Столичное руководство наплевало на принцип “деньги ходят за ребенком”

Столичное руководство наплевало на принцип “деньги ходят за ребенком”

Уже больше года частные школы Киева, наряду с государственными и коммунальными, должны получать бюджетное финансирование по принципу “деньги ходят за ребенком”. Однако, власти столицы весь прошлый год с этими отчислениями медлили. В итоге, частные школы получили из городской казны положенное финансирование лишь за декабрь 2019 года и всего в размере 4,8 млн гривен. В профильной комиссии Киевсовета предполагают, что образовательные чиновники могли потратить средства соответствующей субвенции на выплату себе крупных премий. Исходя из планов по финансированию таких заведений в 2020 году, ежемесячно всем частным школам Киева уже давно должны платить из городского бюджета около 7 млн гривен. Но финансирование, из-за неуважения к закону, в Киевской горгосадминистрации (КГГА) перекладывают на родителей учеников.

Как известно, по Закону “Об образовании”, родители имеют право выбирать, в школе какой формы собственности их дети будут получать полное среднее образование, а государство должно профинансировать этот процесс. Для этого Кабмин включил учеников частных школ в формулу распределения образовательной субвенции между местными бюджетами (постановление Кабмина от 6 февраля 2019 года №65) и откорректировал порядок распределения этих средств (постановление Кабмина от 27 февраля 2019 года №193). В результате, с 1 января 2019 года в Украине было фактически возобновлено бюджетное финансирование частных школ. То есть частные школы, наряду с государственными и коммунальными, должны ежемесячно получать бюджетные ассигнования за счет образовательной субвенции (начисляются из расчета на каждого ученика и могут быть использованы только на оплату работы учителей).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

По данным соучредителя ОО “Ассоциация частных учебных заведений Киева” (код ЕГРПОУ: 33597394) Ирины Барматовой, финансирование из бюджета на каждого ребенка составляет около 500 гривен в месяц, то есть одна школа на 200 учеников должна получать примерно 1,2 млн гривен в год.

“В некоторых областях Украины частные школы начали получать бюджетные средства с апреля 2019 года, но с учетом зимних месяцев, в некоторых – с сентября 2019 года, но без учета предыдущего периода. Самая печальная ситуация для коллективов частных школ оказалась в столице, где без каких-либо объяснений деньги субвенции были выплачены только за декабрь 2019 года. Судьба денег субвенции за все остальные месяцы, которые должны были поступить в частные школы Киева как целевое финансирование из расчета на каждого ученика, неизвестна”, – рассказала KV Ирина Барматова.

Она подчеркнула, что финансирование с 2019 года частных школ по принципу “деньги ходят за ребенком” является лишь восстановлением справедливости в обеспечении государственных гарантий каждому школьнику на получение конституционно обязательного образования”, так как проблема с финансированием частных школ Украины началась еще в 2000 году.

“До 2000 года частные школы независимой Украины, как и до сегодняшнего времени практически во всех европейских странах, имели равные права с государственными и коммунальными. Все частные школы вместе со счетом в обычных банках имели бюджетный счет. Поскольку общее среднее образование по Конституции обязательное, для него в государственном бюджете все годы независимости Украины закладывались деньги из расчета норматива на каждого ученика. До 2000 года частные школы получали из бюджета финансирование за выполнение государственного стандарта. Но после 2000 года безо всяких объяснений эти деньги в частные школы поступать перестали”, – пояснила Ирина Барматова.

О проблемах в части распределения средств образовательной субвенции частным школам  Киевскому городскому голове Виталию Кличко в январе 2020 года сообщала депутат Верховной Рады Мария Мезенцева (фракция партии “Слуга народа”).

По ее данным, недополучение образовательной субвенции частными школами Киева привело к недофинансированию заработной платы учителей и социальной напряженности в коллективах, поскольку получение этих средств закладывалось в их бюджеты на 2019 год.

Как KV сообщили в Департаменте образования и науки Киевской горгосадминистрации (КГГА), в государственном бюджете на 2019 год Киеву была выделена образовательная субвенция в размере 3,5 млрд гривен. При этом из общего фонда бюджета Киева функционирование учреждений общего среднего образования всех форм собственности было профинансировано в сумме 8,1 млрд гривен. Из них частные школы получили всего лишь 4,8 млн гривен на оплату труда педработников.

На 2020 год, по данным КГГА, финансирование учреждений общего среднего образования всех форм собственности запланировано на уровне 9,5 млрд гривен, из которых частные школы должны получить 89 млн гривен.

В марте 2020 года KV запросила в профильном департаменте КГГА информацию об объемах финансирования частных школ помесячно с начала 2019 года и до марта 2020 года. KV уточнили, что в 2019 году указанные 4,8 млн гривен частным школам были перечислены в декабре прошлого года. По 2020 году информации о бюджетных ассигнованиях частным школам KV не предоставили – лишь продублировали планы направить на эти цели 89 млн гривен.

По мнению секретаря постоянной комиссии Киевсовета по вопросам образования, науки, семьи, молодежи и спорта Наталии Шульги (депутатская группа “Киевская команда”), главной причиной невыплат частным школам образовательной субвенции является неуважение к закону и несвоевременная реакция на выполнение постановления Кабмина. 

Она даже допустила, что выделенная Киеву в 2019 году образовательная субвенция была использована без учета новой категории учеников частных школ. Только под давлением частным школам было выплачено субвенцию и только за декабрь 2019 года вместо того, чтобы выплачивать ее с 1 января 2019 года, как это было предусмотрено постановлением Кабмина. 

“Директора коммунальных школ и управленцы себе насчитали десятки тысяч гривен в премиях. Возникает вопрос: из каких денег? Даже если допустить, что субвенция была получена не в полном объеме, это не оправдывает ее использование без учета пропорции между коммунальными и частными школами. Похоже, что вместо выполнения постановления Кабмина, бюджетные средства были использованы на премирование, то есть нецелевым образом. А это уголовная ответственность”, – заявила Наталия Шульга.

Секретарь профильной комиссии Киевсовета также подчеркнула, что директора частных школ рассчитали свои бюджеты с учетом государственной субвенции. Но поскольку чиновники на местах закон не выполняют – финансовую нагрузку пришлось переложить на родителей.

По данным КГГА, в Киеве функционирует 488 школ, из них 425 – коммунальной собственности, 9 – государственной и 54 – частной. Если учесть, что на 2020 год частным школам столицы в бюджете предусмотрели 89 млн гривен, то в месяц еще в прошлом году им должны были платить около 7 млн гривен. 

Отметим, согласно Закону “О Государственном бюджете на 2020 год”, Кабмину было поручено до 1 февраля 2020 года проработать вопрос об увеличении образовательной субвенции, распределив ее между местными бюджетами с учетом количества учащихся всех типов учреждений общего среднего образования. Однако, 13 апреля 2020 года Верховная Рада приняла проект изменений в госбюджет-2020. Изменениями были значительно сокращены расходы на образование, науку, культуру, спорт, а также субвенции местным бюджетам и соцвыплаты с целью предусмотреть финансовые ресурсы для нейтрализации негативных последствий распространения коронавирусной инфекции.

Читайте: Рада поддержала секвестр госбюджета-2020

Напомним, Департаментом образования и науки КГГА (до марта 2018 года – Департамент образования и науки, молодежи и спорта КГГА) с 29 апреля 2014 года руководит Елена Фиданян (на фото справа). 

Читайте: Против кадровой политики КГГА в сфере образования ополчились 13 нардепов

В июле 2017 года антикоррупционная комиссия Киевсовета требовала от городского головы Виталия Кличко отстранить Елену Фиданян от выполнения должностных обязанностей на время проведения служебного расследования. Причиной назывались возможные злоупотребления и коррупционная составляющая при проведении тендерных закупок, которые вылились в 4 уголовных производства.

Читайте: Чиновница из администрации Кличко наработала на 4 уголовных производства 

В 2018 году Департамент образования и науки КГГА без проведения конкурсов перезаключил контракты со 180 директорами столичных школ. Замглавы профильной комиссии Киевсовета Сергей Паладий (фракция “ВО “Батькивщина”) настаивал на проведении таких конкурсов и даже разработал соответствующий проект решения Киевсовета. Однако эту инициативу не поддержали. Елена Фиданян тогда поясняла, дескать, нормы нового законодательства в сфере образования и КЗоТа противоречат друг другу, и, по мнению юристов министерства образования, КЗоТ не позволяет без согласия работника изменить условия их контрактов.

Читайте: Киев не дозрел до назначения директоров школ на конкурсной основе

Летом 2019 года деятельностью чиновников Департаментов образования и науки КГГА и Департамента молодежи и спорта КГГА опять заинтересовались правоохранительные органы. Прокуратура расследовала уголовное производство по факту возможного присвоения 20,3 млн гривен бюджетных средств, которые по результатам тендеров с ноября 2016 года по март 2019 года  были перечислены этими департаментами предприятиям с признаками фиктивности.

Читайте: Прокуратура подозревает “гуманитарные” департаменты КГГА в распиле бюджетных средств

Деятельность Департамента образования и науки КГГА координирует заместитель главы столичной горгосадминистрации Валентин Мондриевский (на фото слева).

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Алена Момот
Рекомендуємо до перегляду
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
09:00 Нещодавно столична міськрада ухвалила програму управління об’єктами комунальної власності, розраховану на період 2025-2027 років. Усього на її реалізацію планується витратити 251,3 млн гривень,…
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Banner
QlU7mDx4