Законопроект Зеленского про СБУ: сокращение штата и усиление функций

Законопроект Зеленского про СБУ: сокращение штата и усиление функций

Законопроект президента Владимира Зеленского (на фото слева) о реформировании Службы безопасности Украины (СБУ) предполагает разграничение полномочий службы с другими правоохранительными органами, работу на опережение преступной деятельности против государства, а также сокращение значительного количества сотрудников СБУ.  Но после детального изучения законопроекта возникает ощущение, что за ведомством, которое возглавляет Иван Баканов (на фото справа), хотят сохранить все его нынешние полномочия, в том числе – в сфере экономики.

Об этом KV стало известно из законопроекта президента Владимира Зеленского №3196 “О внесении изменений в Закон Украины “О Службе безопасности Украины” относительно усовершенствования организационно-правовых основ деятельности Службы безопасности Украины” от 10.03.2020, опубликованного на сайте Верховной Рады (ВР).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Этот законопроект обсуждался с осени 2019 года. Согласно законопроекту, глава СБУ, как и сейчас, будет назначаться и увольняться ВР – по представлению президента. Срок полномочий главы СБУ продлевается до шести лет. Заместители главы ведомства назначаются и освобождаются главой СБУ по согласованию с президентом.

На должность главы СБУ не могут претендовать те, кто:

  • подпадает под ограничения данного закона;

  • в течение трех лет до назначения входили в состав руководящих органов политической партии, находились с ней в трудовых ии договорных отношениях;

  • в течение трех лет постоянно находилась за границей или были связаны трудовыми отношениями с иностранными работодателями;

  • имеют гражданство (подданство) другого государства.

Предполагается поэтапное прекращение комплектования СБУ военнослужащими и комплектация лицами со специальными званиями. Численность сотрудников СБУ планируется снизить с 27 тыс. до 15 тыс. человек в мирное время и 20 тыс. в особый период.

Денежное обеспечение СБУ планируется повысить до уровня Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), Государственного бюро расследований (ГБР) и других антикоррупционных органов.

На СБУ возлагается выполнение следующих задач:

  • противодействие разведывательно-подрывной деятельности против Украины, а также другим угрозам государственной безопасности Украины;

  • борьба с терроризмом и кибертерроризмом;

  • контрразведывательную защиту государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности, оборонного и научно-технического потенциала, кибербезопасности и информационной безопасности государства, объектов критической инфраструктуры, а также контрразведывательную защиту экономического благосостояния Украины от влияния специальных служб иностранных государств, иностранных предприятий, организаций и учреждений; контрразведывательное обеспечение реализации фундаментальных национальных интересов Украины;

  • предупреждение, выявление и пресечение преступлений против основ национальной безопасности, мира и безопасности человечества, распространение оружия массового поражения и других преступлений, которые представляют угрозу государственной безопасности Украины;

  • охрана государственной тайны.


Основные функции СБУ сведены к следующим:

  • контрразведывательная деятельность;

  • управление рисками государственной безопасности;

  • оперативно-розыскная деятельность;

  • деятельность по обеспечению охраны государственной тайны;

  • досудебное расследование уголовных правонарушений, подготовка или совершение которых представляет угрозу государственной безопасности.

Изменениями в закон “О контрразведывательной деятельности” СБУ получает право на основании постановления следственного судьи проводить следующую контрразведывательную деятельность:

  • визуальное наблюдение за лицом, вещью или местом в публично доступных местах с фиксацией соответствующих сведений и данных;

  • снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей;

  • снятие информации с электронных информационных систем без ведома их владельцев;

  • негласное обследование публично недоступных мест, жилища или иного владения лица с фиксацией сведений и данных об указанных объектах;

  • установление местонахождения радиоэлектронного средства (мобильного терминала систем связи и других радиоизлучающих устройств, активированных в сетях операторов, провайдеров телекоммуникаций) без раскрытия содержания передаваемых;

  • негласный обзор корреспонденции, ее обработка, снятие копий или получение образцов.

Законопроект оставляет возможность выполнения СБУ “других” функций, выполнение которых может быть возложено исключительно законом. В таких случаях формулировка “другие” позволяет расширять сферы деятельности и вмешиваться не только в государственные дела.


Так, согласно законопроекту, СБУ больше не будет бороться с коррупцией, организованной преступностью, контрабандой, продажей наркотиков, экономическими преступлениями и т.д. Эти полномочия фактически дублировали функции других правоохранительных органов и, выходит, что главк “К” (подразделение по борьбе с экономическими преступлениями) должен быть ликвидирован. 

Законопроект Зеленского про СБУ: сокращение штата и усиление функций


Но предлагаемые изменения в закон “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью” гласят, что борьбу с оргпреступностью могут осуществлять уполномоченные оперативные подразделения СБУ. Эти нормы выписаны так, что любые “экономические преступления” можно связать с “разведывательно-подрывной деятельностью” против Украины и “угрозой государственной безопасности”. 

СБУ будет иметь право на получение информации по запросу от правоохранительных и других государственных органов, воинских формирований, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и физических лиц в течение трех рабочих дней.

Игнорировать такие запросы не получится – необходимо будет письменно сообщить о причинах невозможности предоставления запрашиваемой информации. В таком случае СБУ сможет только продлить срок предоставления информации, но не более чем на два рабочих дня.

В случае невыполнения законных требований сотрудника СБУ, непредоставления информации по запросу должностных (служебных) лиц СБУ, предоставления заведомо недостоверной информации или предоставления информации не в полном объеме, нарушения установленных законом сроков ее предоставления и пр. – нарушитель будет оштрафован на 15-20 необлагаемых налогом минимальных доходов граждан. 

СБУ наделяется полномочиями “участвовать в выявлении необоснованных активов и сборе доказательств их необоснованности” – с целью обеспечения возмещения причиненного государству ущерба и вреда. Де-факто эта норма может открыть возможность сотрудникам СБУ “кошмарить и доить” бизнес.

Законопроект позволяет СБУ вмешиваться в дела, которые ведут прокуроры. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе могут появиться нормы, согласно которым генпрокурор или его заместитель по представлению главы СБУ или его заместителя своим постановлением может отнести уголовное производство к “подследственности следователей органов безопасности, если соответствующее преступление составляет угрозу государственной безопасности Украины”.

Поскольку у понятия “государственная безопасность” довольно размытые границы, теоретически любое дело может оказаться в кабинетах СБУ.

При этом президент получит право назначать контролеров за деятельностью СБУ. То есть существующий десятки лет неформальный институт “смотрящих президента за СБУ” наконец-то получит легальный статус. Но полномочия и права таких контролеров нигде не регламентируются.


Отметим, что Владимир Зеленский внес в ВР еще два законопроекта:

  • №3197 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с новой редакцией закона Украины “О Службе безопасности Украины;

  • №3198 “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины в связи с новой редакцией закона Украины “О Службе безопасности Украины”.


Глава СБУ Иван Баканов заявлял, что считает законопроект президента сбалансированным, так как тот учитывает лучшие мировые тенденции построения эффективных спецслужб и собственный опыт СБУ по противодействию гибридным угрозам.


Напомним, Иван Баканов возглавил СБУ после некоторых перипетий. Его прочили на пост главы Администрации президента.


В начале сентября 2019 года на своем первом совещании с руководством ВР, Кабмином Алексея Гончарука и руководителями силовых ведомств президент Владимир Зеленский поставил задачу принять целостную и всестороннюю концепцию реформирования СБУ, принять закон об охране секретной информации, “при этом максимально учесть просьбы иностранных партнеров, а не задавив выполнение задач, возложенных на СБУ”.


Читайте: План Зеленского: рынок земли, большая приватизация и всё быстро (видео)

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Олег Розуменко
Рекомендуємо до перегляду
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
16:00 Демонтаж держави-агресора та спонсора тероризму, російської федерації, є безумовним і обов’язковим запобіжником проти подальших злочинних дій з боку кремлівських режимів. Тільки це убезпечить…
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об'єктів на приватизацію
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об’єктів на приватизацію
14:00 Столична міськрада затвердила новий перелік комунальних будівель та приміщень, які підлягають “малій приватизації”. До нього увійшли близько сотні об’єктів загальною площею понад 16…
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Banner
QlU7mDx4