Всеукраинский референдум от “Слуги народа”: серьезные барьеры для успешного проведения плебисцита и возможность заблокировать его через КСУ

Всеукраинский референдум от “Слуги народа”: серьезные барьеры для успешного проведения плебисцита и возможность заблокировать его через КСУ

Завтра, 18 марта, заканчивается обсуждение текста законопроекта “О всеукраинском референдуме”, который был обещан еще кандидатом в президенты Владимиром Зеленским и который обнародован на сайте Верховной Рады (ВР). Согласно проекту документа, всеукраинский референдум могут инициировать президент, ВР или граждане. Если всеукраинский референдум инициируют граждане, им будет нужно для этого собрать 3 млн подписей избирателей. Чтобы всеукраинский референдум состоялся, в нем должны принять участие не менее 50% от зарегистрированных в Госреестре избирателей. Чтобы решение на референдуме считалось принятым, за него должны проголосовать не менее половины всех, кто пришел на голосование в день референдума. Кроме того, до начала референдума, вопрос, который выносится на всенародной обсуждение, должен быть признан Конституционным судом (КСУ) как соответствующий Основному закону.

Об этом KV стало известно из содержания текста законопроекта “О всеукраинском референдуме”, обнародованного на сайте ВР для общественного обсуждения. Автором законопроекта считается первый вице-спикер ВР Руслан Стефанчук (на фото).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

На основании распоряжения №2 спикера Рады Дмитрия Разумкова от 13 января 2020 года, “с целью подготовки согласованных предложений по совершенствованию действующего законодательства Украины по вопросам народовластия и прямой демократии была создана Рабочая группа по разработке проектов законов по вопросам народовластия. По результатам многочисленных заседаний этой Рабочей группы, после детального обсуждения и оживленных дискуссий ее участниками был принят первый законопроект в сфере народовластия и прямой демократии – проект Закона Украины “О всеукраинском референдуме”, сказано в парламентском сообщении от 4 марта с.г. 

Общественное обсуждение проекта закона закончится 18 марта.

10 марта спикер парламента в эфире одного из телеканалов высказал мнение, что принятие законопроекта об общенациональном референдуме возможно в течение месяца: “Если он будет зарегистрирован, это один из приоритетных законопроектов, то сначала он будет рассмотрен в первом чтении, после этого во втором чтении. Теоретически это возможно сделать за месяц работы парламента”, – пояснил Дмитрий Разумков.

Отметим, что осенью прошлого года в Раде уже был зарегистрирован проект закона №2182 (от 26 сентября 2019 года) “Про всеукраинский референдум” авторства лидера парламентской фракции ВО “Батькивщина” Юлии Тимошенко и ее заместителя по фракции Сергея Соболева. Тимошенко неоднократно призывала срочно принять его и вынести на всенародное обсуждение вопрос о “рынке земли”, однако этот законопроект так и не попал в повестку дня. Теперь вероятность внесения его на рассмотрение парламента становится и вовсе призрачной (а тем более, принятие закона Тимошенко). Особенно, если “законопроект Стефанчука” будет по итогу внесен президентом Владимиром Зеленским и определен им как неотложный. 

Читайте: Тимошенко требует срочно принять закон о референдуме и вынести на него вопрос о земле (видео)

Напомним, внесение в Раду законопроектов о народовластии, в т.ч. о референдуме, анонсировалось командой будущего президента Владимира Зеленского (лично – Русланом Стефанчуком) еще во время предвыборной президентской кампании в апреле 2019 года. С тех пор прошел почти год, и за это время одно из главных предвыборных обещаний шестого президента все еще не выполнено.

Выставленный на обсуждение законопроект Рабочей группы определяет всеукраинский референдум формой прямой демократии, способом осуществления власти непосредственно украинским народом через принятие (утверждение) гражданами тех или иных решений путем голосования.

Вопрос референдума 

Предметом всеукраинского референдума может быть:

  • утверждение изменений в Конституцию в разделы I (“Общие положения”), III (“Выборы. Референдум”), XIII (“Внесение изменений в Конституцию Украины”);

  • вопрос общегосударственного значения, “решение которого влияет на судьбу всего Украинского народа”;

  • утверждение закона о ратификации международного договора, предусматривающего изменение территории Украины;

  • утрата действия какого-либо закона или его отдельных положений.

Не могут выноситься на референдум: 

  • вопросы, которые противоречат Конституции, Общей декларации прав человека или могут привести к нарушению Украиной международных обязательств согласно пакта о гражданских и политических правах, пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и протоколов к ней;

  • вопросы, направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение суверенитета и территориальной целостности страны, создание угрозы национальной безопасности, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;

  • вопросы относительно налогов, бюджета, амнистии;

  • вопросы, отнесенные Конституцией и законами к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.

При этом, на всеукраинский референдум может выноситься одновременно не более трех вопросов. 

Вопрос всеукраинского референдума – это текст, которым излагается пропозиция всеукраинского референдума, в форме вопросительного предложения, которое предлагает избирателю четкие ответы “да” или “нет”. Предложение должно быть ясным и понятным, не допускать разных толкований.

Неотъемлемой частью вопроса, касающегося изменений Конституции, изменения территории страны, утраты силы какого-либо закона целиком или частично, является соответствующий законопроект.

Созыв референдума

Референдум, на котором решается изменить Основной закон, назначается президентским указом – на последнее воскресенье 60-дневного срока со дня издания указа (он должен выйти не позднее 5 дней после получения главой государства от спикера парламента соответствующего закона о конституционных изменениях).

Референдум, касающийся изменений территории страны, назначает ВР своим постановлением одновременно с ратификацией международного договора об изменении территории государства. В документе прописывается дата референдума (последнее воскресенье 60-дневного срока со дня принятия постановления) и формулируется вопрос, который на него выносится.

Референдум по народной инициативе (по требованию не менее чем 3 млн граждан, имеющих право голоса) провозглашается (укр. – “проголошується”) указом президента – не позднее чем на 15 день после получения от Центральной избирательной комиссии (ЦИК) решения об итогах сбора подписей, необходимых для осуществления народной инициативы. День голосования – также последнее воскресенье 60-дневного срока со дня издания указа. 

Субъектами процесса предлагается признать избирателей (участников референдума), ЦИК и созданные ею комиссии по референдуму, инициативную группу, политические партии и общественные организации (зарегистрированные в Центризбиркоме как сторонники и оппоненты вопроса референдума), а также зарегистрированные Комиссией официальные наблюдатели от инициативной группы, партий и общественных организаций, иностранных государств, международных правительственных и неправительственных организаций.

Процесс референдума начинается на следующий после опубликования соответствующего указа президента или постановления Рады день, а завершится должен через 15 дней после официального объявления его результатов ЦИК. 

Голосование на референдуме – тайное, право голоса имеют все дееспособные граждане, которым на день голосования исполнилось 18 лет и которые включены в список избирателей для проведения всеукраинского референдума. 

Проголосовать на участке, согласно законопроекта, можно будет путем подачи бумажного бюллетеня. Но не только: предусмотрен вариант электронного голосования “в порядке, определенном законом”. 

Военнослужащим в день голосования закон обязывает предоставить не менее как четырехчасовой отпуск, чтобы они могли проголосовать.

В целях публичности и открытости проведения и подготовки всеукраинского референдума закон гарантирует гражданам, партиям, общественным организациям и инициативной группе референдума право свободно обсуждать целесообразность проведения плебисцита, агитировать касательно вопросов, вынесенных на всенародное обсуждение. Органам государственной и местной власти (как и их должностным лицам) запрещается этому препятствовать.

Результаты всеукраинского референдума не будут требовать утверждения каким-либо государственным органом. Отменить решение референдума можно будет не ранее чем через три года и, опять же, только на референдуме. 

Когда референдум под вопросом

Референдум не может быть назначен в условиях военного или чрезвычайного положения на всей территории страны или на ее части. Если военное или чрезвычайное положение введено уже после назначения референдума, субъект его назначения не позднее чем на третий день после введения такого положения должен издать акт об остановке процесса референдума до окончания действия режима военного или чрезвычайного положения. 

Назначение референдума по народной инициативе может заблокировать КСУ – по обращению президента или не менее 45 народных депутатов. Если референдум инициирует президент или ВР, КСУ открывает производство с подачи субъекта права на конституционное представление. 

Как только КСУ начал производство, процедура объявления референдума считается остановленной до принятия решения. Его должно принять не позднее 30 дней со дня получения судом конституционного представления. В случае признания вопроса референдума противоречащим Основному закону – плебисцит не состоится. 

В законопроекте сказано, что всеукраинский референдум не может состояться, если “все вопросы” признаны неконституционными. В документе не оговаривается – что делать, если часть вопросов признана соответствующей Конституции, а часть – нет.

По народной инициативе: сбор подписей

Для проведения всеукраинского референдума по народной инициативе необходимо собрать подписи не менее 3 млн граждан, имеющих право голоса, и это при условии, что подписи собраны не менее чем в двух третях областей (как минимум – 100 тыс. подписей в каждой). 

Сбор подписей организовывает специально созданная на собрании граждан, в которых принимают участие не менее 300 избирателей, инициативная группа. 

О месте и времени проведения такого собрания его организаторы должны заранее (за 5 дней) письменно сообщить в ЦИК, которая должна направить на них своего представителя для засвидетельствования факта проведения мероприятия. 

Все его участники проходят должную письменную регистрацию, избирают председателя и секретаря, счетную комиссию, утверждают повестку дня, формулируют вопрос, который хотели бы вынести на референдум, формируют персональный состав инициативной группы (не менее 60 человек), которая в дальнейшем займется сбором подписей. Избирается уполномоченный представитель. Результаты собрания протоколируются. 

Протокол передается его уполномоченным представителем в ЦИК, которой предстоит проанализировать документы, процедуру формирования инициативной группы, изучить обоснование проведения референдума на законность и принять решение – зарегистрировать инициативную группу или в регистрации отказать (на это отводится 5 дней). Отказ может быть обжалован инициативной группой в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства.

Если инициативная группа зарегистрирована – об этом выдается официальное свидетельство, удостоверения членов группы, образец подписного листа. Информация про регистрацию публикуется в газете “Голос Украины” и выставляется на сайте ЦИК.

При этом, ЦИК будет отказывать в регистрации другим инициативным группам, если они захотят вынести на референдум вопросы, которые по содержанию или по сути совпадают с вопросом, касательно которого инициативная группа уже зарегистрирована.

На сбор подписей отводится 60 дней с момента получения инициативной группой свидетельства о регистрации.

В одном подписном листе (в бумажном виде) засчитываются подписи избирателей только из одного района или города областного значения. Их собирать смогут только члены инициативной группы.

Избиратель может поддержать проведение референдума, собственноручно оставив автограф в подписном листе, прописав свое ФИО, дату рождения, номер и серию документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Украины, а также свой избирательный адрес и дату проставления подписи.

Если из-за физических недостатков избиратель не может сделать этого собственноручно, по его просьбе это может сделать лицо, которое собирает подписи (про что возле такой подписи делается отметка). 

Кроме этого, избиратель может поддержать инициативу проведения референдума, подав заявление в региональное или территориальное представительство ЦИК, а также “в электронном виде средствами автоматизированной информационной системы” с использованием квалифицированной электронной подписи.

Оговаривается, что избиратель, который поддерживает проведение референдума, имеет право ставить подпись в поддержку одной инициативы только один раз (если окажутся несколько подписей одного лица – их засчитают за одну).

Собирать подписи можно везде, где это не запрещено законом (в частности, нельзя этого делать в органах госвласти, местного самоуправления, войсковых частях, а также по месту выдачи зарплат, пенсий, помощи, стипендий и других социальных выплат, в том числе благотворительной помощи).

Член инициативной группы, который собирал подписи на бумаге, потом оформляет данные подписных листов в электронном виде по утвержденной ЦИКом форме.

При этом, подписи относительно каждого вопроса, который инициативная группа хочет вынести на референдум, собираются отдельно.

Когда сбор подписей окончен, инициативная группа осуществляет их подсчет (по каждому вопросу отдельно). Итоги подсчета вносятся в протокол. Вместе с пронумерованными и сброшюрованными по каждой области подписными листами и электронными данными протокол передается уполномоченным группы в ЦИК – не позднее 18:00 дня, в который заканчивается сбор подписей.

За десять дней ЦИК должна будет проверить подписные листы и подсчитать подписи с использованием автоматизированной информационно-аналитической системы. Порядок проверки определяется Центризбиркомом. На обращение ЦИК в МВД относительно проверки ведомостей про граждан, внесенных в подписные листы, МВД обязано оперативно совершить нужную проверку и сообщить о результатах.

При установлении на основании подписных листов количества граждан, которые поддержали инициативу проведения референдума, не будут учитываться подписи:

  • если в подписном листе отсутствуют все или отдельные данные, предусмотренные утвержденной ЦИК формой;

  • записи и подписи, сделанные вместо гражданина другим лицом (кроме как по просьбе подписанта, ввиду физических недостатков не могущего самостоятельно заполнить подписной лист);

  • записи и подписи лиц, которые на день подписания не имели права голоса.

Если обнаруживается несколько подписей одного и того же лица, засчитают только одну.

Отбраковать смогут и целые подписные листы, ненадлежащим образом оформленные, или:

  • если подписи были собраны не членом инициативной группы;

  • если листы содержат недостоверную информацию о лице, собирающим подписи;

  • если данные о сборщике подписей вообще отсутствуют или стоит не его, а чужая подпись.

По итогам проверки и подсчета ЦИК принимает постановление об итогах сбора подписей под инициативой проведения референдума. 

Если для его проведения их достаточно (3 млн и более), комиссия прописывает это в своем решении, и не далее чем на следующий день передает документ президенту.

Если подписей недостаточно – принимается постановление про отмену инициативы. Не позднее чем на третий день постановление должно быть опубликовано в “Голосе Украины”. В административном порядке инициативная группа сможет обжаловать его в суде.

Сторонники и оппоненты народной инициативы

Агитировать за или против инициативы проведения всеукраинского референдума имеют право инициативная группа, партии и общественные организации, а также просто граждане. 

Политические партии и общественные организации регистрируются в ЦИК, как сторонники или оппоненты вопроса референдума. Для ведения агитации они должны будут создать свои фонды всеукраинского референдума.

Размер фонда референдума законопроект ограничивает: он не может превышать 45 тыс. размеров минимальной зарплаты, установленной на 1 января соответствующего года. Например, на 1 января 2020 года минимальная зарплата составляет 4 тыс. 723 гривны, значит, максимальный фонд референдума, по проекту закона, не может быть больше 212 млн 535 тыс. гривен.

В то же время, размер фонда инициативной группы не ограничивается. Его могут наполнять своими личными средствами как члены группы, так и лица, имеющие право жертвовать политическим партиям (то есть, например, иностранцы и лица без гражданства – не могут).

Средства фонда инициативной группы должны использоваться целевым образом: “исключительно для обеспечения изготовления подписных листов, организационного обеспечения сбора подписей и агитации относительно инициативы”. Средства фонда инициативной группы не могут быть потрачены на оплату труда ее членов и любых других лиц. Платить за сбор подписей нельзя. 

В любом случае, тратить средства фондов референдума на организационные или агитационные нужды позволяется только по безналичному расчету. 

Контроль за деятельностью фондов и их распорядителей будет совершать ЦИК и Национальное агентство по противодействию коррупции (НАПК). Распорядитель средств на протяжении 10 дней по окончании сбора подписей должен будет отправить в Центризбирком и НАБУ финансовый отчет.

Агитация: “за” и “против” референдума

Агитация всеукраинского референдума – это “осуществление какой-либо деятельности, которая побуждает избирателей на всеукраинском референдуме голосовать “за” или “против” вопроса всеукраинского референдума. К агитации также относятся сообщения о мероприятиях, которые проводятся или поддерживаются субъектами процесса всеукраинского референдума”.

В то же время, освещение официальной позиции президента и парламента касательно проведения референдума на предмет конституционных изменений или изменения территории страны агитацией не будут считаться.

Инициативная группа имеет право начинать агитацию с первого же дня процесса референдума. 

Партии и общественные организации смогут это делать сразу же после их регистрации ЦИК в качестве сторонников или оппонентов. 

Формы агитации за или против проведение референдума могут быть разными:

  • собрания граждан, встречи с избирателями, дебаты, дискуссии и другие публичные мероприятия, осуществляемые сторонниками и оппонентами вопроса референдума;

  • проведение митингов, походов, демонстраций за или против вопроса референдума;

  • установление информационных палаток;

  • обнародование в печатных и аудиовизуальных (электронных) СМИ и в сети Интернет выступлений, интервью, очерков, видеофильмов, других публикаций за или против;

  • распространение листовок, плакатов, постеров, буклетов, брошюр и других печатных агитационных материалов или изданий;

  • размещение агитации на носителях наружной рекламы;

  • публичные призывы голосовать за или против вопроса референдума, публичные оценки содержания его вопроса;

  • и другие, “не запрещенные Конституцией и законами Украины” формы.

Субъекты процесса могут изготавливать значки, календари, пакеты, карандаши, ручки и т.п. с надписями или изображениями, имеющими отношение к их агитационной кампании – но при условии, что стоимость каждой единицы такого товара не превышает 3% размера минимальной зарплаты по состоянию на день начала агитации (в пределах около 140 гривен при нынешнем размере минималки).

Печатная продукция агитационного характера должна содержать сведения о предприятии, на котором она была напечатана, ее тираж, информацию о заказчике агитки (с указанием о том, является ли он сторонником или оппонентом вопроса референдума).

Оговаривается, что установление информационных палаток, организация и проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетов “не требуют сообщения или получения каких-либо разрешений от органов исполнительной власти или органов местного самоуправления”.

В законопроекте прописаны и некоторые ограничения, касающиеся агитации. Так, запрещается распространение материалов, которые содержат:

  • призывы к ликвидации независимости Украины;

  • призывы к изменению конституционного строя насильственным путем;

  • призывы к нарушению суверенитета и территориальной целостности государства, к подрыву его безопасности, к незаконному захвату государственной власти;

  • пропаганду войны, насилия и разжигания межэтнической, расовой, национальной, религиозной вражды;

  • посягательства на права и свободы человека, здоровье населения.

Агитировать в любом случае запрещается иностранцам и лицам без гражданства, в том числе – через журналистскую деятельность или в форме участия в концертах, спектаклях, спортивных соревнованиях и других публичных мероприятиях, проводимых в поддержку или против вопроса референдума. 

Нельзя агитировать и чиновникам, должностным лицам государственной или местной власти – в рабочее время. Соответственно, законопроект налагает запрет на использование для агитации помещения, в которых находятся органы власти.

Кроме того, запрещено в любой форме размещать или транслировать агитацию в общественном транспорте (на станциях и в вагонах метро, поездов, в автобусах, маршрутных такси).

На телевидении нельзя помещать агитационные ролики по референдуму в одних блоках с коммерческой или социальной рекламой.

Заканчивается агитация – как и на выборах – “в 24 часа последней пятницы перед днем голосования”, после чего агитировать уже нельзя. Наружная агитация в ночь на субботу снимается силами местной власти, корректируются эфирные плей-листы на радио и ТВ.

Комиссии референдума

Для проведения всеукраинского референдума в общегосударственном округе используются территориальные избирательные округа. В соответствии с Избирательным кодексом, порядок образования таких округов в пределах Автономной Республики (АРК) Крым, областей, Киева и Севастополя устанавливается ЦИК (по Кодексу, границы территориальных округов определяются с учетом границ административно-территориальных единиц).

Для подготовки и организации голосования, подсчета голосов избирателей используются обычные, специальные и зарубежные участки, созданные также согласно положениям Избиркодекса. Новшество состоит в том, что для электронного голосования предусмотрено создание специального участка (об этом – ниже).

Подготовкой референдума занимается система комиссий – ЦИК, а также комиссии нижнего уровня плюс участковая комиссия по электронному голосованию.

К членам окружных и участковых комиссий по референдуму предъявляются в целом те же требования, что прописаны в Избирательном кодексе для избирательных комиссий (граждане Украины, имеющие право голоса, проживающие в границах страны) с той оговоркой, что не может быть членом комиссии член инициативной группы и уполномоченные лица субъектов процесса референдума.

Подавать кандидатуры в состав окружкомов (численный состав – 12 человек) может:

  • инициативная группа (как минимум один человек);

  • политическая партия, имеющая фракцию в ВР текущего созыва (не меньше одного члена);

  • партия, зарегистрированная как сторонник или оппонент вопроса референдума (не более чем по одному представителю каждой партии по жеребьевке; сторонники и оппоненты имеют право на пропорциональное представительство каждой категории руководящих постов).

Те же субъекты имеют право подавать свои кандидатуры в состав участковых комиссий по всеукраинскому референдуму. Их количественный состав разнится в зависимости от размера участков для голосования в пределах от 10-18 человек для малых участков, 14-20 человек – для средних и 18-24 человек для больших.

Специальная участковая комиссия по электронному голосованию создается ЦИК в составе 15 человек, включая голову, заместителя, секретаря и других членов, не менее трети которых должны иметь высшее образование в сфере информационных технологий.

Роль и функции ЦИК, ОИК и УИК аналогичны их роли и функциям при проведении выборов: надлежащая организация, проведение голосования, подсчет голосов, итоги голосования, результаты выборов. 

Основная форма работы комиссий, как коллегиальных органов, традиционна – заседания, которые полномочны, если присутствуют более половины членов комиссии. На этих заседаниях имеют право присутствовать уполномоченные представители субъектов процесса референдума, а также официальные наблюдатели и журналисты. Решения комиссий оформляются в виде постановлений.

Аналогично и что касается списков избирателей: они составляется на основе данных Государственного реестра избирателей, сначала предварительных, потом – по мере надобности – уточненных. Избиратели могут проверить наличие своего имени в списках, но должны помнить, что как и на выборах в день голосования изменения в уточненные списки избирателей не вносятся. Заблаговременно, перед днем голосования, избирателям присылаются именные приглашения принять участие в референдуме.

День референдума

Голосование избирателей на всеукраинском референдуме совершается при помощи бюллетеня в бумажном виде или путем электронного голосования. 

Бумажные бюллетени – их форму, цвет и текст – утверждает ЦИК. К их изготовлению, средствам специальной полиграфической защиты и процессу транспортировки выдвигаются те же требования, что и во время президентских и парламентских выборов (бюллетень – документ строгой отчетности). 

Бюллетень должен содержать формулировку вопроса, который выносится на референдум, название закона или законопроекта, касающегося вопроса референдума, и предложение избирателю ответить “да” или “нет”. Под каждым из этих вариантов ответа проставляется пустой квадрат.

Что касается электронного голосования, законопроект предельно лаконичен: дословно сказано, что “электронное голосование избирателей на всеукраинском референдуме совершается в порядке, определенном законом”. Как известно, такого закона на сегодняшний день нет.

К участкам для голосования также предъявляются требования, как и на обычных выборах – достаточные по размеру и техническим характеристикам охраняемые помещения, в пределах которых размещаются кабины для голосования, устанавливаются урны для бюллетеней, размещаются места членов участковой комиссии. 

В помещении для голосования или непосредственно перед ним обязательно должны быть помещены официальные информационные материалы всеукраинского референдума.

Голосование в день референдума проводится беспрерывно с 8:00 до 20:00 по киевскому времени (на зарубежных участках – по местному времени). Избиратель может находиться в помещении для голосования не дольше, чем требуется получить бюллетень, проголосовать в кабинке и опустить бюллетень в урну. 

В электронном голосовании могут принять участие избиратели, включенные в список избирателей специального участка по электронному голосованию. Такое голосование осуществляется средствами автоматизированной информационно-аналитической системы (она еще не создана). Про дату и время электронного голосования ЦИК сообщает на своем официальном веб-сайте (они должны совпадать с таймингом обычного голосования). Вместе с этим на сайте Комиссии публикуется и разъяснение порядка электронного голосования. 

За 5 минут до 20 часов глава участковой комиссии сообщает об окончании голосования и закрытии участка в 20 часов. Избиратели, которые на 20 часов пришли проголосовать, имеют на это право. Но после выхода с участка последнего избирателя свободный доступ в помещение прекращается, чтобы члены комиссии могли начать подсчет голосов. 

Если на всеукраинский референдум выносилось больше одного вопроса, подсчет голосов проводится по очереди в соответствии с порядковой нумерацией этих вопросов в указе президента или в постановлении Рады при назначении референдума. При этом, бюллетени по тем вопросам, которые ждут подсчета, до времени складываются в отдельные урны на виду у членов комиссии.

Как и в Избирательном кодексе, в законопроекте о референдуме пошагово регламентируются определение количества испорченных, неиспользованных, погашенных бюллетеней, установление числа избирателей, внесенных в списки для голосования и тех, кто в нем принял участие и т.д. 

Наконец, участковая комиссия подсчитывает количество голосов избирателей, поданных в поддержку вопроса референдума и количество голосов против. Результаты заносятся в протокол. 

Отдельно упакованные, пакеты с бюллетенями “за” и “против” по каждому вопросу (если их было несколько) затем будут переданы вместе с протоколом в окружком – он беспрерывно заседает с момента закрытия участков, пока не установит итоги голосования в территориальном округе (на это отводится не более 5 дней).

На основе протоколов участковых комиссий окружком составляет протокол об итогах голосования в границах территориального округа. Один из нескольких экземпляров протокола транспортируется в ЦИК (также данные об итогах голосования в Центризбирком передают средствами автоматизированной информационно-аналитической системы).

Параллельно в ЦИК передаются данные о результатах голосования на зарубежном округе всеукраинского референдума. На основании всех этих протоколов Центризбирком не позднее чем на 10 день после дня референдума должен установить результаты всеукраинского референдума. 

После референдума

“Всеукраинский референдум считается таким, что состоялся, если участие в голосовании на всеукраинском референдуме приняли не менее чем 50 процентов избирателей от количества избирателей, включенных в Государственный реестр избирателей”, – говорится в законопроекте.

При этом, закон об изменении Конституции или закон о ратификации международного договора, по которому изменяется территория Украины, вынесенные на референдум, считается утвержденным (а законопроект про утрату силы закона или его отдельных положений – принятым) – если за это проголосовали более 50% избирателей, принявших участие в голосовании.

Если же референдум признан несостоявшимся, ЦИК принимает решение о признании вынесенных на референдум конституционных изменений (или изменения территории) – неутвержденным (а закон или законопроект – не принятым).

Если действия ЦИК по протоколу о результатах всеукраинского референдума не опротестованы в суде, то не позднее чем на пятый день со дня установления результатов Комиссия их официально объявляет на своем заседании. 

После этого еще на протяжении пяти дней Центризбирком должен опубликовать в газете “Голос Украины” закон, утвержденный (или принятый) на всеукраинском референдуме. Он датируется днем референдума. 

Все принятые на референдуме законодательные изменения считаются вступившими в силу со дня официального объявления ЦИК результатов всеукраинского референдума. 

Вопросы же, не поддержанные на референдуме, могут быть повторно вынесены на референдум по народной инициативе не раньше чем через год после оглашения “провальных” результатов. 

Сам же закон о всеукраинском референдуме, если будет принят, вступит в силу со дня его опубликования.

Исключение – нормы, касающиеся организации и проведения электронного голосования. Они вступят в законную силу со дня, когда заработает автоматизированная информационно-аналитическая система для обеспечения такого голосования (о чем в свое время, если это произойдет, сообщит в официальной прессе и у себя на сайте ЦИК). В связи с этим в заключительных положениях проекта закона Кабмину предписывается закладывать в госбюджет-2021 и последующих лет необходимые для создания и работы этой системы.

Читайте: Избирательный кодекс: мэр Киева дороже президента Украины

Фото: EADaily

КиевVласть

Автор:
Алексей Игнатьев
Рекомендуємо до перегляду
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
16:00 Демонтаж держави-агресора та спонсора тероризму, російської федерації, є безумовним і обов’язковим запобіжником проти подальших злочинних дій з боку кремлівських режимів. Тільки це убезпечить…
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об'єктів на приватизацію
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об’єктів на приватизацію
14:00 Столична міськрада затвердила новий перелік комунальних будівель та приміщень, які підлягають “малій приватизації”. До нього увійшли близько сотні об’єктів загальною площею понад 16…
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Banner
QlU7mDx4