В начале апреля Верховная Рада приняла многострадальный законопроект о добровольном присоединении территориальных общин сел, поселков к городам областного значения. Теперь своеобразные общины могут быть созданы без проведения выборов, а руководить ими будут действующие мэры. В офисе реформ Киевщины утверждают, что такой законопроект ускорит создание терробщин, однако говорить, что новация парламента полностью завершает реформу децентрализации – рано.
Законопроект
Как стало известно KV, 3 апреля Верховная Рада Украины приняла законопроект о внесении изменений в Закон Украины “О добровольном объединении территориальных общин” относительно добровольного присоединения территориальных общин сел, поселков к территориальным общинам городов областного значения”.
Согласно тексту законопроекта до повторного второго чтения 19 марта, изменения будут внесены в Закон Украины “О добровольном объединении территориальных общин”.
Так, полномочия местных органов самоуправления будут прекращены со дня вступления в силу решений сельских, поселковых и городских советов о добровольном создании территориальной общины.
До проведения очередных местных выборов при создании территориальной общины с центром в городе областного значения председателем ОТО будет считаться действующий градоначальник.
Отмечается, что закон вступит в силу с 1 мая этого года.
Города
В числе городов областного значения в Киевской области, которые могут стать центром ОТО, – Белая Церковь, Березань, Борисполь, Бровары, Буча, Васильков, Ирпень, Обухов, Переяслав-Хмельницкий, Ржищев, Славутич и Фастов.
KV поинтересовалась у некоторых их председателей, поможет ли принятие закона ускорить проведение децентрализации на их территории.
И.о. мэра Ржищева Кристина Черненькая:
Данный закон вступает в силу с 1 мая, поэтому мы взяли тайм-аут и привлекли к этой теме юристов и консультантов “Ассоциации городов”. На протяжении двух недель мы вместе будем разбираться конкретно по нашей ситуации. Мы уже получили позитивный вывод от Киевской облгосадминистрации, все документы собраны, мы на стадии назначения выборов.
К тому же у нас был иск на Центральную избирательную комиссию, по затягиванию назначения даты выборов в Ржищевскую ОТО, но никаких результатов это не дало. Вероятно, судебное рассмотрение либо намеренно, либо по неизвестным нам причинам затягивается.
Пока мы будем решать, каким путем лучше идти Ржищеву – проходить всю процедуру заново, пользуясь новым законом или все же продолжать требовать назначения выборов через суд. Мы постоянно на связи с председателями сельсоветов, все люди очень ждут создания ОТО.
Читайте: Проект “Децентрализация”: Ржищевская терробщина может стать проблемой для Кагарлыкского района
Первый заммэра Березани Анатолий Семененко:
Больше полутора лет мы ждали назначения выборов в Березанской ОТО. У нас уже приняты все позитивные решения, в том числе и сельсоветами. Обещали нам выборы сначала в октябре, потом в апреле. Теперь приняли такой законопроект.
Мы пока его детально не изучали, но я думаю, что это значительно ускорит процесс создания терробщины.
Хоть и эта ОТО не требует выборов председателя, в селах выборы все равно должны пройти. Обязательно нужно выбрать старосту и депутатов. Так что надеемся на скорейшее решение этих вопросов.
Читайте: В Киевской области появится Березанская объединенная территориальная община
Мэр Фастова Михаил Нетяжук:
По закону мы не можем начать процесс объединения, поскольку у нас не определены границы общины. Кроме того, Кабинет Министров еще не утвердил перспективный план создания Фастовской ОТО. И я не знаю, позволяет ли законопроект Верховной Рады без согласования Кабмина создавать ОТО. Пока только утвердили порядок общественных обсуждений. Но даже их провести мы не можем, потому что неясно о каких границах общины мы говорим. Теоретически рассматривается четыре варианта создания ОТО по Фастовскому району. Чтобы выносить какой-то из них на обсуждение общественности, его нужно утвердить. А то, что мы обсуждали с сельскими головами, никак не влияет на процесс. Мы не можем говорить без одобрения местных жителей. Думаю, что этот законопроект ускорит создание Фастовской терробщины, но я пока не видел обнародованный закон, чтобы комментировать его более подробно. Пока не ясно, какие нормы там прописаны.
Мэр Бучи Анатолий Федорук:
Закон о добровольном объединении в прошлой редакции фактически лишал города областного значения возможности быть участниками процесса объединения. А это более 20 млн граждан нашего государства. Законопроект, который рассмотрела Верховная Рада, имеет большое значение, поскольку дает возможность всем населенным пунктам реализовывать закон о добровольном объединении терробщин. Очень приятно, что столько депутатов Верховной Рады прониклось данной проблематикой, вникло в этот вопрос и приняло закон.
Мы, Бучанская объединенная территориальная община, в рамках закона о добровольном объединении уже прошли все необходимые процедуры и ожидали назначения первых выборов на протяжении трех лет. Но в связи с несоответствием законодательства ЦИК не могла их назначить. На сегодняшний день в Украине 27 таких общин, как мы. Все сейчас активно приобщаются к этому процессу и с 1 мая нужно заново пройти все процедуры, что мы и планируем сделать. В этом году будет создана Бучанская ОТО.
Мэр Переяслав-Хмельницкого Тарас Костин:
Мы дважды пытались начать процесс объединения Переяслав-Хмельницкой терробщины. Это было два года назад и в прошлом году. Но тогда сельсоветы были против.
В связи с принятием такого законопроекта 5 апреля мы проведем совещание и снова отправим предложение окружающим селам, теперь уже о присоединении к городу. Конечно, мне кажется, что председатели сельсоветов по-прежнему не хотят терять полномочия, поэтому будут оказывать сопротивление. Возможно, я ошибаюсь.
Мэр Борисполя Анатолий Федорчук:
По этическим соображениям я не занимался вопросом объединения Бориспольской терробщины. Но я думаю, что данный законопроект станет толчком к объединению.
У некоторых сельских голов были мысли о присоединении к Борисполю. В нашем районе очень богатые села, поэтому для них это объединение не настолько актуально, как для других регионов Украины. Если взять те сельсоветы, которые расположены по трассе Борисполь-Киев, то у них на душу населения больше средств, чем у города Борисполь.
Но важно, чтобы была выбрана правильная стратегия объединения. У нас есть и такие села, которые нуждаются во вложениях денег. И будет неправильно, если богатые объединятся с богатыми, а другие останутся без средств к существованию. Но сама идея объединения очень правильная. И единственное правильное решение я вижу в объединении города и всего района.
Заммэра Броваров Александр Резник:
Мы инициировали объединение Броварской ОТО как только была принята реформа децентрализации. Тогда мы ездили по селам, рассказывали людям, для чего нужно объединиться. Сейчас они и так лечатся в наших больницах, дети ходят в городские школы и садики. Но тогда никто к городу не захотел. После этого никаких шагов в сторону объединения сделано не было.
Не могу сказать, ускорит ли принятие этого законопроекта создание нашей терробщины. Но думаю, это станет толчком для повторного обсуждения присоединения к городу.
Мэр Славутича Юрий Фомичев:
Славутич фактически находится на земле Черниговщины и вокруг нас нет населенных пунктов Киевской области. К сожалению, нам не с кем объединяться. Но мы наблюдаем за ситуацией. Приятно, что законопроект был проголосован и принят, он дал возможность территориям вокруг городов областного значения развиваться. Но Славутич из процесса объединения терробщин в Украине выпадает.
Мы не можем также объединиться с селами Черниговской области, поскольку объединение разных областей не предусмотрено законом. Возникнет вопрос, какой области будет Славутицкая ОТО – Черниговской или Киевской? Для этого нужно принимать изменения в Конституцию, это закон об административно-территориальном устройстве. Все слишком сложно. Поэтому на нашу жизнь законопроект Верховной Рады никак не повлиял.
Офис реформ
Как рассказал KV глава офиса реформ Киевской области Владимир Удовиченко, процесс децентрализации на Киевщине может быть ускорен с принятием данного законопроекта, но осталась еще одна преграда для завершения реформы.
“Я думаю, что не только в Киевской области данный законопроект ускорит проведение децентрализации. Сегодня нельзя говорить о том, что на Киевщине этот процесс заторможен, наоборот – это наисложнейшая область с огромным политическим давлением, но мы достойно, открыто и демократично проходим этот путь. Поэтому Киевская область может быть примером для тех, кто хочет провести реформу децентрализации.
Принятый законопроект должен быть подписан, тогда мы сможем рассматривать его более подробно. Но сейчас могу сказать, что суть его в том, что города областного значения признаны способными территориальными общинами. Теперь им не нужно бояться выборов, перевыборов, это сложные процессы. Но я могу сказать, что никто этого и не боялся, поскольку и Буча, и Гостомель, и Березань, и Ржищев прошли все необходимые процессы. Но политизированное ЦИК не пропускало их на выборы. Сейчас города областного значения могут быть спокойны. А села, поселки и города смогут присоединиться к ним согласно закону “О добровольном присоединении территориальных общин”.
Осталось только одно препятствие для завершения проведения реформы децентрализации. Это принятие изменений в Конституцию Украины. Без этого мы не сможем принять закон об административно-территориальном устройстве и завершить реформу, я имею в виду введение института префектов”, – резюмировал он.
Напомним, как ранее сообщала KV, 29 апреля в Украине пройдут очередные выборы в объединенные территориальные общины (ОТО). Среди 17 областей, где Центральная избирательная комиссия (ЦИК) согласовала проведение избирательного процесса, нет Киевщины. Хотя Гостомельская, Ржищевская и Березанская терробщины области ожидают своего создания еще с прошлого года. В КОГА отказ назначить выборы называют нарушением закона.
Читайте: Точно не напортачат! Весной в Киевской области выборов не будет