Из 25 районов Киевской области лишь граничащие со столицей могут надеяться на серьезные инвестиционные вливания. Исключением, правда, можно считать богатую черноземами Яготинщину, однако феномен прост – район уже давно облюбовали иностранные аграрии. В то же время, промышленные Фастовщина и Белоцерковщина, приграничные Полесье и Иванковщина, вкупе с туристическими Богуславщиной и Переяславщиной показателями не блещут.
Как стало известно KV, первый заместитель председателя Киевской облгосадминистрации (КОГА) Андрей Анисимов презентовал 22 октября результаты рейтинговой оценки районов Киевской области за I полугодие 2018 года.
Рейтинг и методика
Департамент провел мониторинг показателей оценки результативности реализации государственной региональной политики РГА и горисполкомами. По результатам рейтинговой оценки за I полугодие 2018 по всем направлениям первые 5 мест заняли Бориспольский, Киево-Святошинский, Вышгородский, Броварской и Яготинский районы.
В ответе на информационный запрос KV департамент указывает, что при проведении указанного мониторинга используется методика, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 21 октября 2015 № 856 “Об утверждении Порядка и Методики проведения мониторинга и оценки результативности реализации государственной региональной политики”. При ежеквартальной оценке используется 30 показателей по следующим направлениям:
-
исполнительская дисциплина;
-
экономическая эффективность;
-
инвестиционное развитие;
-
финансовая самодостаточность;
-
открытость власти и доступность административных услуг;
-
эффективность рынка труда;
-
развитие инфраструктуры;
-
возобновляемая энергетика и энергоэффективность.
Значения показателей, используемых при подготовке мониторинга, определяются по данным Главного управления статистики в Киевской области и информации райгосадминистраций и горисполкомов (городов областного значения).
При ежегодной оценке используется 61 показатель, а с направлениями ежеквартальной оценки добавляются следующие направления: инвестиционно-инновационное развитие и внешнеэкономическое сотрудничество; развитие малого и среднего предпринимательства; доступность и качество услуг в сфере образования; доступность и качество услуг в сфере здравоохранения; социальная защита и безопасность; рациональное природопользование и качество окружающей среды.
Особенностью методики рейтинговой оценки, говорится в ответе, является сравнение отклонения значений показателей по каждому конкретному району (городу областного значения) от лучших значений по показателям за соответствующий отчетный период и соответствующего ранжирования районов от 1-го до 25-го места (городов областного значения – от 1-го до 12-го места).
Районы
В этом списке как у “победителей”, так и районов, занявших последние места, есть на то свои причины. Мы попытались выяснить, где и почему удалось преуспеть одним и не удалось другим.
Председатель Кагарлыцкого районного совета Иван Семцов:
Мы этот вопрос обсуждали на аппаратном совещании райгосадминистрации, дали задание управлению экономики, чтобы они проанализировали данные, по каким показателям формировался этот рейтинг и что учитывалось. Конечно, о каком экономическом рейтинге может идти речь, когда сегодня в Кагарлыкском районе почти все стоит. Укрзализныця закрыла грузовую станцию, а у нас на территории находится много предприятий, производство которых тесно связано с железнодорожным транспортировкой. Стоит сахарный завод, который у нас был наполнителем бюджета. Многим сельхозпредприятиям государство позволило перейти на другой вид налогообложения, поэтому в этом году мы не добрали в бюджет около 15 млн. В прошлом году эти средства мы освоили, и использовали их на школы, садики, на 4 индивидуальные котельные, построили мини-поле с искусственным покрытием и тренажерами, ремонтировали крыши.
Бизнес к нам не идет, нет новых инвесторов, что дало бы дополнительные поступления в бюджет. Возможно, заработает ТЭС, которая будет производить экоэнергию. Сейчас у нас зашел один инвестор, возможно, уже со следующего года он запустит перерабатывающий завод мяса, который будет находиться за пределами города на территории одного из бывших предприятий. Люди будут работать в три смены по 100 человек на каждую. 300 человек будут трудоустроены – это уже большой плюс для нашего района. Надеемся, эти инвесторы наконец позволят нам немного улучшить инвестиционно-экономические показатели.
Начальник отдела экономического развития и обеспечения деятельности центра предоставления административных услуг Ставищенской РГА Татьяна Юхименко:
“Наш район на таком месте был всегда, насколько я помню. Мы никогда не были в первых рядах. Инвестиционные позиции, на которых в основном базируется этот рейтинг, к сожалению, мы не можем обеспечить. К нам никто не хочет идти, так как мы находимся от Киева на удалении 130 км. Это – первое. По всем остальным показателям, если взять их в разрезе, у нас есть такие, которые занимают высшие места, или одни из первых. Например, по занятости населения, по раскрытию преступлений полицией, в отличие от других районов, у нас вообще нет задолженности по выплате заработной платы. Но основное, конечно, то, что мы – отдаленный район и инвестиционных крупных предприятий здесь нет. Мы с открытой душой ждем инвесторов, но все предпочитают территории, которые находятся ближе к Киеву”.
Заместитель председателя Киево-Святошинского районного совета Александр Однороманенко:
“Первая причина, по которой мы заняли такое высокое место в рейтинге, это расположение района. Второе – в 2016 году, когда поменялось руководство райсовета, началось взаимодействие с РГА. Инвесторы увидели, что есть взаимопонимания между райсоветом, РГА и сельсоветами. Все содействуют развитию бизнеса на нашей территории. Председатели села также заинтересованы в том, чтобы их бюджет развивался. Неплохие налоги остаются на местах. Поэтому в районе строятся предприятия, заправки, складские комплексы. Мы делаем все, чтобы инвесторы заходили и создаем условия, чтобы они регистрировались в Киево-Святошинском районе. Наиболее распространено у нас строительство жилых домов, поскольку пристоличный регион активно развивается. Помимо этого строятся логистические центры, новые заправочные станции. Наибольшие налогоплательщики – “Фоззи групп”, “Пепсико”. Они активно расширяются, достраивают склады и нам это на пользу”.
Глава Броварского райсовета Сергей Гришко:
“Во-первых, сыграла роль относительно небольшая удаленность от областного центра; во-вторых – хорошая инфраструктура; коммуникация более-менее нормально налажена. С конца 90-х годов тут, на территории района, начали появляться крупные предприятия – например, “Кока-Кола”, “Айс Терминал”. Новая броварская дорога, построенная еще при Кучме поспособствовала налаживанию логистики. Я не знаю, где еще в районах есть отдельная промзона в сельской местности под технопарк, где сейчас устанавливают солнечные батареи, где расстраиваются предприятия. Если люди будут эффективно руководить этим всем в населенных пунктах, будет нормально. Если люди видят перспективу и прозрачно подходят к вопросу, то бюджет будет пополняться. Нужно, чтобы потенциальный инвестор видел, где он может осесть – а для этого нужно разработать детальные планы территории, инвентаризацию земель. При сельсоветах должны быть экономические отделы, не говоря уж про общины”.
Глава Макаровского райсовета Александр Гулак:
“Работа по привлечению инвесторов проводится разными методами: мы помогаем им с документами, выплатой налогов, в этом роде. Среди наибольших компаний, которые у нас работают – АТБ, например, они разместились у нас в этом году. Также из последних – китайская компания по изготовлению шприцев. Они завозят к нам оборудование и готовы строить завод. Из более давних – ООО “Ферро”, компания “Евродом”, “Аэротехника-МЛТ”, наибольший производитель маленьких самолетов в Восточной Европе “Аэропракт”. У нас нет программы по привлечению инвесторов, мы просто создаем им условия для нормальной работы”.
Глава Мироновского райсовета Валентина Усик:
“У нас есть программа по привлечению инвестиций, которую разрабатывает районная администрация. Чем привлекаем: прежде всего, предлагаем земельные участки, которые можем предоставить в аренду, учитывая соответствующие мощности. Но уровень инвестиций здесь держится за счет предприятий, которые работают давно – они наращивают мощности, совершенствуют оборудование, технологии. Это, например, предприятие “Мироновский хлебопродукт”, которое нарастило объемы продукции, мясоперерабатывающий завод “Легко”, который первый в области получил необходимые сертификаты и экспортирует продукцию в страны Балтики и Германию.
Мы разработали инвестиционный проект по установке солнечных батарей. На сессию выносили этот и другие инвестпроекты, но пока что они находятся на доработке. Если брать объекты социальной инфраструктуры, у нас сейчас за деньги госбюджета строится физкультурно-оздоровительный комплекс, этим проектом занимался лично Александр Горган, на проект было выделено 12 млн гривен.
Но при этом в районе есть предприятия, которые практически обанкротились. Сейчас мы формируем бюджет и программу социально-экономического развития, обработаем предложения и примем в декабре, надеюсь, программу на 2019 год”.
Как писала KV, 20 апреля 2018 года на внеочередном заседании Киевоблсовета были приняты изменения в “Программу привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата в Киевской области на 2016-2018 годы” (№ 468-22-VII от 20.07.2018 года). Изменения коснулись финансирования программы: на ее выполнение в этом году предусматривается 2,8 млн гривен, что на 4 млн меньше в сравнении с предыдущей редакцией документа от 27 апреля 2018 года.
Читайте: Магия денег: Киевская область крайне неуверенно призывает инвесторов
Напомним, в ходе заседания Киевоблсовета 27 апреля 2018 года депутаты коллегиального органа Киевщины приняли решение об изменениях в программу капитального строительства в столичном регионе на 2018 год. Этим решением депутаты утвердили полный перечень объектов в Киевской области, которые будут ремонтироваться совместно за счет областного и местных бюджетов. Ремонты дорог, школ и канализаций обойдутся налогоплательщикам столичного региона в почти полмиллиарда гривен, которые КОГА потратит преимущественно на развитие пристоличной зоны, оставив депрессивные регионы “за бортом”.
Подробнее: В 2018 году администрация Горгана освоит полмиллиарда на застройке Киевской области
Фото: коллаж KV