ПАО “Укрзализныця” намерено привнести больше современных цифровых технологий в свою работу для оптимизации многих сфер своей деятельности. В этом им должен помочь проект “Future of Mobility Lab. UZ edition”, задача которого – привлекать молодые умы к разработке цифровых решений для улучшения работы предприятия.
Об этом KV стало известно в ходе презентации проекта “Future of Mobility Lab UZ edition” в стартап-инкубаторе “1991 Civic Tech”.
Так, ПАО “Укрзализныця” и “1991 Open Data Incubator” при поддержке Министерства экономического развития и торговли, а также Офиса Национального инвестиционного совета Украины запускают Future of Mobility Lab. UZ edition. Заявляется, что это первая в Украине инкубационная программа, которая открывает госсектор стартапам.
Как утверждают авторы проекта, такое сотрудничество позволит “диджитализовать” (оцифровать, цифровизовать – прим. KV) внутренние системы предприятия и создать актуальные государственные услуги для граждан. Проект реализуется собственными силами инициаторов.
Официальный запуск программы состоится 13 сентября 2018. К участию в проекте планируется отобрать 10-12 команд, заявки от стартапов принимаются до 4 октября 2018. Предполагается, что в течение бесплатной трехмесячной программы Future of Mobility Lab. UZ edition в 1991 Open Data Incubator отобранные стартапы будут работать над разработкой пилота своего проекта, получат менторскую поддержку ведущих экспертов отрасли и доступ к данным и необходимой инфраструктуры “Укрзализныци”.
Согласно стратегии инкубатора, проекты предлагается реализовать в следующих сферах: скоринг и использование данных в закупках (интегрированные страховые решения, оптимизация работы с подрядчиками), альтернативные затраты на грузовые перевозки (электронные контроллеры и т.д.), пассажирские перевозки (решение для пассажиров на всех этапах путешествия, дополненная и виртуальная реальность). Среди других направлений – управление непрофильными активами и складами (“Интернет вещей” и блокчейн) и альтернативные экспериментальные решения (машинное обучение, социальные проекты).
По словам идеолога неприбыльного стартап-инкубатора “1991” и автора портала открытых данных data.gov.ua Дениса Гурского, результаты проекта могут быть разными. Однако что касается финансирования, рассматривается вариант привлечения инвестиций и опционально грантов.
“Программой “Future of Mobility Lab. UZ edition”, общественной организацией “SocialBoost” и “1991 Open Data Incubator” вместе с ПАО Укрзализныця запускаем процесс цифровизации государственных предприятий. Это является первым важным шагом для повышения инвестиционной привлекательности этих крупных компаний, по количеству которых Украина является первой в Восточной Европе. Для IT-рынка это шанс получить доступ к массиву важных открытых корпоративных данных и раскрыть вполне их коммерческий потенциал. Не выезжая из страны в поисках крупных клиентов, украинские стартапы смогут превратить свои идеи в реальные пилотные проекты государственного значения”.
“Может быть софинансирование со стороны УЗ, но это не наш метод развития программы. Есть другие варианты привлечения денег – например, венчурные инвестиции. Стартап, который может работать с клиентской базой УЗ, будет ценнее и ему будет проще привлечь инвестора. Также рассматривается возможность привлечения грантовых денег. Среди направлений работы проекта – альтернативные решения, альтернативные расходы, использование big data, управление непрофильными активами и складами”, – отмечает Гурский.
Как уверяет и.о. главы ПАО “Укрзализныци” Евгений Кравцов, предприятие намерено опираться на опыт немецких коллег в этой отрасли.
“Необходимость ускорить процесс возникла 1,5 года назад, во время командировки в Германию. УЗ воспринимается как ностальгическая компания, в то время как национальная ж/д-компания Германии “Deutsche Bahn” внедряет новые подходы в городские и междугородние сообщения, внедряет искусственный интеллект. Этот проект должен помочь ускорить технологический прогресс компании. У нас есть некоторые элементы цифровизации – электронный билет, который пользуется большим спросом (50% проданных билетов).
Нам необходимо внедрять электронные системы – в прошлом году у нас было электронное распределение вагонов […], 4 месяца от старта разработки до внедрения и запуска. На сегодня наша инфраструктура показывает, что мы можем внедрять технологии очень быстро. Вопрос в том, насколько глобальными будут проекты – чем они проще, тем быстрее их можно воплотить. Системы управления движения, к примеру, потребуют больше времени. Вопрос отбора и подачи заявок – здесь затрат УЗ нет и быть не может, потому что это рискованный элемент. Когда будут отобраны лучшие идеи, мы будем готовы рассматривать софинансирование – при случае, если идея точно должна взлететь и вложение будет безопасным.
Пример: когда мы начали оповещать о наличии кондиционирования в вагонах, жалобы пассажиров упали в 15 раз. 2-3 недели было затрачено на разработку, анализ и запуск, но это дало весьма ощутимый, конкретный результат”.
Читайте: “Укрзализныця” будет делить поезда на три класса
Глава офиса Национального инвестиционного совета Юлия Ковалив отметила, что подобные методы работают в других странах и позволяют госкомпаниям развиваться и зарабатывать.
“У нас две последних недели – запуски новых проектов и приход новых компаний. На заседании инвестсовета многие IT-компании говорили о необходимости развития диджитализации экономики в целом и отдельных госсекторов в частности. У нас есть огромное количество госкомпаний, которые меняют свои бизнес-процессы, установки, и они могут стать локомотивом digital agenda (цифровой повестки, – прим. KV) в Украине. Но без волевого решения дела не будет. Мы надеемся запустить такую повестку, дабы больше компаний благодаря этому проекту заказывали продукты в публичном секторе. Более того, верится, что госсектор станет более эффективным и цифровизованным. В мире данных можно и нужно зарабатывать, что и делают по всему миру”.
Замминистра экономического развития и торговли Михаил Татарчук уверен в позитивном исходе проекта. Он заявил, что ведомство поддерживает этот проект с целью наработки рабочей модели взаимодействия между стартапами и государственными предприятиями.
“После завершения программы мы совместно с партнерами разработаем конкретные рекомендации для государственных предприятий по кооперации с ИТ-сектором и инновационным средой и предложим эти рекомендации на рассмотрение правительства. В прошлом году оно приняло концепцию цифровой экономики, мы работаем над ним, и единственный вопрос пока что – это финансирование. Есть поддержка инициативы со всех сторон, и у УЗ есть все возможности быть прибыльной и конкурентной”.
Напомним, 20 июля 2017 года “Укрзализныця” запустила мобильное приложение для приобретения железнодорожных билетов на базе операционной системы iOS Apple. Отныне пассажиры железнодорожного транспорта смогут удобнее и оперативнее покупать билеты с помощью своих гаджетов. Позднее аналогичное приложение появилось и для устройств на базе ОС Android.
Читайте: “Укрзализныця” запустила приложение для покупки билетов онлайн на базе iOS Apple
Иллюстрация: 1991
Фото: KV