Главного бухгалтера КП “Киевский метрополитен” Людмилу Панасюк (на фото слева) недавно из-за окончания срока давности освободили от уголовной ответственности за служебную халатность. Речь идет о 26 млн гривен из кредита ЕБРР, которые были излишне уплачены ОАО “Метровагонмаш” по заключенному в 2011 году договору на поставку метропоездов. При этом, руководителю КП “Киевский метрополитен” Виктору Брагинскому (на фото справа) напрягаться на счет закрытия “финансовой дыры”, похоже, не придется. Столичная подземка сумела недавно оспорить в суде заключение Госаудита по поводу “потери” главным бухгалтером предприятия 896 тыс. евро.
Как стало известно KV, 29 июля 2020 года Соломенский районный суд Киева освободил от уголовной ответственности главного бухгалтера-начальника управления бухгалтерского учета КП “Киевский метрополитен” Людмилу Панасюк (дело №760/3293/20).
Как указано в материалах дела, из-за ненадлежащего исполнения Людмилой Панасюк своих служебных обязанностей и недобросовестного отношения к ним, 7 марта 2014 года и 24 декабря 2014 года КП “Киевский метрополитен” уплатило чрезмерную сумму денежных средств в пользу ОАО “Метровагонмаш”. Речь идет о “лишних” 26,6 млн гривен, которые были уплачены по контракту №КМСЕ/СОN/001 от 22 июля 2011 года.
Выдержка из материалов дела
Соответствующее уголовное производство №12019100120001100 было открыто 22 июля 2019 года следственным отделом Управления полиции в метрополитене Главного управления (ГУ) Нацполиции Киева. Панасюк инкриминировали совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст. 367 УК Украины – служебная халатность, которая привела к тяжким последствиям.
Читайте: Прокуратура подозревает главбуха КП “Киевский метрополитен” в служебной халатности
Основанием для закрытия уголовного производства стало окончание срока давности.
Напомним, 15 марта 2007 года Киевсовет своим решением №259/920 разрешил “КП Киевский метрополитен” привлечь от ЕБРР кредит в размере 40 млн. евро на модернизацию пассажирского транспорта, в том числе – обновление подвижного состава и внедрение современной системы управления транспортом.
26 июля 2007 года Киевсовет принял решение №7/1841 “О подписании соглашения о муниципальной поддержке с Европейским банком реконструкции и развития”. Согласно этому документу, депутаты горсовета разрешили Киевсовету, Киевской горгосадминистрации (КГГА) и КП “Киевский метрополитен” заключить с ЕБРР соглашение “о муниципальной поддержке проекта”. Речь шла о предоставлении указанным банком вышеупомянутого кредита КП “Киевский метрополитен” в размере 40 млн гривен.
17 августа 2007 года было заключено кредитное соглашение между КП “Киевский метрополитен” и ЕБРР. Деньги должны были быть предоставлены метрополитену на финансирование закупки и введение в эксплуатацию нового подвижного состава, закупку запасных частей, обновление соответствующих мастерских по техническому обслуживанию этого подвижного состава и т.д.
18 октября 2007 года Киевсовет своим решением №1026/3859 утвердил соглашение между городским головой Киева Леонидом Черновецким (от имени Киевсовета), заместителем председателя КГГА Виктором Падалко, начальником КП “Киевский метрополитен” Петром Мирошниковым и ЕБРР. Этим же решение Черновецкий был уполномочен окончательно согласовать условия соответствующего соглашения и подписать его.
22 июля 2011 года между КП “Киевский метрополитен” и ЗАО “Вагонмаш” (Россия, г. Санкт Петербург) был заключен контракт №КМСЕ/СОN/001 на проектирование, производство, доставку и введение в эксплуатацию 10 метропоездов с вагонами. Сумма сделки составила 39,59 млн евро. Данная закупка должна была происходить как раз за кредитные средства ЕБРР.
По условиям контракта КП “Киевский метрополитен” перечислило ЗАО “Вагонмаш” аванс в размере 25% от стоимости товара. Компания должна была поставить транспорт в течение февраля-октября 2012 года. Однако, начиная с февраля 2012 года, ЗАО “Вагонмаш” из-за финансовых трудностей начала задерживать поставку метропоездов. В связи с этим сроки поставки переносились.
3 июля 2013 года КП “Киевский метрополитен” и ЗАО “Вагонмаш” заключили дополнительное соглашение, согласно которому к выполнению контракту “подключалось” ОАО “Метровагонмаш” – эта компания принимала на себя обязательства по поставке товара.
Как указано в материалах вышеупомянутого уголовного производства, в 2017 году Государственная аудиторская служба проводила ревизию финансово-хозяйственной деятельности КП “Киевский метрополитен” за период с 1 апреля 2014 года по 1 июля 2017 года. Согласно акту проверки от 25 октября 2017 года, было установлено, что должностные лица метрополитена не вычислили из цены контракта №КМСЕ/СОN/001 сумму 896 тыс евро (вероятно, вышеупомянутые 26,6 млн гривен. – KV). По сути, это размер неустойки, который должен оплатить поставщик за задержку товара.
Примечательно, что 30 ноября 2017 года Госаудитслужба направила КП “Киевский метрополитен” требование об устранении вышеупомянутых нарушений, выявленных в ходе ревизии. В дальнейшем руководство столичной “подземки” обжаловало в судебном порядке ряд пунктов указанного требования. 13 июля 2020 года Окружной административный суд Киева по иску КП “Киевский метрополитен” признал противоправными и отменил 7 пунктов указанного документа (дело №826/18064/17). Среди таковых – зафиксированная аудиторами информация о том, что при проведении окончательных расчетов за поставленные ОАО “Метровагонмаш” с задержкой вагоны это КП излишне перечислило 896 тыс. евро. Вероятно, отмена данного пункта позволит КП “Киевский метрополитен” не судиться за возвращение этих денег в бюджет предприятия.
ЗАО “Вагонмаш” (бывший Ленинградский Ордена Октябрьской Революции и Ордена Красной Звезды вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова, или ЛВЗ) – российское предприятие, которое занималось производством пассажирских вагонов для железных дорог и электровагонов для подвижного состава метрополитена. В декабре 2013 года компания, которая базировалась в Санкт-Петербурге, была признана банкротом. Генеральным директором ЗАО “Вагонмаш” долгое время был известный российский бизнесмен Сергей Кияшко.
В свою очередь, ОАО “Метровагонмаш” (до 1992 года – “Мытищинский машиностроительный завод” или ММЗ) также является предприятием, занимающемся транспортным машиностроением. Компания расположена в городе Мытищи (Московская область) и входит в состав российского “Трансмашхолдинга”, который возглавляет миллиардер Андрей Бокарев.
Как ранее сообщала KV, столичную подземку по теме покупки подвижного состава то и дело сотрясают скандалы с “коррупционным подтекстом”.
Так, еще 16 июля 2009 года между КП “Киевский метрополитен” и ООО “Укррослизинг” (теперь ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания”) был заключен договор на финансовые лизинговые услуги – поставку 100 вагонов метрополитена. Стоимость предмета лизинга составляла 800 млн гривен. Однако, в дальнейшем, по причине разнообразных манипуляций, сумма была увеличена в несколько раз, и столичная “подземка” оказалась в должниках.
31 января 2017 года Киевский апелляционный хозяйственный суд частично удовлетворил исковые требования ООО “Укррослизинг” к КП “Киевский метрополитен” и обязал выплатить данному поставщику почти 2 млрд гривен.
Читайте: Киевский метрополитен вырыл себе могилу стоимостью 2 млрд гривен
На данный момент задолженность не погашена: КП “Киевский метрополитен” и указанная выше компания продолжают разбираться в судах по поводу необходимости оплаты образовавшихся долгов. По данным ряда СМИ, повышение тарифа на проезд в киевском метро до 8 гривен, состоявшееся в июле 2018 года, было продиктовано в том числе необходимостью расплатиться с ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания”. К слову, данная компания связана с украинско-российским олигархом Павлом Фуксом.
С 17 июля 2014 года КП “Киевский метрополитен” возглавляет Виктор Брагинский. С июня 2007 года по сентябрь 2010 года предприятием руководил Петр Мирошников, а с с сентября 2010 года по июль 2016 года – Владимир Федоренко.
КП “Киевский метрополитен” подчинено Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, который с 6 февраля 2020 года возглавляет Валентин Осипов. Деятельность указанного департамента со 2 марта 2020 года курирует замглавы КГГА Александр Густелев.
Фото: коллаж KV