Вокруг академического музыкально-драматического театра им. Саксаганского не утихают скандалы: начиная с 2016 года здесь попеременно разыгрываются финансовые и управленческие дрязги. Особенно много трений вызвала частая смена руководителя. В последний раз исполняющим обязанности гендиректора по результатам конкурса назначили молодого дирижера Богдана Пущака. Он успел проработать в стенах театра год. Все это время не утихали споры о том, кому действительно лучше занимать директорское кресло. КиевVласть решила прояснить картину у экс-директора лично.
KV: Почему вы решили податься на должность руководителя театра?
Богдан Пущак: Моя история в театре началась с момента объявления конкурса на должность генерального директора, куда я подал свою кандидатуру, а потом с назначения меня исполняющим обязанности.
Я человек самодостаточный, в Киеве у меня ряд авторских проектов. Я сотрудничаю с Национальной филармонией Украины в качестве дирижера, с Луганской филармонией, которая сейчас базируется в Северодонецке, имею много иностранных связей. Да, мой профиль более музыкальный, но это не значит, что я, как говорили, “некомпетентный, левый, пришел из ниоткуда”. В законе прописано, чем должна руководствоваться конкурсная комиссия при оценке кандидата на должность, какие документы подаются и так далее. Основное среди таковых – план развития театра (на год и на пять лет), и я такой план подал, где все подробно расписано.
Богдан Пущак с Kiev Metropolis Orchestra. Фото: страница Ольги Пущак, Facebook.
В театр я изъявил желание пойти потому, что работал там неполных два года, ушел в связи с рядом проблем: это в том числе невыплата заработной платы, уже тогда были серьезные задержки по нескольку месяцев. Когда я пришел в театр, то выдал приказ, которым всем на руководящих должностях фактически сказал: вот моя программа, руководствуемся исключительно ей и этим планом развития. Если мы будем им следовать, у театра есть возможность выйти на уровень статусного театра, на новый уровень.
KV: В чем вы не согласны с предыдущим гендиректором?
Богдан Пущак: Меня не устраивал подход и тотальный контроль бывшего гендиректора. Представьте: я предлагаю проект, рассказываю, что для этого нужно, плюсы, минусы. Гендиректор согласен, говорит “класс, круто!”, я начинаю делать. Договариваюсь с иностранцами, закупаю необходимое. Спустя время он в силу личных проблем или иных обстоятельств вдруг дает заднюю и говорит: “Я передумал”. Я объясняю, что я уже договорился на всех уровнях, нельзя вдруг “передумать”: это фактически тот же бизнес, а в бизнесе так не делается, и давайте будем честны, в этой сфере тоже руководствуются правилами бизнеса. И так происходило во многих моментах.
Читайте: Интерлюдия: в театр имени Саксаганского вернулся прежний гендиректор
Во-вторых, у гендиректора Ускова было очень непрофессиональное окружение. Когда его снова назначили, правда, как исполняющего обязанности, в театр зашли те же люди, что были при нем, сомнительных профессиональных и человеческих качеств. Усков своего заместителя назначил внутренним приказом исполняющим обязанности гендиректора. Распоряжение высшего органа для него не документ, выходит. При всем этом были и бабушки с плакатами, и манипуляции внутри коллектива, про меня высказывались бредовые идеи как про “человека, который развалит театр и продаст помещение”.
Кроме того, в театре работает большое количество родственников и знакомых Ускова – сестры, племянницы, дети племянниц. Мне приходилось делать за них работу, я говорил, что это недопустимо. Мне нужны были специалисты.
Обо мне и о том, чем я занимаюсь, говорят в негативном ключе и пишут в фейсбуке люди, которых я в глаза не видел. А жители Белой Церкви делают в итоге выводы на основании услышанного и прочтенного. Это трусливая, подлая советская тактика. Поведение предыдущего руководителя (Вячеслава Ускова, – прим. KV) и поддерживающих его людей я считаю аморальным.
Считаю, что любой руководитель подразделения должен создавать максимум условий для привлечения нового ресурса и поднятия творческого и исполнительского уровня театра. Сегодня немалое количество работников в театре даже не имеют соответствующего образования. Изменения в государстве, к счастью, в том числе в законодательной базе, происходят, и в законе говорится о квалификационных требованиях к работнику, претенденту или руководителю. Этим пренебрегают в театре, оправдываются в духе “театр – тонкая организация”.
Кто-то заявлял, что мною не подавались планы и финотчеты – все было подано согласно процедуре. Я не могу предоставлять каждому депутату отдельно эти все документы, я подавал их в орган управления, куда каждый депутат может обратиться, если ему необходимо с этими бумагами ознакомиться.
Читайте: Терзанья Мельпомены: главный театр Киевской области продолжает бунтовать
Театр Саксаганского на театральной карте Украины – неформат. По той причине, что не принимает участия в крупных фестивалях вроде Мельпомены Таврии, где можно представлять свои работы; театр за последние 5 лет не выпускал стоящих представлений мирового уровня: например, спектакль “Моя прекрасная леди” (My Fair Lady). Только с моим приходом мы его поставили, а ведь он есть в репертуарах всех театров мира. Он несложный, но это другая работа в сравнении с той, что была в театре раньше. Результат налицо: актеры преобразились, сродни тому, как погрузились в совершенно новые образы. Многие не были, конечно, готовы к такой работе, ведь сейчас приходилось не только играть но и петь, там задействовано много людей и ресурсов. Это и задействование оркестра, и построение декораций. Мы сделали их мобильными и готовыми к перевозке.
Но сегодняшняя ситуация такова: театр – заложник системы. Сейчас в там для создания качественного продукта нет условий ни материальных, ни технических, ни творческих. Кадровый дефицит есть и в сфере искусства, музыки.
KV: Видите ли вы себя в будущем руководителем театра?
Богдан Пущак: Конечно, вижу. Но при других обстоятельствах. Когда театр в тех или иных руках становится инструментом манипуляций, в том числе политических, тогда мне это неинтересно, в таких условиях нельзя работать.
Когда я пришел, передо мной поставили вопрос о сокращении расходов, на театр выделяется слишком большое финансирование. Я взял устав и штатное расписание, сравнил с тем, что написано в законе про театральную деятельность, с уставами других театров. Старое штатное расписание не соответствует таковому, что требуется согласно норм закона. Я привел его в соответствие.
Пример: должность “начальник отдела маркетинга и рекламы” или “начальник кадров”. В штатном расписании, утвержденном Минкультуры, говорится: “Начальником отдела может быть человек, в подчинении которого не меньше трех сотрудников”. У нас просто был начальник, без своего отдела и без сотрудников в подчинении, но при этом с полным окладом. Опять же, должность руководителя театра – “генеральный директор”. Хотя с 2015 года все театры должны были привести в соответствие этот момент, потому что генеральный директор может быть у театра национального статуса, к остальным применяется “директор-художественный руководитель”.
Богдан Пущак
Когда я привел в порядок “штатку”, сократил одиночные должности – “начальников” – я предоставил свой вариант штатного расписания в орган управления, где было видно сокращение расходов: 20,5 млн гривен собственных денег. Мы пришли к договоренности: это приемлемая сумма, мы можем продолжать работу, театр ничего не теряет. Будем смотреть, что сейчас развернется; я слышал, что Усков хочет вернуть старую “штатку”.
Я считаю, что в этом государстве для того, чтобы спокойно работать и на что-то надеяться, нужно научиться соблюдать нормы закона. Я пришел в театр решать проблемы, они были озвучены. Но текущая ситуация абсурдная, работать в таком бардаке мне невозможно. Я уже упомянул про некоторые наработки, у меня была договоренность с одним из театров Словакии – не буду называть, каким именно; до конца года были расписаны гастроли и премьеры.
KV: Говоря о нормах закона: были претензии к тому, что конкурсная комиссия не была сформирована, как того требует процедура и законодательство…
Богдан Пущак: А почему это не было опровержено в суде? Сейчас они ссылаются на то, что губернатор (Александр Терещук – прим. KV) сформировал комиссию для рассмотрения этого вопроса. Неправда. Комиссия была создана для изучения финансовой составляющей театра, чтобы проанализировать ситуацию с финансированием театра и оптимизировать расходы. Потом эти люди начали засыпать бумагами все инстанции, собирали подписи в поддержку театра, что-де он разрушен и не работает, что его “надо спасать” и возвращать предыдущего руководителя. Когда Терещук ездил по области, они тоже ездили за ним и выступали в духе “проблемы в области, да, мы понимаем, но вот театр надо спасать…”
В итоге вопрос финансирования, ради которого комиссию собрали, решался кулуарно, и перерос в разбирательство в ситуации. Какое комиссия вынесла решение? “Рекомендуем провести повторный конкурс”. Но мне говорили юристы, что если нет оснований для выполнения, то выполнять рекомендацию не является обязательным. Конкурс состоялся, протоколы подписаны, результаты оглашены. Что рассматривается сейчас, меня не волнует.
Есть определенный порядок, который нужно соблюдать. Было распоряжение, которым я был до 11 июля назначен. Истек срок – ко мне пришли и сказали, что продолжать работу со мной не будут. И это нормально, я не могу против такого идти, тут все по закону. Я не устраивал шоу, никто не стоял с палатками и не устраивал голодовок. И не будет этого.
Читайте: Игра навылет: проблемами театра Саксаганского займется рабочая группа при облсовете
Мы готовили премьеру спектакля “Шантрапа”, известной комедии, и хотели приурочить ее к 160-летию со дня рождения Панаса Саксаганского. Я планировал целый комплекс мероприятий на протяжении года. Мы связались с внуком Саксаганского, известным актером дубляжа, проживающем в Москве – он не смог бы приехать, но готов был помочь. Мы пригласили также постановщика, композитора, писали специально музыку для этого спектакля. Мы намеревались сделать яркий эксклюзив.
Сейчас этот процесс остановлен, все пошло прахом. Конец сезона нынешнее руководство будет закрывать шоу-программами, “Шантрапу” сняли без понятной причины. Но сюжет “Шантрапы” будто и так о нашем театре.
“Праздничная программа по случаю 160-летия со дня рождения выдающегося украинского корифея – Панаса Саксаганского”. Фото: страница “Театр им. П.Саксаганского” в Facebook.
Читайте: Семеро против Фив: Театр имени Саксаганского встретится с Киевоблсоветом в суде
KV: Вы говорили, что будете отстаивать свое назначение в судебном порядке. Как с этим обстоит?
Богдан Пущак: Сейчас мои знакомые адвокаты изучают подобную судебную практику. Я собираюсь, конечно, отстаивать свои права.
KV: Как будет звучать главная претензия в этом иске и к кому конкретно?
Богдан Пущак: Я не знаю еще. Главная претензия будет заключаться в том, что меня не назначили руководителем по результатам конкурса. В законе четко сказано: с момента объявления результатов в двухмесячный срок должны согласовать исполняющего обязанности.
Это проблема по всей области: руководители многих коммунальных предприятий находятся в статусе “и.о.”, даже в облсовете. И они подолгу сидят такими “и.о.”, и я так сидел. Я максимально погрузился в творчество и деятельность театра, что вовремя не позволило среагировать. Но при этом писал всегда обращения касаемо финансирования, задержек по заработной плате и так далее.
Дошло до того, что я встречался с министром и объяснял ему ситуацию. Но там разводят руками: мы не имеем к ним отношения, театр как коммунальное предприятие находится под эгидой органа местного самоуправления, т.е. облсовета. А в облсовете тоже не все понятно.
Обращение коллектива театра, в котором они говорят: театр при Пущаке возобновил работу, но Усков дезифонмирует облсовет и население, уверяя в обратном.
KV: В феврале этого года в группе театра на “Фейсбук” появилась запись о том, что оркестр театра выступал под фонограмму. Что это было?
Богдан Пущак: Игра оркестра под фонограмму и комментарии вроде такого – несоответствие действительности, который я не собираюсь комментировать. У человека, который писал упомянутый комментарий, сомнительная профессиональная и человеческая репутация.
KV: Говорилось и о том, что оркестр после этого выступления уволился и ушел на вольные хлеба.
Богдан Пущак: Оркестр, оставшийся после руководителя Ускова, насчитывал порядка 10 музыкантов. У них не было дирижера, я поставил исполнять его обязанности человека с высшим образованием, с опытом, дал ему задание: подготовить к Новому году хотя бы одну концертную программу, которую мы можем представить на область. Я, если что, готов помогать и подсказывать.
Ничего не было сделано, потому что семь человек из оркестра критически восприняли мое решение по их руководителю, а ко мне открыто выражали неприязнь. Большинство злоупотребляют алкоголем, приходили в состоянии опьянения, нарушая трудовую дисциплину. Эти семеро человек написали заявления об увольнении по собственному желанию, а после увольнения начали публиковать, что-де это я их уволил.
Читайте: В угоду Мельпомене: Киевский областной драмтеатр снова сражается за власть
Так или иначе, после ухода этих семи человек я объявил конкурсный набор. В Белой Церкви порядка шести музыкальных школ. Мы сделали максимум рекламы, чтобы все музыканты Белой Церкви услышали о конкурсе и пришли работать. Единственный человек, который пришел, сказал, что играть тут некому.
В итоге оркестр мы набрали в Киеве и тут же проводили репетиции на базе планетария, с которым и отыгрывали премьеру за премьерой.
Полное название театра включает в себя слова “музыкально-драматический” – значит, музыкальная часть стоит в приоритете.
Фото: Театр им. Панаса Саксаганского – официальная страница
KV: Что по поводу финансирования театра, было ли оно стабильным и своевременным?
Богдан Пущак: Несмотря на утвержденное по программе финансирование, мы получали деньги поквартально: по 4 млн на І и ІІ квартал. Во втором квартале я успел выплатить задолженность по заработной плате всем. Однако никакой руководитель не будет работать в таких условиях, никакой работник не станет задерживаться. В театре работают даже семьями, и с проблемами вроде задержек зп они начинают задумываться, стоит ли продолжать работать.
Но вообще в Киевской области сфера театрального искусства сведена на нет. В Закарпатской области, откуда я родом, есть областная филармония, академический музыкально-драматический театр, народные хоровые коллективы, драмтеатр есть в Мукачево, а три года назад такой открылся в Хусте – городе с населением в 30 тысяч. И туда даже из Киева приезжают. И это чуть ли не самая маленькая область в стране. В то время как в самой большой, в Киевской, с наибольшим бюджетом, вдруг становится проблема финансирования одного театра.
KV: Звучали заявления о том, что якобы при Пущаке значительно повысилась стоимость билетов на спектакли. Как дело обстояло?
Богдан Пущак: При мне цены на билет были повышены на 2-3% буквально – мы сделали это, потому что мы начали выходить в поле электронной продажи билетов, через агентство “Карабас”, и делали рекламу об этом, информировали людей. Соответственно, “Карабасу” надо было оплатить процент за предоставляемые ими услуги. Заявления о том, что цена была завышена куда сильнее, не соответствуют действительности.
Кроме того, цены на сказки оставались прежними – 50-60 гривен. На премьерные спектакли цена была выше – 120 гривен, потому что они рассчитывались на бо́льшую аудиторию и для их показа задействовано максимум ресурсов.
Мы должны были презентовать в Октябрьском дворце сказку “Король-Лев” и комедию “Клинический случай” в сентябре. В Доме архитектора мы должны были реализовывать малые формы. И все по той причине, что зал театра Саксаганского нерентабелен: 230 мест – это мало. Цену билета в связи с этим урегулировать до рыночной возможным не представляется, учитывая рост цен и уровень инфляции. То, что она осталась на уровне прошлых лет, отражается и на доходной части – расход превышает доход.
В области много площадок вместимостью от 500 и больше мест. Все, что меньше – нерентабельно. Представления вроде “Моей прекрасной леди” невыгодно показывать на маленьких площадках, а на таковых на 500-600 мест можно выиграть обоюдно: зрителю – билет по доступной цене, театру – выход в плюс.
Отмечу, что с моим приходом пришли люди, которые при предыдущем руководителе покинули театр, мы возобновили показ замороженных спектаклей, наладили здоровую обстановку – при том, что я никого не терроризировал и не увольнял. Моей задачей было сделать театр конкурентоспособным.
Читайте: Закулисные драмы: Главный театр Киевщины продолжает воевать с Киевоблсоветом
KV: Может ли театр слезть с бюджетной иглы и выйти на самоокупаемость?
Богдан Пущак: Конечно, может. Возьмите пример Америки, Китая. Там культура вся давным давно на самоокупаемости, государство финансирует только отдельные национальные структуры и не вмешивается туда. В Штатах нет такого понятия как “министерство культуры”: зато там созданы условия для развития культуры “в себе” – нет подоходного налога, зеленый свет для инвестирования. Китай строит суперсовременные сооружения и сдает учреждениям культуры и искусства в аренду на конкурсе, с минимальными процентными ставками.
Театр может зарабатывать, но не в нынешних его условиях. Цена билета при его вместимости должна быть от 120 гривен, чтобы иметь возможность зарабатывать и вкладывать в рекламу, откладывать на техническую базу, в том числе в кредит взять хотя бы б/у автобусы. Когда я зашел в театр, все надо было делать с нуля. В казне было ноль. Деньги из областного бюджета шли исключительно на зарплаты, а доходная часть самого театра в плюсе только в зимний период, в “сезон”.
Говоря о зиме: мы делаем два варианта наших спектаклей-сказок для детей: одна выездная и одна на базе. Детей в городе столько, что два спектакля в день не покрывают нужды, надо делать три, ибо зал маленький. Но три представления в день – это сверхурочка, а в договоре прописано, что норма – два представления в день. Но я сказал: раз дети приходят, то если вы готовы делать три представления, я готов оплачивать третий вызов. Выезды по области я тоже оплачивал. До меня этого никто никогда не делал.
Говорят, что театр не ездит никуда – опять же, не созданы условия: нет личного автобуса, служебного транспорта. Я обо всем этом писал, мне поступали предложения взять транспорт в лизинг, взять кредит. Но пока зимой есть заработок, я покрывал все, что могу, попутно пытаясь даже делать текущий ремонт, здание в плачевном состоянии.
В итоге чтобы выйти на самоокупаемость, нужно для начала повысить художественный уровень всего репертуара театра – единичные представления можно назвать конкурентными и показывать в том же Киеве. Нужно повысить профессиональный уровень труппы – тогда можно будет ездить и по Украине, и за границу.
KV: Вы говорите, что для развития театра Саксаганского есть масса преград?
Богдан Пущак: Абсолютно. Бюрократическая машина не должна здесь присутствовать. Мы в подчинении управления комсобственности, но при этом финансируют нас через управление культуры. Одни контролируют одно, другие – другое, а отчеты предоставлять надо и тем, и тем, и еще депутаты говорят, мол, а нам еще предоставьте. Самоокупаемость – единственный выход. Хотим мы того или нет, мы движемся в направлении конкурентной среды, которая и решит, кто сильнее.
Актерская труппа театра им. Саксаганского, 2013 год, Одесса. Фото: сайт театра.
Говорят, что театр Саксаганского – “жемчужина Украины”. Но театры в Украине давно вышли на новый уровень. В Херсоне проходил ежегодный, старейший, престижный фестиваль театрального искусства “Мельпомена Таврии”. Меня спрашивали, будет ли наш театр там. Как думаете, был ли на фестивале театр Саксаганского хоть раз на протяжении многих лет? Его никогда не приглашали. “Вы самоизолировались”, говорили мне представители фестиваля. Но его и не получилось бы вывезти.
Я оглашал работникам театра, что готов способствовать в получении образования – двигайтесь, развивайтесь. Но там конгломерат из сестер, друзей и племянниц, и эта структура, выстроенная в течение многих лет, вылилась в то, что имеем.
Почему я говорю о “совковом” мышлении – это в том числе значит сидеть на бюджетных средствах и не двигаться вперед. У многих людей поколения “за 50” есть такое мышление. Изменить ситуацию мог бы руководитель. Сегодня люди почувствовали разницу: мне пишут, звонят, в слезах рассказывают, как им угрожают увольнением, как они не могут там находиться. Продолжать работать при Ускове, говорят мне, – не уважать себя. Да, текущий директор наберет новых людей, но после меня театр уже не сможет работать так, как раньше.
Фото: коллаж KV