Столичное руководство намерено в этом месяце подписать меморандум о строительстве туннеля под Днепром от станции метро “Левобережная” до пл. Победы за счет средств инвесторов. По сведениям КV, документ подпишут с французской компанией Vinci.
“Данным проектом заинтересовались такие компании, как французская Vinci и российский “Автодор”. Ориентировочная стоимость строительства туннеля с развязками — 1,3 млрд. евро. Это большие деньги, и объект будет строиться около 45 месяцев. Но при тех пробках в центре города, которые мы имеем сегодня, этот тоннель городу необходим. Имея его, мы получим почти пустые ул. Крещатик и ул. Красноармейскую”,— сказал заместитель председателя КГГА Руслан Крамаренко. По его словам, сейчас рассматривается возможность передачи этого туннеля в концессию на 49 лет. “Практически это означает, что город отведет землю под строительство, разработает проектную документацию, а концессионер обеспечит финансирование, строительство и эксплуатацию объекта в течение срока действия концессионного договора”,— говорит г-н Крамаренко. Т.е. проезд по данному тоннелю однозначно будет платным. Но, озвучить предполагаемые расценки проезда под Днепром в мэрии пока не берутся.
Идея реализовать в столице такой масштабный проект возникла давно и содержится даже в действующем Генплане развития Киева до 2020 г. Реализация данного проекта позволит перенаправить транзитные транспортные потоки с одного берега города на другой, минуя центр, что не достижимо за счет строительства дополнительных мостовых переходов. Все специалисты сходятся во мнении, что технически это осуществить вполне реально. Входы в тоннель должны будут находиться возле Международного выставочного центра по Браворскому проспекту и на бул. Шевченко возле перед пл. Победы. Предполагается, что двухуровневый тоннель будет предназначен только для легкового автотранспорта, и будет иметь пропускную способность более 6 тыс. автомобилей в час.
Предпроектные предложения строительства тоннеля под Днепром длиной 7,1 км. и диаметром 14.2 м. авторства ДП “Киевдормостпроект” были одобрены коллегией КГГА еще в 2004 г. А в 2008 г., по словам директора ДП “Киевдормостпроект” Владимира Воробъева, грант от ЕБРР на разработку ТЭО проекта в размере 200 тыс. евро получила французская компания Vinci. “1,3 млрд. евро на строительство тоннеля — их предполагаемая цена. Диаметр щита, с помощью которого должен рыться тоннель в их варианте больше. Хотя нормального исчерпывающего ТЭО из-за отсутствия доступа к необходимым исходным данным французы так и не сделали. По нашим предварительным оценкам, реализовать проект можно и за меньшие деньги”,— говорит г-н Воробъев.
По его словам, концессия также не станет тем условием, которое гарантирует начало строительства тоннеля. “Практика показывает, что даже в Европе за счет концессии возмещаются затраты на строительство не более 1% транспортных объектов. У нас же установить такую адекватную цену за пользование тоннелем, которую бы автовладельцы могли платить, и которая за 49 лет покрыла бы затраты концессионера, еще сложнее”,— пояснил Владимир Воробъев. Согласен с этим и экс-заместитель столичного градоначальника по вопросам транспорта и строительства Иван Салий. “Без участия концессионеров тут конечно не обойтись. Денег на реализацию такого масштабного проекта ни город, ни государство в ближайшее время не изыщет. Да и специально заказывать и покупать собственный проходческий щит, который сможет справиться с поставленной задачей, смысла нет. Но, наработать механизмы финансирования проекта в т.ч. и со стороны государства, а также гарантии возврата инвестору потраченных средств, также необходимо”,— говорит г-н Салий. По его мнению, строительство тоннеля под Днепром должно стать общенациональным — попасть под патронат Президента. В любом случае, по оценкам специалистов, начаться данное строительство сможет не ранее чем через 2-3 года. За более сжатые сроки разработать и утвердить проект строительства такого объекта будет невозможно.