Доработка “Программы комплексного развития зеленой зоны Киева до 2030 года” вышла на финишную прямую: в проект программы вносятся последние правки (какие именно – неизвестно) на основе полученных во время общественного обсуждения предложений и замечаний. Будет ли опубликован отчет о результатах общественного обсуждения проекта программы и отчет о выполнении предыдущей программы, принятой еще в 2005 году – большой вопрос. Вероятно, в КГГА не желают “ошарашить” киевлян цифрами реальных потерь зеленых зон за последние 16 лет. Экоактивисты возмущены: утверждают, что документ содержит массу недостоверных данных и разработан с грубым нарушением законодательства. Похоже, в случае утверждения Киевсоветом такого варианта программы зеленая карта Киева превратится в “решето”: будут ”легализованы” последствия масштабного сокращения зеленых зон прошлых лет и “запрограммированы” под застройку другие зеленые территории.
Как стало известно KV, в скором времени на рассмотрение Киевсовета могут вынести проект решения об утверждении “Программы комплексного развития зеленой зоны Киева до 2030 года” (документ еще не зарегистрирован, ссылки на его текст и на проект программы опубликованы на официальном сайте Управления экологии и природных ресурсов КГГА. – KV).
Отметим, что эта программа должна определять основные градостроительные параметры и мероприятия по формированию, развитию, функционированию и сохранению сети озелененных территорий столицы. Сеть эта состоит из озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, пр.), ограниченного пользования (насаждения во дворах, на территориях школ, больниц и пр.), а также озелененных территорий специального назначения (уличные насаждения, санитарно-защитные зоны и т.д.)
KV писала, что проект новой программы-2030 разрабатывается по сути с 11-летним опозданием. Срок действия предыдущего документа – Программы развития зеленой зоны Киева до 2010 года и концепции формирования зеленых насаждений в центральной части города (была принята Киевсоветом еще 19 июля 2005 года) – неоднократно продлевали, пока он окончательно не истек 31 декабря 2020 года. При этом отчет о ее выполнении за какой-либо из периодов не предоставлялся ни разу.
О том, что проект новой программы развития зеленой зоны Киева вскоре могут выставить на суд Киевсовета, 28 сентября 2021 года на заседании комиссии горсовета по вопросам экологической политики заявил директор Управления экологии и природных ресурсов КГГА Александр Возный (на коллаже слева). Он заверил: “Доработку проекта программы мы планируем завершить до конца октября текущего года”.
Гендиректор КО “Киевзеленстрой” Алексей Король (на коллаже справа, возглавляет коммунальную организацию, которая является заказчиком разработки программы.- KV) назвал проект готовым “консолидированным документом” и отметил, что не стоит откладывать сроки вынесения проекта решения об утверждении программы в сессионный зал.
250 неучтенных предложений и замечаний
В повестке дня указанного заседания комиссии планировалось заслушать отчет Управления экологии и природных ресурсов КГГА об итогах общественного обсуждения проекта решения Киевсовета “Об утверждении Программы развития зеленой зоны Киева”. Однако короткое выступление по этому вопросу Возного вряд ли можно назвать таким отчетом – он лишь сообщил, что во время общественного обсуждения проекта с 6 июля по 6 августа 2021 года было получено около 270 письменных предложений и замечаний. После чего КО “Киевзеленстрой” и исполнитель разработки проекта программы (ООО “ИЗПВ “Укрземконсалт”), дескать, решили учесть в программе 11 из них полностью, а 15 – частично. Что за правки будут внесены по итогам общественного обсуждения и почему остались “за кадром” порядка 250 других предложений – директор управления не потрудился уточнить.
На заседании комиссии с критикой проекта программы выступили несколько представителей общественности. В частности, важные замечания высказала представительница “Общественного комитета за сохранение Беличанского леса” Вероника Агеева. Она подчеркнула – перед принятием новой программы до 2030 года необходимо представить отчет о выполнении предыдущей – ведь он пока отсутствует в открытом доступе. Как и отчет о проведении общественных слушаний проекта новой программы (несмотря на обещания управления обнародовать их не позднее 31 августа 2021 года. – KV).
Саму программу она назвала поверхностной и заявила, что “в ней запрограммированы преступления”. Например, в таблице “Озеленение территорий общего пользования” площадь парка отдыха возле реки Нивка в национальном природном парке “Беличанский лес” в предыдущей “программе-2010” составляла 110 га, в проекте теперешней – всего 13 га. “Куда 100 гектаров делось?”, – задала она вопрос, но ответа не получила.
Читайте: Как заповедную часть столичного парка “Нивки” отдали под жилую застройку
Также Агеева привела другой пример неготовности проекта – в прошлой программе значились 5 скверов в Святошинском районе, однако в нынешнем проекте они вообще исчезли без указания оснований – ссылок ни на нормативные документы, ни на решения Киевсовета нет. Такая же ситуация, по ее словам, и по лесным территориям – непонятно, сколько земель было изъято из лесного фонда, баланс не подбит. В наименее озелененном Святошинском районе нет запланированных объектов нового зеленого строительства. По словам Агеевой, недостатков в проекте программы чрезвычайно много, из-за чего она предложила ее переделать и снова вынести на общественное обсуждение.
В итоге члены комиссии Киевсовета по вопросам экологической политики 28 сентября 2021 года сочли, что Александр Возный отчитался по заявленному вопросу повестки дня и приняла его “отчет” к сведению. В ответ на замечания общественников комиссия поручила экологическому управлению КГГА и КО “Киевзеленстрой” подготовить презентацию с информацией, какие из предложений общественности было решено учесть в проекте программы. Отметим, что дата такой “презентации” пока не объявлена, как непонятен и формат ее проведения – будут ли по ее итогам запротоколированы и учтены в проекте программы замечания и предложения эко-активистов и экспертов, либо она будет носить лишь ознакомительный характер.
Мнение эксперта
Как сообщил KV архитектор, один из разработчиков действующего Генерального плана Киева и Программы развития зеленой зоны Киева – 2010 Сергей Дюжев, ключевым моментом проект Программы комплексного развития зеленой зоны должен уточнять положения действующего Генплана Киева, но не противоречить им. В противном случае разработчики программы теоретически даже могут понести уголовную ответственность.
А с этим у авторов проекта новой программы, по словам Дюжева, большие проблемы. Все из-за того, что действие Программы развития зеленых зон-2010 продляли, но не мониторили ее выполнение и не вносили в нее актуальные изменения. За 15 лет ее действия Киевсовет принял сотни решений о создании либо изъятии участков из зеленых зон без четкой инструкции – как эти изменения вносить в действующую программу. Как правило, они и не вносились, а тем временем части лесов и парков, которые числились в программе, решениями Киевсовета отдавались под застройку.
KV не раз писала, что подобная же ситуация сложилась и с действующим Генпланом – за время его действия с 2002 года столичные власти ни разу не потрудились подготовить проект внесения в него изменений, хотя должны были мониторить выполнение его задач и раз в пять лет вносить в Генплан актуальные корректировки. Вместо этого Киевсовет во главе с Леонидом Черновецким в 2008 году решил разрабатывать проект нового Генплана Киева. Как выразился Дюжев, с очевидной целью – чтобы “легализовать последствия земельно-строительного дерибана” с массовыми нарушениями действующего Генплана и заложить лазейки для такого дерибана на будущее.
Читайте: Киев могут оставить без нового Генплана
Чтобы избежать такого ужасного сценария, при мониторинге и корректировке программы развития зеленых зон разработчик – “Укрземконсалт” – должен был определить, какие градостроительные изменения приемлемы, а какие – противоречат интересам киевлян. А также провести расчеты нормативной обеспеченности киевлян озелененными территориями, чтобы они не были меньше установленных госнормами показателей. Однако такой анализ, по мнению архитектора, не проводился: разработчики проекта проанализировали принятые за последние 16 лет решения Киевсовета, которые касались смены целевого назначения участков, изъятия земель из программы зеленых зон и пр. и механически перенесли их в проект. Из-за такого подхода зеленые территории, как он выразился, стали похожи на “решето”.
Но так быть не должно. В идеале, проект программы должен был быть “синхронизирован” с проектом внесения изменений в действующий Генплан, а в нынешних реалиях – с данными проекта нового Генплана. По словам Дюжева, после увольнения руководителя КО “Институт Генплана Киева” Сергея Броневицкого, возможно, найдут такого преемника, который согласится “перекинуть лохмотья зеленых зон из новой программы в проект нового Генплана, за который могут проголосовать уже под Новый год”. По мнению Дюжева, после этого может начаться “разгул и мародерство, тотальная катастрофа” и в ближайшие годы в Киеве исчезнет масса зеленых территорий, а противостоять этому можно будет только в судах.
Пример – участок на Пейзажной аллее, где расположена фигурка “Маленького принца”. Он в проекте программы исключен из списка зеленых зон и если такой документ утвердит Киевсовет – застройщики будут иметь основания возвести здесь очередной новострой.
По словам Дюжева, в проекте программы заложены скрытые планы застройки зеленых зон. К примеру, законодательство позволяет располагать в границах озелененных территорий общего пользования не только зеленые насаждения, но и различные объекты: игровые и спортивные площадки, аллеи, дороги, кафе, бассейны и пр. Площадь этих “включений” должна соответствовать нормативам, для чего должны проводиться специальные расчеты, но их в проекте нет. Из-за этого неизвестно, сколько таких объектов в том или ином парке или сквере может находиться как часть единой зеленой территории. Киевсовет зачастую предоставляет право аренды на такие “включения” (к примеру, для размещения кафе), “вырезая” участок из списка зеленых зон и переводя его в земли общественного назначения. Тем самым “развязываются руки” арендаторам для коммерческой застройки некогда зеленого участка.
С другой стороны, ряд решений Киевсовета неоправданно завышает количество созданных зеленых зон, когда Киевсовет “дробит” уже существующие озелененные территории, попутно присваивая им новые адреса. Кроме того, “фейковое” увеличение площади зеленых зон города на бумаге происходит за счет зачисления участков озелененных территорий ограниченного пользования (дворовые территории) к озелененным территориям общего пользования (парки, скверы, бульвары).
Более подробно о хитростях чиновников в вопросе учета и планирования зеленых территорий Сергей Дюжев информировал еще 17 августа на свой странице в Facebook.
Он призвал разработчиков проекта программы вернуться в правовое поле, взять на себя ответственность за развитие зеленой зоны столицы и основательно, с соблюдением всех требований, его доработать. Пока же, по словам Дюжева, проект носит “фейковый” характер и является “горой макулатуры, чтобы отчитаться за потраченные на его подготовку деньги”.
Долгий путь к новой программе
Как уже упоминалось, 31 декабря 2020 года истек срок действия предыдущей программы развития зеленой зоны и через полгода – 8 июля 2021 года, Киевсовет принял своего рода ”промежуточное” решение, утвердив так называемые “показатели развития зеленых зон”. Показатели были взяты устаревшие – из старой программы. Этим же решением КГГА поручалось до 31 октября 2021 года разработать, провести общественное обсуждение и подать на утверждение Киевсовету проект новой программы – 2030.
Читайте: Как зеленые зоны Киева оставили без программы развития
Напомним – в каденцию мэра Киева Виталия Кличко неоднократно звучали обещания разработать и утвердить новую “зеленую” программу. Но только 17 сентября 2018 года КО “Киевзеленстрой” заключил договор с КП “Киевский институт земельных отношений” по корректировке и мониторингу Программы развития зеленой зоны Киева-2010 года на сумму 2,75 тыс. гривен. Срок выполнения работ определили до 31 декабря 2019 года, однако результатов этого мониторинга так никто и не увидел, а с КП заказчик попросту не расплатился.
Читайте: В КГГА придумали как скрыть от киевлян потерю около 1100 га зеленых зон
Затем за такую работу взялся “Укрземконсалт” – 20 июля 2020 года “Киевзеленстрой” заключил с этой фирмой соответствующий договор на 2,33 млн гривен.
Как стало известно KV, в письме Управления экологии и природных ресурсов КГГА к экологической комиссии Киевсовета от 9 сентября 2021 года говорится, что материалы корректировки и мониторинга Программы развития зеленой зоны Киева-2010 и проект комплексного развития зеленой зоны Киева до 2030 года “Укрземконсалт” передал “Киевзеленстрою” в декабре 2020 года.
Также в письме указываются неутешительные показатели регистрации “зеленых” участков в Госземкадастре и оформления столичными КП права пользования ими. Так, “Киевзеленстрой” с начала 2018 года подал 800 ходатайств на право разработать проекты землеустройства для объявленных Киевсоветом участков скверов, парков или зеленых зон. До июля 2021 года этому коммунальному объединению удалось получить от горсовета “добро” на разработку менее половины от их числа – 320. А получить финансирование на эти цели и довести дело до регистрации в Госземкадастре за 2017-2020 годы “Киевзеленстрою” удалось всего лишь для 92 участков неизвестно какой площади.
Отметим, по состоянию на начало 2018 года только единицы из более 500 парков и скверов в Киеве были застрахованы от застройки – имели установленные границы и были зарегистрированы в госземкадастре, как зеленые зоны. KV писала, что в большинстве случаев “Киевзеленстрой” не проводил такую работу из-за отсутствия финансирования, или в силу того, что земля официально была придомовой территорией либо уже была отведена застройщикам.
Подробнее: Парки и скверы в Киеве не могут ни посчитать, ни узаконить
Последствия многолетнего отсутствия инвентаризации и оформления зеленых зон столицы налицо – в проекте новой программы-2030 указано, что по состоянию на 1 октября 2020 года площадь парков и скверов Киева составляла 5,3 тыс. га. Напомним, на старте предыдущей программы-2010 площадь парков и скверов равнялась 5,5 тыс. га. При этом в июле 2021 года Киевский городской голова заявил, что площадь 128 парков и 618 скверов Киева составляет 3,8 тыс. га. Выходит, что уже полтора десятка лет площадь парков и скверов движется в сторону уменьшения и нарастающими темпами.
Читайте: Преступная медлительность КГГА уже лишила киевлян минимум 750 га зеленых зон
Алексей Король был назначен гендиректором КО “Киевзеленстрой” 10 декабря 2020 года (исполнял обязанности гендиректора с 15 июля 2019 года). Это коммунальное объединение подчинено Управлению экологии и природных ресурсов КГГА, которое с 11 февраля 2021 года возглавляет Александр Возный.
Читайте: Кличко назначил начальником Управления экологии КГГА скандально известного Александра Возного
Деятельность этого управления уже давно курирует замглавы КГГА Петр Пантелеев.
Фото: коллаж KV