится.

По данным Smida, с 2012 года Кияшко работал главой комитета по вознаграждениям и назначениям российского ЗАО “Вагонмаш” (Санкт-Петербург, Россия, которое в советские времена занималось производством вагонов для железных дорог и метро). До 2017 года Сергей Кияшко был прописан в Москве, на ул. Габричевского. Сейчас зарегистрирован в Киеве.

Компании-учредители ПАО “Киевметрострой” ранее уже всплывали в скандалах. Так, “Контемпорари Констракшн Системз ЛЛП”, которое сейчас владеет 23,39 акций этого ПАО, также является владельцем 74,11% акций ЧАО “СК “Укрпромстрах” (а его конечным бенефициаром является Юрий Дробот). В октябре 2015 года программа “Схемы” выпустила расследование, в котором говорится, что конечным бенефициаром компании дочери экс-главы СБУ Валентина Наливайчено “Смайл Холдинг Украина” является Gevers invest ltd (Белиз). Этот оффшор также был и, возможно, остается среди участников “Контемпорари Констракшн Системз ЛЛП”.

Другой владелец акций – “Березаниа Холдинг Лтд”, согласно данным сайта “Наші гроші”, был получателем денег в схеме “Премьер Лизинг” во времена Януковича. Издание пишет, что “Премьер Лизинг” получало миллиардные подряды в системе “Укрзализныци”, а “Березаниа Холдинг Лтд” получало проценты по займу, который “Премьер Лизинг” взял у британской “Burlesk Entertainment LLP”.

Нужно отметить, что КП “Киевский метрополитен” имело достаточно времени, чтобы ознакомиться со всеми подозрительными изменениями акционеров до подписания договора. И отменить тендер КП тоже могло, как это неоднократно “проделывали” столичные коммунальные предприятия под соусом отклонения всех предложений по “такой-то причине”. А причины разные: отсутствие дальнейшей необходимости закупки, уменьшение финансирования или “выдуманные” недочеты в документах участников. Собственно, как поступил тендерный комитет КП “Киевский метрополитен” во время первого тендера по строительству метро на Виноградарь.

Отметим, что с 2009 года ПАО “Киевметрострой”, по данным Zакупівлі, освоило на тендерах более 10 млрд гривен. Львиную долю подрядов предприятие выиграло у КП “Киевский метрополитен” и ЧАО “АК “Киевводоканал”. Также предприятие работало с КП “Харьковская дирекция строительства метрополитена”.

ПАО “Киевмерострой” является фигурантом нескольких уголовных дел. В сентябре 2018 года, во время проведения первого тендера КП “Киевский метрополитен”, правоохранители заподозрили руководство предприятия в подделке документов. KV уже сообщала о том, что  решением от 21 августа 2018 года Шевченковский районный суд предоставлял Шевченковскому управлению полиции Киева доступ к документам (с возможностью изъятия их копий), находящихся в ПАО “КБ ”Глобус”. Речь идет о банковской гарантии ПАО “Киевметрострой” для обеспечения участия предприятия в тендере по строительству участка Сырецко-Печерской линии метрополитена.

Читайте: Потенциального подрядчика по строительству метро на Виноградарь подозревают в подделке документов

Напомним, что Киевская горгосадминистрация (КГГА) одобрила ТЭО строительства Сырецко-Печерской линии метрополитена от станции “Сырец” на Виноградарь в августе 2017 года. Согласно сметной документации, строительство “затянет” минимум на 11 млрд гривен. Первую очередь, которая предусматривает строительство двух станций метро, обещали построить в течение трех лет.

Читайте: КГГА утвердила расходы на строительство метро на Виноградарь (документ)

О долгах столичной подземки

В то же время стоит напомнить об огромных долгах КП “Киевский метрополитен”.

Как ранее сообщала KV, сейчас КП “Киевский метрополитен” отдает все заработанные деньги в счет погашения долга за 100 вагонов метро, полученных в 2010-2012 годах по лизинговому договору. Согласно проекту мирового соглашения, чтобы нормализовать работу столичного метро, КП “Киевский метрополитен” должно выплатить ООО “Австро-Венгерская лизинговая компания” (правопреемник ООО “Укррослизинг”) 930 млн гривен до конца 2018 года, а оставшуюся сумму – до конца 2019 года.

Читайте: Киеву будет трудно расплатиться с “австро-венграми” по долгам метрополитена

Впрочем, 20.11.2018 года, при внесении изменений в бюджет Киева на 2018 год, Киевсовет предусмотрел потратить на погашение долгов своего коммунального предприятия только 478 млн гривен. При том, что сам КП “Киевский метрополитен” ни копейки на погашение своего долга заплатить “Австро-венграм” не может.

Это явно чревато тем, что мировое соглашение заключено не будет и исполнительная служба продолжит списывать средства с арестованных счетов подземки и забирать деньги из касс этого предприятия.

Но интересно, что ООО “Укррослизинг” (правами которого сейчас владеет Австро-венгерская компания) было зарегистрировано Печерской РГА 24 ноября 2008 года, т.е. всего за полгода до принятия Киевсоветом решения, разрешающего КП “Киевский метрополитен” закупить в лизинг вагоны. Основателем этой фирмы выступило ООО “Киевринг”, единственным  участником которого тогда стала кипрская компания “Импофирм Консалтин Лимитед”. 8 апреля 2010 года уставной капитал фирмы перешел другой кипрской компании – “Укррослизинг Сайпрус Лимитед” (Ukrrosleasing Cyprus Limited).

Позже временная контрольная комиссия Киевсовета, расследовавшая закупку “Киевского метрополитена”, установила, что ООО “Укррослизинг” имеет прямую связь с российским банком “ВЭБ” (через ОАО “ВЭБ-лизинг”), который имеет минимум 63% от прибыли этого ООО. То есть, эти 63% уходят в карман владельцу “ВЭБ” – главе набсовета “Внешэкономбанка”, премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву.

Но у “Укррослизинг” есть и украинские корни: первыми владельцами ООО “Киивринг” были Владислав Лебедь – экс-руководитель ГП “Госснаба”, которого в СМИ также  называют смотрящим от Януковича на “Укрзализныце”, а также сын Владислава Лебедя – Андрей. Лебеди являются помощниками нардепа от БПП Сергея Алексеева, который по совместительству является  президентом общественной организации “Официальный Фан-клуб братьев Кличко”.

Читайте: Киевский метрополитен вырыл себе могилу стоимостью 2 млрд гривен

Отметим, у КГГА есть и  дальнейшие планы на строительство метро в Киеве. Ранее, столичный градоначальник Виталий Кличко (на фото справа) пообещал начать строительство метро на Троещину уже в этом году. 8 ноября 2018 года стало известно, что Киев получил от China Railway International Group официальное письмо-подтверждение о завершении предварительного ТЭО проекта строительства четвертой ветки метро.

Отметим, что с 17 июля 2014 года КП “Киевский метрополитен” руководит Виктор Брагинский (на фото слева). Все вопросы транспорта и транспортной инфраструктуры Киева с 27 сентября 2017 года, а официально – с 22 января 2018 года, курирует замглавы КГГА Дмитрий Давтян.

* ПАТ “Київметробуд” (Код ЄДРПОУ: 01387432)

*** ПрАТ “Будівельна асоціація Інтербудмонтаж” (Код ЄДРПОУ:30963768)

*** ПрАТ “Спеціалізоване будівельно-монтажне управління” Тунельбуд” (Код ЄДРПОУ: 01264669)

**** ТОВ “Будівельна компанія “Адамант” (код ЄДРПОУ: 36972558)

***** ПАТ “Вестінтро” (код ЄДРПОУ: 39942600)

****** ПАТ “Інтровест” (код ЄДРПОУ: 39934599)

Фото: коллаж KV

KиевVласть

Автор:
Олеся Данилова
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
09:00 Столична влада ухвалила бюджет Києва на 2025 рік та внесла зміни до Програми економічного та соціального розвитку (ПЕСР) в частині видатків на наступний…
Що отримали кияни за понад тридцять років будівництва Подільського мостового переходу
Що отримали кияни за понад тридцять років будівництва Подільського мостового переходу
09:00 Перший день зими в столиці ознаменувався запуском руху легкових авто одним з найвідоміших довгобудів столиці – Подільським мостовим переходом, який зʼєднав Поділ та…
Banner
QlU7mDx4