Представители фракции “Единство” в Киевсовете предложили снизить ставку налога на недвижимость, отличную от земельного участка, с 1,5% до 0,1% для 10 категорий промышленных зданий. Так они хотят поддержать столичную промышленность в условиях карантина. Соответствующий проект решения одобрила бюджетная комиссия горсовета, но не факт, что он превратится в решение. Против выступает глава фракции “Солидарность”, председатель бюджетной комиссии Киевсовета Андрей Странников. По его словам, нельзя “обнулять” налог без представления о том, сколько на этом потеряет столичный бюджет, а предоставление преференций только промышленности может привести к тому, что льгот захотят и другие предприятия.
Как стало известно KV, 25 июня 2020 года комиссия Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития поддержала проект решения “О внесении изменений в решение Киевского городского совета от 23 июня 2011 года №242/5629 “Об установлении местных налогов и сборов в г. Киеве” (08/231-1593/пр от 23 июня 2020 года).
Субъектами подачи документа выступили представители фракции “Единство” в Киевсовете Александр Бродский (на фото справа) и Виталий Павлик (на фото слева).
Проектом решения предполагается уменьшение ставки налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, для разных категорий зданий промышленности – с 1,5% до 0,1%. Речь идет о 10 категориях зданий (коды объектов недвижимости 1251.1-1251.9, 1252.9):
-
здания предприятий машиностроения и металлообрабатывающей промышленности;
-
здания предприятий черной металлургии;
-
здания предприятий химической и нефтехимической промышленности;
-
здания предприятий легкой промышленности;
-
здания предприятий пищевой промышленности;
-
здания предприятий медицинской и микробиологической промышленности;
-
здания предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;
-
здания предприятий строительной индустрии, строительных материалов и изделий, стеклянной и фарфоро-фаянсовой промышленности;
-
здания других промышленных производств, включая полиграфические;
-
склады и хранилища другие.
Как указано в пояснительной записке к проекту решения, применение максимальной ставки налога для владельцев промышленных зданий и складов является несправедливым и нелогичным. Ведь по такой же ставке (1,5%) в Киеве облагается имущество таких высокодоходных бизнесов, как гостиницы, торговые центры, универмаги и др. При этом, необходимо учитывать тот факт, что для размещения промышленного производства необходимы большие площади, чем для торговой или офисной деятельности. И такие высокие ставки налога приводят к окончательному вытеснению промышленного производства за пределы столицы, что негативно сказывается как на доходах бюджета, так и занятости населения.
“По информации Государственной службы статистики и профильных ассоциаций промышленников и предпринимателей, введение правительством Украины карантина с целью предотвращения распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавируса SARS-CoV-2, значительно усилило негативные тенденции в промышленности. Только в апреле 2020 года падение промышленного производства в Украине, по сравнению с апрелем 2019 года, составило 16,2%. К сожалению, за последние годы происходит постоянное уменьшение объема промышленного производства в городе Киеве”, – указано в пояснительной записке.
По мнению авторов документа, одним из практических решений по поддержке столичных товаропроизводителей является как раз-таки уменьшение ставки налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.
“Уменьшение финансовых затрат промышленных предприятий в связи с принятием этого решения позволит направить сэкономленные средства на улучшение материально-технической базы предприятий, выплату задолженности по заработной плате работникам и на другие крайне насущные цели, связанные с финансово-экономическими вызовами последнего времени”, – уточняется в пояснительной записке к проекту решения.
Читайте: Малый и средний бизнес готов платить налоги, но хочет того же от олигархов – результаты соцопроса
В ходе заседания комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития Виталий Павлик уточнил: возможное уменьшение ставок для указанных категорий предприятий связано с тем, что такая возможность предусмотрена решением горсовета об установлении налогов №242/5629. То есть, в этом документе прописано, что именно для этих зданий можно уменьшать налог на недвижимость.
Читайте: Формирование налоговой культуры у киевлян обойдется бюджету в 41 млн гривен
Также депутат сообщил, что фискальная служба не ведет учет налога на недвижимость по видам объектов налогообложения. То есть, он не располагает данными о поступлениях в столичный бюджет указанного налога в разрезе тех категорий зданий, для которых, согласно проекту решения, будут уменьшены ставки.
“Мы неоднократно поднимали вопросы о поддержке столичных товаропроизводителей. Принятие этого решения действительно поможет промышленным предприятиям Киева в это трудное время. 1,5% препятствует нормальной конкурентоспособности столичного товаропроизводителя”, – заявил Виталий Павлик.
Читайте: Рада продлила налоговые послабления для бизнеса, привязав их срок к срокам карантина
Отметим, против принятия предложенного проекта решения выступает глава бюджетной комиссии Киевсовета, глава фракции “Солидарность” Андрей Странников (на фото в центре). Свое несогласие он объясняет отсутствием данных о том, сколько столичная казна потеряет денег в связи с предоставлением промышленности таких льгот. По словам Странникова, в целом, налог на недвижимость важен для бюджета. “Только с января по июнь (скорее всего, речь шла о соответствующем периоде 2020 года. – KV) этот налог в общей сложности принес столичной казне 310 млн гривен”,- проинформировал глава фракции “Солидарность”.
“Применение понижающих коэффициентов на какой-то период может быть приемлемым. Но сейчас, снижая поступление этого налога, мы должны как минимум понимать, какие это будут потери для городского бюджета. Я призываю не вмешиваться в налог на недвижимость. Если сейчас мы начнем давать льготы одному сегменту или обнулять этот налог, право обращаться будут иметь и другие”, – отметил Андрей Странников.
Читайте: Киевсовет освободил “безземельные” ОСМД и ЖСК от земельного налога
Тем не менее, проект решения большинством членов комиссии был поддержан. Правда, без учета правки члена бюджетной комиссии Владимира Левина (фракция “Солидарность”). Депутат дополнительно предложил уменьшить ставки налога на недвижимость с 1,5% до 0,75% для зданий торговли на период до конца 2021 года. В перечень таких объектов недвижимости, в числе прочего, входят рынки, столовые и кафе, которые в связи с карантином долгое время не работали и понесли убытки. Вместе с тем, как сообщил KV Владимир Левин, есть еще торговые центры (ТЦ), которые получают во время карантина работают и получают сверхдоходы. Единственно их Левин предлагал оставить без льгот.
Отметим, претензии Андрея Странникова к отсутствию расчетов в рассматриваемом проекте решения, скорее всего, имеют лишь политическую окраску.
Как ранее сообщала KV, 26 марта 2020 года Киевсовет предоставил ряд преференций арендаторам коммунального имущества. До 31 июля 2020 года предприниматели, работающие в коммунальных нежилых помещениях, были либо освобождены от уплаты арендной платы, либо получили 50-процентную скидку – в зависимости от того, продолжают ли они свою деятельность. Кроме того, скидку в размере 50% получили пользователи коммунальных рекламных площадей.
При этом, на момент принятия указанного решения оставалось неизвестным, какие убытки из-за таких мер понесет столичный бюджет: тогда КГГА не предоставила депутатам даже приблизительные расчеты. Однако, этот факт не помешал фракции “Солидарность” почти в полном составе присутствующих на заседании депутатов проголосовать “за”. А среди тех, кто поддержал предоставление льгот арендаторам коммунальных объектов без каких-либо цифр, был и Андрей Странников.
Читайте: Из-за COVID-19 столичный горсовет предоставил бизнесу ряд льгот
Не стоит забывать и о том, что Андрей Странников с еще один представителем “Солидарности” – секретарем Киевсовета Владимиром Прокопивым – в 2016 году стояли за резким повышением ставки земельного налога в Киеве, что фактически поставило столичный бизнес, в особенности промышленность, на грань выживания. 27 июля 2016 года постоянной комиссии Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства и регуляторной политики даже пришлось создавать рабочую группы для изучения очевидно завышенной нормативной денежной оценки столичной земли. Основанием для такого решения стала жалоба ООО “Птицефабрика киевская”, для которого аренда за землю в Киеве тогда выросла в 60 раз.
Читайте: Из “Солидарности”: Прокопив и Странников поставили столичный бизнес за грань выживания
Таким образом, не факт, что на следующем заседании Киевсовета найдется большинство голосов, чтобы поддержать проект “Павлика – Бробского”.
Как неоднократно сообщала KV, на словах столичная власть неплохо справляется с поддержкой местных товаропроизводителей. Однако, когда дело доходит до конкретных действий, оказывается, что помочь бизнесу некому.
Так, в течение 2019 года столичные власти фактически не содействовали развитию предпринимательства, промышленности и потребительского рынка. В числе прочего, не предоставлялась финансово-кредитная поддержка субъектам малого и среднего бизнеса. Указанные факты были связаны с непринятием соответствующей программы на 2019-2022 годы: чиновники КГГА должны были подать ее на рассмотрение столичного горсовета еще до 15 октября 2018 года, однако сделали это лишь в апреле 2019 года.
Читайте: Столичных предпринимателей оставили без поддержки
Сама же программа была утверждена лишь спустя полгода после подготовки соответствующего проекта решения – только в ноябре 2019 года. Этому предшествовала неудачная попытка Департамента промышленности и развития предпринимательства Киевской горгосадминистрации (КГГА) “протащить” данный документ на заседании Киевсовета в октябре 2019 года.
В мае 2020 года стало известно, что в I квартале 2020 года Департамент промышленности и развития предпринимательства КГГА выполнил только 7,5% мероприятий, которые были предусмотрены программой содействия развитию предпринимательства, промышленности и потребительского рынка на 2019-2022 годы. Низкий показатель чиновники объясняют отсутствием финансирования и введением ограничительных мер, связанных с коронавирусным карантином.
Читайте: Столичные чиновники снова “отмахнулись” от поддержки предпринимателей и промышленности
Напомним также, в минувшем году ряд депутатов разработали проект решения горсовета, позволяющий поддержать национального товаропроизводителя. Документ, который даже удалось согласовать на бюджетной комиссии Киевсовета, должен был предусмотреть в Киеве неценовой критерий при выборе победителя публичных закупок: 30% производственных или промышленных мощностей участвующих в торгах компаний должны находиться именно в Украине.
Однако, на заседании Киевсовета 26 марта 2020 года секретарь Киевсовета Владимир Прокопив, хотя и обещал, не вынес этот проект решения на обсуждение и голосование депутатского корпуса. При том, что документ был поддержан профильной комиссией горсовета и депутаты проголосовали за включение этого документа в повестку дня заседания горсовета от 26 марта 2020 года, неожиданно всплыл “негативный правовый вывод”. Такие выводы члены провластной фракции Киевсовета “Солидарность”, отметим, обычно “отклоняют пачками”, а Прокопив просто закрыл заседание.
Читайте: Как Владимир Прокопив забраковал “прививку от коронавируса” для столичной экономики
Фото: коллаж KV