Руководству Киевской горгосадминистрации (КГГА) с помощью фракций “Солидарность” и “Единство” удалось с наскока внести последние изменения в бюджет Киева на 2018 год. На кону – судьба дополнительных 3,8 млрд гривен, за распределение и перераспределение которых депутатов вынуждали голосовать “вслепую”. В администрации Виталия Кличко (на фото) уверяют – все делается на благо киевлян. Противоположного мнения придерживаются представители фракций “ВО “Свобода”, “ВО “Батькивщина” и депутатской группы “Киевская команда”, которые не дали за изменения в бюджет ни одного голоса. Они считают, что имела место спланированная акция – сотни миллионов налогоплательщиков решили очень оперативно направить под благовидными предлогами на освоение “своим людям”, чтобы потом никто не разобрался, финансирование каких важных направлений “завалили” в КГГА.
Об этом KV стало известно в ходе вчерашнего заседания Киевсовета.
Как доходная, так и расходная часть бюджета Киева были увеличены на 3 млрд 839,6 млн гривен.
Сбалансированность увеличения доходной и расходной части столичного бюджета этого года, по словам директора Департамента финансов КГГА Владимира Репика, была достигнута за счет дополнительных поступлений в городскую казну в размере 2 млрд 679,4 млн гривен за счет налогов и сборов, и за счет дополнительных трансфертов из государственной казны (1 млрд 160,2 млн гривен. – KV). Чиновник также отметил, что финансирование (по капитальным ремонтам и капитальным вложениям) было снято с объектов, завершить которые в 2018 году, по оценкам КГГА, будет невозможно. Деньги в срочном режиме перераспределили на незапланированные ранее капвложения.
Доходы городского бюджета теперь определены в размере 54 млрд 606,2 млн гривен, расходы – в размере 57 млрд 604,8 млн гривен.
При этом, сводный бюджет столицы на текущий год утвержден с бюджетным дефицитом в размере 2 млрд 998,6 млн гривен.
Впрочем, такой дефицит был зафиксирован еще при внесении изменений в городской бюджет 26 апреля 2018 года (решение Киевсовета №800/4864).
Напомним, 21 декабря 2017 года, когда депутаты Киевсовета утвердили бюджет Киева на 2018 год он был спланирован практически бездефицитным (доходы бюджета были определены в размере 49,051 млрд гривен, расходы – в размере 49,048 млрд гривен).
Читайте: Проект бюджета Киева на 2018 год. Иллюзия стабильности
Доходы
По словам Репика, основную сумму в структуре доходов городской казны составляют поступления от уплаты налога на доходы физических лиц (18,184 млрд гривен. – KV). В структуре доходов бюджета Киева на 2018 год трансферты из государственного бюджета составили 15 млрд 454,8 млн гривен; поступления от уплаты единого налога – 5,151 млрд гривен; земельного налога – 5,104 млрд гривен; налог на прибыль предприятий – 4,198 млрд гривен и пр.
Читайте: Депутаты Киевсовета внесли изменения в бюджет-2018: куда направят дополнительные деньги
Расходы
Директор Департамента финансов КГГА отметил, что из 3,8 млрд гривен, на которые была увеличена расходная часть бюджета Киева, ключевыми являются увеличения расходов на транспортную инфраструктуру (на 1 млрд 697,6 млн гривен. – KV).
“Я напомню, что по базовому решению мы должны возобновить в полном объеме финансирование строительства метро на Виноградарь с тем, чтобы на эту сумму был уменьшен долг бюджета Киева перед государственным бюджетом по проведенных взаиморасчетах”, – отметил Репик.
Читайте: Первая попытка начать строительство метро на Виноградарь провалилась
Также он отметил, что на решение вопросов сферы ЖКХ предусмотрено дополнительное финансирование в размере 843,2 млн гривен. Отметим, 800 млн гривен из этой суммы пойдут на увеличение уставного капитала КП “Киевтеплоэнерго”.
Читайте: Киевсовет увеличил уставной фонд КП “Киевтеплоэнерго” до 2 млрд гривен
Также, по словам Репика, было увеличено финансирование на оплату проезда льготным категориям населения (186 млн гривен), на зарплаты учителям столичных школ (266 млн гривен); на приобретение жилья для участников АТО (100 млн гривен); на оплату лизингового долга КП “Киевский метрополитен” (478 млн гривен), на утилизацию мусора на полигоне ТБО №5 в с. Подгорцы (50 млн гривен), на оплату НДС при растаможке транспорта, который покупает “Киевский метрополитен” (117 млн гривен) и пр.
Читайте: Киеву будет трудно расплатиться с “австро-венграми” по долгам метрополитена
При этом, чиновник отметил, что на 115 млн гривен было уменьшено ранее запланированное расходование бюджетных средств на компенсацию КП “Киевский метрополитен” и КП “Киевпастранс” затрат на проезд льготных категорий населения (по словам Репика, право на льготный проезд имеют 873 тыс. киевлян).
Как готовились изменять бюджет
Проект решения № 08/231-3811/ПР от 31.10.2018 года “О внесении изменений в решение Киевсовета № 1043/4050 от 21 декабря 2017 “О бюджете Киева на 2018 год” подал на рассмотрение столичного горсовета директор Департамента финансов КГГА Владимир Репик.
Комиссия Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития приняла этот документ к рассмотрению на своем заседании 5 ноября 2018 года. Тогда членам комиссии только рекомендовали изучить предложение КГГА и направить в департамент финансов свои замечания и предложения.
Вероятно, часть этих замечаний и предложений финансисты КГГА поддержали – соответствующее письмо было направлено в бюджетную комиссию Киевсовета 17 ноября. Этот длинный и обстоятельный документ профильная комиссия горсовета удосужилась рассмотреть только на своем заседании 20 ноября – непосредственно перед заседанием горсовета, назначенным на 12:00. На этом заседании прозвучало множество дополнительных предложений по совершенствованию документа, которые Владимир Репик или обещал учесть, или – нет. Таким образом, к материалам “по внесению изменений в бюджет Киева-2018” еще добавился увесистый протокол заседания бюджетной комиссии №08/280-1815 от 20.11.2018 года.
Во всем этом и предложили разобраться депутатскому корпусу, раздавая им материалы уже в момент начала рассмотрения вопроса на пленарном заседании.
Стоит отметить, что текстовая часть документа и приложений к нему в итоге даже не соответствовала тому, что главный финансист Киева озвучивал депутатам при рассмотрении вопроса.
Как утверждали новую версию финансовой конституции Киева
Отметим, в ходе обсуждения изменений в бюджет столицы на текущий год представители фракций “ВО “Свобода”, “ВО “Батькивщина” и депутатской группы “Киевская команда” были возмущены подходом администрации Виталия Кличко к внесению изменений в бюджет Киева. Оно и понятно – документы на сотни страниц, которые, наверное, нельзя даже бегло прочесть за день, выдали им непосредственно перед голосованием по этому вопросу.
Даже некоторые представители фракции “Солидарность” не понимали, какие изменения собой подразумевает документ. Например, глава комиссии Киевсовета по вопросам образования, науки, семьи, молодежи и спорта Анна Старостенко на момент рассмотрения вопроса даже не знала – сколько денег будет выделено на выплату заработных плат и премий учителям.
“Пока нам несут и множат проект изменений в бюджет, который мы сегодня принимаем, я прошу Вас еще раз назвать точную сумму, которая выделяется дополнительно на учителей. И хватит ли этих средств, чтобы покрыть все обязательства перед учителями киевских школ”, – пыталась выяснить Старостенко.
Глава комиссии Киевсовета по вопросам регламента и депутатской этики Олег Макаров (депутатская группа “Киевская команда”) был особенно категоричен.
“Мы вот так распределяем 4 млрд гривен. Это почти бюджет некоторых больших городов и даже областных центров. Только сейчас нам раздают проект бюджета, который еще никто не успел прочитать. Уже идет доклад, а нам только сейчас раздают его. На сайте Киевсовета его нет – хочу сообщить. Это что означает? Что 4 млрд гривен уже пораздавали по округам и договорились с депутатами, которые будут поддерживать документ? Это значит, что кулуарно распределили какие-то расходы на коммунальные предприятия или еще что-то произошло. Если там есть реальные расходы, ничего страшного не произойдет, если мы 29 ноября рассмотрим документ на пленарном заседании Киевсовета в нормальном режиме. Мы не можем поддерживать такой бюджет, я лично точно”, – сообщил Макаров.
Глава регламентной комиссии Киевсовета призвал прекратить “такой позорный порядок рассмотрения”.
“Выход из этой ситуации – принятие бюджетного регламента, который, к сожалению, тормозится некоторыми фракциями, которые не хотят распределять средства прозрачным способом, а хотят вот таким образом, за полчаса, 4 млрд гривен раздавать не знаю куда, так как я не успеваю прочитать и изучить эти цифры, которые тут только что раздали на 100 страниц одну минуту назад. Если с проектом изменений в бюджет можно было ознакомится еще 20 дней назад, то с правками к нему точно не было возможности ознакомится. Сначала поступило письмо на 50 страниц от финансового департамента КГГА, а потом еще бюджетная комиссия там на 50 страниц что-то наголосовала”, – сообщил Макаров.
С Макаровым был солидарен также глава комиссии Киевсовета по вопросам ЖКХ и ТЭК Владимир Бондаренко (глава фракции “ВО “Батькивщина”).
Замглавы комиссии Киевсовета по вопросам ЖКХ и ТЭК Святослав Кутняк (фракция “ВО “Свобода”) также отметил, что “так принимать бюджет и распоряжаться 4 млрд гривен – просто недопустимо”.
“Когда Ваш доклад (обращался к Репику.- KV) закончился, у депутатского корпуса на руках появился сам проект решения. А изменения, которые были проголосованные с утра, их тоже нужно изучать. Поэтому вопрос не в бюджетном регламенте, а в уважении к киевлянам. Это их средства и так ими распоряжаться – на колене писать цифры – я считаю недопустимым”, – заявил депутат.
По словам Кутняка, в бюджете Киева есть более 53 млрд гривен, но их не используют по изначальному целевому назначению.
“К примеру, у нас есть парк “Наталка”. Прекрасный парк. Но нужно говорить – какой ценой он стал таким прекрасным и сколько миллионов, я извиняюсь, туда просто топятся. Уже более 100 млн гривен было использовано на парк “Наталка”, когда у нас есть сотни домов где нужно просто поменять один насос, который стоит 15 тыс. гривен. Но на это денег нет. А на парк “Наталка” снова выделяется 13 млн гривен”, – возмущался депутат.
“Следующий момент. У нас есть схема теплоснабжения Киева на период до 2025 года. Снимается, если я не ошибаюсь, 19 млн гривен. Вопрос состоит в том, извините, – а что делал у нас исполнительный орган (КГГА) весь этот год, что у нас снимается эта сумма? А потом, бьют себя в грудь, на сколько нам важна эта схема теплоснабжения города. Должна быть приоритетность, а не когда мы, извините, за два месяца ничего не сделали и просто эти 19 млн гривен перекидываем туда, где их можно реализовать”, – “в сердцах” отметил Кутняк.
Читайте: В администрации Кличко “нашли” деньги на создание Схемы теплоснабжения Киева до 2025 года
Депутат назвал десятки пунктов, согласно которым бюджетные деньги снимаются с тех важных объектов и направлений, на которые нерадивые чиновники КГГА не успевают их потратить до конца текущего года.
“Знаете как говорит городской голова? “Эффект Вау” должен быть”. Так “Вау-эффект” должен быть, когда человек может спокойно прийти домой, у него будут теплые батареи, горячая вода будет сразу течь, не нужно будет ждать 20 минут пока она стечет, и когда канализация и сети в подвалах не будут рваться. Для этого требуется намного меньше средств, чем “эффект-Вау”. У киевлян сейчас свой “эффект-Вау”, когда в таких условиях находится жилой фонд. Тут таких пунктов десятки”, – отметил Кутняк.
В итоге, за внесение изменений в бюджет Киева на 2018 год проголосовало 64 народных избранника (49 депутатов из фракции “Солидарность”, 13 представителей фракции “Единство” и лично столичный градоначальник Виталий Кличко.- KV). Ни одного голоса за утверждение изменений в бюджет не дали представители фракций: “ВО “Свобода”, “ВО “Батькивщина” и депутатской группы “Киевская команда”.
О странной нерасторопности чиновников КГГА
Напомним, 22 февраля 2018 года на заседании Киевсовета депутаты внесли изменения в Регламент Киевсовета. В частности, предполагалось, что по результатам 9 месяцев 2018 года дополнения в главную смету города следует будет сформировать до 1 ноября.
Напомним также, что департаменты КГГА в 2018 году не подали в срок до 15 октября на рассмотрение Киевсовета 20 целевых программ. Из-за этого киевляне рискуют остаться без социальных выплат, может прекратиться поддержка спортсменов, льготные категории населения могут лишиться бесплатного проезда и пр.
Читайте: С 1 января 2019 года в Киеве перестанет действовать 20 целевых программ
Как ранее сообщала KV, практика перераспределения бюджетных средств в конце 2017 года обернулась тем, что огромные суммы денег, изначально расписанные на важные направления и объекты, так и не были потрачены по назначению.
Вопрос тогда тоже был внесен с голоса и рассмотрен, как безотлагательный, соответствующие проекты решения заранее опубликованы не были. Оппозиционные депутаты и тогда настаивали на том, что имело место уменьшение расходной части бюджета по ряду исполнителей на десятки и сотни млн гривен, чтобы “нерадивые” исполнители из горгосадминистрации и городских КП могли уйти от ответственности за неосвоение бюджетных средств.
Читайте: Киевсовет позаботился, чтобы на бумаге выполнение городского бюджета-2017 выглядело неплохо
Владимир Репик возглавляет Департамент финансов КГГА с 2012 года. За сферу бюджета и финансов в столице с 21 декабря 2017 года отвечает первый замглавы КГГА Николай Поворозник.
Читайте: В администрации Кличко придумали как не оставить ленивых чиновников без бюджетов
Фото KV