“Тройная обдираловка”: киевляне продолжат платить за налаживание денежного учета в сфере пассажирских перевозок

“Тройная обдираловка”: киевляне продолжат платить за налаживание денежного учета в сфере пассажирских перевозок

В 2022 году КП “Главный информационно-вычислительный центр” (КП “ГИВЦ”) вольет по меньшей мере 100 млн гривен в модернизацию не введенной в промышленную эксплуатацию Автоматизированной системы учета оплаты проезда в пассажирском транспорте (АСОП). Фактически, на эти же цели будет потрачено около 90 млн гривен со счетов КП “Киевпастранс” и КП “Киевский метрополитен”. Так продолжается уже несколько лет подряд – колоссальные средства тратятся, по сути, без всякого смысла. Наладить с помощью АСОП четкий контроль всех денег, которые “крутятся” в системе общественного транспорта Киева, обещали еще в октябре 2019 года, но ввод в промышленную эксплуатацию указанной системы все время отсрочивают. Вероятно, руководству столицы очень нравится списывать миллиарды из городского бюджета в виде финансовой помощи транспортным КП на основании ничем не неподтвержденных цифр.

Как стало известно KV из объявлений электронной системы публичных закупок Prozorro, в последние месяцы 2021 года и в начале 2022 года активно заключаются договора и объявляются новые тендеры на обслуживание и усовершенствование АСОП.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Напомним, АСОП – это программно-технический комплекс, введение которого предполагает переход при помощи е-билета на безналичную оплату проезда и автоматический учет всех категорий перевезенных пассажиров во всех видах городского транспорта столицы. После полноценного внедрения АСОП можно будет четко определить не только количество пассажиров, доход от их перевозки, но и размер компенсации за перевозку льготников, которую нужно выплачивать КП “Киевский метрополитен” * и КП “Киевпастранс” ** из городского бюджета.

В Киеве АСОП была внедрена в опытную эксплуатацию в октябре 2018 года (распоряжение Киевской горгосадминистрации (КГГА) от 26.10.2018 года № 1934). Согласно этому документу, опытная эксплуатация должна была продлиться один год, а ввести АСОП в промышленную эксплуатацию было решено с 31 октября 2019 года. Впоследствии срок опытной эксплуатации системы неоднократно продлевали. Последний раз это случилось 25 июня 2021 года, когда распоряжением КГГА №1466 он был продлен до 31 декабря 2022 года, а введение в промышленную эксплуатацию АСОП соответственно перенесли на 1 января 2023 года.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Ввести для оплаты за проезд в городском транспорте электронный билет, как составляющую АСОП, киевские власти обещали еще в конце 2016 – начале 2017 года,  но эти сроки также неоднократно переносились. Тестирование электронного билета началось только 1 ноября 2018 года. С этого времени и до введения АСОП в промышленную эксплуатацию услугами муниципального транспорта в Киеве можно воспользоваться как с помощью электронного билета, так и различных льготных удостоверений. Таким образом, система полноценно не работает до сих пор, а немалые бюджетные средства на ее обслуживание тратятся полным ходом.

В КП “ГИВЦ” ***, которое Порядком функционирования АСОП (распоряжение КГГА от 22.10.2018 года № 1887) определено оператором этой системы, KV рассказали, что по состоянию на 22 ноября 2021 года это предприятие потратило “на внедрение АСОП” 114,12 млн гривен: в 2018 году – 40,16 млн гривен, 2019 году – 67,78 млн гривен, 2020 году – 3,55 млн гривен, 2021 году – 2,62 млн гривен. По данным Prozorro, с 22 ноября до конца 2021 года КП “ГИВЦ” заключило еще три договора на разработку программного обеспечения для АСОП, по котором уже прошла оплата суммарно на 13,8 млн гривен.

Какие расходы на внедрение АСОП будут у КП “ГИВЦ” в 2022 году, на предприятии КВ не сообщили, но уже сейчас понятно, что темпы траты денег на эти цели сбавляться не будут. Так, 10 декабря 2021 года КП “ГИВЦ” за 2,96 млн гривен заказало модернизацию мобильного приложения “Киев цифровой”, в том числе для возможности оплачивать за проезд в общественном транспорте виртуальной транспортной карточкой. А 30 декабря 2021 года – за 38,95 млн гривен поставку бланков и носителей электронного билета.

Кроме этого, 15 февраля 2022 года должны состояться аукционы по двум новым дорогостоящим тендерам (ожидаемая стоимость закупок – 39,76 млн гривен и 19,8 млн гривен) КП “ГИВЦ” на закупку финуслуг по приему платежей за покупку и пополнение электронных билетов.

Таким образом, только перечисленные выше закупки суммарно обойдутся КП “ГИВЦ” практически в 100 млн гривен.

Кроме расходов КП “ГИВЦ”, финансовые потоки на внедрение АСОП идут через два столичных коммунальных перевозчика – КП “Киевпастранс” и КП “Киевский метрополитен”. Согласно упомянутому Порядку функционирования АСОП, эти КП обязаны ежегодно платить КП “ГИВЦ” за услуги оператора АСОП. Это делается, несмотря на то, что система не введена в промышленную эксплуатацию.

Так, 30 декабря 2021 года КП “Киевский метрополитен” и КП “ГИВЦ” подписали очередной такой договор. Услуги по нему будут предоставляться до конца мая 2022 года и обойдутся в 28,67 млн гривен. До этого стороны заключали аналогичный договор 18 июня 2020 года. Тогда его цена составила 84,51 млн гривен, а срок действия – до конца 2020 года.

Читайте: Киевляне снова заплатят за учет оплаты проезда в метро

Отметим, 30 декабря 2020 года было подписано допсоглашение к договору от 18 июня 2020 года о продлении срока его действия до конца 2021 года без увеличения цены. Вероятно, на руководство КГГА ”снизошло прозрение”.

При этом, КП “Киевпастранс” на сегодня готовится по переговорной процедуре заключить с КП “ГИВЦ” очередной договор (цена – 16,86 млн гривен) на предоставление услуг в АСОП до конца июня 2022 года. До конца 2021 года такие услуги осуществлялись на основании договора (цена – 17,69 млн гривен, от 5.07.2021 года), который также был заключен по переговорной процедуре. Ранее “Киевпастранс” обвиняли в неправомерном применении переговорной процедуры при осуществлении таких закупок.

Читайте: “Киевпастранс” обвинили в необоснованном выборе ГИВЦ как подрядчика для обслуживания АСОП

Из указанных договоров следует, что КП “Киевский метрополитен” ежегодно за услуги не введенного в эксплуатацию АСОП платит КП “ГИВЦ” около 55 млн гривен, а КП “Киевпастранс” – около 33 млн гривен.

Но и этим расходы в связи с внедрением, а точнее невнедрением АСОП, не ограничиваются. Ежегодно затягивание с полноценным запуском этой системы приводит к миллиардным тратам из столичного бюджета еще и в качестве компенсации коммунальным перевозчикам за бесплатный провоз льготников.

Так, последняя редакция городской целевой программы “Забота. Навстречу киевлянам” на 2019-2021 годы (решение Киевсовета от 18.12.2018 года №459/6510), предполагает на протяжении трех лет выплату такой компенсации КП “Киевский метрополитен” и КП “Киевпастранс” в размере 5,06 млрд гривен: в 2019 году – 1,75 млрд гривен, в 2020 году – 1,5 млрд, в 2021 году – 1,79 млрд гривен. Из года в год утверждение этой компенсации в столичном горсовете сопровождается скандалами, поскольку оно не подкреплено данными АСОП. 

В июне 2021 года во время очередного увеличения компенсации перевозчикам ряд столичных депутатов также были возмущены объективно ничем не обоснованным выделением на это средств. Тем не менее, в октябре прошлого года народные избранники снова поверили на слово столичным чиновникам и утвердили  компенсацию на последующие три года еще в большем объеме – 5,36 млрд гривен: в 2022 году – 1,69 млрд гривен, в 2023 году – 1,78 млрд гривен и в 2024 году – 1,88 млрд гривен (решение Киевсовета от 7.10.2021 года № 2726/2767). 

Читайте: Киевсовет утвердил программу “Забота. Навстречу киевлянам” на 2022-2024 годы

Таким образом, затягивание с внедрением в промышленную эксплуатацию АСОП и электронного билета, в первую очередь, выгодно руководству КП “Киевпастранс”, КП “Киевский метрополитен” и курирующим эти предприятия чиновникам из КГГА. Ведь это позволяет им определять количество перевезенный льготников самостоятельно как расчетный показатель: на основании коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных к количеству платных пассажиров. В частности, в пояснительной записке к финплану “Киевпастранса” на 2021 год отмечалось, что для расчета количества льготных перевозок был “применен коэффициент 1,88, определенный по результатам обследования пассажиропотоков на маршрутах общего пользования в обычном режиме движения”. Проверить соответствие такого расчета объему фактически перевезенных “платных пассажиров” и предоставленных льготникам транспортных услуг без полноценной работы АСОП невозможно.

Состоится ли полноценное внедрение АСОП с начала 2023 года, пока вопрос открытый, поскольку решить задачи, которые препятствуют этому, не удалось до сих пор. В сентябре 2020 года бывший директор КП “ГИВЦ” Виталий Козубский в интервью KV рассказал, что для промышленной эксплуатации АСОП не хватает выдачи электронных билетов всем киевским школьникам, установки валидаторов во все маршрутки и определения компенсации за проезд в общественном транспорте столицы иногородним льготникам.

Как KV сообщили в КП “ГИВЦ”, на 22 ноября 2021 года далеко не все столичные школьники были обеспечены электронными ученическими билетами, которые в качестве электронного билета необходимы для пользования общественным транспортом после полноценного внедрения АСОП. На то время удалось оформить 77 026 электронных ученических билетов, 9 301 – были в процессе изготовления, 11 467 – ожидали подтверждения данных учащихся учреждениями общего среднего образования, 4 065 – значились как новые заказы. 

Читайте: Очередная попытка: КП “ГИВЦ” опять закупает электронные билеты для киевских школьников

Также, по данным КП “ГИВЦ” на конец ноября 2021 года, ни один из частных перевозчиков, которые обслуживают автобусные маршруты общего пользование в Киеве, не сообщал о завершении подключения к АСОП.

Кроме этого, у ответственных структур и чиновников КГГА до сих пор остается удобная возможность пенять на Кабмин, к полномочиям которого относится пока якобы неурегулированный вопрос перевозки в общественном транспорте столицы иногородних льготников.

Читайте: В КГГА попросили у премьер-министра денег на льготный проезд, услуги связи и образование

Напомним, 16 декабря 2021 года Киевсовет принял решение №4007/4048, согласно которому право на льготный проезд в 2022 году имеют 26 категорий граждан. Из них – 15 категорий определены в ряде законов, а 11 категорий – получили такую льготу на местном уровне.

Читайте: В Киевсовете определили, кто с начала 2022 года получит льготы на проезд в общественном транспорте

18 января 2022 года в КГГА призвали родителей до 1 марта 2022 года оформить для своих детей электронную карточку ученика. В КГГА отметили, что введение электронной карточки ученика откладывается два года именно из-за неактивного участия родителей в этом процессе.

Согласно данным аналитической системы Youcontrol, КП “Киевпастранс” основано Киевсоветом в 2001 году. Уставный фонд – 1,64 млрд гривен. С 30 августа 2016 года КП возглавляет Дмитрий Левченко (на коллаже слева).

КП “Киевский метрополитен” основано Киевсоветом в 1999 году. Уставный фонд – 3,01 млрд гривен. С 17 июля 2014 года предприятие возглавляет депутат Киевсовета от “УДАР” Виктор Брагинский (на коллаже справа).

КП “Киевпастранс” и КП “Киевский метрополитен” подчинены Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, который с 1 сентября 2021 года руководит Руслан Кандибор. Деятельность указанного департамента с 9 ноября 2021 года направляет лично глава КГГА Виталий Кличко.

КП “ГИВЦ” основано Киевсоветом в 1992 году. Основной вид деятельности – обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность. Уставный фонд – 17,1 млн гривен. С 15 июля 2020 года и.о. директора этого предприятия – Оксана Мысак

КП “ГИВЦ” подчинено Департаменту информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) КГГА, кресло директора которого с 27 августа 2021 года занимает Олег Половинко. Направляет и контролирует деятельность этого департамента зампредседателя КГГА Петр Оленич (на коллаже по центру).

* КП “Київпастранс” (Код ЄДРПОУ: 31725604)

** КП “Київський метрополітен” (Код ЄДРПОУ: 03328913)

*** КП “ГІОЦ” (Код ЄДРПОУ: 04013755)

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Алена Момот, Настя Недашковская
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
09:00 Наразі в судах вирішується доля 7,8 га лісу в заказнику “Дарничанка” – біля колишнього хутору Рибного в Дніпровському районі Києва. Столична прокуратура вимагає…
Banner
QlU7mDx4