Обострившиеся в последние дни отношения между Киевской государственной городской администрацией и АК “Киевэнерго” угрожают срывом отопительного сезона в Киеве.
Напомним, что 19 июля 2010 года Ассоциация спрогнозировала, что в результате принятия НКРЭ решений № 812, 813 от 13 июля 2010 года, стоимость тепловой энергии и услуг поставки горячей воды повысится, как минимум, на 40%. С учетом того, что с 1 июля 2010 года тарифы на отопление в Киеве уже подорожали, итоговое увеличение цены на услуги предприятий ТКЭ к началу отопительного сезона может составить 80% (при условии утверждения их на уровне себестоимости).
На расширенном заседании коллегии КГГА, состоявшемся 16 июля 2010 года, и посвященном вопросам подготовки столицы к отопительному сезону, стало известно, что с 1 июля КГГА пообещала прекратить начисления разницы в тарифах АК “Киевэнерго” (прим.авт. – несоответствие фактической стоимости тепловой энергии тарифам, которые утверждённой КГГА). В то же время, столичные власти не отказываются от долга КГГА по разнице в тарифах в размере 2 млрд. 61 млн. грн, возникшей по состоянию на текущий момент. В свою очередь, по словам председателя правления АК “Киевэнерго”, после повышения стоимости природного газа, в соответствии с постановлением НКРЭ №813 от 13.07.2010, компания в ближайшее время планирует направить документы в КГГА для утверждения нового тарифа, предварительно получив выводы Государственной инспекции по контролю за ценами относительно экономически обоснованной себестоимости 1 Гкал тепловой энергии.
Теоретически киевская власть может добиться сохранения действующих тарифов на тепло и горячую воду до конца 2010 года. По прогнозам АК “Киевэнерго”, для удержания роста тарифов с учетом новой цены на газ, КГГА до конца текущего года необходимо выделить средства АК “Киевэнерго”, для компенсации разницы в тарифах, в размере 2 млрд. 753 млн. грн. Если учесть, что существующий долг КГГА перед компанией составляет 2 млрд.. 61 млн. грн., то к началу отопительного сезона киевская госадминистрация дополнительно должна изыскать около 692 млн. грн. Следует отметить, что сумма в 2 млрд. 753 млн. грн. составляет шестую часть городского бюджета Киева, который на 2010 год утвержден в размере 16 млрд. грн., и всего в 2 раза меньше объема внешнего долга столицы, который по состоянию на 1 июля 2010 года составил примерно 5,6 млрд. грн.
Газовики против энергетиков – бой без правил
Каким бы ни было решение, нынешним столичным властям необходимо действовать оперативно. По словам председателя правления АК “Киевэнерго”, не исключена возможность ограничения подачи природного газа со стороны ДК “Газ Украины”, из-за наличия задолженности за потреблённый природный газ, которая на сегодняшний день составила 2 млрд. 36 млн. грн. В результате получаем замкнутый круг, когда КГГА не компенсирует АК “Киевэнерго” сумму по разнице в тарифах, а компания, в свою очередь, не может погасить возникшую сумму долга перед ДК “Газ Украины”. Это может привести к ограничению поставок газа для АК “Киевэнерго”, и, как следствие, прекращение компанией поставки горячей воды населению.
В данном случае, возможна круговая “безденежная” схема, практиковавшаяся правительством Ю.Тимошенко: государство выделит соответствующий объем средств КГГА, которая направит их для покрытия задолженности по разнице в тарифах АК “Киевэнерго” с дальнейшим переводом тепловиками НАК “Нафтогаз Украины” за потребленный газ. НАК “Нафтогаз Украины”, в свою очередь, направит эти средства в государственную казну Украины для погашения своих налоговых обязательств перед бюджетом. Впрочем, данный сценарий развития ситуации маловероятен: во-первых, в государственном бюджете такие расходы не запланированы, во-вторых, дополнительное расходование госбюджета, вряд ли понравится Международному валютному фонду Украины.
В воздухе запахло…
Между тем, в ответ на бездействия КГГА, АК “Киевэнерго” заявила о возможности ограничения электроснабжения ОАО “Киевводоканал”, КП “Киевский метрополитен” и КП “Киевпасстранс” в связи с задолженностью данных предприятий перед компанией. Нельзя не учитывать и тот факт, что при увеличении стоимости газа возрастет и стоимость электроэнергии, производимой АК “Киевэнерго”, а это в свою очередь приведет к увеличению затратной части стоимости предоставляемых услуг для вышеуказанных предприятий. Следующий шаг – увеличение стоимости услуг централизованного водоснабжения и водоотведения, проезда в метро и общественном электротранспорте.
О чем забыли чиновники
В 2009 году законодатели в статье 53 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2009 год” предусмотрели перечисление субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, производившуюся, транспортировавшуюся и поставлявшуюся населению, которая возникла в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии тарифам (далее по тексту – разница в тарифах), которые утверждались или согласовывались соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления. В свою очередь, правительство своим постановлением № 193 от 05.03.2009 утвердило Порядок перечисления в 2009 году субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах. В данном Порядке чётко прописан весь механизм реализации положений данного закона. Подобная практика начала своё существование с ЗУ “О Государственном бюджете на 2006 год” и постановления КМУ № 705 от 22.05.2006 г, и была поддержана и успешно реализована предприятиями теплокомунэнерго вместе с органами государственной власти и местного самоуправления.
Т.е. в последние годы государство предусматривало возможность погашения убытков предприятий ТКЭ, возникающих в результате превышения фактической себестоимости производимой услуги над утверждённым тарифом (ценой), как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Чудес не будет
Положениями Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2010 год” от 27.04.2010 № 2154-VI не предусмотрено перечисление аналогичных субвенций в текущем году. Реализация в 2010 году механизмов, отработанных в предыдущих годах по погашению долгов предприятий ТКЭ за потреблённые энергоносители, смогла бы стать спасительной “волшебной палочкой” для всей отрасли. Но, к сожалению, до сих пор не наблюдается инициатива, ни органов исполнительной власти (в первую очередь – МинЖКХ; областных и местных госадминистраций, Кабинета Министров Украины), ни органа законодательной власти о внесении необходимых для спасения отрасли изменений в ЗУ “О Государственном бюджете Украины на 2010 год”. Без принятия законодателем первоначального “волевого” решения, выход из ситуации, сложившейся в результате огромного накопления долгов предприятиями ТКЭ за потреблённые энергетические ресурсы – отсутствует.
Вместе с зарплатой вырастут долги
Нельзя оставить без внимания и то необратимое событие, как повышение с 1 октября 2010 года законодательно установленного уровня минимальной заработной платы до 907 грн. Как следствие, обязательное выполнение данной нормы закона, с учётом требований Отраслевых соглашений и коллективных договоров предприятий приведёт к резкому увеличению фонда заработной платы. Соответственно увеличатся отчисления в Пенсионный и другие социальные фонды Украины. Данная дополнительная финансовая нагрузка не предусмотрена в действующих тарифах на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые предприятиями. Так как процедура утверждения тарифов, несмотря на подписанный 9 июля Президентом Украины ЗУ “О Национальной комиссии по регулированию рынка коммунальных услуг Украины”, всё ещё находится в компетенции органов местного самоуправления, то в преддверии приближающихся выборов в местные советы, ожидание быстрого и своевременного принятия непопулярного “политического” решения об увеличении уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги в настоящее время, как минимум, – является абсурдным. Значит, предприятиям придется начинать и продолжать отопительный сезон со старыми тарифами, в лучшем случае, до формирования и вступления в полномочия Национальной комиссии по регулированию рынка коммунальных услуг Украины. А если только подумать о том, что с 1 декабря 2010 года минимальная заработная плата увеличится до 922 грн. плюс прогнозируемый рост цен на энергоносители (дальше всё по кругу как описано выше), то по “коже идёт мороз” несмотря на 35-градусную жару от мысли что нас ждёт зимой 2010-2011 гг.
Так как процедура утверждения тарифов в настоящее время очень длинная, “тернистая”, и в большинстве случаев, в свете предстоящих выборов в местные советы, не предсказуема то не составляет большого труда спрогнозировать, что предприятия начнут отопительный сезон 2010-2011 гг. с огромными убытками, что с большой долей вероятности скажется на качестве предоставляемой потребителю услуги. Таким образом, в результате политических заигрываний с электоратом и серьезных просчетов в управлении коммунальным хозяйством города, в Киеве может произойти коллапс системы жилищно-коммунального хозяйства. Первыми его проявлениями может стать прекращение подачи АК “Киевэнерго” горячей воды, а также снижение внешнего кредитного рейтинга Киева с последующим дефолтом.
Так где же выход?
По мнению экспертов ВАЧИ ЖКХ, для выхода из сложившейся ситуации необходимо сделать следующие шаги. В краткосрочной перспективе Киеву необходимо в срочном порядке изыскать 2 млрд. 753 млн. грн. для погашения разницы в тарифах АК “Киевэнерго”. Часть средств можно взять из стабилизационного фонда госбюджета, для чего понадобится внести соответствующие изменения в Госбюджет Украины. Другую часть средств – за счет эмиссии внешних облигаций Киева. В долгосрочной перспективе необходимо разработать специальную программу по внедрению энергосберегающих технологий на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства Киева. Главным акцентом такой программы должно стать привлечение инвестиций на снижение потребления энергоносителей, доля которых в структуре предприятий ТКЕ составляет около 60%. Это позволит удержать дальнейший рост тарифов в столице.
Источник: ВАЧИ ЖКХ