Киевские власти последовательно декларируют намерения форсировать строительство Подольского мостового перехода через Днепр. В связи с чем, Киевская горгосадминистрация (КГГА) переутвердила проект строительства с новыми технико-экономическими показателями. Сметная стоимость всего проекта увеличена с 7,63 млрд гривен до 11,25 млрд гривен. С начала строительства освоены 3,42 млрд гривен.
Об этом KV стало известно из распоряжения КГГА № 697 от 16.08.2016 “О переутверждении проекта “Строительство Подольского мостового перехода через р. Днепр в г. Киеве”.
Первоначально эскизный проект строительства с переносом дачной застройки Русановских и Воскресенских садов на ул. Радистов в Деснянском районе был утвержден распоряжением КГГА № 1285 от 21.07.2011. Впоследствии проект был переутвержден распоряжением № 2233 от 12.12.2012. Но эти два документа в открытом доступе отсутствуют, потому сравнить технико-экономические показатели проектов невозможно.
С учетом экспертных отчетов ГП “Специализированная государственная экспертная организация – Центральная служба Украинской государственной строительной экспертизы” от 6 декабря 2012 года и 5 августа 2016 года, новый проект строительства Подольского мостового перехода утвержден со следующими технико-экономическими показателями:
-
ширина проезжей части: II очередь – 2х11,5 метров в 6 полос; III очередь – 8 метров в 2 полосы, IV очередь – 7,5 метров в 2 полосы;
-
проектная пропускная способность – 7000 единиц в час пик;
-
расчетная интенсивность движения – 60,1 тыс. авто в сутки;
-
длина мостового перехода с подходами – 10176,18 метров;
-
количество спусков с лифтами – 13 (1 – на Рыбальский остров, 4 – на мост через Гавань, 4 на мост через р. Днепр, 4 на мост через р. Десенку);
-
подземные пешеходные переходы – 872,25 кв. м.
Искусственные сооружения:
-
мост через Гавань – 566 м;
-
мост через р. Днепр – 545,4 м;
-
мост через р. Десенку – 314 м;
-
эстакады по главному ходу – 2х2330 м;
-
эстакады на съездах – 916 м.
Схема Подольского мостового перехода
На ул. Радистов в Деснянском районе следует оборудовать 102 участка дачной застройки общей площадью 10 га с постройкой общественного центра на 333,63 кв. м. Здесь же будут проложены подъездные дороги от Броварского проспекта – 1378 м, и от ул. Радистов – 390 м.
Продолжительность строительства – 48 месяцев (точка отсчета в распоряжении не определена. – KV). Годовая потребность в электроэнергии – 1212,053 тыс. кВт/ч, в воде – 19,02 тыс. кв. м.
Сметная стоимость строительства (в текущих ценах на 1.06.2016) – 11,251 млрд гривен, в т.ч.:
-
строительные работы – 8,298 млрд гривен;
-
оборудование, мебель и инвентарь – 8,07 млн гривен;
-
другие затраты – 2,95 млрд гривен.
По состоянию на 1 января 2016 года из общей сметной стоимости освоено 3,424 млрд гривен, в том числе:
-
строительные работы – 2,285 млрд гривен;
-
оборудование – 921 тыс. гривен;
-
другие затраты – 1,138 млрд гривен.
По данным строительного департамента КГГА, стоимость проекта по смете 2012 года составляла 7 млрд 628 млн 151 тыс. гривен. Новая смета увеличена на 3 млрд 623 млн 035 тыс. гривен, или на 47,5%. Оценить степень завершенности проекта путем прямого сравнения сметных показателей сложно, т.к. освоенные суммы сопоставимы с ценами 2012 года. Тогда получается, что по смете 2012 года выполнено 44,9%. Если же сравнивать с новой сметой, уровень освоенного проекта падает до 30,4%.
Кроме того, стоит обратить внимание на графу “другие затраты”. Чаще всего, в эти графу прячут хищения, не связанные напрямую со строительными работами.
Так, в смете нового проекта строительные затраты составляют 73,8%, а “другие” – 26,2%. В уже освоенных суммах это соотношение другое: строительные работы – 66,73%, “другие” – 33,24%. То есть, “другие затраты” – административные, зарплатные, премиальные, канцелярские и т.д. – осваиваются более быстрыми темпами.
В этом же контексте обращает на себя внимание и п. 2 распоряжения № 697: упоминаются (но не конкретизируются) суммы на покрытие некоего неназванного риска и средства на покрытие инфляционных расходов, которые заказчик может использовать на основании достоверной отчетности. В цивилизованном мире такие проблемы решаются путем страхования рисков и правильного размещения временно свободных ресурсов.
Справка KV. Технико-экономическое обоснование строительства моста разрабатывалось в 1987-1989 гг. Проект согласован мостостроительным советом 25 июля 1990 года и утвержден Киевсоветом 19 апреля 1993 года. Работы начаты в 1993 году, но из-за отсутствия финансирования строительство через несколько лет было приостановлено.
В декабре 2003 года строительство моста было возобновлено. Окончание строительства планировалось на 2008 год. Но из-за экономической ситуации финансирование строительства было возобновлено в мае 2010 года. Тогда же окончание первой очереди (сдача автомобильных мостов и эстакад до набережной левого берега с организацией движения до пр. Ватутина) было перенесено на 2013 год. В 2014 году были подняты и смонтированы центральные пролеты арок моста через Днепр.
За эти годы вокруг строительства моста случилось немало историй. Самая известная – 18 ноября 2011 года во время опускания стрелы в транспортное положение опрокинулся плавучий кран “Захарий”, с помощью которого выполнялась установка сегментов арки.
На фото: Кран “Захарий” в рабочем положении, фото отсюда
На фото: Кран “Захарий” после падения, фото отсюда
К слову, главный инженер Подольского мостового перехода – Георгий Фукс, проектант моста метро, Южного моста и Московского моста.
Читайте: Битва за “золотой мост”: “Мостострой” отодвигают от бюджетов Подольского перехода