В предыдущей части исследования деятельности молодой команды Черновецкого на бюджетном рынке мы рассказали о том, как в проект столичного бюджета просочились поправки ценой в миллиард гривень, направленные главным образом на улучшение жизни предприятий Василия Хмельницкого. В то же время, эти поправки увеличили дефицит бюджета. Его можно было бы компенсировать доходами от деятельности коммунальных предприятий, однако этого не произошло.
Наоборот, в прошлом году КП стали приносить все меньше денег. Это обнаружил депутат Киеврады Сергей Мельник (БЮТ). Он как член бюджетной комиссии смог получить отчет о работе компредприятий за 2008-2009 года, а также данные о дотациях, и первым обнаружил вопиющие примеры исчезновения средств в карманах мэрской команды. Оказалось, что коммунальные предприятия, по идее призванные приносить дополнительный доход в городскую казну, получают дотаций из бюджета Киева больше, чем приносят пользы киевлянам (см. данную таблицу). О том, почему так происходит, Сергей Мельник рассказал “proUA”.
– В Киеве создано 181 коммунальное предприятие. Почему не видно, чтобы их деятельность приносила доход городской казне?
– Ответ более, чем простой: они созданы Л.Черновецким совершенно не для того, чтобы приносить доход городской казне.
Давайте послушаем сухой язык цифр: 181 коммунальное предприятие в прошлом году заработали 126 миллионов гривень, перечислив в бюджет города только 23 миллиона. Притом, что получили оттуда на покрытие убытков 461 миллион гривень.
Городу содержать их явно невыгодно. И, тем не менее, чуть ли не на каждой сессии Киевсовета городская власть вносит предложения о создании все новых и новых КП. Зачем?
– Действительно, зачем? Если мы имеем значительное падение доходности и прибыльности коммунальных предприятий, о чем это говорит – о бестолковости менеджеров из команды Черновецкого, или о их целенаправленной деятельностью по сокрытию реальных денег от бюджета?
– Если учесть, что на каждую сессию выносятся вопросы о создании новых КП, то очень тяжело называть это бестолковостью.
Целью любого предприятия, в том числе и коммунального, является получение прибыли. Однако, в отличие от органов власти, коммунальные предприятия могут выступать исполнителями услуг.
Условно говоря, если КГГА заказывает услуги по выполнению генерального плана, то исполнителем может выступать недавно созданное КП “Институт генплана”. А уже оно может взять любых субподрядчиков на реальное выполнение услуг. Ведь коммунальное предприятие, в отличие от мэрии, уже не обязано проводить прозрачных тендеров.
Коммунальные предприятия потому и убыточны, что представляют собой банальную “прокладку”. То есть не имеют в своем штате реальных исполнителей, а только администраторов, “передающих” бюджетные заказы в “нужные” частные руки.
– Еще примеры можете привести?
Да разбираться можно отдельно по каждому предприятию. Черновецкий, впервые баллотируясь в мэры, обещал провести ревизию работы коммунальных предприятий. Но уже через год его мнение как мэра кардинально изменилось – в Киеве начали создаваться новые КП. Кстати, одно из них возглавила дочь Черновецкого, и оно до сих пор ничего не приносит в бюджет. Так же как и созданные в прошлом году “так нужные киевлянам” “Домашний магазин”, “Киевские рынки” и т. д.
Даже КП “Киевреклама”, которое собирает деньги с размещенных более 20 тысяч рекламных конструкций по городу и то проработало прошлый год с убытком в 6,3 млн грн. А еще в 2008-м году его прибыль составляла 12,5 млн грн.
И “Киевское инвестиционное агентство”, занимающееся размещением МАФов, которые растут как грибы после дождя на улицах столицы, – принесло в прошлом году убыток городу на 2,5 млн грн.
Пожалуй, единственное КП, созданное при Черновецком, которое что-то приносит в бюджет, – это Киевтранспарксервис. Однако оно по своей природе должно приносить деньги. В то же время, я провел несложный подсчет, разделив выручку предприятия на количество рабочих часов. Вышло, что на всех коммунальных парковках Киева в рабочее время находится около двух с половиной тысяч автомобилей в час. И это притом, что в столице количество автомобилей перевалило за миллион! Это действительно вызывает вопросы.
И таких примеров много.
– Что с ними всеми произошло?
– Это, конечно, вопрос к руководству каждого из КП. И бюджетная комиссия Киеврады даже решила вызывать этих руководителей для отчета. Но узнаем ли мы правду? Думаю, вряд ли. Например, у “Киеврекламы” недавно сменили директора, теперь там бывший замдиректора “Киевпастранса” (она же – бывшая участница конкурса “Мисс-Украина” уже стоит в очереди на увольнение – “proUA”). Естественно, ее можно вызвать, но удастся ли получить ответы по финдеятельности предприятия за прошлый год? А бывший директор все приглашения может спокойно игнорировать.
Еще я бы обратил внимание на такие “чудесные” предприятия, как КП “Фармация”. Прошлый год оно отработало с рентабельностью в 1,3%. Если бы все аптеки работали с такой рентабельностью, то полномочия по продаже лекарств уже давно взяло бы на себя государство, ведь бизнесу это было бы невыгодно. А по городу, тем не менее, размещено огромное количество коммунальных аптечных пунктов.
– А Вы прикидывали, сколько средств в прошлом году прошло через коммунальные предприятия?
– Да, суммарный доход всех коммунальных предприятий в 2009 году составил 4,4 млрд грн. Кстати, в 2008 году эта цифра составляла 5,7 млрд грн. Падение доходов произошло в основном за счет сферы строительства, что обусловлено объективным фактором кризиса.
Эта сумма (при недовыполнении бюджета города на 7,5 млрд грн.) четко демонстрирует, как функционирует “параллельный бюджет”, сформированный командой нынешнего мэра.
Автор: Юрий Николов
Источник: proUA