Власти Вышгорода решили всерьез побороться за присвоение райцентру статуса города областного значения. Соответствующий вопрос был инициирован местным горсоветом на июньской сессии, и единогласно поддержан всем депутатским корпусом. Примечательно, что с данной инициативой горсовет тянул целых 2,5 года — в последний раз Вышгород безуспешно пытался перебраться под областное крыло в феврале 2011 года, однако потерпел фиаско, поскольку обратился “не по адресу”.
Вопрос присвоения Вышгороду статуса города областного подчинения был инициирован депутатами из депутатской группы “Вышгород”, а также фракциями “Удар”, “Фронт змін”, “Сильная Украина”, “Народная партия” и “Новая политика”. В ходе сессии с ними в унисон сыграли и регионалы, единогласно проголосовав за решение №23/1 “Об отнесении города Вышгорода Вышгородского района Киевской области к категории городов областного значения”. После того, как решение подписал мэр Вышгорода, документ направили на рассмотрение Киевского облсовета, который на одной из своих грядущих сессий решит — направлять ли ходатайство о пересмотре статуса города в Верховную Раду.
Следует заметить, что процедура отнесения населенных пунктов к категории городов областного значения четко прописана в указе Верховной Рады УРСР № 1654–х “О порядке решения вопросов административно-территориального устройства УРСР” от далекого 12 марта 1981 года. В указе черным по белому написано, что смена статуса города проводится Верховной Радой по запросу исполнительных комитетов областных и городских советов.
Учитывая длительную историю существования данного указа поражает, как в 2011 году вышгородские депутаты умудрились направить свое решение не в область, а в… районный совет. Почему они так сделали, депутаты стыдливо умалчивают, а в кулуарах мэрии злые языки язвительно шепчут, что многим избранникам нужно просто “учить матчасть”.
Тогда регионалы из райсовета Вышгорода без труда провалили голосование по вопросу смены статуса города. Это и не удивительно, поскольку утрата Вышгорода из районного подчинения обещает солидные финансовые потери райбюджету, кормящемуся, в том числе, из городской казны. Убедиться в этом может каждый, полистав “Бюджетный кодекс Украины”.
Но, в 2011 году депутаты Вышгородского горсовета, видимо, предпочли не утруждать себя подобным занятием — потому и погорели на собственной законодательной безграмотности.
Читатель “Бюджетного кодекса” без труда найдет отличия между отчислениями от подоходного налога в местный бюджет городов областного и районного значения – 75% и 25%, соответственно. Кроме того, город областного подчинения получает 100% транспортного сбора и 75% арендной платы за землю (50% и 60% в случае с районным статусом).
Сейчас Вышгород, как райцентр, довольствуется малым — получает скромную четверть от заработанного, распределяя 75% своих доходов между районной и государственной казной. При этом, как сообщали ранее СМИ, ссылаясь на мэра города Виктора Решетняка, 95% средств, оседающих в местном бюджете, тратятся городом на зарплаты и защищенные статьи расходов (энергоснабжение, питание детей в детских садах и т. п.). А это, как несложно догадаться, весьма невыгодно городу, объемная инфраструктура, коммунальное хозяйство и промбаза которого требуют значительных бюджетных вливаний.
Городским властям Вышгорода обидно и от того, что из года в год бюджетные поступления растут, но только для них это совершенно не ощутимо. Так, на 2012 год горсовет утвердил бюджет в размере более 35 млн грн, а уже в 2013-м – порядка 40,7 млн грн. Учитывая поступательный рост размера казны, можно заключить, что актуальность смены статуса Вышгорода выросла пропорционально увеличению бюджетной копилки. На кону оказалась солидная сумма, в которой обоюдно заинтересованы как городские, так и районные власти.
Фактически воюя за бюджет, власти Вышгорода попытались предоставить Киевоблсовету убедительную аргументацию того, что город заслуживает нового статуса. В обосновании решения №23/1 указано, что Вышгород является важным экономическим центром Киевской области, имеет развитую систему коммунального хозяйства и четкую организационно-управленческую инфраструктуру по всем отраслям жизнедеятельности.
Также указано, что город является самодостаточным, имеет мощный промышленный потенциал (на его территории расположено около 1500 предприятий различных форм собственности) и важное социально-культурное значение. “Община города Вышгорода имеет все законодательно определенные основания для изменения статуса города с районного на город областного значения”, — подчеркнуто в решении вышгородского горсовета.
Да, Вышгород – город не из робкого десятка, спору нет. Но, есть одно весомое “но”, которое дамокловым мечом висит над успехом мероприятия по смене его статуса. Это — численность населения.
В соответствие с вышеупомянутым указом ВР УРСР, в категорию городов областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с населением не меньше 50 тыс. человек. В Вышгороде же проживает порядка 30 тыс.
Спасение возможно только в порядке исключения, предписанного указом № 1654–х: “городом областного подчинения может стать и населенный пункт с меньшим числом жителей, но только если ВР признает, что город имеет важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, близкую перспективу дальнейшего экономического и социального развития, а также роста количества населения”.
Чего же ожидать властям Вышгорода при таких обстоятельствах? Для них уже есть две новости, как всегда – плохая и хорошая.
Начнем с первой. “На очередной сессии Киевского областного совета, которая состоится 23 июля, вопрос о пересмотре статуса города Вышгород рассматриваться не будет”, — сообщил в комментарии КиевВласть глава Киевоблсовета Александр Качный.
Однако, не все так плохо – вопрос подвис только потому, что в областной совет из Вышгорода вовремя не дошли документы. Качный заверил, что препятствий для рассмотрения вопроса по статусу Вышгорода нет.
“Киевский областной совет рассмотрит возможность вынесения на рассмотрение парламента вопроса о присвоении Вышгороду статуса города областного подчинения, изучив все критерии, предусмотренные законодательством”, — сказал глава облсовета.
Это и есть хорошая новость для властей Вышгорода.
Но, в любом случае, властям Вышгорода придется уповать на удачу – даже если областные депутаты решат, что в порядке исключения город достоин нового статуса, решающая точка, какая бы она не была, будет поставлена парламентом.
Кстати, лоббист у города в ВР имеется — это депутат от ПР, вышгородец Ярослав Москаленко, который до избрания в законодательный орган успел потрудиться и первым замом губернатора и депутатом облсовета Киевщины.
Дмитрий Дёшин