Жители Киевщины жалуются на качество услуг, предоставляемых “Укрзализныцей”. Вокзал Славутича нуждается в ремонте, дополнительных поездах и сохранении электричек. В Кагарлыке грузовая станция попала под оптимизацию и заморожена. Общины обоих городов отстаивают свои права и забрасывают всевозможные инстанции просьбами о помощи. Сетуют, что руководство “Укрзализныци” бездействует, ссылаясь в своих ответах на дефицит вагонных составов, технические проблемы и нерентабельность.
Как стало известно KV, 22 октября мэр Славутича Юрий Фомичев написал обращение и.о. председателя правления ПАО “Укрзализныця” Евгению Кравцову. Мэра волновала ситуация, возникшая в связи с качеством предоставления услуг “Укрзализныцей” по станции “Славутич” Юго-Западной железной дороги, а также перевозкой пассажиров по маршруту Киев-Чернигов-Славутич и льготных категорий.
В документе Фомичев отметил, что еще 22 июня горсовет направил “Укрзализныце” обращение с просьбой запуска скоростного поезда категории “Интерсити” (ИС) сообщением Киев-Нежин-Чернигов-Славутич.
“На обращение мы получили ответ о нецелесообразности организации такого маршрута, в связи с высокой стоимостью билетов на проезд указанной категории и низким пассажиропотоком в данном направлении. Непонятно, как определялся пассажиропоток на поезде класса “Интерсити” в направлении, по которому он не ходит? При этом стоимость перевозки пассажиров автобусами, не самого высокого качества, по маршруту Славутич-Киев составляет сегодня 160 гривен. И постоянно растет!”, – говорится в обращении.
Любопытно, что вместе с этим в интернете начали распространяться слухи о том, что Киевская дирекция железнодорожных перевозок намерена изъять из оборота одну из пар электропоездов на участке Чернигов-Славутич с 28 октября.
Информация появилась на странице “Подслушано в Славутиче” в Facebook. Автор поста, ссылаясь на неизвестное постановление КМУ, указывает, что компенсация за перевозку льготных категорий граждан должна осуществляться из городского бюджета. И, в связи с отсутствием такой компенсации, электропоезда будут сняты из оборота.
Сообщение вызвало бурное обсуждение среди жителей города – большинство было против отмены курсирования существующих электропоездов.
Фомичев в ответ привел доводы, что компенсация за льготные перевозки должна осуществляться из государственного бюджета, а не местного. По его словам, в ст.18 Закона Украины “О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях” устанавливаются гарантии по обеспечению льготных условий и только государство может оказывать и гарантировать льготы гражданам определенных категорий. Отметил мэр и то, что в Бюджетном Кодексе говорится, что такие компенсационные выплаты не являются обязанностью местной власти, а лишь одним из направлений, куда могут направляться средства.
“Местная власть всегда идет навстречу в решении вопросов компенсации и принимает соответствующие решения (при наличии средств в горбюджете). Так, в 2017 году ПАО “Укрзализныця” были направлены средства в объеме 300 тыс. гривен, как компенсационные выплаты за льготный проезд. К сожалению, бюджет города в 2018 году сформирован со значительным дефицитом, даже на защищенные статьи. Об этом мы уже сообщали письмом от 26 сентября 2018 № 01-22/1950. Мы надеемся на улучшение ситуации уже в следующем 2019 году”, – говорится в обращении.
Отдельно в документе обращается внимание на качество предоставления услуг станцией “Славутич”. Так, в основном услугами станции пользуются работники Чернобыльской АЭС и годовая стоимость этих услуг для ГСП “Чернобыльская АЭС” составляет более 50 млн. гривен. По мнению мэра, этой суммы достаточно, чтобы сделать капитальный ремонт вокзала.
“Состояние станции “Славутич” вызывает большое беспокойство. Покрытие перрона имеет провалы. Облицовка стен подземных переходов и перронов грязная и обшарпанная. Освещение устаревшее и во многих местах не работает. О состоянии туалетов не стоит даже и упоминать”, – указывается в обращении мэра.
Также Фомичев отметил, что еще в прошлом году был произведен осмотр вокзала и определены проблемы для срочного решения. Но уже конец 2018-го – изменений нет. По словам представителей ПАО “Укрзализныця”, капитальный ремонт, согласно графика, запланирован на 2019 год. Но мэр убежден, что ремонт можно было запланировать и на более ранний период.
“Учитывая вышеизложенное, прошу вернуться к вопросу запуска скоростного поезда категории “Интерсити”, сообщением Киев-Нежин-Чернигов-Славутич в ближайшей перспективе. Не допустить сокращения количества пар электропоездов на участке Чернигов-Славутич. Срочно провести текущий ремонт покрытия перронов, лестниц, стен, освещения, туалетов на железнодорожном вокзале станции “Славутич”. Ускорить выполнение современного капитального ремонта вокзала железнодорожной станции “Славутич”, – завершил свое обращение мэр Славутича.
После того, как обращение появилось в общем доступе на сайте горсовета, корреспондент KV несколько раз общался с председателем Славутичского горсовета Юрием Фомичевым. За весь этот период мэрия так и не получила ответа от “Укрзализныци”. Как отметил Юрий Фомичев, нет рычагов влияния на высшее руководство, чтобы ускорить этот процесс, и у начальника железнодорожной станции г. Славутич.
“Ответа от “Укрзализныци” мы все еще не получили. “Укрзализныця” – это очень мощная структура, они не могут так динамично реагировать, чтобы за две недели изменить свои планы. Поэтому, я понимаю, что ремонт вокзала железнодорожной станции будет все же в 2019 году. Электропоезда также пока что курсируют в обычном режиме”, – прокомментировал ситуацию KV Юрий Фомичев.
Закрыть нельзя оставить
Проблемы с “Укрзализныцей” возникли и у руководства Кагарлыкского района. В середине лета грузовая станция “Кагарлык” попала под оптимизацию. Закрытие станции поставило под угрозу существование местных предприятий, деятельность которых связана с железнодорожной транспортировкой. Вопрос сохранения грузовой станции поднимался на районной и городской сессиях. В этом вопросе обещал посодействовать и экс-губернатор КОГА Александр Горган.
Так, на заседании очередной 35 сессии Кагарлыцкого районного совета VII созыва от 7.08.2018 г., председатель Иван Семцов проинформировал о том, что поступило обращение от предприятий, которые ведут хозяйственную деятельность в Кагарлыкском районе, поднять ходатайство перед председателями областной госадминистрации и облсовета, Премьер-министром Украины, Министерством инфраструктуры Украины, ПАО “Укрзализныця”, по недопущению закрытия станции “Кагарлык” для грузовых перевозок.
Как рассказал KV председатель Кагарлыкского райсовета Иван Семцов, на их территории сложилась негативная ситуация, когда при наличии действующих договоров с ПАО “Укрзализныця”, предприятия района лишены законной возможности осуществлять грузовые операции на станции.
“Я лично от районного совета направлял обращения к руководству ПАО “Укрзализныця”. Депутаты единогласно поддержали данное обращение. На нашей территории большое количество предприятий, деятельность которых тесно связана с железнодорожной транспортировкой. Это позволяет уменьшить автомобильные расходы, снять нагрузку с автодорог. На наше обращение мы получили ответ, что у нас в 2018 году погрузка составляла 0,77 вагона в день – это нерентабельно и станцию необходимо закрывать. Что у них идет экономия средств, сокращают на этой станции работников. А именно: двух работников и кассиров”, – прокомментировал ситуацию KV Иван Семцов.
Также он отметил, что 23 октября в Кагарлыкской РГА состоялось совещание с руководителями учреждений и организаций района о работе и оказании услуг ПАО “Укрзализныця”. Поднимался вопрос и о сохранении грузовой станции.
“Мы всех собрали во время аппаратного совещания в райгосадминистрации, был и представитель Киевской дирекции железнодорожных перевозок. Мы предложили расходы по заработной плате работников взять на себя, только не сокращайте людей и не закрывайте грузовую станцию. На что нам конкретного ответа так и не было предоставлено”, – рассказал KV Иван Семцов.
По мнению председателя райсовета, железнодорожная станция становится малоактивной только по той причине, что “Укрзализныця” не подает туда в необходимом объеме состав вагонов под погрузку.
“В 2017 году у нас был норма 2,55 вагоны в день, что считается экономически целесообразно. То в этом году “Укрзализныця” вагоны нам не предоставила и отгрузка не происходила. Возникает подозрение, что это делается специально – показать, что станция нерентабельна. В прошлом году урожайность была куда хуже, и 2,25 вагона было рентабельно. Сейчас только предприятия, заказчики, производство которых не связано с зерновыми, грузят 1,8 вагона, а нужно два вагона в сутки. А представьте, если к этому количеству добавить вагоны с зерном, то это будет больше двух вагонов. Сегодня мы можем грузить около 6-7 вагонов в день. О какой нерентабельности идет речь?”, – резюмировал Иван Семцов.
Так, на сайте Центра транспортных стратегий сообщалось, что 65 станций железной дороги могут быть закрыты в 2018 году. В группу зерновых станций, которым грозит временный, условный или постоянный перевод в режим подачи и забирания вагонов, при условии накопления заявок на вывоз не менее 5 вагонов, попала и Кагарлыкская.
Ответ
На информационный запрос KV, чем обусловлен отказ запуска скоростного поезда категории “Интерсити” в Славутиче, руководство ПАО “Укрзализныця” ответило, что “сегодня прямое железнодорожное сообщение обеспечивается между городами Славутич-Киев двумя парами электропоездов повышенного комфорта, а между городами Чернигов-Киев – четырьмя парами пассажирских поездов, и размер движения соответствуют имеющемуся пассажиропотоку. А прямое железнодорожное сообщение поездами категории “Интерсити” в направлении Киев – Нежин – Чернигов – Славутич не планируется из-за отсутствия свободных составов таких поездов”.
О том, что запуск такого маршрута нецелесообразен из-за низкого пассажиропотока, как сообщалось ранее горсовету Славутича, в ответе не указывалось. Также, как и не шла речь о сокращении парных электропоездов на участке Чернигов-Славутич с 28 октября, из-за неперечисленных средств из местного бюджета на компенсацию льготного проезда.
“Несмотря на то, что пригородные пассажирские перевозки осуществляются в условиях недостатка технически исправного подвижного состава, все пригородные поезда со станции “Славутич” сегодня курсируют согласно действующему расписанию движения, их отмена не планируется”, – говорится в ответе предприятия.
На вопрос, когда же планируется капитальный ремонт станции и вокзала в Славутиче, ПАО “Укрзализныця” ответила, что здание вокзала на станции “Славутич” находится в удовлетворительном техническом состоянии и во внутренних отделочных работах не нуждается. Проектом Плана основных средств ремонта на следующий год предусмотрен текущий ремонт фасада здания. Проблемным вопросом является витражная кровля вокзала. В 2019 году планируется проведение технического обследования конструкций кровли (каркас, стеклопакеты, резина-уплотнители) и разработка проектно-сметной документации.
Не менее “положительным” оказался ответ и о сохранении грузовой станции в Кагарлыке.
Так, сообщается, что в ПАО “Укрзализныця” отсутствуют технические и технологические возможности предоставлять услуги на малодеятельных станциях из-за дефицита подвижного состава. А как они являются субъектами хозяйственной деятельности, то не в состоянии без компенсации удерживать убыточную инфраструктуру. Также они отметили, что перевозки грузов можно осуществлять и со станции Триполье-Днепровское. Но эта станция находится на расстоянии 36 км от Кагарлыка.
И напоследок добавили, что организация перевозки грузов осуществляется на договорных началах. Подпунктом 2.4.2 договора о предоставлении услуг между ПАО “Укрзализныця” (перевозчик) и заказчиком перевозок установлено, что перевозчик имеет право отказать в согласовании планов перевозок грузов в случае отсутствия у перевозчика технической или технологической возможности осуществить такую перевозку. Отказ осуществляется через автоматизированную систему “МЕСПЛАН”.
“Пользуясь своим правом, в связи с увеличением заказов в целом перевозчик на данной станции не согласовывал планы перевозки для всех субъектов хозяйственной деятельности из-за отсутствия технической возможности выполнять перевозки. Вопрос дальнейшей работы станции для выполнения коммерческих операций будет рассматриваться при условии компенсации расходов, связанных с обслуживанием малодеятельных и убыточных объектов инфраструктуры, за счет предприятий, обслуживаемых станцией”, – говорится в документе.
Напомним, руководство “Укрзализныци” хочет провести категоризацию поездов. Госрегулирование цен при этом будет только у категорий “стандарт” и “эконом”. В настоящее время, по мнению компании-монополиста, цены на билеты в вагонах СВ и купейных ниже экономически обоснованного уровня.
Читайте: “Укрзализныця” хочет поднять цены на билеты в купе и СВ
Фото: коллаж KV